Главные вкладки
Лочева Светлана Дмитриевна
«Скрипичный ключик»
Профессия: преподаватель теоретических дисциплин ДШИ
Профессиональные интересы: музыка, театр, литература, живопись
Увлечения: путешествия, чтение литературы по искусству, классическая музыка.
Регион: Иркутская область
Населенный пункт: г.Иркутск
Место работы: ГОБУДОД Иркутская областная детская школа искусств
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/locheva-svetlana-dmitrievna«У нас есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься – чувство долга»
О себе
Лочева Светлана Дмитриевна, методист,
преподаватель теоретических дисциплин
Иркутской областной школы искусств с 1985 года.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
А. Пушкин, Л. Толстой, Бунин.
Мои достижения
2005 – грамота за подготовку победителя городской олимпиады по сольфеджио, 3 место.
2006 – Почетная грамота Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Российского профсоюза работников культуры.
2006 – победитель областного конкурса авторских образовательных программ и методических пособий.
2008 – благодарственное письмо администрации Нижнеудинской ДМШ за работу в качестве председателя жюри Зональной олимпиады по музыкальной литературе и методическую помощь по музыкальной литературе.
2009 – благодарственное письмо Министерства культуры и архивов области и учебно-методического центра «Байкал» за активное и плодотворное сотрудничество.
2010 – грамота за подготовку победителя областной олимпиады по сольфеджио, 1 место.
2011 - благодарность за организацию концерта и проведение концерта в музее истории города Иркутска, в честь празднования Международного дня музеев.
2012 – грамота за подготовку победителя городской олимпиады по сольфеджио 3 место.
2012 – благодарность за организацию концерта и участия в презентации Международной выставки «Иркутск, глазами японских и китайских детей»
2012 – разработка образовательных программ в соответствии с ФГТ по сольфеджио 1-8 классы, 9 класс, теория музыки – 9 класс.
Моё портфолио
«Клянусь честью, ни за что на свете
я не хотел бы переменить Отечество
или иметь другую историю,
кроме истории своих предков».
А. Пушкин.
Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина. Как показывают результаты исследований, каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политики.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения. Патриотизм - это сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному гимну, Флагу, Гербу, Родине. Известный поэт Э.Асадов сказал: «Россия начиналась не с меча, она с кос и плуга начиналась»…
Патриотическое воспитание - часть воспитательного процесса и вечная проблема педагогики. Каждая эпоха по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания отечественной культуры. Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Здесь уместно вспомнить замечательные слова Аристотеля: «Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от этого ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание-предмет первой необходимости…» В наше сложное время единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится.) Вспомним высказывания выдающегося русского педагога К.Ушинского: «Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и дети наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила языку, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». Любовь к Родине приходит к нам через восприятие близкого: отчего дома, березок, через общение с людьми, живущими рядом. Мы говорим: это наш край. Пусть иной из них по размерам не всегда велик, но подобно тому, как «капля воды отражает мир» в нем отражен характер всей нашей Родины. (На уроках музыкальной литературы вспомнить факты биографий композиторов). Каждый раз, возвращаясь в Россию из заграничных поездок, где никогда не мог превозмочь находившую на него невыразимую тоску и мучительные страдания П.И.Чайковский испытывал несказанную радость. Особенно он почувствовал это теперь, когда поселился «у себя», хотя дома, снятые внаем, были не очень-то комфортабельны и благоустроенны (пожалуй, лишь дом в Клину - смог стать ему настоящим пристанищем после долгих лет скитаний, жизни в имениях родных и друзей). Но, даже живя и в Майданове, Петр Ильич твердо убедился в том, что мечта его поселиться «на весь остальной век в русской деревне»- не мимолетный каприз, а «настоящая потребность» его натуры. Только среди русской «смиренной природы» испытывал он «неизъяснимый подъем духа». «…Как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотворное влияние ни оказывала она теперь на меня,- а все-таки я остаюсь и навеки останусь верен России, - признался он однажды.-…Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку - Русь». (Г.А.Прибегина. П.И. Чайковский.) Другой советский композитор С.Прокофьев, находясь во Франции, писал своим друзьям: «Воздух чужбины не идет впрок моему вдохновению, потому, что я русский, а самое неподходящее для такого человека, как я,- это жить в изгнании…Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. Я должен снова видеть настоящие зимы и весну, вспыхивающую мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь» (Морэ С. Глазами друга). Разве нельзя назвать патриотами Земли русской П.Чайковского, С.Прокофьева, А.Пушкина, М.Лермонтова? Чувство патриотизма, в огромной мере, стимулировало и прогресс Отечественной науки: Ломоносов, Менделеев, Павлов, Тимирязев и др. Н.Чернышевский считал, что историческое значение человека «измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силою его патриотизма. Искусство развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать, мыслить, формировать нравственные принципы, укреплять идейные позиции. Общение с музыкой, картинами художников, литературные произведения формируют творческую личность, создают условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского «умных эмоций». Изучение музыки на уроках музыкальной литературы направленно на воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, к природе, Родине, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира. «Всякая благодарная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством». (В.Белинский).
«Отчизна-это край, где пленница душа». (Ф.Вольтер)
«Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека». (Наполеон)
«Отечества и дым нам сладок и приятен» (А.Грибоедов).
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыкальной литературы является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание учащихся. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства – это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Цель патриотического воспитания: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.
Задачи:
- воспитание патриотических чувств;
- формирование на основе патриотических знаний, взглядов и убеждений патриотического характера;
- формирование положительных отношений к патриотической деятельности;
- формирование практических навыков и умений, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера;
Патриотическое воспитание на уроках музыкальной с литературы осуществляется через:
- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
- введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры «от родного порога», (колыбельные, потешки, пестушки и т.д.)
- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
- знакомство с историей Отечества, историческим наследием;
- изучение основных жанров музыки.
В построении уроков музыкальной литературы традиционно используются 2 подхода:
1- словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера.
2 - сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. С целью активизации творческой деятельности педагог использует различные типы уроков:
- урок - портрет: «Личность А.П .Бородина – патриота своей Родины»;
- урок путешествие: «С. Прокофьев-сын своего Отечества»;
- урок - концерт: «Природа в творчестве П.Чайковского»;
- урок - исследование: «Богатырская тема в творчестве М Глинки, С. Прокофьева, А. Бородина»;
- урок - воспоминание: «Песни Великой Отечественной войны»;
- урок - панорама: «Волшебный мир народных инструментов».
Программный материал желательно обогатить подборками стихов, репродукций картин по определенной теме.