Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Васильева Лилия Александровна

Знакомство с буквой "А"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 по обучению грамоте

на тему:

Звук [а]. Буква А, а

Составила: учитель начальных классов

Васильева Лилия Александровна

Санкт-Петербург 2020г

Конспект урока по обучению грамоте на тему: Звук [а]. Буква А, а

УУД: распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристики звука [а]; правильно писать буквы А, а; разгадывать кроссворды, ребусы; выполнять звуковой анализ слов; работать в группах.

 Задачи: учиться распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристику звука [а]; правильно писать буквы А, а; развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук; формировать навыки работы с ребусами; прививать интерес к аналитико-синтетической работе, милосердное отношение к животным.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и не слышно,

И скорей начнем урок.

  1. Эмоционально-волевая регуляция

(Все встают в круг, по очереди обращаются за помощью к друг другу. Например: «Мне трудно завязать шнурки на ботинках». Те, кто желает помочь, отзываются словами: «Я с удовольствием тебе помогу!»)

  1. Развитие речевого аппарата
  1. Артикуляционная разминка

(Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая во рту воздух)

  1. Дыхательная гимнастика

(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)

  1. Работа над дикцией
  • Повторите за мной.

Анна, аист, апельсин,

Ася, Вася, мандарин,

Азбука, аквамарин,

Атом, арфа, аспирин.

          Аквамарин – драгоценный камень зеленовато-голубого цвета. (Показываю положение губ при произнесении звука [а].)

  1. Мотивационно-целевой этап
  • Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а)
  • Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа)
  • Какой звук сегодня у нас в гостях? (Звук [а])
  • Что вы можете рассказать об этом звуке?
  • Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [а], научиться писать соответствующие буквы.)
  1. Работа по теме урока
  1. Работа по «Азбуке» (с. 68)
  • Рассмотрите рисунок на желтом фоне в правом верхнем углу страницы. Этот рисунок волшебный, потому что поможет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой.
  • Назовите птицу. (Аист.) (Слайд)
  • Произнесите слово по слогам.
  • Произнесите первый слог.
  • Что вы заметили? (Этот звук гласный.) (Слайд)
  • Докажите. (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)
  • Помогите мне выложить на наборном полотне звуковой состав слова аист.

Один из звуков этого слова мы сегодня заметим специальным знаком – буквой. Эта буква так и называется: а.

            (Демонстрация буквы А на интерактивной доске)

  • Прочитайте букву. Произнесите все слово.
  • Разгадайте ребус. (Акула.) (Слайд)

При необходимости объясняю принцип разгадывания ребуса. Далее звуко-буквенный анализ слова акула.)

  • В каком месте слова находится звук [а]?
  • Разделите слово на слоги.
  • Произнесите слово с ударением.
  • Назовите ударный слог, ударный гласный звук.
  • Как определить ударный гласный звук?
  1. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 2-6)
  • Чем эта тетрадь отличается от предыдущей тетради?

(Обращаю внимание детей на особенности условных знаков.)

  • Для чего мы будем работать в прописях? (Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)
  • Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нем изображен? (Пчела.)
  • Кто такая пчела? (Насекомое.)
  • Какую пользу приносит пчела? (Даёт мёд.)
  • О каком человеке говорят: «Трудолюбив, как пчела»?

(Объяснение сопровождаю на доске.)

  • Обведи дорогу пчелы к цветам.
  • Рассмотрите рисунок на с.5
  • Помогите доплыть кораблику до берега.

(Показываю на доске.)

  • На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.
  • Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)
  • Откройте прописи на с. 6.
  • Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.) (Слайд)
  • Что обозначает звуковая схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист)
  • Разгадайте следующее слово. (Астра.)
  • Составьте звуковую схему слова астра.
  • Почему буква а написана красным светом? (Потому что она обозначает гласный звук.)
  • Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам.

(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)

  • Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
  • С какого элемента стоит начинать написание буквы? Обведи образец.

(Написание элементов письменной строчной буквы а сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Указываю индивидуальную помощь.)

  • Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке снизу?
  • Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Банан, груша, репа)
  • Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.
  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме уроков
  1. Работа по «Азбуке» (с. 68)

(Читаю стихотворение.)

  • Кого лечит Айболит? (Всех животных.)
  • Кто пришёл к Айболиту? (Лиса.)

(Звуко-буквенный анализ слова лиса. Составление предложения по схеме.

  1. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 7)
  • Что нарисовано в левом углу страницы? (Ананас.) (Слайд)
  • Составь звуковую схему слова ананас.
  • Раскрасьте ананас.
  • Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
  • С какого элемента следует начать писать заглавную букву А?
  • Обведите образец.

(Написание элементов письменной прописной буквы А сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

  • Рассмотрите картинки внизу. Что на них изображено?
  • Напишите первые буквы этих слов.

(Повторение правила написания заглавной буквы в словах.)

  1. Рефлексивно-оценочный этап.
  • Назовите слова, которые начинаются на букву а.
  • Разгадайте кроссворд. (Приложение)
  • Оцените свою работу на уроке. (Слайд)
  • Кому нужна помощь учителя?
  1. Подведение итогов
  • Чем полезен был сегодняшний урок?
  • Чему вы научились?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...