Ожидания и реалии сегодняшних первоклассников. Психологическая готовность к школе.

Зайцева Наталья Викторовна

«Ожидания и реалии проблем сегодняшних первоклассников. Психологическая готовность к обучению в условиях ФГОС».

 

Я хочу немного порассуждать о том, что включает в себя понятие готовности ребенка к школе в настоящее время в условиях реализации ФГОС и что включало в себя это понятие задолго до внедрения ФГОС, лет так 20-25 назад. Легче ли сегодняшнему первоклашке адаптироваться к школе или труднее, чем было раньше. в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1). Личностная готовность. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.

2). Эмоциональная готовность.

3). Интеллектуальная готовность.

4). Социально – психологическая готовность.

5). Волевая готовность.

А каким же должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка.

Казалось бы все совпадает. Кого выпускает ДОУ и кого ждёт школа. Подарок, а не ребёнок должен выпускаться из ДОУ и приходить в школу.

А что на самом деле?

Хоть где-то учитывается, что ДЕТИ СЕГОДНЯШНИЕ, ЭТО НЕ ТЕ ДЕТИ, ЧТО БЫЛИ ВЧЕРА?

По определению Эльконина дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Переход от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

Последние 2 десятилетия показали, что проблем у первоклассников становится больше. Они хуже переносят школьную нагрузку.

Дети приходят в школу физически и эмоционально не созревшими. Причём эта недозрелость не зависит от календарного возраста. Сегодня много детей, которые и в 7 и даже в 7,5 лет по своему психофизиологическому развитию к школе не готовы. Индивидуальные сроки развития ребёнка сдвинулись: более позднее созревание стало очевидным.

Дети не могут выдерживать школьный режим: сидеть за партой ровно, спокойно и так 4 урока 5 раз в неделю.

Физиологи говорят, что выросло количество гиперактивных детей. К сожалению родителям это никто не объясняет.

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди считаются «душой компании» и запросто находят общий язык в любом коллективе, а другие — с трудом сходятся с коллегами, новыми знакомыми и даже родственниками? Многие объясняют это типом темперамента, экстраверсией и интроверсией, особенностями характера. Но на самом деле большое значение играет эмоциональный и социальный интеллект.Что такое социальный интеллект?

Социальный интеллект — это набор навыков и способностей, которые помогают ребенку эффективно взаимодействовать с другими людьми и грамотно строить межличностные отношения.

Впервые этот термин ввел американский психолог Эдвард Ли Торндайк, а его коллеги изучили это явление более подробно. В понятие social intellect входят следующие навыки:

Понимание правил построения взаимоотношений между людьми;

Социальная готовность к школе включает формирование у детей таких социально-психологических личностных качеств, которые бы помогли им войти в контакт с одноклассниками, учителями. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли обходиться без маминого присутствия, быть в окружении сверстников, оказываются, как правило, в школе среди незнакомых им сверстников. Ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества - качества, которые обеспечили бы ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.

.Правильное поведение в компании;Работа в команде.

большое внимание уделяем командной деятельности воспитанников. Работа в коллективе помогает детям лучше чувствовать окружающих людей. Они учатся уважать труд товарищей, а также берут свою долю ответственности за общий результат команды. В детском возрасте ролевые групповые игры особенно важны, так как позволяют детям побывать в разных ролях, изучить разные модели поведения и выбрать наиболее подходящие для себя

Умение слушать и слышать;способность принимать точку зрения собеседника;адаптивность к новым социальным условиям;

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если учебное задание должно быть выполнено из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.Одной из частых причин, является то что ребенок плохо слушает на уроке, отвлекается, вертится, не слышит учителя, занимается своими делами, не может усидеть на месте, отвлекает других детей, болтает, играется, короче говоря, выбивается из общей дисциплины.

Понимание своего и чужого поведения;уважение к чужим границам

Чем младше ребенок, тем беспечнее и бестактнее он ведет себя с детьми и взрослыми (в том числе чужими). Однако с возрастом он осваивает социальные нормы и учится контролировать свое поведение.

Часто приходят дети , которые не могут обратиться к учителю по имени отчеству. Им более удобно невербальный спобщения.

Невербальное общение – это коммуникация между людьми без применения речевых и языковых средств в прямом виде либо в той или иной знаковой форме Не понимают межличностное пространство Дети используют жесты, прикоснове Портрясти за рукав, постучать по спине. Это для них является нормой и они не пониают чтотне так

.Но в тоже время они должны чувствовать невербальный языка

взгляд

оптико-кинетический сигналы (мимика, внешний образ)

тембр голоса, интонация и другие околоречевые факторы

внеречевые факторы (паузы, общая скорость речи, смех)

Умение анализировать сложившуюся ситуацию;

Программа начальной школы, ее усвоение потребует от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы - потребует достаточно развитых познавательных процессов.

Умение грамотно строить диалог и выходить из конфликтов;

открытость новому опыту.Старший дошкольник должен быть готов к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоционально-этической; он должен быть готов к социальной позиции младшего школьника.

Социальный интеллект базируется на таких личностных качествах, как активность, эмпатия, адаптивность, коммуникабельность, некритичность, самоуважение. При этом уровень социального интеллекта не всегда зависит от общего интеллектуального уровня. Поэтому так важно уделять внимание социальному развитию ребенка отдельно

Ребенок, поступающий в первый класс, должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Долгое время об умственном развитии судили по количеству усвоенных знаний, умений, по объему «умственного инвентаря» ребенка, который выявляется в словарном запасе. Некоторые думают, что чем, больше слов знает ребенок, тем больше он развит. Это не совсем так.

Следует учесть, что изменились условия жизни и семейного воспитания. Дети буквально «купаются» в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Здесь нет прямой зависимости.

Конечно, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы дошкольнику как фундамент того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. «Пустая голова не рассуждает, - справедливо замечал отечественный психолог П.П. Блонский, - чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать».

Интеллектуальная готовность ребенка к школе - важная, но не единственная предпосылка успешного обучения. Подготовка к школе включает и формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с детьми положение в обществе

Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, к самому себе.

Вывод

Следует отметить, что социально-психологические характеристики на каждого ребенка и группу в целом, составленные и переданные учителям начальных классов, - важный путь углубления этой преемственности, способный оказать существенную помощь в развитии личности ребенка.

В этом году в школу поступидр много детей в возрасте- 6,5 лет. Многие из них психологически и социально не готовы к обучению в школе.

Необходимо выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;

отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному.И чем раньше это произойдет тем безболезнее.

Зпр (должно определяться в детском саду и давать рекомендации родителям по прохождению комиссии)

Особое место в психологическом развитии старшего ребенка занимает общение его со взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Вальщикова Ольга Олеговна

Пустая голова не рассуждает, - справедливо замечал отечественный психолог П.П. Блонский, - чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать».

Интеллектуальная готовность ребенка к школе - важная, но не единственная предпосылка успешного обучения. Подготовка к школе включает и формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с детьми положение в обществе.