В школу с шести лет: за и против!

Липагина Наталья Викторовна

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я сейчас работаю в старшей группе в детском саду. Некоторым детям с декабря этого года исполняется 6 лет. Родители хотят отдавать в школу ребят с 6,5 лет. Моё мнение, что не стоит торопить детей в школу, во взрослую жизнь. Мои доводы таковы, что помимо специальной готовности, существует психологическая, физическая, физиологическая, социальная готовность. Хотелось бы узнать у вас, как Вы считаете, стоит ли отдавать детей в школу с 6, 5 лет или стоит подождать до полных семи лет., дать детям побыть в детстве ещё год, поиграть и подготовиться основательно. Доводы многих родителей таковы, что потом детям неинтересно будет в школе, они уже много знают и умеют.

Как корректно разговаривать с родителями и объяснять, что детям лучше ещё побыть в детском саду!

И как Вы относитесь к статье кандидата психологических наук, доцента, профессора кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ Анны Владимировны Семенович "Отстаньте от детей!

 

Комментарии

Чернова Дарья Сергеевна

Очень толковая аргументированная статья. Сейчас все зациклены на раннем развитии и раннем обучении, но, как показывает практика, у детей часто нет элементарных навыков - к 6 годам плохо развита дикция, стишки уже мало кто разучивает, слабо развиты представления об окружающем мире (дети с 3-4-х лет заняты планшетами, а не наблюдением за ромашками и бабочками), нет базы - зато стараются идти на английский и развитие логики. В начальной школе эта проблема встает еще острее, материал подается очень интенсивно уже со второго полугодия 1 класса, а дети оказываются не готовы ни морально, ни психически и т.д. А детский сад, на мой взгляд, дает намного больше, чем всякие развивайки - это адаптированные педагогические программы, расширение кругозора, развитие творческих способностей и социализация. Так что торопится не стоит!

Липагина Наталья Викторовна

Дарья Сергеевна, согласна с Вами, детский сад при правильной организации образовательно-воспитательной работы, даёт детям намного больше в развитии. Поэтому и переживаю за своих ребят, хочется, чтобы они были счастливы и чувствовали свою успешность в школе. Даже по сравнению с прошлым годом заметен огромный скачок в развитии детей. Спасибо всем коллегам за обратную связь! Но в преимуществе школы с 6 лет пока никто не убедил!

Мамаенко Вера Степановна

Каждый ребёнок индивидуален. А в детском саду ещё и психолог есть. Вот он точно даст правильный совет родителям. Ведь ребятам такого "пограничного"возраста уделяется больше внимания. Здесь и определение готовности к школе и консультирование и многое другое.

Уважаемые коллеги! Каждый высказавшийся из Вас по -своему прав.Но я придерживаюсь мнения, созвучного мнению автора статьи.К школе ребенок должен быть готов, в первую очередь, психологически.А что касается возраста, то каждый месяц в этот период имеет очень важное значение. И, поэтому, я считаю , что детям необходимо идти в школу с полных 7 лет.

Вовчук Екатерина Ивановна

Важный вопрос для педагогов и родителей. Очень часто возникает. Делают выбор вести или нет в школу -родители. Основываются на своих желаниях, мнениях окружающих, к сожалению. Не каждый родитель является педагогом, правда же? Поэтому сделать выбор трудно. Давайте подумаем о детях! До 7 лет, т.е. в дошкольном возрасте у ребенка ведущая деятельность - это деятельность ИГРОВАЯ. Каждый ребенок должен и имеет право наиграться. Познать жизнь через игру (дети наряжаются во что и как угодно, ИГРАЮТ в "Магазин","Парикмахерскую", "Больницу" и т.д., берут на себя разные роли, учатся взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми... Игрушки и игры для главное удовольствие. Приходит время и ребенок "сам" начинает хотеть учить буквы,хочет научиться читать, играет в "Школу", берет на себя роль "Учителя"... Это пришло время смены ведущей деятельности: ИГРОВОЙ НА УЧЕБНУЮ. Значит можно говорить, что у ребенка появляется психологическая готовность к учебной деятельности. Ребенок становится усидчивым, внимательным, работоспособным, тянется к школе и выберет в школу ручку и тетрадь, а не любимую игрушку. Его интересуют в школе новые знания, а не портфель,новые тетрадки (т.е внешние атрибуты). У каждого ребенка все происходит индивидуально. Наблюдайте, помогайте ребенку "захотеть"учиться. Вот тогда и можно выбирать За или ПРОТИВ!

Липагина Наталья Викторовна

Галина Андреевна, извините, если Вас обидела высказав своё мнение о педобразовании сегодня. Я никоим образом не хотела обидеть педобразование прошлых лет. Но, не надо прятать голову в песок, не видя, что делается сегодня. Когда при приёме документов на направление "начальные классы" бюджетных мест 15, а заявлений на приём абитуриентов - 13. Как Вы думаете - конкурс есть? Или отсутствует в принципе. Это не только моё личное мнение. На многих совещаниях выступали по данному вопросу директора школ с кем им приходится работать сегодня. Не все молодые педагоги таковы, но есть те, с кем работать реально невозможно. Но эта другая тема...
А по вопросу английского языка ничего не имею против для многоязычных семей, а даже наоборот. Знаю семьи, проживающие за границей, где дети говорят на греческом, испанском, русском. Считаю, что для того, чтобы дети овладевали языком - нужна практика, языковая среда. В дошкольном детстве звуки отлично ставят уроки пения, а если песни со смыслом, то дети развиваются многопланово. Ваше мнение я услышала, его уважаю! Но, позвольте и другим иметь своё мнение. Спасибо!

Чернова Дарья Сергеевна

Уважаемая, Галина Андреевна! Очень интересно Ваше мнение, видно, что вы увлеченный своим делом педагог. Правильно, детей надо развивать всесторонне, оба моих старших ребенка, кроме основного, получают дополнительное образование (художественное и музыкальное), сын занимается спортом. Считаю, что это не только повышает уровень их общего развития, но и расширяет возможности в будущем. Младшую дочь планирую отдать в музыкальную школу в 5-6 лет, потому что вижу в ребенке определенную склонность. Я полностью за развитие и качественное образование, но против физической и психологической перегрузки детей. Каждый ребенок индивидуален, каждый родитель и педагог имеет свою точку зрения. Хорошо, что здесь представлены различные мнения.

Липагина Наталья Викторовна

Ссылка на статью: http://the-toy.ru/?p=163
Цитата из статьи: "На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала."

Интересная у нас с Вами дискуссия, коллеги! )):

Странное высказывание о природе, которая захотела. Нам что, дочерей в 12 отдавать замуж, если природа так захотела?
По-моему, единственно правильный совет:каждому - своё время. А время делаем мы сами. Рассказывали ребйнку сказки с первого дня - он будет обучаем и усидчив с младшей садиковской группы. Говорите с ребенком с пеленок на разных языках - он легко освоит их. Пропустите первые недели жизни салыша - отдавайте в школу хоть с 12 лет. Пагубно не само опережение, а насилие в опережении. Я сама читала в 4 года свободно. Да, из группы меня выгоняли бродить по территории, но это не мешало мне играть со сверстниками. Свои дети читали понемногу в 2 с половиной, в 6 и в 4 года. Как только им становилось интересно - показывала. В 2 года - слова, в 6 начинали с букв. Все пошли в школу в разное время, кто как захотел. Младший вообще без меня оказался вместо 3 в 4 классе. Результаты после 25 у всех одинаково высокие.
Не природа тут хотела, а сами дети. А разное время развития программировала моя занятость.

Орлова Елена Борисовна

Конечно, все очень индивидуально!Кто-то готов и в шесть, а кому-то и в семь рано.Но проблема в том, на мой взгляд, что многие родители не могут объективно, а порой и адекватно оценить способности своего ребенка. Считают, чем раньше, тем лучше. В средней группе уже надо изучить сложение, вычитание, научить читать.Неважно, что ребенок механически складывает слоги в слова, ничего не понимая, о чем прочитал. Главное,"он читает-переведите его в старшую группу". При этом самостоятельно туалетной бумагой пользоваться, извините, не умеет.

Липагина Наталья Викторовна

Совершенно согласна с Вами! Необходимо всесторонне развивать ребёнка и , конечно же формировать навыки самообслуживания.

Я думаю, что ребенок с хорошо сформированной произвольной деятельностью, что фактически равно психологической готовности к школе , способен успешно обучаться в школе с 6,5 лет. Это не противоречит Закону об образовании.
Но родители часто не обращают на это внимания, для них главный аргумент " читает, считает- пора в школу!" Поэтому я всегда говорю таким торопливым мамам и папам: Не спешите!Дайте ребенку время побыть в детстве!

Мужикова Светлана Николаевна

Я считаю что ребенок должен идти в школу с 7 лет. Даже если он умеет читать, писать, не надо торопиться. В школе сейчас такая нагрузка, не надо лишать ребенка детства.

Павлова Елена Валентиновна

К сожалению, большинство родителей Вас не услышат.
Я сама мама. У меня пятеро детей. Троих из них я отдала в школу с 6 лет. И только с третьем ребенком я поняла, что это не просто ошибка, это трагедия.
Отдавая ребенка в 6 лет в школу, родитель тешит свою самолюбие, мало думая о последствиях.
Наша старшая девочка свободно читала лет с пяти. Писала, считала и вообще всячески была готова идти в школу.
В 1 класс пошла в 6 и 2 месяца.
Училась на одни пятерки.
НО!
Уставала. Очень.
Сложности начались класса с 5-7. Она была моложе всех в классе на год, полтора.
Была сущим ребенком, в то время как ее сверстники были уже более взрослыми, она оставалась ребенком. Ей было трудно понять их...
У нее были и есть друзья одноклассники. Но был очень трудный период взросления.
Также и со страшим сыном.
Ребенок должен быть подготовлен не только к школе (читать, писать, считать), он должен быть готов психологически и физически. Это очень важно. Архиважно.
Удачи Вам. Надо найти нужные слова...

Липагина Наталья Викторовна

Спасибо! Да, я стараюсь говорить с родителями,и, к счастью, встречаю понимание, совместное обсуждение проблем и достижений ребёнка радует. Но, на сегодняшний день, нам сказали, что дети, кому на 1 сентября будет 6,5 лет, обязаны уйти в школу. Честно, мне жалко их капельки детства. Сама мама двоих детей. И очень рада, что мои дети пошли в школу с 7 лет. Обе окончили школу с медалью на отлично. Но, самое главное, не испытывали больших трудностей в усвоении программы и ждали осени, когда начнутся занятия. Я считаю, что дети должны наиграться. И про самолюбие родителей, конечно, Елена Валентиновна, это справедливое замечание! Когда мы молоды, мы торопимся и торопим детей. Мудрость приходит с годами!!! Всем спасибо за неравнодушие! И свою точку зрения по данному вопросу!

Овчинникова Елена Владимировна

У меня в группе была девочка, которая была младше всех в группе на год, полтора, но так как родители очень много занимались с ребенком, к пяти годам она уже и английский язык знала хорошо и со всеми заданиями на занятиях справлялась на отлично. Но мне приходилось ее нагружать вдвое больше остальных детей, потому что, сделав свое задание она не давала возможности другим детям подумать и отвечать. В школу она пошла со всеми остальными ребятишками, учится уже в третьем классе и учится на отлично. Свою дочь тоже отдала в школу в 6 лет, училась отлично, но с пятого класса заметила, что во втором полугодии учебный материал давался ей легче. Конечно, для каждого родителя его ребенок самый умный и самый лучший, но мы как специалисты должны помогать родителям, объяснить им и о психологической и физической готовности их ребенка к школе. Ведь если разобраться, их ребенок находиться в поле нашего внимания чаше чем родителей, и наверняка мы знаем возможности этого ребенка намного лучше.

Абрамова Ольга Анатольевна

Это право каждого родителя. Но при этом необходимо учитывать, а готов ли психологически или и физиологически ребёнок у обучению в школе. А донести эту информацию до родителей наша совместная задача с психологом ДС.

Руфкина Ирина Сергеевна

в том и дело, что отдавать детей в 6 лет в школу - это инициатива родителей. я не спорю, что есть детки, которые в этом возрасте уже готовы учиться, но у некоторых отсутствуют даже предпосылки этой готовности. родители же этого не желают замечать: "читать мы умеем, все понимаем. что нам в садике-то сидеть?!". а у ребенка при этом отсутствует и усидчивость, и концентрация внимания, и мышление с логикой хромают. переубедить таких родителей очень сложно, но пробовать стоит.