Нужен совет

Уважаемые коллеги, очень нужен ваш совет!

Методист работает первый год. По итогам года проводится рейтинговый смотр-конкурс кабинетов. Положение и параметры, по которым проводится оценивание, составляла методист. Положение утверждено директором. Сначала педагог проводит самооценку по каждому параметру, потом в соседнем столбце выставляют количество баллов члены комиссии. Методист входит в комиссию.

Опытный преподаватель высшей категории поставил себе максимальное количество баллов по большинству пунктов. Методист попросила преподавателя пояснить эту оценку по нескольким пунктам:

пункт "Обобщение опыта работы по педагогическим технологиям"

Методист: "Опыт работы по каким педагогическим технологиям Вы обобщали в этом году?"

Преподаватель: "Я постоянно обобщаю"

М: "Назовите, пожалуйста, несколько"

П: "Все"

М: "Например?.."

П: "Вы что, проверяете меня?!  Я не буду перед Вами отчитываться!"

Методист /немного нервничая, понизив тон/: "Ответьте, пожалуйста, еще на вопрос. В какой конференции Вы приняли участие в этом году?"

По критерию " Участие в работе конференций" также максимальное количество баллов. На просьбу в течении учебного года принять участие в конференции в рамках Всероссийского фестиваля науки (почти все преподаватели принимали участие) - отказал ("Я не обязан это делать")

П : "Во многих. Я постоянно участвую!"

М: "Скажите, пожалуйста, название конференции, я запишу."

П: "Зачем это?"

М: "Как методист, я должна владеть этой информацией. Мне приходится писать отчеты по методической работе преподавателей"

П: "Это моё личное дело!"

М: "Вы публиковались? У Вас стоит максимальное количество баллов за публикации"

П: "Разумеется! Показать?!"

М: "Конечно!"

Преподаватель выходит в лаборантскую и показывает из своих рук сложенный журнал, открытый на странице с публикацией. Методист протягивает руку, чтобы взять журнал, но преподаватель отдергивает его. Методист просит журнал, чтобы посмотреть статью и записать выходные данные. Преподаватель категорически отказывается давать журнал. На вопрос "Почему?" обвиняет методиста в воровстве. Кричит, что методист лезет ни в свое дело, всё сама придумала, и вообще эти баллы не нужны, и вообще он дорабатывает до пенсии и увольняется.  Методист выходит из кабинета.

Подоплека: по положению рабочие программы преподавателей хранятся в электронном виде в библиотеке для обеспечения доступа студентов и преподавателей. Собирает рабочие программы и отчитывается за них перед руководством методист. В положении прописан пункт о запрете копирования, однако данный преподаватель считает, что требование предоставить программу в электронном виде обусловлено желанием методиста продавать рабочие программы в интернете. Методист никогда не нарушала закона об авторском праве.

Что делать методисту? "Проглотить" обвинение в воровстве? Как работать в дальнейшем? Какую рейтинговую оценку поставить? Как разрешить конфликт? Подскажите, пожалуйста!

 

Комментарии

Булатова Елена Николаевна

Ольга Алексеевна, задали Вы задачку! В каждом коллективе есть самовлюблённые и самоуверенные "личности". Если бы я была методистом, то завела бы на каждого учителя портфолио, где вписывала каждое его профессиональное продвижение.Это и было бы подтверждением работы педагогов. Ну, а в данной ситуации, думаю, надо комиссии проставить баллы по наличию подтверждающих документов. Если таковых нет, то по нулям. А по поводу нарушения авторских прав, то учитель хочет просто проверить нервную систему методиста. Ничего не надо доказывать!!! Это её просто раззадорит, будет и дальше ставить подножки, завидует!

Идея портфолио пришла в голову и мне. И она также стала "камнем предкновения". Этот преподаватель возмущался, что методист заводит досье на преподавателей, использует методы 67 года (практически точная цитата преподавателя). По поводу зависти, думаю, работает другое чувство, что-то вроде обиды - перед назначением нового методиста этот преподаватель обращался к директору с просьбой назначить методистом его, но получил отказ. На первом же методсовете он приложил усилия, чтобы выставить нового методиста некомпетентным. Вы правы, подножки постоянные, и, видимо, именно проверкой нервной системы он и занимается. Как же строить свою методическую работу и общение с этим преподавателем дальше? Была попытка обратиться за помощью, высказать свое уважение к знаниям и опыту педагога, и до назначения и после. В обоих случаях - отказ (Я не обязан это делать!). Категоричное нежелание принимать хоть какие-то требования методиста. Но ведь методист обязан общаться с преподавателями, посещать уроки, быть в курсе методической работы преподавателя...

Скорее всего это простая обида преподавателя. Стоит набраться сил и терпения, в скором времени это пройдет

К сожалению, не проходит. Ниже я написала, что был период нормального общения, но стоило мне попросить что-то сделать - резкий негатив, конфликт. А ведь мне придется обращаться к нему снова и снова, я не могу этого избежать... Должна ли я позволять коллеге кричать и оскорблять меня? Ведь, похоже, это станет обычным стилем нашего общения... На данный момент когда я чувствую, что конфликт захватывает мои эмоции я просто выхожу из его кабинета. Победа за ним.

  Скажите спасибо Вашему преподавателю, Вас учат  работать. Я думаю, что чувства острой конфронтации просто так не возникают. Занимая должность, надо четко понимать, что если Вы не стали человеком, который  сможет  правильно подсказать,оказать своевременную помощь, оценить по достоинству заслуги каждого, то выполняя роль контролера, и проверяющего, необходимо самому ориентироваться в том вопросе, о чем вы говорите.

Наблюдая за работой коллег, Вы не можете понять, какие технологии они используют? Почему они как не выучивший урок школьники, должны защищать то, что уже неоднократно защитили перед многими, многими...... комиссиями.

Составляя форму отчета надо было конкретно указать, что перечислить и в какой форме это необходимо сделать.

Последите за своими чувствами и своим тоном.

А в том виде, как Вы описали ситуацию, у Вас чувствуется острое неприятие коллеги. Почему? Не проявляет почитание вашей должности? Ответ педагога,  а не "должностного угодника", закономерен,когда отработав много лет, по всей видимости имеющего достаточно хорошие результаты,его вынуждает оправдываться человек, который проработав год не смог ничего удивить, кроме отчетных бумажек. А а может быть и разобраться в технологиях, реализацию которых пытается оценивать, да еще и пытается уличить во лжи. Вы ожидали другого, это немного странно. Даже со стороны.

Может лучше было оказать кредит доверия? Даже если   в чем то сомневетесь. Вы же имеете дело не с малолетними ребенком, пытаясь ему доказать на словах, что Вы знаете все на свете лучше, потому, что Вы методист. Постарайтесь поверить, Ваша должность требует в первую очередь уважения к людям, к их заслугам,и профессионализму.  Или Вы искренне верите, что весь коллектив должен работать на выполнение Ваших должностных обязанностей или поступать "так как Вы велели". Это нужно заслужить, коллега...Может  просто Ваш страх, что этот человек, из чувства обиды, что-то против Вас предпринимает, не дает Вам возможность реально оценить ситуацию.

 Вы пишите: "Отказывается от всех начинаний",- А  может быть, хорошо понимаемая, что входит в должностные обязанности каждого, этот человек в целях самозащиты, принципиально отказывается от выполнения обязанностей той должности в которой было отказано. Так каждый должен заниматься своими  обязанностями. В этом педагог прав.Скорее всего все данные о печатных материалах, уже не один раз собирались, и где-то хранятся в отчетах, как и многое другое.... И думаю, что вы привели цитату высказывания с ошибкой в дате, хотя может быть сильный преподаватель уже готовится к "эмиграции". Вас это порадует? В варианте с портфолио, начните с себя. Стоит выполнить свои обязанности и подготовить для каждого педагога выписки из педагогических, научных и методических советов, и приказов по учреждению с подтверждением о участии каждого в работе над проблемами... Портфолио собирает сам педагог,это его достижения, предмет самоуважения(к сожалению нашим педагогам, в награду за их труд приходится довольствоваться такими результатами), так не превращайте эту работу в подобие кнута для коллектива.

Пошу прощения за резкость, если Вам непрятен  тон моего  "включения". Тогда попробуйте, прочесть еще раз изменив в нем все местоимения "Вы" на "Я" и "мне".Не нравится дискуссия, я удалю  свое мнение, из общедоступного поля.

С Уважением.

Мне ценно каждое мнение, и особенно - отличное от моего. Я была бы очень рада, если бы меня учили работать. К сожалению, это не так. То, что Вы заметили тон "острого неприятия коллеги", говорит о том, что в момент написания сообщения я всё еще испытывала стресс... ведь очень неприятно, когда оскорбляют. Но моя заинтересованность в сохранении нормальных отношений в коллективе выше. Возможно, именно Вы поможете мне разрешить ситуацию и повысить мой профессионализм.

Я попытаюсь обрисовать ситуацию шире, если Вы не против. После ухода предыдущего методиста его функции были переданы председателям цикловых комиссий. Через год оказалось, что подход был чисто формальным - писались протоколы заседаний, но никакой работы кроме составления этих бумажек - 5 шт за год - не велось. Следующий год техникум был вообще без методиста. В этом году наш техникум передали из федерального подчинения в областное, потом техникум проходил аккредитацию. В октябре на администрацию обрушилось огромное количество отчетов и проверок. Меня попросили поработать методистом на полставки. Первое, с чем я столкнулась - проверка выявила несоответствие рабочих программ ФГОС. Оказалось, что у некоторых "заслуженных" преподавателей их вообще нет! Пришлось в срочном порядке писать рабочие программы по 4 специальностям по двум стандартам - мы с прошлого рода перешли на ФГОС третьего поколения. Я подготовила Положение о рабочих программах, форму программ постаралась продумать так, чтобы преподавателям было удобнее работать, не было лишней писанины, но я не всесильна - документ должен соответствовать определенным требованиям. Протесты, которые я выслушала... Всегда писали от руки, печатать не можем, комьютера в кабинете нет. Но я-то что могу с этим сделать? Положено - напечатанная и в электронном виде. По каждому пункту пришлось указывать пальцем в "Рекомендации" от Комитета. Потом помогала, как могла. Я же понимаю, что на каждого преподавателя свалился огромный труд. Объясняла, вычитывала, правила, набирала по ночам. Потом бегала за подписями, за печатью... А у меня ведь тоже уроки. Но проблема не в этом, проблема в тех преподавателях, которые всеми способами отказывались это делать. Одна - ушла. 19 предметов - и ни одной программы. Конечно, она не успевала их сделать, и решила очень просто - написала заявление на увольнение. А программы-то должны быть! И кто их должен писать, как Вы думаете?

По переделке программ преподаватель, о котором идет речь, шумел больше всего. Это был мой первый методсовет. Он утверждал, что я всё выдумала, что это только моё желание и вообще всё это глупость. Программы его не соответствовали ФГОС, и не только оформление - содержание. Он отвел эти уроки в прошлом году. Программы переделывать отказался. Но комиссия требует привести программы в соответствие. Что делать? Написала эти программы сама, указала его фамилию, авторский экземпляр отдала ему.  Платили мне за методическую работу около 2 тыс., а занимала она порядка... не знаю, сколько часов, но спала я не более 2 часов в сутки, мужем и домом не занималась совершенно.

К методсоветам готовлюсь, как к защите диплома. Презентацию, чтобы каждое слово подтверждалось цитатой и ссылкой на документ.  Всю информацию стараюсь излагать очень конкретно, с пояснениями.  Ходить по занятиям преподавателей физически нет времени - у меня же уроки в то же время, что и у них. А мне отчитываться о методической работе в техникуме за 5 лет... Чтобы составить хоть какое-то мнение о существующей ситуации, предложила преподавателям провести самомониторинг. Принято в штыки, но мне удалось уговорить. Переложила свою работу на плечи преподавателей? Но, во-первых, мне неоткуда получить информацию, кроме как от них, а во-вторых, самомониторинг работы полезен и преподавателю. Подготовила вот такой модуль http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/modul-sam... и услышала - а что такое проблемное обучение? а что такое развивающее?.. 

Отчеты, семинары, командировки, комиссии, уроки.. Когда немного разгрузилась, попросила преподавателей пригласить меня на урок. Жду приглашения до сих пор ;)

При этом у меня хорошие отношения практически со всем коллективом. Даже с преподавателем, о котором идет речь, мы общались вполне дружелюбно после того, как я сделала за него программы. Я была очень рада этому.  А тут...

Вы сказали - поверить... Но я уверена, что при подаче отчета зам. директора по УР обязательно спросит меня, в каких конференциях участвовал этот педагог и что он напечатал. Что я должна буду ответить? Что он так сказал и я поставила ему максимальное количество баллов?

Я точно знаю, что публикация, которую он показывал мне издалека, издана лет 5 назад. Я думаю, что он не знал, что мне ответить на вопрос о педагогических технологиях, потому что не знает их. Педагогического образования у него нет - бывший военный. Я думаю, что его крик и агрессия спровоцированы тем, что его поймали на лжи. Именно поэтому я не стала настаивать на своих вопросах. Но оскорбление... какое право этот мужчина имеет оскорблять меня?..

Надо проглотить и забыть? Я готова это сделать, если так будет правильно. Но ведь конфликт не исчерпан... Что мне делать? С меня требуют отчет о методическом сопровождении программ. Как я могу его написать, если не могу спросить, какие разработки сделал преподаватель, что у него есть? Верить на слово, а под его словами ставить свою подпись? А когда следующая комиссия обнаружит, что эти слова ничем не подкреплены, кто будет виноват?

И по поводу "не проявляет почитания к моей должности"(с) .  Моё глубокое убеждение, что методист - помощник преподавателя, а не наоборот. Но представьте себе одного помощника на 15 господ, который при этом должен отчитываться за господ перед царем. Времени физически не хватает. Всё, что я хочу, чтобы мои просьбы и предложения не рассматривались, как вражеские происки. Я ведь тоже преподаватель, и всё, что предлагаю сделать другим, вынужденна делать и сама. Неужели я (методист) захочу нагружать себя (преподавателя) лишней работой? Если преподаватель напечатался, неужели это должно оставаться в секрете? Если работает по особой методике, неужели методист должен оставаться в неведении относительно нее?

Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас, например, в школе, мы 2 раза в год сдаём портфолио для подсчётов баллов, а это зарплата.Кто не сдаёт, тот так и получает копейки за свою работу. Мы уже привыкли.

Скажите, Любовь Петровна, Вы не считаете, что требование предоставить отчет о своей работе оскорбителен?

Мне кажется, что нагружать учителя необходимостью дополнительной бумажной работы не хорошо. Я предложила преподавателям просто оценить свою работу в баллах. Это должно было занять у них 5-10 минут максимум. Тут можно посмотреть требования, если интересно http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/karta-att...   Но, думаю, выставляя себе баллы, преподаватель должен опираться на факты. И обосновать эту оценку, если у членов комиссии возникли вопросы. Считаю, что таким образом оценивание становится более открытым, а оценка - беспристрастной.

Ольга Алексеевна, я не считаю, что требование предоставить отчет о своей работе оскорбление, что делать если у нас сейчас такая система оплаты труда (оценочный лист). С 1 сентября мы будем не только сдавать портфолио, но и защищать его. Так как у нас есть учителя, которые набирают по 100 баллов. Таким образом, зарплата каждого педагога будет прозрачной.
Зайцева Ирина Николаевна

Уважаемая, Ольга Алексеевна! Только по тому, что Вы стараетесь разрешить данную ситуацию, видно, что Вы человек достойный, способный работать и вести за собой людей. Вас подвело то, что длительное время методическая работа шла самотёком, это расхолаживает коллектив: "Работали мы столько времени без программ и дальше могли бы, а здесь ты, со своими требованиями". Много лет назад я столкнулась с такой же проблемой: ни то что программы, открытые уроки, мероприятия отказывались проводить. Конфликты решались даже (до сих пор стыдно) на повышенных тонах. Но главное я для себя решила не только требовать, а показывать пример: обобщаю и распростаняю опыт на уровне школы, региона, публикуюсь в журналах, в Интернете. Многое изменилось, методическая работа сейчас идёт гладко, конфликтов на этой почве вообще не возникает. Но осадок неприязненного отношения остался. Трудно быть впереди, вас "ждёт зависть и ненависть, и особенно стараться будет тот, кто идёт за вами следом" (В.Распутин "Уроки французского"). Искренне желаю успехов в работе!

Вы даете мне надежду, что всё-таки всё у нас наладится. Ситуации очень похожи, и я стараюсь идти тем же путем, что выбрали Вы. Спасибо за надежду!
Чернухин Олег Алексеевич

Начинающий администратор. Это всегда трудно. Прекрасно понимаю, потому сочувствую. Главное сейчас - не сломаться. Советами Вам не помочь, это скорее для утешения. Будьте корректны и сдержанны. Изучите требования к должностям. Ознакомте людей с их должностными обязанностями. Пусть распишутся. Обосновывайте свои требования не желаниями, а нормативами. Старайтесь когда можно решения принимать коллегиально. Тогда можно будет говорить: не я, а все мы приняли такое решение, давайте же исполнять. В ситуациях отказа спрашивайте, мол, а что ВЫ предлагаете? Как по ВАШЕМУ мне дальше поступать? Наказание деньгами как самый последний аргумент, по возможности обойтись. Не доводите до скандала - любой скандал вас ослабляет. Ведите себя вежливо, корректно, чтобы не обвинили в предвзятости. Не показывайте, что "удары" достигли цели - нельзя ни в коем случае! Категорично! Очень тонкий момент - коллеги, даже самые воюющие, обязательно обратятся к вам за помощью. И не однажды. Аттестация, еще что-нибудь, обязательно. Не мстите, но и помощь эту пусть ценят. Помните: облака приходят и уходят, а небо остается. Решите для себя, кто Вы?

Интуитивно я стараюсь действовать именно так, как Вы советуете, и рада, что Вы поддерживаете меня. Думаю, что любой конфликт с преподавателем будет говорить в первую очередь о моей некомпетенции. Наказывать деньгами - к счастью не в моей компетенции. К моему огромному счастью я не имею отношения ни к деньгам, ни к нагрузке.

К сожалению, вопросы типа "А что Вы предлагаете?" воспринимаются именно как попытка переложить на других свои обязанности. Меня очень огорчает реакция "Вы всё делаете плохо, но как сделать хорошо я не скажу, потому что не обязан выполнять Ваши должностные обязанности". Понятия не имею, что с этим делать...

Я обязательно последую Вашему совету о коллегиальности решений. Постараюсь выносить на методсовет официальные письма из комитета, чтобы преподаватели видели, что не я придумываю эти отчеты. Приложу все усилия, чтобы "удары проходили мимо".  Вы правы, это очень важно. И - трудно. Мы, учителя, очень эмоциональны, ведь это одно из необходимых условий нашей профессии.

И Вы подняли очень больной вопрос. На будущий год заканчивается срок действия категории этого преподавателя. Что я смогу написать о нем? Его правду я не знаю, мою правду писать нельзя... Подписать то, что он попросит - значит согласится с тем, что меня можно не уважать. Не подписывать - будет воспринято как месть...

Еще раз спасибо за Ваше внимание к моей проблеме!

Привыкать к новому очень сложно, особенно, если учитель много лет работал "по старинке". А с новой системой оплаты нашего труда нелегко свыкнуться. Странные коэффициенты, непонятно чем обоснованные, аттестация по портфолио (собери и похвастайся). Что еще нас ждет в будущем? У нас тоже адаптация к новшествам идет с проблемами. Терпения нам всем и взаимопонимания!

Уважаемая Ольга Алексеевна Уважаемая Ольга Александровна. Ваша ситуация становится еще более интересной. Вы пишите, что после проверки.... Значит итоги этой проверки и рекомендации по ней, не были доведены к сведению коллектива преподавателей? Вы пищите, что уверены, в том, что "не знает название технологий", и выступает так агрессивно в качестве человека выражающего мнение "и не хочу знать". Я думаю, что если не знает один, то с остальными преподавателями ситуация обстоит не на много лучше. Тогда почему "Название всех" этих технологий не включили в лист самоанализа, это стимулировало бы специалистов к их изучению. Я бы в таком случае лист мониторинга сделала бы более подробным, и не в конце года. Вы ведь поняли эту ситуацию не в июле? Тогда почему тянули? Ежемесячный, или даже еженедельный пошаговый мониторинг на методическом совете, на планерке у руководителя, с предварительным небольшим личным выступлением или кого - то из преподавателей, по определенной технологии, с показом примера работы, да еще и с участием студентов? Если даже проверки не было, то есть документ о необходимости проведения работы по составлению программ, и он должен быть продублирован внутренним приказам учреждения, с которым обязательно знакомят педагогический персонал и всех кого он непосредственно касается. Почему тогда коллектив воспринимает эту работу как Вашу прихоть , непонятно? Собственно по своему опыту знаю, что при составлении программ чаще меняется структура, отдельные детали наполнение, форма, стиль изложения, варианты методической части, основное содержание все же остается прежним, То есть основную сложность всегда составляет чисто техническая сторона, педагоги не смогли понять, что конкретно от них хотят? Или Вы добровольно вдруг выбрали для себя роль, не помощника, а извините "слуги и не двух господ, а по меньшей мере 19", написав программы вместо кого - то. Может коллектив, сделал вывод, что составляя программы вместо других, Вы просто развлекаетесь???? Тогда, почему бы не доставить вам удовольствие, и еще один раз не переложить свои обязанности на Вас. На мой взгляд, решить проблему "печатать не кому" в техникуме, довольно просто, это не детский сад, где один компьютер на учреждение. Считаю, что в Вашей ситуации не все так просто, и лично ВЫ, анализируя для себя ситуацию, что - то упускаете. Возможно, не урегулирован вопрос с заработной платой. Т.е. Вы могли выполнить эту работу, один раз, но теперь Вам ее вменяют в обязанность... Вы могли бы выполнить эту работу, по составлению программ самостоятельно, если Вам заплатит руководство... Вы могли бы помочь коллегам, если бы Вас освободили от дополнительной нагрузки..... У Вас, почему то нет "лаборантов - методистов" по каждому направлению"........ Вы выполнили бы эту работу сами и никого не трогали, если бы ее объем и сроки Вам оказался по силам........ Вопросов возникает множество, предполагать дальше нет смысла. То есть, если этот человек претендовал на должность, то, как бы он справлялся со сложившейся ситуацией. Переложил бы на Вас обязанности, которые не может выполнить сам.... Объяснить коллективу, что появились новые требования к должностным обязанностям просто, знакомите всех, как положено под роспись с внутренним приказом по исполнению государственного нормативного документа. И мудрить не надо. Если преподавательскому составу трудно понять, что от него хотят: тогда на методических советах пошагово планируются к рассмотрению вопросы определения задач, целей, пояснительной записки, проблемы, структуры и форма содержательной части, диагностической, контрольной и результативной части программы. Извините за "приметив" терминологии. Если Вас за выполненный Вами труд, в качестве услуги для этого человека, еще и оскорбляют, тогда зачем Вы создаете такую ситуацию, с "допросом". Наверняка, Вы ее предвидели, до того как вступили в разговор? Не справились со своими эмоциями, и вам нужен совет. Тогда приглашаю на мой блог, там есть страничка: "Профессиональный ритм жизни". Загляните, и не отмахивайтесь, вам поможет (это очень результативная работа над собой, плюс витамины, и медикаментозное обследование щитовки, переключитесь на свое здоровье, Вы на грани, а хроническая усталость дает о себе знать ....). . Не проще ли было по результатам мониторинга, предложить коллегам подготовить для следующего методического совета небольшую презентацию по печатным материалам, или организовать методическую выставку для обмена опытом, или попросить всех желающих подготовить список печатных изданий с выходными данными для организации такой выставки, или для официального утверждения портфолио решением методического совета. Хотя хорошая профессиональная работа, представленная в печатном издании, даже несколько лет назад заслуживает уважения. Так же как и научные открытия принадлежат их авторам, независимо от сроков, и от времени, сколько бы лет назад, они не были сделаны. Кстати высокие баллы в мониторинге, это уже вопрос. Обычно, педагоги, занижают свой качественный уровень. Так, что же это протест, или уверенность человека в том, что Вы его высоко цените? Скорее всего Вы не последовательны в своих начинаниях или оценках.... У Вас уже есть один уволившийся преподаватель, как видим такая ситуация никого не устроила. И человек ушел с обидой, и Вам от этого работы меньше не стало. Прислушайтесь к мнению коллег, на месте, на сайте, за плечами у которых свой опыт. Вам дает хорошие рекомендации Олег Алексеевич. И еще повторюсь. Любое, даже самое законное требование , может выглядеть оскорблением, это зависит, от того как его преподносить: как судебный процесс, с последующим приговором или как оформление наградных документов. В каждом случае, будут свои подводные камни... Вы просили совета. Отношусь к вашей проблеме очень серьезно, проблема существует во многих учреждениях разного уровня, где эти вопросы не решают, а просто "пестуют", превращая, обычную рабочую ситуацию в ..... Поэтому и не стараюсь отписаться, просто высказав поддержку. Ищите причины в себе. Не старайтесь решать проблемы "окольными путями" и подмешивать в них личные эмоции... В любой конфликтной ситуации есть позитивный выход, который может устроить обе стороны, если только эти стороны не рвутся к "боевым действиям" Еще раз прошу прощение, за тон, который может показаться наставлением. Заглянула к Вам на мини-сайт. От названия населенного пункта, уже стало хорошо на душе. Определите приоритет вопросов и проблем. Постарайтесь не создавать ситуаций с выяснением, кто ведет счет. Ваша должность предполагает создание команды, а не организацию забега на длинные и короткие дистанции с личным первенством. И в то же время помните, не ошибается тот, кто ничего не дает... Думаю у Вас все получиться С уважением
Иванова Елена Николаевна

Каждый работающий имеет свой функционал. И нет ничего унизительного и обидного в том, чтобы его выполнять.Главное не переусердствовать с отчётами.А так куда от них денешься.Судят-то о нашей работе по отчётам,потому-что лично везде всё увидеть никто не успеет. Требования изменились, многие преподаватели в возрасте не справляются с ними.Трудно осваивают компьютер.У нас из школы в этом году ушла отличная учительница только по этой причине, сказала если бы не эти требования, то ещё поработала. А преподаватель не должен был так себя вести. Пусть с ним поговорит директор, они ближе ,вероятно ,по возрасту и преподавателю легче будет выслушать претензии.Не так заденет самолюбие. Но порядок ,есть порядок.И требования выполнять надо.

Значит, такая реакция преподавателей не только у нас... На Востоке считают, что нет хуже, чем жить во время перемен. И людям, у которых большой опыт работы, меняться особенно сложно. Но ведь выбора нет, меняться приходится...

Уважаемая Ольга Алексеевна. Возвращаюсь к теме при первой возможности. Если это еще актуально: идите на работу с хорошим настроением (у Вас есть повод, Вы уже многое поняли для себя, хотя и подвели черту); не возвращайтесь к этой теме персонально, если Ваш оппонент обратится с извинениями, спокойно выслушайте и поблагодарите за науку; не тиражируйте сами ситуации не с ним не с другими, т.е. не создавайте таких ситуаций, и не выслушивайте оскорблений, попросите человека взять себя в руки, и спокойно уходите; используйте для информации о предстоящих мероприятиях и отчета к ним «Методический стенд», или индивидуальных листы заданий,… любой другой способ доступный Вам. В общении с коллегами избегайте высказываний с нотками сарказма, осуждения или обиды. Самое главное. Не обсуждайте эту ситуацию с коллегами и руководством. ..Вечером Р.S……… С уважением.

Конечно, Ваши советы актуальны! Вчера вечером я написала большое сообщение в ответ на Ваше предыдущее, и очень удивлена, не обнаружив его сегодня в теме. Хотела бы знать, видели ли Вы его, читали ли.

Делаю себе "Памятку" с Вашими советами: 1) Извинения выслушивать спокойно, благодарить за науку. 2) Оскорбления не слушать, попросить человека взять себя в руки и спокойно уйти.  Подумаю, каким образом организовать предварительное информирование преподавателей.

Ольга Алексеевна Ваше сообщение видела сегодня утром. Свое восстановила в 11, Посмотрите Ваше по ссылке «комментарии». Возможно, мы с Вами перегружаем свой мини сайт?

Посмотрела, сообщения нет. Но это не так и важно, раз Вы его уже читали. Возможно, сообщение сочли слишком длинным и удалили.

Уважаемая Ольга Алексеевна. Постараюсь быть лаконичной. Хорошо составить простой опросник, для самоанализа, который можно будет заполнять на компьютере. К жалобам коллег, надо относиться с пониманием, но, ни в коем случае, не принимать их на свой счет. Мониторинг, и самоанализ постарайтесь проводить в ходе методических мероприятий. Если Вы вступаете в разговор с коллегами о нововведениях, не затягивайте его, стараясь быстрее выйти из темы, выскажите свое мнение, о том, что лично Вас не устраивает (других Вы уже внимательно выслушали). И определите позитивные пути решения проблемы. Как я поняла, Ваш коллега выходит на аттестацию, и Вам необходимо решить вопрос подписывать подтверждающие документы на указанные в заявлении материалы или нет. Но это право, скорее всего, возьмет на себя руководство. А Вам необходимо будет обеспечивать методическую поддержку. Поэтому, Вы можете лично ему, или на очередной планерке сказать, что ранее вышедшие печатные работы, с актуальной тематикой, можно переиздавать. Подскажите ссылки на сайты, или редакции (распечатайте информацию для каждого потенциально нуждающегося в такой помощи лица, и оставьте стопочкой на столе, кто посчитает нужным воспользуется), и в устной форме назовите адреса организаций, где могут помочь, в решении такой проблемы. Раньше же отправляли материалы в издания, находили пути решения самостоятельно. Пусть и сейчас решат проблему, и принесут Вам отчетные данные. И еще распечатайте "критерии" к экспертному заключению с указанием баллов и необходимым перечнем примерных материалов. Пусть считают... С уважением.

Опросник составлю, только, опасаюсь, что опять столкнусь с проблемой "С какой это стати я должен заполнять какой-то опросник, который Вы придумали?!". Компьютерный вариант для преподавателей сложнее, чем бумажный.

Мониторинг и самоанализ требуют вдумчивости и спокойной обстановки, если я буду проводить его на методсовете, вероятнее всего получу неполную и недостоверную информацию, а методсовет очень затянется по времени.

Документы на аттестацию подписывает руководство, но подготовить справки должен методист. Руководство только подтверждает то, что написал методист.

Меня несколько смущает Ваш совет по поводу преподавателя. Смотрите: 

Нужно сделать программы - Преподаватель обвиняет в некомпетенции - Не довожу до конфликта, делаю сама - Общаемся нормально - Нужно отчитаться о методической работе - Преподаватель оскорбляет методиста - Методист проглатывает оскорбление, ищет способы помочь преподавателю подготовится к аттестации.....

Вам не кажется, что здесь систематическое подкрепление нежелательного поведения? Что сделает преподаватель, когда методисту снова потребуется что-нибудь от него? Уверена, откажется и оскорбит. А почему бы нет? Ведь на следующий день, чтобы сгладить конфликт, методист рванется с предложением помощи и поддержки к нему.  И дальше другие преподаватели задумаются -  "Почему ему можно, а мне нет? Зачем мне выполнять задания методиста, если он их не выполняет?"

Мне кажется, следование этому Вашему совету заведет меня в тупик и усугубит конфликтную ситуацию на работе.

Я уже столкнулась с этим. Еще один из преподавателей отказался предоставлять мне электронную версию своей программы. Вопрос с этим я решила. Но вопрос как общаться с преподавателем, обвинившим меня в воровстве, остается открытым.

С нетерпением ожидаю Вашего ответа. С уважением, Ольга.

Мне кажется, что сейчас Вам надо перестать делать за других их работу. Вы всем помогали на первых порах - хватит, эту позицию надо выдержать жестко, но объявить это в мягкой форме , причем всем, на собрании трудового коллектива. Вы очень хотите сохранить со всеми хорошие отношения, это похвально, но почти невыполнимо в данной ситуации. Некоторые Ваши коллеги могут пользоваться Вашим мягким характером. Но ведь это их обязанность - заполнять отчеты, утвержденные директором. Не заполнил - и не надо, документ на стол директору. Кстати, вы были членом комиссии. А что остальные участники, молчали? Я Вам сочувствую. Делать, конечно, надо много, но выше головы не перепрыгнешь. Я думаю, что увольняются и идут на конфликт те, кто ничего не делал и делать не собирается. Все остальные будут потихоньку учиться и ситуация, в результате, выправится. Только не теряйте чувства собственного достоинства. Прощать что-то можно, но нельзя терпеть хамства. Держитесь!

Ваши слова очень созвучны моему настроению и мыслям... Спасибо за поддержку! Мне тоже кажется, что не делает не тот, кто не может сделать, а тот, кто не хочет работать. Можно понять и простить человека, который не справился с эмоциями, совершил ошибку, но идти на поводу у человека, который целенаправлено "треплет нервы", мне кажется, нельзя... Я решила написать служебную записку на имя директора, что преподаватель в грубой форме отказал предоставить информацию и исключить его из участия в смотре-конкурсе.

Не торопитесь, Ольга Алексеевна! Мне кажется, что смысл служебной записки надо тщательно продумать. В той форме, как Вы ее описали получается жалоба и решение не Вы должны предлагать. Официальная бумага должна быть лишена эмоций. Мне кажется, что Это, скорее, должна быть объяснительная записка,в которой Вы должны сообщить директору, что не можете выполнить свои функциональные обязанности в связи с тем, что Вам не предоставили полную информацию. Далее пусть решает руководство. Только вот если эту ситуацию "спустят на тормоза", то может быть взрыв среди коллег, так как получится, что кто-то должен это делать, а кто-то - нет. Возможно, есть смысл об этом написать.

я обдумаю это. Мне кажется, в данном случае объяснительная - не совсем то, что нужно, она пишется в случае возникновения нареканий со стороны руководства, указывается, какие меры были приняты для устранения недостатков. В данном случае я сообщаю руководству о невыполнении функциональных обязанностей преподавателем. Если на основании этой записки с меня потребуют объяснительную, то она будет предоставлена. Но "караван должен идти вперед", другие преподаватели не должны страдать из-за одного, итоги смотра-конкурса подведены и результаты будут представлены вовремя. А вот как оценивать работу данного преподавателя, пусть решает руководство. Сейчас директор в отпуске, как будет развиваться ситуация, станет ясно в сентябре...

Уважаемая Ольга Алексеевна. Как я понимаю, извинений за нестандартное поведение не последовало. Но это в принципе уже и неважно. Важно Ваше эмоциональное состояние, и Ваша линия поведения. 1.Если Вы человек не конфликтный, специалист, честно выполняющий должностные обязанности, при первом же случае приходите на помощь, встретились с неадекватным поведением подчиненного Вам коллеги, то Ваша задача не уподобляться ему и не переходить на личные отношения. А так же пресечь этот конфликт, как в отношении себя, так и в отношении коллег. Это в идеале. В реальности у Вас после оскорбления, сочится открытая рана. Вам хочется доказать самой себе и всему коллективу, правильность своей позиции. Ответьте себе, если бы возникла подобная ситуация, где - то вне служебных отношений. Например, в очереди по оплате коммунальных услуг. Когда каждый платит по квитанции или своему счету. Вас бы обвинили в том, что Вы хотите присвоить чужую квитанцию, и оплатить ее за свой счет. Вы стали бы, выслушав оскорбления, , потом искать человека, который, оскорбил или в чем, то обвинил, и продумывать, как постороннего человека убедить в своей правоте. Думаю, что нет… (Т. е. абсурдность таких событий понята, всем окружающих Вас в данный момент людям без объяснений). Вы уже сделали доброе дело, для конкретного человека, и получили от него конкретную «благодарность». Это уже свершившийся факт. Да очень неприятный и болезненный, но факт. На уровне осознания факта, Вы уже сделали вывод, что Ваша помощь теперь для всех коллег должна заключаться в рамках конкретных должностных обязанностей. Но Вы вновь вернулись к исходной позиции. Почему? Почему Вы опять рассматриваете ситуацию с позиций выполнения вместо других преподавателей, их непосредственной работы? Вы понимаете, что простой подсказкой, вопроса не решить? Но если Вы не хотите вновь оказаться в той ситуации, в которой уже побывали, обратной дороги нет. Теперь Вы должны определиться, пойдет ли «караван дальше», или он будут «идти по кругу сбившись с пути, возвращаясь на одно и то же место». Рассмотрим типичные ситуации аттестации для учреждений разного уровня. Имеющие в принципе статусные, представительские отличия.. 1.Преподаватель подает заявление на подтверждение занимаемой должности. Как специалист имеющий стаж более двух лет: администрация, совместно с профсоюзным комитетом, готовит на преподавателя «Представление»: на основании решений научных, методических советов, приказов руководителя, реализации плана мероприятий учреждения, его личного участия в городской и региональной методической и учебной деятельности. Эту работу Выполняет администратор. Педагог готовит в соответствии со всеми этими данные портфолио. Самоанализ, или другую форму выбранных отчетных документов, зкспертизы… 2.Преподаватель подает заявление на аттестацию по присвоению первой или высшей квалификационной категории. Вы как методист обязаны: подписать отчеты о результатах работы подготовленные преподавателем, т. е. официально заверить их достоверность. Подчеркиваю, отчет по внедрению технологий, о результатах самообразования, информационную карту, о распространении ППО и личном вкладе в повышение качества образования, как и карту методической активности, готовит сам педагог…. Кроме этого Вы выдаете подтверждение, в качестве выписки из протоколов решений методических, научных советов, приказов руководителей. Рецензии на программы и методические сборники, получившие одобрения коллегиального органа, с рекомендациями…. Как мы видим. Все выше перечисленные документы, Вы выдаете и подписываете на основе распорядительных документов внутреннего уровня. Документы внешнего уровня выдают те организации, которые проводили конкретное научно - методическое (педагогическое) мероприятия. Ваша задача познакомить коллег с документами по процедуре аттестации. Вы это сделали на официальном уровне: на методическом, научном совете….. Если Ваш коллега присутствовал на нем, то предложите получить ему под роспись у секретаря копии постановительной часть. Впоследствии на каждый его вопрос «Почему Я должен?» Предлагаете ему изучить распорядительные документы. Вы пишите: « Когда методисту, что - то понадобится, от преподавателя. Надо ждать …….». А что Вам в сложившейся ситуации может понадобиться от этого человека. Кроме добросовестного выполнения им своих должностных обязанностей. Скорее Вы ему нужны, и Ваша помощь. Как и остальным… Заведите себе правило. Не бегать, не ходите по кабинетам и не выпрашивать: отчетов…. Для их сбора можно положить на свой стол, или секретаря папку «для отчетов». (В вашей ситуации лучше на стол секретаря, под роспись) Есть установленные сроки, на их момент вы пишите свою информационную справку по учреждению, с фразой по преподавателю: « Данные не предоставлены». При организации работы коллегиальных органов самое большое количество времени тратился на пустые пререкания.Сократите эту форму общения до минимума.…. Еще раз рекомендую проводить опросы на методическом совете, либо в качестве мозгового штурма, либо в качестве сбора информации заявленной в плане мероприятия.Когда, педагоги пойму смысл предлагаемых заданий и систему работы по самоанализу, тогда и количество вопросов можно будет увеличить и их заполнение перенести, на время по самообразованию. А чтобы методсовет не затягивался, опросники не должны быть длинными. Кстати, еще их можно заполнять, в тот момент, когда собравшиеся ожидают начала методического совета. Докладная или объяснительная на имя руководителя, который вернется из отпуска в сентябре ?????????. Впрочем, напишите, во всех красках и не стесняйтесь в выражениях. Прочтите и сожгите, на большом костре, при уборке территории. Или с каким ни будь хламом. Если далее наше общение продуктивно. Продолжим позже. Боюсь, повторных сбоев системы. С уважением.

Ваши рекомендации обоснованы и подробно расписаны, им легко будет следовать. Да, извинений нет. В общем-то я их и не ждала, по поведению человека было видно, что это не "не сдержался", а сказал то, что хотел.

По поводу аттестации есть несоответствия. У нас принято, что представление готовит методист, а не администратор. Также методист, а не сам преподаватель пишет отчеты о проделанной работе. Когда мне это сообщили, было отмечено, что у преподавателей не очень хорошо получается писать эти отчеты. Но я владею информацией только о последнем учебном годе, а в отчеты ведь надо включить работу за 3-5 лет. Конечно, основа этих отчетов - документы, которые преподаватель включает в портфолио. Но есть, например, пункт "оценка руководителя ОУ". И опять же, директор только подписывает эту бумагу, а я должв на написать о личном вкладе в повышение качества образования, методической работе, результатах самообразования. Плохо написать нельзя, хорошо - ...  не знаю я, что написать "хорошо" для этого конкретного преподавателя, если он "отправляет меня подальше" каждый раз, когда дело касается методической работы.

Я постараюсь следовать Вашим советам при организации методсоветов и работе с преподавателями. Спасибо Вам, Анна Александровна!

С уважением.

Я согласна с Анной Александровной в том, что Вам лично для себя надо раз и навсегда расставить акцент: не преподаватель нужен методисту, а методист нужен преподавателю. Вам надо себя убедить в этом и далее - собирать необходимые документы, а если их нет - "данные не предоставлены" (очень мне понравилась та фраза)! Далее каждый сам будет решать, что делать (руководство, преподаватели и т.д.). Я лишь преподаватель, работа с документами меня всегда угнетала, я никогда не умела грамотно их составлять. Поэтому в данную переписку я включилась лишь эмоционально, поставив себя на Ваше место. Но восхищаюсь Вашим желанием наладить эту работу и (самое главное!!!) желанием помочь коллегам. Надеюсь, что обсуждаемые проблемы не "убьют" этот настрой. Удачи Вам!

Мне тоже нравится фраза "данные не предоставлены". Именно эта фраза и составила мою служебную записку по поводу преподавателя. Работа с документами и отчетность, наверное, раздражают всех... Мне кажется, что одна из обязанностей методиста - облегчить эту обязанность преподавателям. Конечно, когда "натыкаюсь на стену", хочется бросить всё... Так, наверное, бывает у всех. Но... я знаю, что в данный момент я могу делать эту работу лучше, чем кто-либо другой. Не потому, что я "лучше", просто у меня уже выработаны некоторые нужные для этого навыки. Так что я буду стараться оправдать доверие преподавателей нашего техникума и Ваше. Спасибо за него, и за Вашу поддержку.
Кужелева Наталья Александровна

Год не было методиста, а этот преподаватель "претендовал" на эту должность. Почему его не назначили? Почему потом попросили Вас? Потому что методист - это не сумма знаний, а прежде всего умение общаться с коллективом. Вот это в Вас и увидели, когда попросили поработать методистом, вот этого и нет у "претендента". Ему надо было не ждать начальства с поклоном: "Поработайте, заслужили, Вы самый умный!", а понимать, что его ресурс, перспективность заканчивается, что для начальства уже выгодней взять молодого, раз и надолго научить его, как и произошло с Вами. Сам виноват, что не сказал: "Я поработаю методистом, я заслужил, я самый умный". Не мальчик уже, чтоб стесняться. А то с начальством он стеснительный, а с девушкой - герой.

Преподавателя не назначили на эту должность по ряду причин, но не потому, что он постеснялся обратиться к руководству.  Думаю, главная причина отказа в том, что у него нет педагогического образования. Кроме того, он - пенсионер. Возможно, для руководства сыграло роль, что он довольно часто конфликтует, и с руководством тоже. Лично я считаю, что его подход к работе совершенно не годится для должности методиста - он никогда не делает больше, чем ему платят, очень боится переработать. А ведь методисту приходится выполнять гораздо больше, чем на полставки.

Мне эту работу предложили, думаю, потому, что есть соответствующее образование, педагогический опыт, хорошие навыки работы на компьютере и в интернете и понимание, что если что-то надо сделать, то это должно быть сделано. А вот умение общаться с коллективом - это то, чему я учусь, то, что у меня в приоритете.
Козловских Екатерина Валерьевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги и Ольга Алексеевна. Ситуация знакома не по наслышке. Работала "молодым методистом" и прекрасно Вас понимаю. Могу сказать, такт, тон и корректное обращение прежде всего! НО.... вся суть рейтинга состоит в том, что работать надо постоянно, а не прикрываться когда-то сделанной статьей. Поэтому старайтесь смотры делать коллегиально, в присутствии председателей пцк и, конечно, завуча. Что бы снять все вопросы о Вашей предвзятости.Пусть высказываются все. А данная ситуация складывается исходя из бездействия администрации, именно её заслуга в том, что преподаватель так относится к коллеге-методисту. Методист - это не административная должность, а по большому счёту и коллега, и помощник, и консультант. Разве основной контроль с его стороны должен быть? Удачи Вам и терпения. И нам всем) Да, а насчёт пригласить на урок, составляете график посещений преподавателей комиссий в сентябре, вывешиваете его на стенд объявлений в учебной части и всё. Это нормальный рабочий момент, Вы "не к себе на дачу зовёте работать", Ваша цель сделать работу педагога лучше, комфортней, чтобы качество учебного процесса выросло. Хорошей никогда всем не будете. Авторитет придет со временем, если будете выполнять свою работу хорошо. Нормальный педагог такие требования в штыки не примет.
Кужелева Наталья Александровна

Я тоже работала в техникуме, ситуация там была, как в курятнике - клюнь ближнего, обгадь нижнего. Главная "движуха" была в курилке, вот там с искренней злобой и откровенным негативом обсуждали всё. Некоторые только для того и курили, причём до бесконечности, чтобы быть в центре событий. И последней точкой в любой ситуации становился секс: она так посмотрела, потому что с ней муж уже год не спит и т.п. Так что у Вас ситуация ещё "на уровне".
Козловских Екатерина Валерьевна

Согласна с Вами, Елена Васильевна. Если нет нормальных человеческих отношений в коллективе, тогда только субординация, служебные обязанности и чёткая работа. Иначе всё, как минимум - курятник, где работать - здоровье терять.