Конспект урока по музыкальной литературе: С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"
план-конспект урока по теме

Лочева Светлана Дмитриевна

Восспитание патриотизма  на уроках музыкальной литературы на примере кантаты "Александр Невский", С.Прокофьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_aleksandr_nevskiy.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Клянусь честью, ни за что на свете

 я не хотел бы переменить Отечество

 или иметь другую историю,

кроме истории своих предков».

                                                                                 А. Пушкин.

Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина. Как показывают результаты исследований, каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития уступает предыдущему. Оно менее        развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политики.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации  президент В. Путин вопрос патриотического воспитания молодежи выделил в качестве одного из приоритетов государственной политики наравне с вопросами безопасности и экономического развития. (Постановления Правительства РФ.)

Патриотизм - это сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному гимну, Флагу, Гербу, Родине. Известный поэт Э.Асадов сказал: «Россия начиналась не с меча, она с кос и плуга начиналась»…

Патриотическое воспитание - часть воспитательного процесса и вечная проблема педагогики. Каждая эпоха по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания отечественной культуры. Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Здесь уместно вспомнить замечательные слова Аристотеля: «Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от этого ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание-предмет первой необходимости…» В наше сложное время единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви  к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится.) Вспомним высказывания выдающегося русского педагога К.Ушинского: «Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и дети наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила языку, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». Любовь к Родине приходит к нам через восприятие близкого: отчего дома, березок, через общение с людьми, живущими рядом. Мы говорим: это наш край. Пусть иной из них по размерам не всегда велик, но подобно тому, как «капля воды отражает мир» в нем отражен характер всей нашей Родины. (На уроках муз.литературы вспомнить факты биографий композиторов). Каждый раз, возвращаясь в Россию из заграничных поездок, где никогда не мог превозмочь находившую на него невыразимую  тоску и мучительные страдания П.И.Чайковский испытывал несказанную радость. Особенно он почувствовал это теперь, когда поселился «у себя», хотя дома, снятые внаем, были не очень-то комфортабельны и благоустроенны (пожалуй, лишь дом в Клину смог стать ему настоящим пристанищем после долгих лет скитаний, жизни в имениях родных и друзей). Но, даже живя и в Майданове, Петр Ильич твердо убедился в том, что мечта его поселиться «на весь остальной век в русской деревне»- не мимолетный каприз, а «настоящая потребность» его натуры. Только среди русской «смиренной природы» испытывал он «неизъяснимый подъем духа». «…Как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотворное влияние ни оказывала она теперь на меня,- а все-таки я остаюсь и навеки останусь верен России, - признался он однажды.-…Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку- Русь». (Г.А.Прибегина. П.И. Чайковский.)

Другой советский композитор С.Прокофьев, находясь во Франции, писал своим друзьям: «Воздух чужбины не идет впрок моему вдохновению, потому, что я русский, а самое неподходящее для такого человека, как я,- это жить в изгнании…Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. Я должен снова видеть настоящие зимы и весну, вспыхивающую мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь»…(Морэ С. Глазами друга). Разве нельзя назвать патриотами Земли русской П.Чайковского, С.Прокофьева, А.Пушкина, М.Лермонтова? Чувство патриотизма, в огромной мере, стимулировало и прогресс Отечественной науки: Ломоносов, Менделеев, Павлов, Тимирязев и др. Н.Чернышевский считал, что историческое значение человека «измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство- силою его патриотизма. Искусство развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать, мыслить, формировать нравственные принципы, укреплять идейные позиции. Общение с музыкой, картинами художников, литературные произведения формируют творческую личность, создают условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского «умных эмоций». Изучение музыки на уроках муз.литературы направленно на воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, к природе, Родине, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира. «Всякая благодарная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством». (В.Белинский).

«Отчизна-это край, где пленница душа». (Ф.Вольтер)

«Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека». (Наполеон)

«Отечества и дым нам сладок и приятен», (А.Грибоедов).

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыкальной литературы является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание учащихся. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства – это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Цель патриотического воспитания: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина  - патриота Родины.

Задачи:

-воспитание патриотических чувств;

-формирование на основе патриотических знаний, взглядов и убеждений патриотического характера;

-формирование положительных отношений к патриотической деятельности;

- формирование практических навыков и умений, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера;

Патриотическое воспитание на уроках музыкальной с литературы осуществляется через:

- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков;

- введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры «от родного порога», (колыбельные, потешки, пестушки и т.д.)

- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

- знакомство с историей Отечества, историческим наследием;

- изучение основных жанров музыки.

В построении уроков музыкальной литературы традиционно используются 2 подхода:

1- словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера.

2 - сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. С целью активизации творческой деятельности педагог использует различные типы уроков:

-урок-портрет: «Личность А.П.Бородина – патриота своей Родины»;

-урок путешествие: «С.Прокофьев-сын своего Отечества»;

-урок-концерт: «Природа в творчестве П.Чайковского»;

-урок-исследование: «Богатырская тема в творчестве М.Глинки, С.Прокофьева, А.Бородина»;

-урок-воспоминание: «Песни Великой Отечественной войны»;

-урок-панорама: «Волшебный мир народных инструментов».

Программный материал желательно обогатить подборками стихов, репродукций картин по определенной теме.

РАЗРАБОТКА  УРОКА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

«Звать через прошлое – к настоящему».

                                                         ( М. Мусоргский).

Тема урока: С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

Цель: знакомство с кантатой С. Прокофьева «Александр Невский»

Задачи:

Образовательные:

  1. углубить знания о творчестве С.Прокофьева

Ход урока:

Рассмотреть иллюстрацию П. Корина «Александр Невский», (центральную часть триптиха).

Вопрос: Что видите на картине?

Ответы: На картине изображен Полководец.

Вопрос: Полководец нашего времени или другой эпохи?                                                                                                                            

Ответы: Нет. Полководец другой эпохи, время очень далекое от настоящего, о чем свидетельствуют одежда и оружие.

Педагог: Центральное полотно А.Невского, художник Корин написал в 1942 году, боковые полотна в 1943 году. И когда писал, то говорил, что хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа». И неудивительно, что этот триптих встал в ряд сильнейших произведений советского искусства, отразивших эпоху Великой Отечественной войны.

Вопрос: Вспомнить, когда совершил свои ратные подвиги А. Невский, какие?

Ответы: А.Невскому было 20 лет, когда он одержал победу над шведами на Неве и получил за это прозвище Невский. В 22 года А.Невский разбил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище на Чудском озере. А было это в начале 13 века, в 1220 -1222 году.

Вопрос: Какое жизненное событие нашей эпохи подтолкнуло художника к созданию картины А.Невский?

Ответы: События Великой Отечественной войны.

Педагог: Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет произведения заимствован  из событий 13 века, а само произведение связано с 20 веком.

Обратить внимание на сюжет и внутреннюю идею. Сюжет в большей мере определяет внешнюю форму, а идея-это уже внутреннее содержание, его душа, смысл его существования.

- Не ходите на Русь! –

Мономах обращался к соседям.

- Кто с мечом к нам придет,

От меча и погибнет!- сказал

Храбрый князь Александр

И в не меркнувшей вечно победе

Правоту этих слов

Справедливым мечом доказал.

Сколько ж пахарей

Ты потеряла, Россия,

Сколько лучших сынов

Отдала ты кровавым векам?

- Не ходите на Русь-

Об одном ты просила,

Не к друзьям обращалась,

А только к врагам.

- Не ходите на Русь!

Но враги наступали кроваво…

И тогда нам вручила родная страна-

Вместе с грозным оружием-

Поля нашей славы.

Наших предков великих

Святые для нас имена,

- Кто с мечом к нам придет,

От меча и погибнет!

Вся страна поднялась

На святую борьбу…

И Мамаев курган будет

Вечно гордиться сынами,

Что живыми и павшими

Родине были верны.

Вопрос: Как проявляется в этом стихотворении связь с прошлым и настоящим?

Ответы: Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне еще раз доказала убедительную правоту слов А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Русский народ – народ мирный, поэтому никогда не будет первым нападать на другой народ.

Педагог: Два гениальных советских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Режиссер Эйзейштейн создал в1938 году фильм «Александр Невский», а в 1939 году композитор С.Прокофьев написал кантату на стихи поэта В.Луговского «Александр Невский». Они прозвучали, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решиться напасть на нашу Родину. Многие кадры фильма по своей монументальности, по суровости и величественно – народному характеру  невольно ассоциируются с триптихом Корина, но еще более эти ассоциации усиливаются, когда звучит музыка кантаты С.Прокофьева. Очень многое, не только сюжет, роднит эти создания. Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру А. Невского. Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. А земля эта – посмотрите, какая красивая! Суровая, но такая поэтичная! И люди на этой земле стоят тоже суровые, но тоже – прекрасные в своей решимости защищать свою Родину.

- О, Россия, с нелегкой судьбою страна,

У меня ты, Россия, как сердце одна,

И я другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.

(Ю.Друнина.)

Педагог: А теперь послушайте одну из частей кантаты С.Прокофьева, «Песня об Александре Невском».

- Что почувствовали? Какой характер музыки?

Ответы: Сдержанность, мужественность, сила.

Педагог: Та же собранность, сосредоточенность, мужественность, величие, суровость и вместе с тем непередаваемая словами эпическая красота звучания. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. И даже отзвуки старинной музыки, о которой напоминает боевой стяг А.Невского, с изображенным на нем «Спасом» - ликом Христа – таковы всегда были на Древней Руси княжеские знамена. И над всем этим господствует русская протяжная песенность.

Вот еще один эпизод кантаты: «Вставайте, люди русские». Это – гневный, призывный хор. Русь угнетенная, величавая и скорбная показана здесь с героической стороны. Этот хор был очень популярен в годы Великой Отечественной войны. Он вел в бой воинов Красной Армии. Как тревожный набат звучит вступление к хору. Тема среднего раздела хора изображает образ освобожденной Родины. Этот хор перекликается с другой могучей песней того времени Александрова и Лебедева-Кумача: «Идет война народная, священная война».

        Как же сильно была в песне Прокофьева выражена идея наших дней, идея защиты Советского государства, заставляя забывать о том, что сюжетно она связана с событиями далекого прошлого. В центре кантаты Прокофьева звучит музыкальная фреска, рисующая Ледовое побоище. Вспомните фильм! Этот эпизод производит яркое впечатление. Тяжело мчатся закованные в тяжелые латы тевтонские рыцари. В острейшей схватке сталкивает здесь Прокофьев образы тевтонских «псов-рыцарей», их страшный, бесчеловечно – жестокий хорал  -  гимн смерти, и образы русских воинов – сильные, бесстрашные и вместе с тем светлые, радостные, несущие в себе жизнь и солнце. Завершает эту часть тихая и светлая тема «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобожденную землю пришли мир и тишина. «Мертвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц кантаты. Закончилась битва, русское войско победило, но какой ценой заплатили воины за эту победу?

Молодые!

Не рвитесь из родного вам гнезда!

Не отдавайте никому России,

Ведь чтобы не случилось, дорогие,

Второй у нас не будет никогда!

Не позволяйте обращать в пожарища

Такие превосходные слова,

Как: Родина, Отечество, Товарищи –

Им жить и жить, пока страна жива!

В патриотизме народа – сила России.

Да здравствует Россия! Во все времена

Живи, процветая, родная страна,

Пусть счастливы будут и стар и млад.

Виват Россия, Россия виват.

(Е.Наумов.)

Ранним утром по бескрайнему заснеженному полю медленно идет девушка, всматривается в лица погибших, ищет среди них жениха. Поэтому ее скорбная песня так близка народным плачам и причитаниям. Ведь она оплакивает «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Ее скорбь – это скорбь Родины о погибших сыновьях. Такие песни могла петь сказительница, созданная художником Кориным. Три великих советских художника рассказывая о Древней Руси, будят в нашем воображении события Великой Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Произведения искусства на уроках музыкальной литературы

Слияние музыки, поэзии, изобразительного, декоративно- прикладного искусства играет важную роль в становлении личности человека, в его нравственном воспитании, в эмоциональном ...

Открытый урок по музыкальной литературе 4 класс

Урок музыкальной литературы. 1 год обучения. Тема "Оркестр"...

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....

Конспект урока « Определение музыкальных способностей учащихся с помощью игр на первой стадии обучения».

Место урока в дополнительной образовательной программе: занятие имеет большое практическое значение,  в игровой форме в самом раннем возрасте легко обнаружить имеют ли учащиеся тягу к занятиям му...

Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"

Тема урока:  Музыка Барокко.Цель:·  сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии   с сюжетной линией·  стилистическими или жанровыми особеннос...

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...