Что есть духовность? Или мы просто сотрясаем пустоту?

Борисенко Инна Михайловна

Что есть духовность?

Синтез совершенства,

Стремленье  Духа к новой высоте.

Путь к Богу, утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто - путь к себе,

Поэт с художником подскажут - 

Вдохновенье,

Певец и композитор - песнь души.

Политик - совесть,

Физик - убеждение,

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что в высь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической Гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой,

Лишь с нею мы богаты.

                                                 О. Рубежов

 

Сегодня популярно заниматься духовно-нравственным воспитанием. А ведь в практике мы часто встречаем профанацию. Коллеги, что есть духовность для Вас? Есть ли у России шанс на духовное возрождение? И с чего начать в работе с подрастающим поколением?

 

Комментарии

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Очень своевременный вопрос, Инна Михайловна, но очень сложный.
Для меня духовность человека заключается в его умении (или неумении) думать не только о себе, но и о других, а также в умении наслаждаться красотой ради самой красоты.
В отличном фильме "Искушение Б." по произведению братьев Стругацких "Пять капель эликсира" герой Олега Борисова говорит:"Для меня есть вещи, которые нельзя ни облапить, ни сожрать, ни положить под зад, чтобы стало ещё мягче!"
Мне запало в душу это высказывание. Человека, который живёт только тем, что делает свою жизнь "вкуснее" и "мягче", думаю, никак нельзя назвать духовным. Человек же, который готов отдать своё время, деньги, силы для того, чтобы другому стало лучше, является, на мой взгляд, человеком духовным.
Для меня духовность не связана с религиозностью. Считаю, что духовным человеком может быть как верующий, так и атеист.
Человек, способный наслаждаться красотой музыки, стихотворения, девушки, пейзажа, человеческого поступка, кажется мне духовным.
Как воспитать духовность? Не знаю... Думаю, воспитать духовность в другом может лишь тот, кто в той или иной степени духовен сам.

Борисенко Инна Михайловна

Спасибо за комментарий, Дмитрий Юрьевич. Увлечение фантастикой у меня дальше Г.Уэлса и К. Булычева как-то не пошло. Но меня заинтересовали "Пять капель элексира" Стругацких! Теперь придется почитать! :)
"Человек, способный наслаждаться красотой музыки, стихотворения, девушки, пейзажа, человеческого поступка, кажется мне духовным". - Так просто, но емко, конкретно и, главное, реально Вы вторите высказыванию Карла Поппера "Человек создал и может наслаждаться множеством миров - миры языка, музыки, поэзии, науки..."! Но вот он продолжает: "Пожалуй, важнейший для них является мир моральных требований - свободы, равенства и милосердия". И мне кажется это справедливым. Ведь занимаясь воспитанием, мы берем на себя ответственность. Знаете, так сложно определиться с уровнем ответственности в мире "демократии и свободы". В СССР все моральное было идеологическим, делилось на белое и черное. Жестко, с перегибами, но понятно. А как Вам такие примеры из современной российской действительности: заместителем директора по воспитательной работе в школе назначают педагога, у которой муж отбывает срок за распространение наркотиков; педагог, обеспечивает временную регистрацию за деньги жителям из Средней Азии; педагог покупает льготный проездной по дубликату утерянного инвалидного свидетельства своей сестры. Можно продолжить список, просто тошнота подкатывает от возмущения. Осуждаю ли я их? Скорее нет, чем да, потому как кто - я, чтобы судить? Возмущаюсь этому - да, так как не приемлю внутренне. Наверное, мне претит приспособленчество. А ведь люди подписываются под духовно-нравственным воспитанием, пишут программы, участвуют в конкурсах, красиво рассказывают... Мне говорят: "Расслабься, все люди разные, а педагоги - тоже люди". Получается, что педагог - только лишь профессия, сменный халат на производстве? Учу студентов, что нравственный закон - един для всех и для всех случаев жизни. Вот только открыть этот нравственный закон в себе очень сложно, а иногда доступно не всем. Тут вспоминаю обмен мнениями по поводу Вашей заметки "Главные учителя - родители". А как Вы считаете, педагог должен (в силу профессии) или обязан (внутренние характеристики, призвание) быть духовным?

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Инна Михайловна!
Если говорить о Стругацких, то многие их произведения являются фантастикой лишь по форме, по сути же это самый строгий реализм. Если взять такие их вещи как "За миллиард лет до конца света" и "Хищные вещи века", то фантастики в них, увы, мало - в основном там самая суровая правда.
Что касается "Пяти капель эликсира", то это пьеса. Но очень советую Вам посмотреть фильм по ней "Искушение Б.". Фильм снят очень талантливо! Актёры прекраснейшие: Наталья Гундарева, Станислав Садальский, Владимир Зельдин, Олег Борисов, Лембит Ульфсак! Фильм одновременно и очень смешной и очень серьёзный. Посмотрите!:)
Если говорить о педагогах, то, да, они бывают очень разными) Я, как и вы, всегда считал, что педагог должен быть почти святым, и когда столкнулся с несовершенствами педагогов, подобными тем, о которых вы пишите, был шокирован! Но теперь, проработав некоторое время в школе, решил, что, может, это не так уж и плохо иногда) Пусть ребята с детства поймут, что действительность бывает весьма неприглядной. А то воспитаем мы их как в монастыре, а потом выпустим в реальную жизнь, и они с ума сойдут:) Помню, один парнишка, вызванный к классному руковолдителю за какую-то провинность, сказал мне с тоской:"Иду сдаваться в лапы Дьявола!":) Вот такие бывают учителя:) Но что тут поделаешь?
Я считаю, как и вы, что "педагог должен (в силу профессии) быть духовным", но понимаю, как и ваши коллеги, что "педагоги тоже люди" и заставить их быть "духовными" не так просто;)

Борисенко Инна Михайловна

Спасибо, Дмитрий Юрьевич! После Вашей рекламы трудно не посмотреть "Искушение Б." :) Великолепный подбор актеров! Люблю смысловое кино и обязательно посмотрю фильм. Думаю, мне захочется поделиться с Вами своими впечатлениями.
Что касается духовности... Увы, разве речь о том, чтобы заставить кого-то быть "духовными"? Это не только не так-то просто, но и невозможно! Наверное, духовное доступно человеку двумя путями: открытие в себе в силу привития с детства и духовное самовоспитание. Думается, второй путь Вам лично знаком, так как Вы производите впечатление человека много и целенаправленно работающего над собой ;) Вопрос в другом: как же можно привить с детства духовное, некогда не воспринятое самим (пусть даже в силу обстоятельств) и не воспитав этого в себе? Это о духовном содержании тех педагогов, о которых писалось ранее. Второй вопрос состоит в объективности духовных ценностей, передающихся сегодня из поколения в поколение. Наверное, именно разница в восприятии ценностей и составляет проблему духовного воспитания в современной России. Об этом Вы также писали в своем блоге. Я думаю, человек должен сохранять свою личностную идентичность. Ну это же не нормально, когда ты в классе - один (красиво рассказывающий о духовном, нравственном, прекрасном), а прийдя в магазин, кафе-бар, на пляж или в лес по грибы и ягоды - другой (о всем этом забыл). Помните, как писал Иммануил Кант: "Две вещи в мире поражают и волнуют больше всего на свете: небо над нами, с его бесконечными пространствами и миллиардами светил, и нравственный закон в человеке, делающий его свободным... " - разве это - не чудо-мысль? Канта сформулировал моральный императив. Как Вы думаете, возможно ли его применение в реальной жизни?

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Здравствуйте, Инна Михайловна!
Если посмотрите фильм "Искушение Б.", напишите пожалуйста, как он вам глянулся:)
Возможно, я произвожу неплохое впечатление, но в действительности не являюсь духовным подвижником:)
Вообще я довольно слабый человек. Меня выручает то, что у меня есть некоторые вещи, через которые я не могу переступить. Например, я довольно много курил, но пойдя работать в школу, курить бросил. Мне показалось неестественным учить детей безопасности жизнедеятельности с сигаретой во рту:) Поэтому я бросил в один день, хотя до этого бросить не мог. Силы воли у меня нет, но есть некоторая ответственность за вверенные мне души. Я видел много ОБЖшников, которые и курят и выпивают. Но сам я так не могу. Духовность ли это?:) Не знаю. Возможно, просто предрассудок:)
Как можно привить духовное - не знаю. Вот когда у меня появятся свои дети, и я столкнусь со всеми трудностями воспитания, тогда, наверное, буду знать о воспитании духовности чуть больше, чем теперь:) Теперь же хожу и советуюсь со всеми учителями (которые кажутся мне подходящими для этого) по весьма многим вопросам, которые ставит передо мной школьная действительность:)
Думаю, я вырос в очень благоприятных условиях) В моей семье никто не пил, а курил только отец. Никто друг на друга не ругался ни только матом:), но вообще. Жизнь была вполне нормальной. Учился я хорошо (даже на доске почёта лет пять висел:), восьмилетку и музыкальную школу закончил без троек. Курить начал в 21 год. Спиртное впервые попробовал в 17 лет и никогда им особенно не увлекался. Словом, скукота:) Поэтому сейчас, когда я сталкиваюсь с неблагополучными детьми, я иногда просто теряюсь. Мне не очень понятны их проблемы. Я не понимаю, почему кому-то доставляет удовольствие пьянство и безделье. Я после школы шёл в театральный, после театрального в музыкальную школу. Став взрослее, стал заниматься в ансамбле в Доме культуры. А всё свободное время читал. В 4 библиотеки был записан, ходил в библиотечный кружок. И никто меня, вроде, к этому не склонял. Читать ночами, наоборот, запрещали. Поэтому я, чтобы не ругались, всё детство и юность ночами читал при свете уличного фонаря, который стоял под окном:)А родители думали, что я сплю, так как свет настольной лампы не пробивался из комнаты. Меня от книги оторвать всегда было очень сложно:) А теперь детей заставляют читать, а они не хотят. Почему?? Мне непонятно. С музыкальной школой тоже была подобная история. Мама не хотела меня отдавать туда, т.к. за это нужно было платить, а жили мы бедно, но я устроил такой скандал, что мама сказала: "Учись! Только отстань!":) А одна из моих учениц сейчас бросила музыкальную школу и никто не может заставить её туда вернуться! Почему? Я не знаю...
Прочёл недавно книгу Никиты Карацупы - одного из любимейших героев моего детства, благодаря которому я научился читать. Карацупа отца вообще никогда не видел, а мать умерла, когда ему было три (если не вру) года. Он с семи лет уже работал! Работал всерьёз! Вроде бы воспитывать его было некому, верно? А он вырос прекрасным специалистом и создал школу собаководства, которой до сих пор нет равных в мире. В чём тут секрет? И почему нынешние дети, которых опекают родители-бабушки-дедушки вырастают преступниками?
Недавно бывший ученик нашей школы зарезал свою бабушку, когда она не дала ему денег на наркотики. Почему так получилось? Как сделать, чтоб такого не было? Я не знаю...

Борисенко Инна Михайловна

Здравствуйте, Дмитрий Юрьевич! Нести ответственность - это большая роскошь в наше время, и часто, увы, под силу не всем! Тем более добровольно взятую ответсвенность! Кто знает, а вдруг в Ваших слабостях есть и Ваша сила? ;) Очень здорово, что Вы выросли в благоприятных условиях! А любовь к чтению - путь к постоянному поиску нового,
Почему сегодня дети не любят читать? Неполный перечень причин я обозначила так: 1)гиперактивность (если это диагноз, то надо сознательно с таким ребенком работать), 35% школьников подвержены таким расстройствам; 2) наличие других способов постижения мира - информационные средства связи (ТВ, интернет, сотовый, видео , ДВД и тд.), мелькают картинки со звуком - напрягаться для анализа и синтеза не надо; 3) неуспешность в начальной школе - слабый навык чтения, низкий показатель скорочтения напрочь отбивают желание заглянуть в книгу вообще. Это только то, что следует из моих наблюдений, учитывая все погрешности. А потом, ведь книгу надо уметь "подать". Вот сын у меня легко и быстро читает (мы вообще с ним активно знакомы с книгой с 8 месяцев). Задали ему на лето читать рассказы Чехова. Красота, обожаю Чехова! А ему они не даются. А почему? Да потому, что историю он знает на "4", а в школе по истории 19 век еще и не приходили; вот и не ассоциирует он многие описания, аллегории и т.д. А вот Гоголя "Тарас Бульба" он "проглотил", пересказал, да еще над некоторыми описанными событиями и явлениями позабавился. Вот они условия восприятия прочитанного!
"И почему нынешние дети, которых опекают родители-бабушки-дедушки вырастают преступниками?" - есть на этот случай пословица, кстати, японская: "Деды - трудятся, родители - отдыхают, внуки - нищие". Дамается оскуднение здесь и материальное и моральное происходит. Про наркотики и преступления - безумно жаль, что так распоряжаются своими и чужими жизнями сотни людей. Для многих это оосознанный выбор. Так называемая СВОБОДА. Сейчас модно говорить о свободе выбор. Помните, у Пушкина есть замечательные стихи о свободе:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич,
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушкам да бич?
Конечно Александр Сергеевич писал о крепостном праве, но ведь мыслил о развитии коллективного сознания. Сейчас я бы обратилась к каждому с призывом открыть в себе личность. Потому что быть личностью - сложно...

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Кем-то быть, что-то делать - это всегда сложно, Инна Михайловна:)
Конечно, гораздо проще валяться в постели, смотреть мультики и грызть что-нибудь:)
Хорошо, если обстоятельства заставляют слезть с кровати и идти что-то делать! А когда обстоятельства благоприятные, то такая лень:) Как там у Щедрина было: "Зачем щука в озере? Чтоб карась не дремал!" И, мне кажется, каждому нужна такая щука:) Для меня сейчас щука - мои ученики. Если бы их не было, я бы теперь благополучно курил, почитывал различные книжки, работая на заводе, и мог бы позволить себе иметь любое мнение, которое мне понравится:) А вместо этого мне приходится вести здоровый образ жизни, быстро реагировать на любой детский вопрос или поступок, иметь только то мнение, которое соответствует действительности, а иногда даже работать супер-героем:) В прошлом году мне пришлось откачивать ученицу (кстати, не из моей школы:)), которая напилась до положения риз и пыталась, лёжа на спине, захлебнуться собственной рвотой. Я случайно наткнулся на неё в одной квартире. Пришлось моментально положить её на бок, разжать челюсти, прочистить рот, заставить дышать (всё это я делал впервые в жизни:)). Потом снять с неё верхнюю одежду (в квартире было жарко - её разморило), потом отмывать её лицо и волосы под краном, потом тащить её на себе через квартал к дому родителей, потом поднимать на энный этаж и т.д.:) Наверное тогда я впервые понял, что учитель не должен уступать спайдермену:) Я сидел на зимнем крыльце, прямо в снегу, весь вспотевший, запыхавшийся и начинал понимать, что пора возобновлять тренировки, иначе моя новая профессия скоро меня доканает:)
Так что, если заставить человека шевелиться, то он будет способен на многое!;) Даже на духовный рост!))