Васильева Лилия Александровна

Сайт учителя начальных классов

Следуй за мечтой!

Профессия: Учитель начальных классов с дополнительной специальностью иностранный язык

Профессиональные интересы: Сетевые технологии и Web-сервисы в профессиональной деятельности педагога, интерактивные приемы на уроках и внеурочной деятельности.

Увлечения: Музыка. Готовлю с удовольствием!

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ СОШ №143 с углубленным изучением английского языка

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/liliya-aleksandrovna-v
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.
Людвиг ван Бетховен

О себе

  • Учитель начальных классов 
    с дополнительной специальностью английский язык. 

  • На протяжении 5 лет обучения занималась научно-исcледовательской деятельностью по следующим темам:
    "Организация внеклассной работы",
    "Формирование орфографической грамотности младших школьников в теории и практике начального обучения",
    "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики",
    "Обучение речевому этикету на уроках английского языка в начальной школе".

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Тихий Дон" М.А. Шолохов 

"Алые паруса" Александр Грин

"Вспомнить все. Моя невероятная правдивая история" Арнольд Шварценеггер

"Лори" Стивен Кинг

Мои достижения

Публикация на международной научно-практической конференции

Пути формирования умений орфографического письма у учеников начальных классов.

Овладение орфографией - важный элемент общеобразовательной подготовки учеников. Повышение уровня языкового развития должно сопровождаться усовершенствованием орфографической грамотности, поскольку формирование грамотности позитивно влияет на обще речевое развитие обучающегося. 

Важное место среди заданий на начальном этапе обучения занимает проблема – как заложить основу грамотного письма младших школьников в ходе изучения русского языка.

Проблеме формирования орфографической грамотности у учеников начальной школы посвящены работе многих педагогов и методистов. Ряд ученых считает, что орфографию следует изучать на основе грамматики, тем самым обеспечивая прочные умения грамотного письма. И. И. Срезневский утверждал, что упражнения должны сопровождаться объяснениями до тех пор, пока правильное написание не станет автоматическим. Также филолог был поклонником сознательной выработки орфографических навыков, рекомендуя творческие упражнения, которые вызывали любознательность, наблюдательность, сообразительность и настойчивость в работе. Эти взгляды разделял и К.Д. Ушинский. Он считал, что для усвоения правильного письма детьми обычно необходима практика, управляемая грамматикой.

В трудах психологов и методистов С.Ф. Жуйкова, Л.Н. Рожиной пропагандировались принципы дифференцированного подхода к обучению правописанию орфограмм с разной лингвистической характеристикой и учетом создания адекватных условий для формирования у учащихся соответствующих орфографических умений. П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин охарактеризовали умения и навыки как действия, что формируются поэтапно. Выполняя их путем применения теоретических знаний, приобретают умения, которые автоматизируясь впоследствии становятся навыками. Применяя орфографические умения рассматриваются как уровень овладения знаниями, при котором ученик способный использовать знания на практике. Другими словами, это способность переносить правило на анализируемые слова с контрольной орфограммой.

Анализируя обучающие программы, можно сказать, что системное изучение орфографии проводится в неразрывной связи с морфологией, составом слова и словообразованием, а также с урегулированием фонетических процессов русского языка. Все это определяет место орфографии в школьном курсе языка. Орфографию не выделяют в отдельный раздел, а изучают в составе фонетики, состава слова, словообразования и частей речи.

С целью выявления состояния проблемы исследования в практике работы учителей начальных классов я провела констатирующий эксперимент на базе школы в 3 классах.

Мною были проведены беседы с учениками, которым предложено ответить на вопросы:

1. Какие упражнения чаще всего выполняются на уроках:

-упражнения на списывание,

-диктанты,

-упражнения с использованием орфографического словаря,

- творческие упражнения (изложения и сочинения)

2. Нравится вам выполнять упражнения из учебника, интересны ли они?

3. Выполнение каких упражнений вызывает у вас наибольший интерес (логических, творческих, с использованием игр, сказочных персонажей)?

В итоге беседы было выяснено, что большой интерес учении выявляют к поисковой деятельности в то время, как на уроке обычно учителя предлагают задания репродуктивного характера. Кроме этого, ученикам было предложена система упражнений, цел которой – выявление сформированных орфографических умений и навыков.

Анализ контрольных работ показал, что в основном дети неплохо владеют навыками правильного письма. 

Допущенные ими ошибки были классифицированы:

- наибольшее количество ошибок приходится на пропуск, замена и вставка букв (≈ 30%), правописание приставок, предлогов (27%), безударных гласных (-е-, -и-) в корне слова (18%);

- значительно меньше ошибок встречается при правописании звонких и глухих согласных (15%), заглавная буква (9%);

- почти совсем учащиеся не допускают ошибки в суффиксах.

Основными критериями оценки во время выполнения заданий были: правильность, степень самостоятельности, степень осознания материала.

На основе разнообразных качественных характеристик мною были выделены 3 уровня сформированности орфографических умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – ученики, которые относятся этому уровню, самостоятельно, правильно выполняют задания, проявляют углубленные знания при изучении орфографического материала, умеют применять свои знания при выполнении практических заданий.

Средний уровень – ученики, которые относятся этому уровню, самостоятельно выполняют задания, но чувствуют некие трудности при использовании добытых теоретических знаний, которые поддаются коррекции. 

Низкий уровень – ученики, в основном, усваивают программный материал, но несамостоятельные, трудно запоминают орфографические правила, что приводит к значительному количеству ошибок при выполнении письменных работ. 

Следовательно, анализ состояния проблемы в практике работы учителей начальных классов показал, что вопросы достижения орфографической грамотности у учеников начальных классов на уроках русского языка требуют дальнейшего развития и усовершенствования. 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы