Преемственность между начальными классами и средним звеном

Уважаемые коллеги! Я выпустила 4 класс два года назад. В пятом классе детей очень хвалили, классный руководитель увидев, что дети ко всему приучены была очень довольна и успеваемостью, и дисциплиной. Но вот наступил 6 класс, катастрофически начала падать успеваемость, ужасная дисциплина, но классный руководитель как будто ничего не видит. Как быть? 

 

Комментарии

Это наверное извечная проблема.Очень переживаешь , когда это видишь.Хорошо , что еще не обвиняют вас в этом.У нас, чаще всего , говорят что это начальные классы не приучили , а об оценках говорят , что мы завышаем их.Работаю в школе 26 лет и это повторяется из года в год .

Я выпустила 4 класс в мае прошлого года, сейчас они пятиклассники.Наши детки привыкли, что учитель у них один был все 4 года, а теперь предметов много, учителя многих то и в лицо не запоминают. Кто то им нравится, а кто то нет, вот успеваемость и поведение начинают падать. Мы над ними, как курочки с цыплятами тряслись, а в среднем звене не всегда такое вижу.

Я не думаю,что в среднем звене надо трястись над ними как курочки. Мне кажется, после периода адаптации необходимо приучать их постепенно к самостоятельности, ответственности за свою учёбу и поступки. Но,ещё раз хочу обратить внимание на слово постепенно. Знаете, разные дети требуют разного отношения.Может быть,стоит попробовать общаться с ними на равных,а не как с цыплятами?Это порой нелегко,так как мир интересов детей не всегда пересекается с миром интересов учителя. Например,мои 11-летние дети владеют ИКТ порой на моём уровне.В классе в основном мальчики, и круг их интересов - РSP и игры. Поэтому здесь я не на уровне,как говорится... Но подход к ребятам найти пытаюсь. И ещё одна мысль,она не нова: нужно хвалить детей при каждом удобном случае,но не просто так,а за дело,даже за какую-то малость.Каждый хочет быть признанным!
Иваницкая Анна Васильевна

Тут еще и возрастные особенности влияют...Переходный возраст..Меняются образцы для подражания и т.д.Темы сложнее, требования как ко взрослым,это все влияет на успеваемость...А на счет дисциплины,я вообще думаю,к учителю в обществе нет уважения,а это все идет от семьи.Не уважают дети учителя и нет дисциплины...А если учитель строгий и у него дисциплина на уроке есть,но такие учителя детям не нравятся..Как быть? Где найти золотую середину)))
Суханова Анна Ефтифеевна

У нас те же проблемы. И мы на семьи пытаемся ссылаться, но есть дети вроде из хороших семей, но и они туда же - уроки учат не регулярно, поведение не всегда хорошее.

Детям очень трудно адаптироваться в среднем звене, если учителя-предметники не соблюдают принципов переемственности. Хорошо бы будующим учителям посетить уроки в "началке", чтобы увидеть каждого ребенка в привычной для него обстановке.

А я бы ещё добавила посещение учителями началки уроков учителей,к которым, как предполагается, пойдут учиться в дальнейшем ребята.К сожалению, сохранить привычную для начальной школы обстановку в средней школе,мне кажется, не удастся.Поэтому нужно привыкать к новым, а лучше сказать,изменившимся условиям обучения. У меня сейчас 5 класс. Ребятам потребовался почти весь первый триместр, чтобы адаптироваться. После начальной школы они вышли на 9 новых учителей - согласитесь, даже для взрослого человека это будет,порой,нелегко. И ещё:если в ребёнке заложено хорошее - никуда это от него не денется!
Аушева Елена Валерьевна

Это связано, в первую очередь, с возрастными изменениями в жизни шестиклассников. А затем уже и семья, и принципы преемственности. Но думаю, что здесь многое зависит и от учителя, важно не пропустить этот момент и помочь детям и их родителям справиться с первыми проявлениями подросткового кризиса.
Кудряшова Светлана

Учителя начальной школы стремятся организовать класс по своему представлению хорошего ученика. Часто это удаётся, но не потому, что дети перевоспитались, а потому, что приспособились к требованиям одного человека, детям ведь необходимы одобрение и любовь. В пятом классе по привычке играют эту никем не поддерживаемую роль и, в конце концов, позволяют себе быть собой, т.е. тем, кем воспитали родители, дала природа. Ну и что? Кому надо учиться - будет учиться рано или поздно. Период исканий должен пройти. Вот тут уж не обойтись без заинтересованных взрослых (желательно добрых и умных), которые будут допущены в уже несовсем детский мир. Надо прислушаться к тому, что скажут не только учителя начальной школы, но и воспитатели деского сада. А вот дальше, я думаю, должен комментировать учитель среднего звена, которому небезразлична судьба каждого ученика.
Черепанова Ирина Анатольевна

Уважаемая Анна Михайловна, я не совсем понимаю, почему вас волнует данное положение, постарайтесь меня понять и не обижайтесь, но ведь "ваша миссия" на данном этапе образовательного процесса завершена, а если все же вы чувствуете ответственность за происходящее, то почему не выходите на контакт с кл.руководителем - ведь теперь она главный конструктор детских душ, почему не объясняете ей свой взгляд на ситуацию. Я думаю наша извечная проблема "старшего" и "младшего" блоков в том, что мы варимся в своих рамках возрастной категории, нет как отмечали коллеги, приемственности.Мы стесняемся, или не хотим испортить отношения с коллегами по школе и часто обвиняем друг друга в некачественной работе за глаза, забывая порой, что цели в системе образования и воспитания меняются в разных возрастных группах, меняются дети. При всем уважении к учителям нач.классов-которые закладывают основы, они и 10-11 классников воспринимают, как тех первоклассников, которых они приняли 10 лет назад.

Согласна, что в начальных классах не надо учителю очень опекать детей, мы выполняем свою работу, в первую очередь, надо научить детей учиться, что не всегда может и получается(пишу как учитель начальных классов и директор школы). У меня никогда не было любимчиков, а порой это наблюдается в нач кл. Когда ребенок приходит в 5 класс, он уже не всегда и не для всех самый - самый. Преемственность должна быть, это и посещение уроков и выработка единых требований. Все мы разные и хотим, чтобы дети были все хорошие, но сейчас они другие. Я выпустила несколько классов, никаких проблем с классами моих выпусков никогда не было. Требовательность учителя выше всего, как выразить это требование и преподнести себя - вот главное. Очень многое зависит от того, к какому классному руководителю могут попасть дети. От мягкой, доброй первой учительницы к требовательному, авторитарному в 5 классе, будут серьезнае проблемы. А наши дети ведут себя умно, у одного учителя тишина на уроке, выполнено задание, а у другого можно многое себе позволить. Так что все зависит от нас, уважаемые коллеги, от выбранной правильно построенной линии обучения. Правильно написал один ученик" нас не надо любить, нас надо понимать".
Ганзелюк Маргарита Анатольевна

У нас о преемственности много говорят. Даже проводят семинары.Я работаю в начальной школе - детском саду. Мы находимся в разных зданиях. После начальной школы дети уходят в разные школы. Пытаемся отслеживать успехи детей. Предупреждаем об особенностях ребёнка. Но в среднем звене они очень меняются. И успеваемость падает потому что программа усложняется, появляются другие интересы. Вспомните психологию: у подростков ведущий вид деятельности не учение, а общение. Не усложняйте жизнь, коллеги. Ни себе, ни другим. В 8-11 классах ребята постепенно приходят к необходимости взяться за учёбу. В остальном согласна с Татьяной Леонидовной.
Воробьёва Лариса Васильевна

Дорогая Анна Михайловна, меня это проблема обошла стороной, сейчас я выпущу другой класс и посмотрю получиться у меня то же, что и в прошлый раз. Я делала просто- заходила каждый день, интересовалась успехам и неудачам старалась им помочь в чем-то. Вы знаете они всё такие же дети, хорошие во всем. Дело в том, что там так не сюсюкаются, как мы и я прекрасно понимаю мы сидим в одном классе с ними 4 года, а здесь учителю надо готовиться к уроку и сидеть перемену с ними им некогда. Но если вы будете заходить и интересоваться их делами. Я думаю им не захочется обижать своего первого любимого учителя.

Уважаемые учителя начальной школы!Отпустите детей в среднюю школу!Доверяйте своим коллегам. Да, у нас несколько другая специфика работы, но дети должны к этому привыкнуть.И не нужно оставлять у них чувство вины перед первым учителем, а нужно настраивать их на приобретение опыта общения с разными людьми, умения находить подход к ним,контакт с ними. Мне кажется, это очень пригодится им.
Горбунова Елена Викторовна

Абсолютно согласна с Ириной Ивановной. Если учитель начальных классов, выпустив детей, продолжает их чрезмерно опекать, ни к чему хорошему это не приведет. Естественно, что первый учитель "болеет" за каждого "своего" ребенка, но не надо переходить границы разумного. В моей практике и практике моих коллег были конфликтные ситуации, связанные именно с тем, что ребята ходили к учителю начальных классов жаловаться на других учителей, делились своими проблемами, а учительница пыталась "разбираться"! И это всё не потому, что классный руководитель плохой, а потому, что неправильно себя ведет первый учитель, ведь 6-7-классник - это уже не тот 7-летний несмышленыш, робкий и послушный, который во всем слушает учителя и боится ошибиться. Подростки хитрят, пытаются из всего извлекать для себя выгоду. Поэтому, Анна Михайловна, ваша задача, если хотите помочь своим детям и они вас слышат, - объяснить им, что их успехи и неудачи в их руках!
Горбунова Елена Викторовна

Абсолютно согласна с Ириной Ивановной. Если учитель начальных классов, выпустив детей, продолжает их чрезмерно опекать, ни к чему хорошему это не приведет. Естественно, что первый учитель "болеет" за каждого "своего" ребенка, но не надо переходить границы разумного. В моей практике и практике моих коллег были конфликтные ситуации, связанные именно с тем, что ребята ходили к учителю начальных классов жаловаться на других учителей, делились своими проблемами, а учительница пыталась "разбираться"! И это всё не потому, что классный руководитель плохой, а потому, что неправильно себя ведет первый учитель, ведь 6-7-классник - это уже не тот 7-летний несмышленыш, робкий и послушный, который во всем слушает учителя и боится ошибиться. Подростки хитрят, пытаются из всего извлекать для себя выгоду. Поэтому, Анна Михайловна, ваша задача, если хотите помочь своим детям и они вас слышат, - объяснить им, что их успехи и неудачи в их руках!
Бычкова Ю.С.

У нас в школе проблема преемственности ,коначно же, есть. В качестве решения на последнем педсовете было предложено проведение круглых столов учителей предметников среднего и начального звена для нахождения компромиса преподаваемых дисциплин. Потом винить придется не учителей началки, а свою работу.

Я классный руководитель 6 класса. Согласно с Еленой Валерьевной.У детей в этом возрасте ничинают происходить возрастные изменения.В моей практике был случай, когда учителя начальных классов оставили классным руководителем в том же классе при их переходе в среднее звено. Опыт не удался. В 6 классе она отказалась от руководства. Дети перестали ее понимать и воспринимать как классного руководителя. Однако я добавлю вот что еще. Очень много зависти от родителей. Часто родители при переходе ребенка в основную школу перестают его контролировать, интересоваться его успехами в школе. Отсюда и снижение успеваемости и плохая дисциплина.
Тамилина Зоя Николаевна

Очень неприятно слышать, когда про учеников 7,8 классов ,говоря плохие слова об их успеваемости, почему -то начинают вспомитнать учителей "началки" Думаю, что на меня сейчас посыплется шквал негодования, но мне кажется дело в другом.Учителя начальных классов, как мамы с единственным ребенком.Они "его" лелеют, холят, знают все больные места.Все внимание к любимому дитяти...Каждый божий день они видят своих 25!И только их,и 4 года!!! А учителей старших классов можно сравнить с многодетными мамами.Один класс пришел,на другой перемене второй, потом третий и т. д.Попробуй запомнить эти больные места (т.е. недочеты в учебе),найти время(!!!) уделить каждому ученику должного времени.Сколько за день учеников проходит через учителя среднего и старшего звена?!И все такие разные...Учителям среднего и старшего звена намного труднее,чем нам.Оттого и проблем там больше.