Нежелание читать

Балакина Наталья Михайловна

Уважаемые педагоги! На уроках литературы постоянно сталкиваюсь с проблемой нежелания школьников читать художественные произведения, при этом они не только не читают программные произведения, но и не любят читать вообще. Как быть?

 

Комментарии

Сачкова Ирина Викторовна

Вопрос актуален. На него трудно ответить,горько признать, что у Всех педагогов, словесников такие проблемы.

Да действительно, у большинства современных детей отсутствует интерес к чтение книг, особенно классической литературы. Я учитель химии и биологии, но как классный руководитель часто беседую с детьми о важности чтения, предлагаю прочитать то или иное произведение и обсудить его. Для того, чтобы наши дети были грамотными, умели "говорить" рассуждать - читать просто необходимо. И к этому должны привлекать не только учителя словесники, библиотекари, но и другие педагоги Например, я на уроках биологии в старших класса при изучении генетики обязательно зачитываю фрагменты из произведения "Белые одежды". Или другая ситуация. В весёлом романе Л.Пантелеева «Республика ШКИД» есть один интересный момент.Один близорукий ученик любил издалека наблюдать за некой девицей, а поскольку подойти к ней поближе он стеснялся, то ему не оставалось нечего иного, как в мыслях воспевать прекрасной незнакомке сонеты, идеализировать её образ. А когда он кинулся было защитить её, как ему казалось, от какого-то злодея, то оказалось, что его божественная Лорелея имеет весьма непривлекательную, на редкость вульгарную, рябую внешность, да к тому же ещё и подвыпивши. Мораль: носил бы очки, не попал бы впросак. При изучении темы "Фосфор! прошу детей вспомнить произведение А.К.Дойля "Собака Баскервилей" и т.д.

Абанина Диана Петровна

Согласна с Анастасией Сергеевной.Читать надо и на других уроках тоже. На своих уроках использую чтение текста учащимися. Большинство ребят активно в этом процессе участвуют.От плохого чтения страдают и другие предметы.

У нас в нач.классах немного с этим попроще. Хотя тоже дети перестали читать. А вот когда моя дочка училась в школе (окончила три года назад) они часто не читали на уроках в 11 классе, а смотрели. Кто совсем не читал, тот хоть что-то узнавал о произведении. Я понимаю, это не выход, но…

Есть много книг, написанных до эры кино. Некоторые можно и не читать, лучше увидеть. Но остаться без Пушкина, Гоголя, без Азимова или Булгакова страшно. Непрочитанные книги мстят. Только учителям уже поздно прививать страстную любовь к книге. Опоздали. Маме надо было своему чаду сказки рассказывать. Дома надо было библиотеки собирать. Нам остается воспитать уважение к литературе у будущих родителей и не отбить интерес к чтению. Согласна с Анастасией Сергеевной: литература нужна на всех уроках. Хотя бы как знак УЧИТЕЛЯ.

Белкова Галина Алексеевна

Это общая проблема современного общества. Очень мало читателей вообще, не только учащихся. Но совсем опускать руки нельзя ни в коем случае. Попробуйте показывать фрагменты художественных фильмов по произведениям литературы. Возможно, на кого-то это все же окажет положительное влияние. Сводите всем классом в библиотеку, так сказать, наглядно приобщите к благому делу.

Юлия Юрьевна, я с вами полностью согласна. Если в семье нет культуры чтения, если родители детей не прививали им любовь к чтению, то как бы мы с вами не старались, изменить данную ситуацию достаточно сложно! Многие современные родители, особенно молодые, мало читают своим детям, а стараются заменить это мультфильмами сомнительного содержания.

Что говорить о "добровольной" любви к чтению, если на предмет "Литературное чтение" в 4 классе отводится 3 часа!!! Все новые предметы в начальной школе за последние 20 лет вводились исключительно за счет чтения и русского языка. Дети не читают в принципе, и в школе-то только три раза в неделю. Зато кнопки хорошо умеют нажимать.

Федорченко Светлана Викторовна

Согласна с предыдущим оратором. И если в начальной школе на литературное чтение отводится 3 часа, то при переходе в среднее звено еще час пропадает. И с 5 по 9 класс мы имеем 2 часа в неделю. Была на семинаре у Меркина Г.С. и услышала мысль о том, что не любят литературу чиновники в верхах, т.к. она заставляет мыслить и развиваться, но мыслящие люди, видимо, нашей стране не нужны...

Яковлева Ирина Сергеевна

Да мыслящие люди нашей стране действительно не нужны. У нас уже в 3-ем классе 3 урока литературного чтения. а в 4-ом всего лишь 2 часа, всвязи с введением ОРКиСЭ. Раньше читали хоть в школе. а теперь...

Дорогие коллеги! Ну сколько можно об одном и том же: дети не читают! Если они не читают то, что читаете вы, это е6ще не значит, что они книги в руках не держали! Не читаем мы! Не читаем мы то, что они читают, то, что им интересно, важно! Какое высокомерие! Какая гордыня! Разве можно читать то, что им интересно?! Это низкопробная литература! Да большинство книг, которые я прочитала за свою учительскую жизнь, это те, что приносили мне дети! Спасибо им огромное! А сколько удовольствия от общения с ними на общие темы после прочтения! Уже хватит ныть! На пустом месте разводите проблемы! Я Шопенгауэра не читала - и, наверное, не прочту! А мой Ромка из 10А шпарит его чуть ли не наизусть. Да снизойдите вы до них - самим проще будет. И веселее!

Балакина Наталья Михайловна

Уважаемая Ольга Викторовна! С наступающим праздником! В предложенной теме для обсуждения не преследовалось цели пожаловаться или "поныть", как вы выразились. Я очень рада, что есть такие дети, которые своими читательскими пристрастиями удивляют и радуют нас. Но, к сожалению, есть и такие, которые последний раз читали в начальной школе и имеют скудный кругозор. Поэтому я и прошу вас, коллег, поделиться своим опытом по развитию у детей интереса к чтению вообще, не говоря уже о классике. Большоеспасибо за ваш комментарий.

Уважаемая Ольга Викторовна! Какая там "низкопробная" литература? У 98% моих учеников дома ВООБЩЕ НЕТ КНИГ! Только арендованные учебники. В школьной "библиотеке" 112 экземпляров вместе с методичками. Не надо закрываться от проблемы. А то, что даже моим интересны и Бомарше, и Фирдоуси, и Бредбери - святая правда. Но правда и то, что не успеют узнать в детстве -не хватит времени потом. Так что все-таки надо волноваться и торопиться научить интересу к книге. А любить, по-моему, лучше Пушкина. Он добрее Шопенгауэра. Мы для этого и поставлены.

Согласна. Русская классческая литературв несет в себе огромный заряд нравственности. Хотя я не против Шопенгауэра. А о проблеме "нечтения" умалчивать нельзя. Ничего лучше книги еще не придумано.

Спасибо, коллеги! Я, безусловно, преклоняюсь перед вашим просветительским трудом! Наверное, мне действительно, повезло! Ну читают, и все тут! Шопенгауэр - это. конечно, крайность! Просто пример. Зайдите, пожалуйста, на мою страничку, посмотрите мою статью и работу моей ученицы "От Ричардсона без ума...". Интересно будет узнать ваше мнение. Заранее благодарна!

Бакума Юлия Алексеевна

Дорогие коллеги! Мне, наверное, везет с учениками. В прошлом году выпустила свой любимый 11 А,в котором из 30 человек большая часть прочитала все программные произведения. Никогда не забуду, как, входя в кабинет, они, еще не приготовившись к уроку, делились впечатлениями о прочитанном, говорили о том, что их поразило, что не понравилось. Конечно, таких читающих детей у меня больше не будет. Большинство моих восьмиклассников и читают плохо, часто совершенно не понимая смысла. Но эти дети отзывчивые, добрые, а в том, что им не повезло с интеллектом, не их вина. Пятиклашек, думаю, приучу к чтению. Сегодня мы с таким интересом обсуждали "Васюткино озеро", скоро будем читать "Последние холода". Я вижу, что интерес к чтению у ребят растет. Я. наверное, счастливое исключение.

Нагорная Лариса Николаевна

Очень многое зависит и от родителей, неплохо было бы найти среди них союзников в этом непростом вопросе. Чтение (а, в особенности, серьезной литературы) - это не только удовольствие, но и значительный духовный труд.

Бакума Юлия Алексеевна

Дорогие коллеги! Когда говорят, что вот мы, родители, в детстве столько читали, мне становится немного стыдно, потому что я читала только то, что задавали. Если некоторые мои сверстники не "вылазили" из библиотеки, то для меня чтение не было захватывающим занятием. Мы, помню, собирали металлолом, макулатуру, ходили в ЗПД(зону пионерского действия) помогать одиноким старушкам. На улице устраивали театрализованные представления. Родителям, бабушкам и дедушкам показывали "Золушку" (сами готовили костюмы, разносили пригласительные билеты). Меня тянула улица. Мы играли в выбивного, прыгали на резиночках, скакалках. Конечно, в институте было стыдно, что я многого не читала, многого не знала, потому что некоторые студенты знали гораздо больше меня. Старалась восполнять пробелы, ночами читала. А сейчас не могу дождаться момента, когда от проверки тетрадок останется время и я сяду читать.
Вот и современные дети разные. Одни читают (одна моя выпускница, помимо программных произведений, прочитала всю Донцову, Маринину и др), другие танцуют, третьи поют... Моя дочь-шестиклассница не читает дополнительную литературу (конечно, мне бы очень хотелось иметь читающее чадо, иногда завидую, когда говорят, что их детей не оторвешь от книги), но она увлекается танцами, поет, вяжет крючком (чего я не умею делать). Я могла бы заставить ее читать больше, но не хочу это делать. Чтение должно быть ее потребностью. Надеюсь, что такой момент когда-нибудь наступит.

Нагорная Лариса Николаевна

"...я многого не читала, многого не знала, потому что некоторые студенты знали гораздо больше меня. Старалась восполнять пробелы, ночами читала".

Вы, уважаемая Юлия Алексеевна, достойны всяческого уважения за то, что постарались восполнить некоторые свои пробелы. Однако, что касается сегодняшней реальности, темп нашей жизни стал настолько стремительным, что у наших учеников, скорее всего, попросту недостанет времени и сил на устранение "провалов" в кругозоре. И, к тому же, некоторые книги необходимо читать именно в детстве.

Нагорная Лариса Николаевна

Я, в частности, воспитываю двух дочек-погодок восьми и десяти лет. Младшая вчера читала "Фантазеров" Н.Носова (не по собственной инициативе). Там есть "фантазии" одного из персонажей о том, как его голову откусила акула при купании, а он вовсе и не умер, а спокойно домой пошел (потом голова новая выросла). Дочка так хохотала-хохотала, а потом говорит: "Конечно же, все знают, что без головы и шеи человек не может жить. Потому что ШЕЯ УКРЕПЛЯЕТ ОРГАНИЗМ". Тут уж настала наша с мужем очередь похихикать.)))))

Шпак Елена Анатольевна

С наступающим праздником, милые коллеги! Я учитель литературы 10 и 11 классов. Читают, хотя, разумеется, не все. Но и учатся соответственно. Делятся впечатлениями, обсуждают, пишут. Мои собственные дети - читают. Потому что я целыми днями, когда могу, читаю тоже. Но это моя личная особенность, я не могу смотреть ТВ вообще. Меня укачивает.

Те, кто не читает и в старших классах, просто не умеет читать. У него не развито воображение, и некоторые выходят из начальной школы, умея складывать буквы, но не понимая. Неумение читать тянет за собой безграмотность, причем в моей практике были случаи, когда читать не умел мальчик 6 класса, 8 класса, а еще барышня-выпускница. Случайно выяснилось при подготовке к ЕГЭ по русскому, что она не может прочесть задание в тесте...А уж художественная литература...Но если надо учить читать и приучать к чтению, советую начинать с поэтических текстов. Они сами умеют за себя постоять.

Балакина Наталья Михайловна

С наступающим праздником, уважаемые коллеги! Очень признательна за ваши комментарии. Конечно, это не только наша с вами проблема, это проблема общества в целом. Но все-таки, хочется верить, что дети просто недоросли до "Анны Карениной", "Тихого Дона". Для каждого произведения нужен свой читатель, просто у наших школьников все еще впереди.В ваших комментариях много ценных идей, которые можно воплотить на практике.

Абсолютно согласна с Вами. У меня зрение -5. Я читала с таким интересом. А нынешние дети надевают очки сидя возле компьютера и над своими мобильниками.Ужас!