конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
план-конспект урока на тему

Ворожинская Валентина Аркадьевна

 Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_po_muzykalnoy_literature.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Тема: « Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской».

                                          Проект   урока.

  1. Цель урока.
  2. Вступительное слово.
  3. Практическая часть.

                                          Цель урока.

  1.  Познакомить учащихся с формой вариаций, её различными типами на примерах из мировой музыкальной культуры.
  2.  Выявить изменение темы в вариациях разных типов.

   

                                       Вступительное слово.

Предмет музыкальной литературы в ДМШ особенный. Учащиеся всех отделений школы изучают этот предмет. В широком смысле слова вся школа занимается музыкальной литературой. На уроках сольфеджио, фортепиано, баяна, хора педагог и ученик общаются с музыкальным произведением, осваивают его. И всё же именно на занятиях по музыкальной литературе находят объяснение многие понятия, причём не только музыкальные, но и литературные, исторические и даже жизненные.   Невозможно изучать произведение композитора, не представляя, в какую эпоху, он жил, какие эмоциональные переживания нашли воплощение в его творениях и так далее.

Программа по музыкальной литературе в ДМШ включает обширный материал. Это художественные произведения различных времён, направлений, стилей, жанров и форм, представляющие культуру разных народов, а также понятия по теории, анализу музыки.  Особое место на уроках занимает слушание и анализ музыкального произведения, процесс его осознания и развития активного восприятия, а также высказывание собственного мнения учащимися о прослушанном произведении.

И главное – урок должен  занимать позицию связующего  звена в ряду дисциплин, изучаемых детьми в музыкальной школе.  

Одной из важных тем в курсе музыкальной литературы является тема – музыкальные формы.  Изучение форм музыкальных произведений играет важную роль   в процессе обучения учащегося в музыкальной школе. Умение правильно определить форму, осмыслить её в связи с тематическим и драматургическим развитием произведения позволит учащемуся профессионально анализировать исполняемый репертуар, научит слушать произведение целиком, а не «выхватывать» отдельные фрагменты и мелодии, как это часто бывает.   Основные отдельные элементы формы – предложение, каденции, период фраза и другие, уже знакомы детям по урокам сольфеджио, это облегчит начальный этап работы.

Любить всю музыку нельзя, но можно научить разбираться в ней, научить слушать музыку, имея при этом собственное мнение. «Кто хочет мыслить, должен спрашивать и отвечать», - убеждает Е.Б. Лисянская. Данная методика основана на вопросах педагога, активизирующих самостоятельное мышление учащегося. Поэтому, с первого музыкального примера педагогу необходимо вызывать активность детей в ответах на вопросы, а не давать им готовые ответы. Хотя сами ответы закладываются в вопросах поставленных учителем. Вопросы учителя не могут быть случайными, не продуманными заранее. Они должны быть связанными с конкретным произведением, конкретной формой, конкретным композитором и так далее, и, подчиняться общей цели урока.

 

                                          Практическая часть.

Содержание урока.

Урок начинается  с «разминки для ума» - это обращение к пройденному материалу с целью его закрепления и повторения.

Задача: закрепить пройденный материал о пройденных музыкальных формах: период, его виды, простая 2х-3х частная форма, рондо, сложная 3-х частная, сонатная форма.

1. По написанным схемам и ключевым словам определить форму.

а+а, а+а1,а+в –  ….

АВА –  …..

АВАСАД…А –  ….

Экспозиция, разработка, реприза – ….

АВ – …

АСА – ….

Главная и побочная партии –….

Предложение - ….

Рефрен - ….

* прослушать раннее пройденный фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – ария Фарлафа «Близок уж час торжества моего…»

Подвести итог – что в музыке большую роль играет повторность,  которая используется для выделения главного настроения, главной музыкальной мысли. В 3-х частной форме повторяется первая часть, в рондо – рефрен, в секвенции – мотив, тема, в сонатной – реприза. «Реприза – это возвращение на родину после долгих странствий» А.Г. Рубинштейн.

Форма вариаций, двойные вариации.

Работа в тетрадях. Разбор симфонической фантазии «Камаринская» М.И.Глинка.

Записать сведения о композиторе - Ф.И.О., век, страна, годы жизни, название произведения. (Учитель напоминает краткие биографические сведения, акцент – на впечатления детства (оркестр крепостных) и о любви к русской народной музыке.

Перед слушанием поставить задачи уч-ся: выявить характер, жанр, отмечать новые разделы музыки буквами.

  • прослушать фрагмент «Камаринской» М.И.Глинки (1 тема свадебная песня «Из-за гор, гор высоких»)

«Русская симфоническая  школа… выражается в «Камаринской» подобно тому, как весь дуб в жёлуде».

Работа в классе устно:

По записанным буквам  АА1А2А3…– выяснить – форма вариаций.

Разбор: характера (лирическая, медленная, протяжная, широкая), жанр (песенная), развитие темы, какие изменения претерпевала. (записать кратко в тетрадь).

Вывод: Что же такое форма вариаций? (дети отвечают)

  • прослушать следующий фрагмент «Камаринской» (2 тема: ВВ1В2В3…В12 плясовая «Камаринская») – работа аналогичная.

Вывод: симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на темы двух русских нар. песен – такие вариации называются «двойными».

 «Глинкинские» вариации или вариации сопрано-остинато.

Работа в тетрадях Разбор Персидского хора из оперы «Руслан и Людмила».

Прочитать либретто.

Для характеристики волшебного замка Наины использована народная персидская мелодия, отсюда и название…

  • прослушать Персидский хор «Ложится в поле мрак ночной»

Письменно записать характер темы и Э.М.Р. (мелодия плавная, мягкая, вкрадчивая, светлая, лад – мажор, пунктирный ритм, ритмическое покачивание, динамика – Р, женский хор в унисон, инструменты –струнные, нисходящие секвенции, музыка воссоздаёт образ Востока: ночного, спокойного, манящего, чарующего, усыпляющего, таинственного).

Ответить и записать: Меняется ли сама мелодия, и что меняется? (Мотив неизменен, изменения в оркестровом сопровождении).

После второго слушания, письменно записать тембровые изменения в вариациях:

1 куплет – струнные инструменты звучат в унисон с мелодией хора.

2 куплет – деревянно-духовые инструменты – флейта, гобой, фагот.

3 куплет – деревянно-духовые, соло флейты, струнные.

4 куплет – деревянно-духовые (кларнет, фагот), в басах (низкие струнные), триольный ритм.

 

Вывод: «Глинкинские» вариации – при неизменной вокальной мелодии оркестровое сопровождение обновляется: фактура, инструментальные тембры, гармонические краски.  

«Строгие вариации»

Работа в тетрадях. Разбор вариаций на тему укр.н.п. «Среди долины ровныя» М.И.Глинка. (А А1 А2 А3 А4 А5)

  • прослушать вариации

Выявить, отличие этого типа вариаций от предыдущих (меняется и тема и сопровождение).

Такие вариации появились в 18 веке у венских классиков – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен. Приёмы, которыми пользовались композиторы в вариациях, связаны с искусством импровизации (сочинение во время исполнения). Каждый исполнитель, выступая в концертах, был обязан уметь импровизировать, то есть фантазировать на предложенную публикой тему. С каждым новым появлением тема, словно «облачается в другую одежду», раскрашивается новыми звуками, орнаментами, таким образом, удивляя искушённую публику.

Письменно разобрать изменения характера и Э.М.Р. каждой вариации.

Итог урока. Уточнить типы вариаций и названия произведений.

Домашнее задание: подумать и вспомнить сказку или сочинить в форме вариаций.

Классная работа

(распечатка для учащихся)

М.И.Глинка

русский композитор н. 19 века

(1805-1860гг)

симфоническая фантазия «Камаринская»

1 тема –  _____________________________________________________________________

Музыкальная форма__________________________________________________________

Характер____________________________________________________________________

Жанр_______________________________________________________________________

2 тема - _____________________________________________________________________

Музыкальная форма_________________________________________________________

Характер____________________________________________________________________

Жанр__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Персидский хор «Ложится в поле мрак ночной..»  из оперы «Руслан и Людмила»

Характер____________________________________________________________________

Мелодия______________________________________; динамика_______; ритмические особенности______________________; инструменты______________; лад___________;

1 куплет (тема)______________________________________________________________

2 куплет (вариация)__________________________________________________________

3 куплет (вариация)__________________________________________________________

4 куплет (вариация)__________________________________________________________

Вывод – «что такое «глинкинские» вариации?»:_________________________________

_____________________________________________________________________________

Вариации на укр.н. песню «Среди долины ровныя»

Э.М.Р.

тема

1 вар.

2 вар.

3 вар.

4 вар.

5 вар.

характер

Динамика

Лад

Фактура

Мелодия

Регистр

Темп

ритм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыкальной литературе 4 класс

Урок музыкальной литературы. 1 год обучения. Тема "Оркестр"...

Конспект урока по музыкальной литературе: С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"

Восспитание патриотизма  на уроках музыкальной литературы на примере кантаты "Александр Невский", С.Прокофьева...

Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"

Тема урока:  Музыка Барокко.Цель:·  сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии   с сюжетной линией·  стилистическими или жанровыми особеннос...

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

Конспект открытого урока по сольфеджио преподавателя Раменской ДМШ №1 Гапуровой Зухры Амоновны Тема урока: «Музыкальные паузы».

Тема урока: «Музыкальные паузы». Цель урока: Развитие у детей чувства ритма.Задачи:Закрепить понятие о  длительностях;Закрепить понятие о музыкальном размере;научить определять м...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия  у детей старшего дошкольного возраста. Методика  проведения бесед о музыкальном произведении"...

"Интегрированный урок (литература, музыкальная литература, история мировой культуры) - инновационная форма обучения при подготовке педагога - музыканта"

Интегрированный урок - одна из новых форм проведения учебных занятий. Такой урок способствует творческой активности не только студентов, но и преподавателей. Подготовка к уроку должна проводиться тщат...