Советовать легко?

Толстикова Светлана Борисовна

Так сложилось, что дважды в моей жизни происходят подобные ситуации: учитель и ученик не находят общий язык в предметной и общечеловеческой области и ребенок приобретает хроническое заболевание. Первая ситуация с моей хорошей знакомой, вторая с коллегой, их дети оказались под таким прессингом.

Бывают такие педагогические ситуации, когда советовать легко, но на самом деле ты понимаешь, что ребенок все равно проигрывает.

Подросток при взаимодействии (т.е. в процессе обучения) с определенным учителем в прямом смысле заболевает и приобретает хроническое заболевание, т.е. у ребенка словно аллергия на предмет, на ведущего его преподавателя, острые приступы болезни, взявшейся ниоткуда.

Дело в нетерпимости педагога к ученику. Непринятие учителем позиции ученика и как следствие отвержение. А в связи с тем, что ученик все же беззащитен от педагогического  давления и не имеет в своем арсенале рациональных способов защиты, он проигрывает.

И дело не в прямом, открытом противостоянии, вражде, ссорах, конфликтах, а в незаметном внешне, давлении на психику ребенка, с целью подчинить, подавить любое своеволие, отклонение от принятой педагогом воспитательной или обучающей цели. Некоторая категоричность, однозначность и непререкаемость в вопросе педагогических средств и способов воздействия на ученика. Учитель как бы пытается «дожать» ребенка, чтобы привести его к некоторому стандарту. Причем как я заметила такое воздействие возможно только на совестливых, ответственных детей, дорожащих мнением учителя, потому что тем, кому все равно - такое «давление» не страшно.

Вопрос. Как объяснить педагогу, что давление на ребенка в такой ситуации превышает допустимые возможности, что ребенок не притворяется, а действительно не может полностью соответствовать требованиям учителя (подготовка к уроку, уровень ответов).

И какие способы, чтобы ограничить давление на себя со стороны педагога, есть у подростка.

Речь не идет о переводе в другую организацию, об открытом конфликте.

 

Комментарии

Тимофеева Елена Григорьевна

Ребенку самому трудно будет что-то исправить. Нужна помощь из вне, школьного психолога, например. Только не слишком явно, а как бы невзначай, давая дельные советы в сложившейся ситуации, по-дружески можно сказать. С одной стороны у подростка будет ощущаться поддержка,что просто необходимо в данной ситуации. С другой всё будет происходить почти незаметно, безболезненно для обоих сторон.

Толстикова Светлана Борисовна

Спасибо за Ваше мнение.
Помощь извне получилась как советы относиться спокойнее к "придиркам", и "не принимать близко к сердцу". А на сколько это получится у подростка покажет только время. С педагогом же вообще никто не рискует общаться на такую тему.
Вот как-так получается.

Орлова Елена Алексеевна

Согласна с Вами,ситуация очень непростая! Здесь необходимо побеседовать и с учителем,и с ребёнком,выяснить проблемы ребёнка,возможно побеседовать с друзьями и одноклассниками ученика,привлечь и психолога,возможно и администрацию школы! Бывает и наоборот: когда у учителя возникает "аллергия" на действия ученика: и разнообразные формы работы применяешь ,и собеседования, работа с родителями постоянна, "а воз и ныне там"- очень плохая дисциплина и учёба.Но всё приходится терпеть-ведь ты учитель, а у нас "ученик всегда прав!"

Толстикова Светлана Борисовна

Согласна с Вами, бывает просто психологическая несовместимость... и с этим приходится работать и педагогу, и обучаться ребенку.
Просто считаю, что педагог в такой ситуации на голову выше подростка и должен быть мудрее, ведь кто старше тот и в ответе за сложившуюся ситуацию.

Станкевич Татьяна Леонидовна

Я тоже так считаю. Учитель должен быть мудрее. Это во-первых. А во-вторых, мы сами выбрали профессию и что можно добавить в таком случае? Мы сами за все в ответе! И несем ответственность только мы!

Толстикова Светлана Борисовна

Спасибо за Ваше мнение, Татьяна Леонидовна.
Как сказано у классиков: "Ты в ответе за тех, кого приручил"

Дьячук  Елена  Алексеевна

Я всё время учу детей ставить себя на место того, кого хочется обидеть."Относись к людям так,как хочешь .чтобы относились к тебе",-говорю им практически каждый день. Я думаю,что в этой ситуации огромный минус педагогу. Именно он должен найти компромисс в решении данной проблемы,т.к. ребёнок есть ребёнок. Хотелось бы посоветовать поговорить с педагогом,если он адекватен. Ведь у него тоже есть дети,которые могут попасть в подобную ситуацию.Объяснить,что он ломает ребёнка,а это в дальнейшем может плохо закончится.У каждого человека есть своё мнение, но навязывать и заставлять делать,как ему хочется не стоит,ведь даже позиция педагога может быть ошибочной!

Толстикова Светлана Борисовна

Бывает так, что педагог не видит проблемы в выбранном им методе и способах воздействия на учащихся. Привычка и многолетний опыт такого педагога свидетельствуют в пользу таких мер воздействия и переубедить к сожалению не представляется возможным. А дети таких педагогов уже давно выросли...

Орлова Елена Алексеевна

Есть нормы поведения не только для учителя,но и для учеников,которые они обязаны соблюдать! Всё о чём тут речь правильно, но почему должны страдать другие дети если ученик систематически нарушает дисциплину в грубой форме и никакого давления со стороны учителя, а только корректный подход и тактичные замечания! Я не могу судить по поводу многих учителей,есть и очень грубые,бестактные,но если это не так,тогда нужно и ребёнку и его родителям всерьёз задуматься!

Толстикова Светлана Борисовна

Елена Алексеевна, спасибо за Ваш комментарий.
Речь не о нормах поведения, в данном случае они соблюдаются обеими сторонами. И тем более не о бестактном поведении с чьей-то стороны.
Вопрос о давлении на ребенка. А родители задумываются, ищут корректные способы решения... и один из них - перевод в другое учебное учреждение, как крайний вариант.

Дьячук  Елена  Алексеевна

Я понимаю,но в такой ситуации нужен открытый диалог. Следует разобраться в "зерне" непонимания между педагогом и учеником и в причинах давления на ученика.Каждая сторона в этом случае должна сказать своё мнение, а не держать его при себе.Все взрослые и грамотные люди ищут пути решения после диалога,где всё может проясниться и будет найден компромисс. А переходить в другую школу,даже как крайняя мера,- не выход из ситуации.Где гарантия,что такое не повториться?

Орлова Елена Алексеевна

Люди не всегда откровенны,иногда могут начать лукавить родители или учитель,или ребёнок,до сути докопаться бывает очень трудно! В этом году в 8 класс пришёл мальчик и ...начал серьёзно нарушать дисциплину.На вопрос о причине перехода,родители сказали что учителя в нашей школе лучше,но на самом деле оказалось ,что в прежней школе мальчик также не отличался хорошим поведением, а родители видели влияние только плохой компании на него и именно хотели уберечь его от этого влияния! И так бывает!

Иванова Наталья Геннадьевна

Уважаемые педагоги. В таких непростых конфликтных ситуациях однозначно неправ, (если на сказать более жестко - виноват), только учитель. Он старше, умнее, образованнее, мудрее, деликатнее, добрее и так далее много-много раз! Нельзя в детях, учениках, какого бы сложного возраста они не были видеть врага, нельзя воевать. Только любить, понимать, сотрудничать на равных, и воспитывать, воспитывать, воспитывать. Собственным примером.И конечно включать чувство юмора, легко и мягко сглаживать все конфликты. Этому, безусловно, нужно учиться. А не хотите работать над собой, - вон из школы! К станку - он железный, ему все равно.И пожалуйста, посмотрите еще раз фильм "Доживем до понедельника". Там все сказано.

Толстикова Светлана Борисовна

СПАСИБО, за Ваш превосходный комментарий, Наталья Геннадьевна.
Золотые слова - учитель - он старше, умнее, образованнее, мудрее, деликатнее, добрее и так далее много-много раз! Только любить, понимать, сотрудничать на равных, и воспитывать, воспитывать, воспитывать. Собственным примером.И конечно включать чувство юмора, легко и мягко сглаживать все конфликты.
Подпишусь под каждой строчкой!
Добавлю слова ХОРОШИЙ учитель и ДОЛЖЕН.

Толстикова Светлана Борисовна

ОДНАЖДЫ, на одной конференции (педагогической) один директор ПТУ сказал слова, которые созвучны и с моими мыслями и с Вашими словами - педагог должен быть на шаг впереди, видеть на 5 шагов вперед любую педагогическую ситуацию, тем более в отношениях учитель - ученик, и быть на высоте в любых "испытаниях" в общении с детьми.

Зарьянова Марина Кирилловна

я думаю,у педагога должно быть "чутье" на такие ситуации. Если чувствуешь, когда нужно остановиться и себя переборешь не продолжать, вот это и есть педмастерство.

Толстикова Светлана Борисовна

Отличная формулировка к которой все педагоги стремятся - педагогическое мастерство! И не только в учебной деятельности, а и в человековедческой.

Середа Светлана Петровна

Я полностью согласна с Дьячук Еленой Алексеевной, хотя это очень трудно. Подростку самому надо поговорить с учителем, ( постараться объяснить, что он чувствует) как взрослому и самостоятельному человеку, ведь в жизни это придется делать постоянно, да и помощь со стороны приходит не всегда.

Толстикова Светлана Борисовна

Если это применительно к младшему подростку - думаю, что ему это просто не по силам.

В конфликте должен помочь разобраться психолог

Гуменюк Ольга Васильевна

Очень трудно бывает объяснить такому педагогу, что он не прав. Даже убедить в том, что есть проблема. Чаще всего такие люди считают. что так должно быть. И очень радуются если удаётся подмять под себя ребёнка. Не важно какого возраста. Конечно хорошо, если есть возможность обратиться к психологу. Но во многих школах психологов нет, а если и есть то не способные оказывать серьёзную психологическую помощь. И приходиться нашим детям бороться самим. Так хочется. чтобы в школах работали люди любящие и понимающие детей.

Толстикова Светлана Борисовна

Согласна с Вашей репликой. При чем очень компетентный психолог. С опытом работы в школе.

Анастасия Владимировна Тенберг

Извините меня , но я соглашусь только с теми педагогами, кто утверждает, что "уступить", "переубедить" должен учитель. На том основании , что он опытнее и мудрее.

Обращаться к психологу?
Давайте рассмотрим ТЕОРЕТИЧЕСКИ этот вариант.
Если ученик пойдёт сам к психологу и поговорит "по душам" (а вдруг в Вашей школе такой замечательный психолог, что детки к нему бегают за советом) ВОЗМОЖНО, что психолог подойдёт потом к учителю и спросит , что за конфликт и действительно поможет утрясти.
Если же ученика отправит мама - в 90% это будет скандал, что мягко скажем не очень квалифицированный педагог не нашла подход к её ребёнку, а учитель будет утверждать, что у ребёнка с дисциплиной не всё в порядке.
Я уверена, что психолог однозначно примет сторону педагога.

Если психолога нет в штате? Ответьте, только правду (хотя бы себе). Добровольно родители поведут на приём к психологу?
За мою 12-летнюю практику, добровольно сходи к психологу (на занятия, а не только на консультацию) Алёшка К.
Коля С. - на приём к психиатру. Кстати, чем закончилось его посещение к специалисту - я так и не узнала. Знаю, что он воткнул ножницы в шею своей сестре.

Давление на психику ученика огромно, я с этим полностью согласна. А тут ты сидишь вся такая (такой). А самое главное нет необходимости унижать , говорить оскорбления, достаточно задать несколько лишних вопросов, на которые ученик точно не сможет ответить. И всё - двойка обеспечена.
Кстати, в этом я тоже уверена, 99 % учеников (в том числе педагогов сталкивались с такими несправедливостями в школе.

Как объяснить? - я не знаю.
Знаю одно - я ходила в школу с первого класса до последнего как на войну. Потому что комплекс неполноценности заложили мне в первом классе.
А сейчас объясните мне. Каким образом ребёнок, который пишет, считает, читает может быть отстающим?!

Начиная работать в школе (секретарём) я с этим сталкивалась: "У меня Витя отвратительный ребёнок, пишет плохо, плохо читает и пр.". Переводят ребёнка на следующий год в другой класс. А он и тут неудачник, а почему? Да потому что учитель уже ждёт "подарочек".
Не знаю, все мои надомники-"подарочки" учились прекрасно, с удовольствием. Да, кто-то из них не успевал сделать, что я требовала за время занятий, Петя в пятом классе читал по слогам. Пришлось "отложить" программу пятого класса.

Что касается "любимчиков" и вымещения своей злости на "не любимчиках" - с этим надо бороться педагогу.
Так как любимчики были, есть и будут. Мы все люди и не можем относиться ко всем одинаково.

Гуменюк Ольга Васильевна

Только мудрый педагог идёт на диалог с ребёнком и старается разрешить конфликт. Но к сожалению не все учителя настолько мудры, что пойдут на примирение. Чаще стараются подмять под себя. Даже если классный руководитель решит помочь не факт, что у него получится. Тем более что открытого конфликта нет.
А выделяют "любимчиков" многие педагоги, хотя я считаю это не профессионально. Учитель должен владеть своими чувствами.

Анастасия Владимировна Тенберг

Так я и не говорю, что надо "выделять".

Я говорю, что любимчики есть у всех, на том основании, что у всех людей симпатии.

Я считаю, что педагог просто не должен относиться к "нелюбимчикам" иначе, чем к "любимчикам"

Гилёва Татьяна Александровна

Анастасия Владимировна, согласна с Вами. Вот только с тем, что "психолог однозначно примет сторону педагога" хочется поспорить. Конечно, все зависит от ситуации, но первейшая задача психолога: сохранение психологического здоровья ребенка, подростка. И если страдает психологическое здоровье, психолог просто обязан вмешаться и действовать в интересах именно ученика. Обращаться к психологу может учитель, сам ученик, родители, сторонние лица. В любом случае психолог сам определит стратегию своих действий, исходя из имеющихся возможностей и обстоятельств. Кстати, если подросток не захочет общаться с психологом, можно работать опосредованно (через родителей или друзей, или любого заинтересованного учителя). И потом, в этом случае в бОльшей степени надо работать с учителем, поскольку конфликт исходит от него. Именно психолог должен заниматься этой проблемой, конечно, вместе с педагогом, учеником и родителями.

Толстикова Светлана Борисовна

Спасибо за Ваш комментарий. Во многом с Вами соглашаюсь.
И прежде всего с тем, и Педагог и Психолог должны в такой ситуации быть профессионалами и знатоками возрастных и психологических особенностей ребенка-ученика.

Толстикова Светлана Борисовна

Прошло уже время и те дети благополучно выросли и ушли из школы (после 9 летки). Не знаю... что они будут вспоминать о своих школьных годах, хочется верить, что память сохранит светлые страницы школьной жизни.
Спасибо всем за сотрудничество.