Нужен совет
Уважаемые коллеги, очень нужен ваш совет!
Методист работает первый год. По итогам года проводится рейтинговый смотр-конкурс кабинетов. Положение и параметры, по которым проводится оценивание, составляла методист. Положение утверждено директором. Сначала педагог проводит самооценку по каждому параметру, потом в соседнем столбце выставляют количество баллов члены комиссии. Методист входит в комиссию.
Опытный преподаватель высшей категории поставил себе максимальное количество баллов по большинству пунктов. Методист попросила преподавателя пояснить эту оценку по нескольким пунктам:
пункт "Обобщение опыта работы по педагогическим технологиям"
Методист: "Опыт работы по каким педагогическим технологиям Вы обобщали в этом году?"
Преподаватель: "Я постоянно обобщаю"
М: "Назовите, пожалуйста, несколько"
П: "Все"
М: "Например?.."
П: "Вы что, проверяете меня?! Я не буду перед Вами отчитываться!"
Методист /немного нервничая, понизив тон/: "Ответьте, пожалуйста, еще на вопрос. В какой конференции Вы приняли участие в этом году?"
По критерию " Участие в работе конференций" также максимальное количество баллов. На просьбу в течении учебного года принять участие в конференции в рамках Всероссийского фестиваля науки (почти все преподаватели принимали участие) - отказал ("Я не обязан это делать")
П : "Во многих. Я постоянно участвую!"
М: "Скажите, пожалуйста, название конференции, я запишу."
П: "Зачем это?"
М: "Как методист, я должна владеть этой информацией. Мне приходится писать отчеты по методической работе преподавателей"
П: "Это моё личное дело!"
М: "Вы публиковались? У Вас стоит максимальное количество баллов за публикации"
П: "Разумеется! Показать?!"
М: "Конечно!"
Преподаватель выходит в лаборантскую и показывает из своих рук сложенный журнал, открытый на странице с публикацией. Методист протягивает руку, чтобы взять журнал, но преподаватель отдергивает его. Методист просит журнал, чтобы посмотреть статью и записать выходные данные. Преподаватель категорически отказывается давать журнал. На вопрос "Почему?" обвиняет методиста в воровстве. Кричит, что методист лезет ни в свое дело, всё сама придумала, и вообще эти баллы не нужны, и вообще он дорабатывает до пенсии и увольняется. Методист выходит из кабинета.
Подоплека: по положению рабочие программы преподавателей хранятся в электронном виде в библиотеке для обеспечения доступа студентов и преподавателей. Собирает рабочие программы и отчитывается за них перед руководством методист. В положении прописан пункт о запрете копирования, однако данный преподаватель считает, что требование предоставить программу в электронном виде обусловлено желанием методиста продавать рабочие программы в интернете. Методист никогда не нарушала закона об авторском праве.
Что делать методисту? "Проглотить" обвинение в воровстве? Как работать в дальнейшем? Какую рейтинговую оценку поставить? Как разрешить конфликт? Подскажите, пожалуйста!
- Мне нравится (1)
Комментарии
Ольга Алексеевна, задали Вы
Спасибо за комментарий, Елена Николаевна!
Скорее всего это простая
Спасибо за комментарий, Анна Вячеславовна!
Скажите спасибо
Скажите спасибо Вашему преподавателю, Вас учат работать. Я думаю, что чувства острой конфронтации просто так не возникают. Занимая должность, надо четко понимать, что если Вы не стали человеком, который сможет правильно подсказать,оказать своевременную помощь, оценить по достоинству заслуги каждого, то выполняя роль контролера, и проверяющего, необходимо самому ориентироваться в том вопросе, о чем вы говорите.
Наблюдая за работой коллег, Вы не можете понять, какие технологии они используют? Почему они как не выучивший урок школьники, должны защищать то, что уже неоднократно защитили перед многими, многими...... комиссиями.
Составляя форму отчета надо было конкретно указать, что перечислить и в какой форме это необходимо сделать.
Последите за своими чувствами и своим тоном.
А в том виде, как Вы описали ситуацию, у Вас чувствуется острое неприятие коллеги. Почему? Не проявляет почитание вашей должности? Ответ педагога, а не "должностного угодника", закономерен,когда отработав много лет, по всей видимости имеющего достаточно хорошие результаты,его вынуждает оправдываться человек, который проработав год не смог ничего удивить, кроме отчетных бумажек. А а может быть и разобраться в технологиях, реализацию которых пытается оценивать, да еще и пытается уличить во лжи. Вы ожидали другого, это немного странно. Даже со стороны.
Может лучше было оказать кредит доверия? Даже если в чем то сомневетесь. Вы же имеете дело не с малолетними ребенком, пытаясь ему доказать на словах, что Вы знаете все на свете лучше, потому, что Вы методист. Постарайтесь поверить, Ваша должность требует в первую очередь уважения к людям, к их заслугам,и профессионализму. Или Вы искренне верите, что весь коллектив должен работать на выполнение Ваших должностных обязанностей или поступать "так как Вы велели". Это нужно заслужить, коллега...Может просто Ваш страх, что этот человек, из чувства обиды, что-то против Вас предпринимает, не дает Вам возможность реально оценить ситуацию.
Вы пишите: "Отказывается от всех начинаний",- А может быть, хорошо понимаемая, что входит в должностные обязанности каждого, этот человек в целях самозащиты, принципиально отказывается от выполнения обязанностей той должности в которой было отказано. Так каждый должен заниматься своими обязанностями. В этом педагог прав.Скорее всего все данные о печатных материалах, уже не один раз собирались, и где-то хранятся в отчетах, как и многое другое.... И думаю, что вы привели цитату высказывания с ошибкой в дате, хотя может быть сильный преподаватель уже готовится к "эмиграции". Вас это порадует? В варианте с портфолио, начните с себя. Стоит выполнить свои обязанности и подготовить для каждого педагога выписки из педагогических, научных и методических советов, и приказов по учреждению с подтверждением о участии каждого в работе над проблемами... Портфолио собирает сам педагог,это его достижения, предмет самоуважения(к сожалению нашим педагогам, в награду за их труд приходится довольствоваться такими результатами), так не превращайте эту работу в подобие кнута для коллектива.
Пошу прощения за резкость, если Вам непрятен тон моего "включения". Тогда попробуйте, прочесть еще раз изменив в нем все местоимения "Вы" на "Я" и "мне".Не нравится дискуссия, я удалю свое мнение, из общедоступного поля.
С Уважением.
Спасибо за комментарий, Анна Александровна!
Мне ценно каждое мнение, и особенно - отличное от моего. Я была бы очень рада, если бы меня учили работать. К сожалению, это не так. То, что Вы заметили тон "острого неприятия коллеги", говорит о том, что в момент написания сообщения я всё еще испытывала стресс... ведь очень неприятно, когда оскорбляют. Но моя заинтересованность в сохранении нормальных отношений в коллективе выше. Возможно, именно Вы поможете мне разрешить ситуацию и повысить мой профессионализм.
Я попытаюсь обрисовать ситуацию шире, если Вы не против. После ухода предыдущего методиста его функции были переданы председателям цикловых комиссий. Через год оказалось, что подход был чисто формальным - писались протоколы заседаний, но никакой работы кроме составления этих бумажек - 5 шт за год - не велось. Следующий год техникум был вообще без методиста. В этом году наш техникум передали из федерального подчинения в областное, потом техникум проходил аккредитацию. В октябре на администрацию обрушилось огромное количество отчетов и проверок. Меня попросили поработать методистом на полставки. Первое, с чем я столкнулась - проверка выявила несоответствие рабочих программ ФГОС. Оказалось, что у некоторых "заслуженных" преподавателей их вообще нет! Пришлось в срочном порядке писать рабочие программы по 4 специальностям по двум стандартам - мы с прошлого рода перешли на ФГОС третьего поколения. Я подготовила Положение о рабочих программах, форму программ постаралась продумать так, чтобы преподавателям было удобнее работать, не было лишней писанины, но я не всесильна - документ должен соответствовать определенным требованиям. Протесты, которые я выслушала... Всегда писали от руки, печатать не можем, комьютера в кабинете нет. Но я-то что могу с этим сделать? Положено - напечатанная и в электронном виде. По каждому пункту пришлось указывать пальцем в "Рекомендации" от Комитета. Потом помогала, как могла. Я же понимаю, что на каждого преподавателя свалился огромный труд. Объясняла, вычитывала, правила, набирала по ночам. Потом бегала за подписями, за печатью... А у меня ведь тоже уроки. Но проблема не в этом, проблема в тех преподавателях, которые всеми способами отказывались это делать. Одна - ушла. 19 предметов - и ни одной программы. Конечно, она не успевала их сделать, и решила очень просто - написала заявление на увольнение. А программы-то должны быть! И кто их должен писать, как Вы думаете?
По переделке программ преподаватель, о котором идет речь, шумел больше всего. Это был мой первый методсовет. Он утверждал, что я всё выдумала, что это только моё желание и вообще всё это глупость. Программы его не соответствовали ФГОС, и не только оформление - содержание. Он отвел эти уроки в прошлом году. Программы переделывать отказался. Но комиссия требует привести программы в соответствие. Что делать? Написала эти программы сама, указала его фамилию, авторский экземпляр отдала ему. Платили мне за методическую работу около 2 тыс., а занимала она порядка... не знаю, сколько часов, но спала я не более 2 часов в сутки, мужем и домом не занималась совершенно.
К методсоветам готовлюсь, как к защите диплома. Презентацию, чтобы каждое слово подтверждалось цитатой и ссылкой на документ. Всю информацию стараюсь излагать очень конкретно, с пояснениями. Ходить по занятиям преподавателей физически нет времени - у меня же уроки в то же время, что и у них. А мне отчитываться о методической работе в техникуме за 5 лет... Чтобы составить хоть какое-то мнение о существующей ситуации, предложила преподавателям провести самомониторинг. Принято в штыки, но мне удалось уговорить. Переложила свою работу на плечи преподавателей? Но, во-первых, мне неоткуда получить информацию, кроме как от них, а во-вторых, самомониторинг работы полезен и преподавателю. Подготовила вот такой модуль http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/modul-sam... и услышала - а что такое проблемное обучение? а что такое развивающее?..
Отчеты, семинары, командировки, комиссии, уроки.. Когда немного разгрузилась, попросила преподавателей пригласить меня на урок. Жду приглашения до сих пор ;)
При этом у меня хорошие отношения практически со всем коллективом. Даже с преподавателем, о котором идет речь, мы общались вполне дружелюбно после того, как я сделала за него программы. Я была очень рада этому. А тут...
Вы сказали - поверить... Но я уверена, что при подаче отчета зам. директора по УР обязательно спросит меня, в каких конференциях участвовал этот педагог и что он напечатал. Что я должна буду ответить? Что он так сказал и я поставила ему максимальное количество баллов?
Я точно знаю, что публикация, которую он показывал мне издалека, издана лет 5 назад. Я думаю, что он не знал, что мне ответить на вопрос о педагогических технологиях, потому что не знает их. Педагогического образования у него нет - бывший военный. Я думаю, что его крик и агрессия спровоцированы тем, что его поймали на лжи. Именно поэтому я не стала настаивать на своих вопросах. Но оскорбление... какое право этот мужчина имеет оскорблять меня?..
Надо проглотить и забыть? Я готова это сделать, если так будет правильно. Но ведь конфликт не исчерпан... Что мне делать? С меня требуют отчет о методическом сопровождении программ. Как я могу его написать, если не могу спросить, какие разработки сделал преподаватель, что у него есть? Верить на слово, а под его словами ставить свою подпись? А когда следующая комиссия обнаружит, что эти слова ничем не подкреплены, кто будет виноват?
И по поводу "не проявляет почитания к моей должности"(с) . Моё глубокое убеждение, что методист - помощник преподавателя, а не наоборот. Но представьте себе одного помощника на 15 господ, который при этом должен отчитываться за господ перед царем. Времени физически не хватает. Всё, что я хочу, чтобы мои просьбы и предложения не рассматривались, как вражеские происки. Я ведь тоже преподаватель, и всё, что предлагаю сделать другим, вынужденна делать и сама. Неужели я (методист) захочу нагружать себя (преподавателя) лишней работой? Если преподаватель напечатался, неужели это должно оставаться в секрете? Если работает по особой методике, неужели методист должен оставаться в неведении относительно нее?
Здравствуйте, уважаемые
Спасибо за комментрий, Любовь Петровна!
Скажите, Любовь Петровна, Вы не считаете, что требование предоставить отчет о своей работе оскорбителен?
Мне кажется, что нагружать учителя необходимостью дополнительной бумажной работы не хорошо. Я предложила преподавателям просто оценить свою работу в баллах. Это должно было занять у них 5-10 минут максимум. Тут можно посмотреть требования, если интересно http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/karta-att... Но, думаю, выставляя себе баллы, преподаватель должен опираться на факты. И обосновать эту оценку, если у членов комиссии возникли вопросы. Считаю, что таким образом оценивание становится более открытым, а оценка - беспристрастной.
Ответ Егоровой О.А.
Будет трудно
Спасибо, Ирина Николаевна!
Сочувствую
Спасибо, Олег Алексеевич!
Интуитивно я стараюсь действовать именно так, как Вы советуете, и рада, что Вы поддерживаете меня. Думаю, что любой конфликт с преподавателем будет говорить в первую очередь о моей некомпетенции. Наказывать деньгами - к счастью не в моей компетенции. К моему огромному счастью я не имею отношения ни к деньгам, ни к нагрузке.
К сожалению, вопросы типа "А что Вы предлагаете?" воспринимаются именно как попытка переложить на других свои обязанности. Меня очень огорчает реакция "Вы всё делаете плохо, но как сделать хорошо я не скажу, потому что не обязан выполнять Ваши должностные обязанности". Понятия не имею, что с этим делать...
Я обязательно последую Вашему совету о коллегиальности решений. Постараюсь выносить на методсовет официальные письма из комитета, чтобы преподаватели видели, что не я придумываю эти отчеты. Приложу все усилия, чтобы "удары проходили мимо". Вы правы, это очень важно. И - трудно. Мы, учителя, очень эмоциональны, ведь это одно из необходимых условий нашей профессии.
И Вы подняли очень больной вопрос. На будущий год заканчивается срок действия категории этого преподавателя. Что я смогу написать о нем? Его правду я не знаю, мою правду писать нельзя... Подписать то, что он попросит - значит согласится с тем, что меня можно не уважать. Не подписывать - будет воспринято как месть...
Еще раз спасибо за Ваше внимание к моей проблеме!
Методическая работа.
Уважаемая Ольга
Функционал
Спасибо за комментарий, Елена Николаевна!
Уважаемая Ольга
Уважаемая Анна Александровна!
Конечно, Ваши советы актуальны! Вчера вечером я написала большое сообщение в ответ на Ваше предыдущее, и очень удивлена, не обнаружив его сегодня в теме. Хотела бы знать, видели ли Вы его, читали ли.
Делаю себе "Памятку" с Вашими советами: 1) Извинения выслушивать спокойно, благодарить за науку. 2) Оскорбления не слушать, попросить человека взять себя в руки и спокойно уйти. Подумаю, каким образом организовать предварительное информирование преподавателей.
Ольга Алексеевна Ваше
сообщение
Буду лаконична.
Уважаемая Анна Александровна!
Опросник составлю, только, опасаюсь, что опять столкнусь с проблемой "С какой это стати я должен заполнять какой-то опросник, который Вы придумали?!". Компьютерный вариант для преподавателей сложнее, чем бумажный.
Мониторинг и самоанализ требуют вдумчивости и спокойной обстановки, если я буду проводить его на методсовете, вероятнее всего получу неполную и недостоверную информацию, а методсовет очень затянется по времени.
Документы на аттестацию подписывает руководство, но подготовить справки должен методист. Руководство только подтверждает то, что написал методист.
Меня несколько смущает Ваш совет по поводу преподавателя. Смотрите:
Нужно сделать программы - Преподаватель обвиняет в некомпетенции - Не довожу до конфликта, делаю сама - Общаемся нормально - Нужно отчитаться о методической работе - Преподаватель оскорбляет методиста - Методист проглатывает оскорбление, ищет способы помочь преподавателю подготовится к аттестации.....
Вам не кажется, что здесь систематическое подкрепление нежелательного поведения? Что сделает преподаватель, когда методисту снова потребуется что-нибудь от него? Уверена, откажется и оскорбит. А почему бы нет? Ведь на следующий день, чтобы сгладить конфликт, методист рванется с предложением помощи и поддержки к нему. И дальше другие преподаватели задумаются - "Почему ему можно, а мне нет? Зачем мне выполнять задания методиста, если он их не выполняет?"
Мне кажется, следование этому Вашему совету заведет меня в тупик и усугубит конфликтную ситуацию на работе.
Я уже столкнулась с этим. Еще один из преподавателей отказался предоставлять мне электронную версию своей программы. Вопрос с этим я решила. Но вопрос как общаться с преподавателем, обвинившим меня в воровстве, остается открытым.
С нетерпением ожидаю Вашего ответа. С уважением, Ольга.
Мне кажется, что сейчас Вам
Спасибо, Екатерина Валерьевна!
Не торопитесь, Ольга
Спасибо за совет, Екатерина Валерьевна!
Уважаемая Ольга Алексеевна.
Спасибо большое, Анна Александровна!
Ваши рекомендации обоснованы и подробно расписаны, им легко будет следовать. Да, извинений нет. В общем-то я их и не ждала, по поведению человека было видно, что это не "не сдержался", а сказал то, что хотел.
По поводу аттестации есть несоответствия. У нас принято, что представление готовит методист, а не администратор. Также методист, а не сам преподаватель пишет отчеты о проделанной работе. Когда мне это сообщили, было отмечено, что у преподавателей не очень хорошо получается писать эти отчеты. Но я владею информацией только о последнем учебном годе, а в отчеты ведь надо включить работу за 3-5 лет. Конечно, основа этих отчетов - документы, которые преподаватель включает в портфолио. Но есть, например, пункт "оценка руководителя ОУ". И опять же, директор только подписывает эту бумагу, а я должв на написать о личном вкладе в повышение качества образования, методической работе, результатах самообразования. Плохо написать нельзя, хорошо - ... не знаю я, что написать "хорошо" для этого конкретного преподавателя, если он "отправляет меня подальше" каждый раз, когда дело касается методической работы.
Я постараюсь следовать Вашим советам при организации методсоветов и работе с преподавателями. Спасибо Вам, Анна Александровна!
С уважением.
Я согласна с Анной
Спасибо, Екатерина Валерьевна!
Он издевается
Спасибо за комментарий и поддержку, Наталья Александровна!
Преподавателя не назначили на эту должность по ряду причин, но не потому, что он постеснялся обратиться к руководству. Думаю, главная причина отказа в том, что у него нет педагогического образования. Кроме того, он - пенсионер. Возможно, для руководства сыграло роль, что он довольно часто конфликтует, и с руководством тоже. Лично я считаю, что его подход к работе совершенно не годится для должности методиста - он никогда не делает больше, чем ему платят, очень боится переработать. А ведь методисту приходится выполнять гораздо больше, чем на полставки.
Мне эту работу предложили, думаю, потому, что есть соответствующее образование, педагогический опыт, хорошие навыки работы на компьютере и в интернете и понимание, что если что-то надо сделать, то это должно быть сделано. А вот умение общаться с коллективом - это то, чему я учусь, то, что у меня в приоритете.Всё будет хорошо!
Держитесь!
Согласна с Вами, Елена