Литовченко Елена Юрьевна

сайт музыкального работника

«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Это высказывание выдающего педагога

Профессия: музыкальный работник

Профессиональные интересы: музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, обучение детей музыке, изобразительному искусству, ритмике.

Увлечения: общение со своей семьей, приносящее удовольствие каждому;занятия с детьми (музыка,вокал)

Регион: Амурская область

Место работы: МАОУ "Прогимназия города Благовещенска"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lena-bes
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский

О себе

  • Образование: среднее специальное, 2001г. закончила Благовещенское музыкальное училище
  • С 2001 года работала в МОАУ Прогимназия учителем музыки, нач.классы.
  • С 2010 года работаю в МОАУ Прогимназия -муз.работником.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

М.Булгаков " Мастер и Маргарита", Сказки всех времён и народов.

Моё портфолио

Развитие творческой личности дошкольника 

в процессе музыкальной деятельности

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется в школе и в жизни.

Среди самых интересных и загадочных явлений детское творчество занимает важное место. Проблемы ее развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих лет. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется: во-первых, значимостью творческих способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению любых задач, способных создать новое в различных сферах жизни.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности дошкольников в разнообразных видах деятельности как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла наше внимание.

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Дети, которые каждый день нажимают на кнопку компьютера, нуждаются также и в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действования. Взрослые обязаны дать ему понять и осознать, что основой любого творчества является идея, и она может быть выражена не только с помощью слов. “Обучение творчеству, или вернее обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека” (Маслоу 1997, с. 69).

Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы. Развитию познавательного интереса способствует такая организация  обучения, при которой ребёнок действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении детей к делу, их непосредственном участии в "создании" музыки пробуждается интерес к искусству. Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в музыкальном зале различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы, с учетом возможностей детей. Дети в процессе обучения непринужденно учатся чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцами, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения, так как основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость.

Значение музыки в развитии личности ребенка раскрывается в исследованиях педагогов (Ю.Б. Алиев, И.А. Знаменская, М.Л. Корсунская, Л.Т. Мамедова, Е.В. Николаева, Э.И. Плотица, В.Ф. Судаков, М.И. Ройтерштейн и др.) [24,с.10].

Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства имеют работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста. (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович и др.) [24, с.6].

На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, В.Н. Шацкая и многие др.).

 Большое вклад в изучение содержания понятия "музыкальные способности" внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский Д. Б., Шацкий С. Т., Ветлугина Н. А, Карл Орф, Кодай Болтан и др.)

Анализ работ вышеуказанных педагогов и психологов определяет актуальность выбранной темы.

Актуальность опыта

     Изучение  проблемы  творческой  и разносторонней личности  дошкольника актуально  в  связи  с  тем,  что главное  условие прогрессивного общества – это развитие самостоятельной, свободной, разносторонней  личности, способной  к творческому  созиданию.

      Сегодня в условиях глубоких перемен, происходящих в стране, идет перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек и нравственных ценностей. Возможно, для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, для других же, они становятся личной трагедией, приводят к депрессиям, дискомфорту, стрессам, социальной деградации.

     Это особенно опасно, когда к описанной категории людей относятся дети, та часть общества, которая наиболее подвержена влияниям окружающей среды и не имеет достаточного социального "иммунитета", чтобы им противостоять. Именно, дети, в большей степени, чем взрослые, нуждаются в коллективной деятельности, общении и самоопределении в социуме, недостаток этого замедляет их развитие как социальное, так и индивидуальное.

        Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.

       Эти интегральные качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека.

        Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития  творческой и разносторонней личности выступает  дошкольный возраст. Мои  наблюдения  показывают,  что  у  современного  ребёнка,  который живёт  в  непростых  условиях  музыкального  социума,  исчез  интерес  к классической  музыке,  к  фольклору, к играм, ослабло  стремление  к  творческому проявлению. 

Поэтому  возникает  целый  ряд  противоречий:

 - возросшее   внимание  общества  к  музыкальной  культуре,  к  проблеме детского  творчества  не  всегда  воспринимается  современными  семьями, воспитывающих  детей  дошкольного  возраста.  Музыкальная  среда, которая  окружает  детей  дома,  ограничивается   в  основном  только развлекательной  музыкой.  Только  некоторые   родители  создают  дома   условия  для  развития  музыкально – творческих  способностей   детей, большинство  же   родителей  полагают,  что  никакое  творчество  их  детям не  нужно,  в  жизни  оно  не  пригодится;

-   возрастает  количество  публикаций  по  музыкальной  культуре, журналов  и  книг  по  развитию  музыкально-творческих   способностей детей,  но  в  то  же  время   наблюдаются   поверхностные  знания,  слабый уровень  развития  творческого  воображения  у  детей дошкольного  возраста;

- повышено  внимание  общественности  к  воспитанию  творческой, разносторонней  личности  современного  человека,  но  отсутствуют  телепередачи  творчески  развивающего  характера,  дети  знакомятся  с «засоренным» эфиром.

       Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.  Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Нередко от родителей и даже от педагогов-воспитателей можно услышать такие слова: "Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.." Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

 Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой. Только не нужно смеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Музыка,  как  действенное  средство разностороннего воспитания,  формирует  креативность,  как  качество  личности.  Поэтому  проблема  музыкального  творчества,  над  которой  я  работаю,  актуальна  и  соответствует  потребностям  детского  сада.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: