Это кризис трёх лет?

Бордунова Вера Николаевна

Девочке 3,1 года. Она сообразительная, активная, хорошая речь. Плохо одно - постоянные истерики, причем по любому поводу. Вся семья в буквальном смысле стоит перед ней на коленях, угождает во всем. Во время пребывания в детском саду истерики возникают так же часто. Беседуем, объясняем правила поведения - безрезультатно. Если не по её, может и других детей начать обижать. Что это кризис трёх лет, или чрезмерная избалованность?

 

Комментарии

Бринева Ирма Александровна

Детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице.Хорошо если ребенок будет играть с песком, водой, краской. Не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время. Значит, вам нужно чаще болтать с ними о том, о сем, брать их на руки, обнимать, вместе играть и проигрывать и не догнать... Будьте более терпимы к детям.

Бордунова Вера Николаевна

Ирма Александровна спасибо Вам за советы, я согласна с ними и полностью их поддерживаю. Но проблема здесь в другом. С девочкой и играют, и занимаются довольно много дома. В группе она тоже не обделена вниманием, т.к. контактная и милая. У неё девиз "Я хочу так", если другие не согласны - истерика. Если Вы работаете с группой детей , то знаете есть режим, есть правила поведения. Поспупать так как хочет ребёнок не всегда есть возможность у воспитателей, да это и неправильно - идти на поводу.

Бринева Ирма Александровна

Детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице.Хорошо если ребенок будет играть с песком, водой, краской. Не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время. Значит, вам нужно чаще болтать с ними о том, о сем, брать их на руки, обнимать, вместе играть и проигрывать и не догнать... Будьте более терпимы к детям, ласковее, заинтересуйте их, отвлеките, чаще хвалите, чем ругайте!

Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО ЧИСТОЙ ВОДЫ ИЗБАЛОВАННОСТЬ, РАЗ СВОЕГО ТРЕБУЕТ И "СТОЯТ ПЕРЕД НЕЙ НА КОЛЕНЯХ РОДИТЕЛИ". УВЕРЕННА, ЧТО ДЕВОЧКА ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЁНОК В СЕМЬЕ, ЛИБО ПОЗДНИЙ. ХВАЛИТЬ ЕЁ НИ В КОЕМ РАЗЕ НЕЛЬЗЯ, ПО-МОЕМУ ИТАК ЗАХВАЛЕННАЯ, "ЗАЛИЗАННАЯ". ДЛЯ НАЧАЛА ИЗМЕНИТЬ ТАКТИКУ ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ НУЖНО РОДИТЕЛЯМ! ВСЁ ИДЁТ ИЗ СЕМЬИ!

Бордунова Вера Николаевна

Полностью с Вами согласна! Наблюдая за общением родителей с дочкой думаю, зачем Вы её так портите! Самим же потом будет ещё хуже! Беседы и рекомендации ничего не дают.

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Пресловутое «Я сам хочу... буду... я сам могу...» Чтобы поскорее избавиться от нежелательных прений кризиса, нужно постараться изменить свою, но позицию: бунт и капризы в это время следует не искоренять, а направлять в другое русло. Ведь малыш может быть целиком самостоятельным лишь в игре. Ее-то нужно предложить детям в качестве замены протеста. Вместо того чтобы подгонять малыша, упрекать его в медлительности и неумелости, а тем более навязывать ему свою помощь в ситуации утренних сборов, предложите ребенку собирать в садик куклу или мишку пусть именно им он завязывает шарф, одевает шапочку, а вы в это время поможете ему. Или можно предложить ребенку другую игровую ситуацию одевание на скорость, где вы одновременно будете выступать в роли судьи и в качестве болельщика, готовым прийти на помощь своему ребенку. В игре и через нее дети избавляются от глупого упрямства, превращают его в целенаправленность и устойчивость своего поведения. Режиссура ребенком их игровых действий дает взрослым возможность увидеть, себя со стороны и вовремя скорректировать собственное поведение. Игра способствует дальнейшему поступательному психическому и личностному развитию малышей. Ведь в ней, помимо предметных действий (действий с предметами или игрушками), воспроизводятся социальные отношения. Именно их освоению и будут посвящены ближайшие несколько лет жизни ребенка. Если взрослые своевременно отказываются от жесткого диктата, прямых указаний и запретов, прибегая вместо этого к вопросительной или ироничной форме взаимодействия с детьми, то негативные проявления кризиса быстро сходят на нет. Ребята осваивают ту сферу своей жизнедеятельности (игру и фантазию), где они могут целиком и полностью действовать по собственной программе.
Родители и все взрослые должны выступать в качестве образца для подражания!

Бордунова Вера Николаевна

Татьяна Викторовна, спасибо за советы. Жаль их не читают родители девочки.

Бояркина Галина Николаевна

Здравствуйте.У меня вторая младшая группа и я тоже столкнулась с этой проблемой.Полностью согласна,что все начинается с семьи и отношения к ребенку в семье.Вот такую консультацию предложила у себя в группе родителям,дети которых капризничают подобным образом.Буду рада,если она Вам пригодится.

Консультации для родителей
«Кризис трех лет»

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:
● Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
● Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
● Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
● Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
● Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
● В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);
● Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
● Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
● Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
● Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
● Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
● Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
● Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
● Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Я сам!
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!

Бордунова Вера Николаевна

Спасибо за совет. Я выставляла похожую консультацию, и индивидуально беседовала не раз. Родители считаю, что все временно, перерастет.

Павлова Таисия Евгеньевна

У меня слава богу данный кризис уже заканчивается...У меня сын ему 3,8
одно время был совершенно неуправляемый и поэтому пришлось обьяснять некоторые правила поведения и включить наказания... нет это не показательная порка, а наказания вытекающие из проблемы... например не собрал игрушки не посмотрел мульти и т.п........

Бордунова Вера Николаевна

Таисия Евгеньевна, я согласна, что кризис трёхлетки проходит. Вы молодец, что реагируете правильно, воспитываете. Здесь же упрямство чистой воды. Она начинает драться, если за ней приходит не тот, кого ей хочется видеть.

Очень плохо, что "семья в буквальном смысле стоит на коленях" перед маленьким ребенком. Это можно сравнить с идолопоклонством. Это не единичный случай, это беда современности. Дети рождаются в семьях редко, в основном один ребенок на одно поколение семьи. Естественно, старшее поколение (родители, бабушки-дедушки) воспринимают его как некое чудо. За долгие годы, (в среднем 20-30 лет), пока не было маленьких детей в семье, старшее поколение забывает элементарные правила воспитания. Одно из главных правил воспитания - это научить ребенка послушанию и привычку к слову слову "нельзя". И учить этому надо с пеленок. Необходимо пресекать своеволие детей, которое впоследствии перерастает в истерики. Просто ребенок привыкает добиваться своего таким способом.

Вряд ли это кризис 3-х лет, наверняка, такое поведение сформировалось гораздо раньше. Любовь родителей к ребенку должна проявляться не в угождении и потакании капризам, а разумном и правильном воспитании. Необходимо говорить ребенку "нет", когда это требуется. В данном случае дело зашло далеко и необходима консультация специалиста. Возможно, дело в здоровье ребенка.

ПЕККЕР Ирина Петровна

Галина Николаевна, интересная консультация. Спасибо.

Ардашева Елена Александровна

Истерики у девочки от неправильного воспитания. В моей группе таких детей предостаточно, именно девчонки.

Костоправова Светлана Геннадьевна

Все вы правы, очень грамотно все излагаете. Но.... думаю, что воз и ныне там. Родители таких детей консультаций не читают, а если и читают, то думают, что это не про них. Нужны более действенные способы донести до родителей главный принцип воспитания - не навреди любовью. Да и любовью ли? а может, это просто "отмазка" за то, что недолюбили, недоласкали, недоговорили.... Все это "стояние на коленях" - не более, чем профанация настоящей любви; а все эти детские истерики - всего лишь крик о помощи! Может, стоит провести индивидуальную доверительную беседу с родителями за чашкой чая или провести со всеми родителями нечто вроде мастер-класса или семинара-практикума по борьбе с истериками? Работа с родителями в этом случае должна носить активный характер.
А вот что касается поведения в группе детского сада - это забота воспитателей. Например у нас (с коллегой мы всегда заодно) в группе такие состояния очень быстро проходят, так как либо не имеют положительного результата вовсе (метод игнорирования), либо применяется метод кнута и пряника (за истерики - наказание, за хорошее поведение - поощрение). Естественно и наказание, и поощрение имеют в этом возрасте чисто эмоциональный характер - поругал - похвалил.