Игровые технологии

Кудрявцева Светлана Вячеславовна


Игровые технологии в системе работы учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.

Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами.

Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия.

Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом)

Разновидности игр

 Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.

В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка и литературы в процессе работы по игровой технологии (игры - путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото и т.д.).

Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.

В настоящее время  в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования  актуальным является вопрос организации внеурочной деятельности. Хочу поделиться опытом  организации внеурочной  деятельности по русскому языку в рамках кружковой работы.  

                                       Опыт  организации занятий по русскому языку

во   внеурочной деятельности.

                                         

       Цель занятий: развитие интеллектуально- творческого потенциала учащихся.

Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:

        -обогащение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки                            

          учебной программы с учётом их интереса;

       -совершенствование сферы когнитивного развития;  

       - совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной  сферы»  

            Одним из необходимых условий в работе с   детьми во внеурочное время является   учет специфики интересов, склонностей учащихся.  Набор детей в кружок проводится на основе диагностики склонностей ребенка, разработанной  А.И.Савенковым «Карта интересов младших школьников»

При проведении внеурочных занятий учащимся предлагается не только нестандартные задания по русскому язык,  но и задания, способствующих развитию   мышления, творческого воображения,коммуникативных умений.

При организации деятельности учащихся      руководствуюсь  следующими правилами:    

              - нельзя  заниматься наставлениями,  давать прямые  инструкции;

             - нужно определять сильные и слабые стороны детей на основе  наблюдения;

              -нельзя сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут делать        

                сами;  

              - не  следует торопиться с выяснением суждения;

                - необходимо научить детей прослеживать межпредметные связи;

               -  необходимо приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем      

                 исследования и анализа ситуации;  

                - необходимо помогать детям управлять процессом усвоения знаний;    

               -  способствовать формированию  творческого подхода  в решении  

                  познавательных задач.    

     Содержание внеурочных занятий по русскому языку включает 2 блока:

1.Секреты русского языка.

 2.Когнитивная сфера.

        Блок «Секреты русского языка» состоит из трёх разделов: Лексика  и  фразеология, Состав слова и словообразование, Речевое творчество.        

        Практическая часть каждой темы представленных разделов осуществляется через решение лингвистических задач из сборника «Подумай и ответь»,составленного Л.А Шкатовой. Данные задачи способствуют развитию интереса к лингвистике,учат анализировать  занимательные языковые факты, помогают понять строй языка.

 Необходимость   включения  раздела «Лексика и фразеология данного раздела заключается в том, что  в выполнении олимпиадных работ  значительные затруднения у учащихся  вызывают задания ,связанные с лексикой и фразеологией.   Кроме того,темы, данного раздела вызывают  особый интерес у учащихся и сознательное желание дополнительно познакомиться с этими разделами науки о языке. Занимаясь лексикой и фразеологией, учащиеся повышают  культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой, обогащают словарный и фразеологический запас . Лексические и фразеологические умения формируются  с помощью специальных упражнений среди которых следующие:

      1.Нахождение изучаемого лексического явления  среди слов  в словосочетании, предложении, тексте. Чтобы выполнить это упражнение ,учащиеся  должны знать отличительные  признаки каждого из лексических явлений.  

      2.Подбор примеров, иллюстрирующих  изучаемое лексическое явление. Слова для этого упражнения  учащиеся подбирают либо из печатных источников(учебников, ,словарей, газет.),либо  по памяти.                                                                                                                      

       3.Определение роли изучаемого лексического явления  в тексте .

       4 .Группировка изучаемых лексических явлений.

       5  Нахождение и исправление лексических ошибок.                                                                  

        6. Составление таблиц.

         7. Нахождение слов в словаре

        8.Составление словарной статьи знакомого слова.                                                                                                                                  

        9.Составление кроссвордов.

В разделе «Состав слова и словообразование»  используется занимательный дидактический материал , способствующий развитию лингвистическому мышлению, формирующий внимание к слову, юмор и воображение.

 Раздел Речевое творчество реализуется  через курс «Мир фантазий», разработанный С. Гин .Основой курса являются приемы нахождения новых идей, в том числе развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения  изобретательских  задач). Предлагаемый материал позволяет достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания  собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.

 Развитие когнитивной сферы осуществляется через тренинги ,предлагаемые  Л.Ф.Тихомировой в пособии «Развитие интеллектуальных способностей школьника», среди которых: тренинги по развитию мышления,  внимания, памяти.

              Задачу психо-социального развития (развитие положительной я-концепции, понимания других людей, регулирование социально неприемлемых форм поведения, навыков межличностного общения ) решается с помощью упражнений из  курса психогимнастики, разработанного Е.А. Алябьевой и изложенной в методическом пособии

«Психогимнастика в начальной школе» На занятиях используем следующие упражнения:

        - мимические и пантамимические этюды, цель которых – выразительное изображение отдельных эмоциональных восприятий  

 – этюды и игры на  выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность , доброта, честность) их моральная оценка. Данные упражнения носят  психопрофилактический характер.

 - этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребёнка или группу  в целом. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка.

 - психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения внушения желательного настроения.  

                               

                                       Структура проведения занятия.                                                                                                    

       Структура занятия в 4 классе  выглядит следующим образом:

         1.Занятие начинается с «разминки» Разминка включает в себя тренинг по развитию        

памяти ,мышления ,воображения(сборник Л.Ф.Тихомировой «Развитие интеллектуальных способностей школьника)или проведения блиц –турнира,  включающего  разгадывание ребусов ,кроссвордов ,шарад ,анаграмм и другого занимательного материала.(10 минут).                                                                                            

         2.На втором этапе предлагается  изучение  основной темы данного занятия.(25минут).

     

   3.На третьем этапе проводится психогимнастика  (методические рекомендации        

 Е. А.Алябьевой.).(10минут).        

Данная структура   занятия  позволяет   формировать не только предметные умения , но и развивать  познавательную сферу и личностные     качества.                                                                                                                                                                                         Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности  провожу  по методикам ,предложенными Савенковым А. И., разработанных для учителей и родителей -«Интеллектуальный портрет», «Карта одаренности».                                            

Внеурочное  занятие по русскому языку

из раздела  «Лексика и фразеология»

4 класс

                         

Тема. Употребление фразеологизмов в речи.

Цель: - познакомить с синонимией фразеологизмов;

          - формировать умение использовать фразеологизмы в речи;

          - развитие логического мышления;

           - развитие аффективной сферы.  

                                                          Ход.

                                                       

I Разминка ( игровой тренинг на развитие памяти, внимания ,мышления).

-Какие слова называются синонимами?

Игра «Охота за синонимами».

Водящий выходит из комнаты .Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Например ,задумывается слово «хорошо»,подбираются синонимы: прекрасно ,великолепно ,чудесно, замечательно ,изумительно и т.д. Отгадывающий входит и задаёт вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним.Запомнив синоним ,водящий должен отгадать слово .Водящим становится тот участник игры, произнёсший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.

   Можно предложить такие слова: плохо большой, умный, двигаться ,чисто, смелый хмурый, говорить.

Игра «Повтори синонимы»

     Ведущий читает синонимы. Участники игры внимательно слушают. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному слову. Далее еще раз все вместе слушают

      слова и дополняют ряд слов пропущенными.

            Можно предложить синонимы –глаголы ,прилагательные ,существительные:

Дорога, путь, тропа ,труд, работа ,быстрый ,скорый, верный, преданный, громкий, звучный, основной , главный, бояться ,трусить, приглашать, звать ,покупать, приобретать.

       Вывод: в русском языке существуют слова ,имеющие синонимами.

 II.Синонимия фразеологизмов.

-Роль чего выполняет фразеологизм в языке?( Выполняет роль слова ,т.е. служит наименованием предмета ( признака или действия предмета )

 -Как вы думаете? Могут ли фразеологизм и слово быть синонимами?

1.Наблюдение за словами и фразеологизмами, являющимися синонимами.

-Установите сходство и различие между словами первого и второго столбика.                                               Бездельничать                бить баклуши

лентяйничать                 палец о палец не ударить

лодырничать                  сидеть сложа руки                                                                                                                                                        

задаваться                       задирать нос

зазнаваться                                                                                                                                            

 до конца                        от корки до корки

-Какова  история происхождения фразеологизма  «бить баклуши»?

(Знатоки зачитывают историческую справку).

         -Это выражение пришло из глубокой старины .Баклуши это чурки для токарной выделки ложек и деревянной посуды. Вы, конечно, видели нарядную деревянную посуду с хохломской росписью. Но все начинается с деревянной чурочки .Бить баклуши- значит раскалывать полено на баклуши, иначе говоря делать очень простую работу А в языке  нашего времени означает « заниматься пустяками , бедельничать ».

Вывод: слова и фразеологизмы могут быть синонимами ,т. к. они близки по смыслу.

2.Игра «Кто быстрей?»

      Участники делятся на команды. Предлагается задание.

-Заменить фразеологические обороты синонимами.

      В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме ;гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

      Слова для справок. Быстро ,мало, лгать, много ,медленно ,худой, близко ,хитрый, бездельничать ,грустить.

3.Наблюдение над тем ,что в русском языке есть фразеологизмы – синонимы.

   (работа в группах)

  Предлагается задание.

-Объясни значение фразеологизмов .Распредели их  на три группы.

     В ус не дует; горя мало ;хоть плач; хоть караул кричи ;хоть глаз выколи; тьма кромешная; ни зги не видно.

    Вывод: фразеологические словосочетания ,сходные по смыслу, являются синонимами

4.Игра «Найди лишнее».

 Сломя голову; во весь дух ; собак гонять ;со всех ног ; высунув язык.

Втирать очки ; водить за нос; идти в ногу; вводить в заблуждение.

С три короба; хоть пруд пруди ;куры не клюют; от корки до корки.

5 «Узелки на память»                                                                                                                            .-Как понимаете это выражение? Оставим «узелки на память» о нашем занятии. Для этого выполним упражнение.

 

 Придумать предложения на заданные буквы так, чтобы получились предложения – правила. Последовательность букв ,с которых начинаются слова, менять нельзя.

  1. Фбпсяс (Фразеологизмы близкие по смыслу являются синонимами.)
  2. Сифбпсяс (Слова и фразеологизмы близкие по смыслу являются синонимами.)

Iii. Психогимнастика.

«Мамонтенок».

1.Этюд «Я не знаю»(развитие понимания эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жестов              

Разыгрывание ситуации.

-Мамонтёнок, как ты потерял маму?

-Не знаю, не имею понятия.(Изображает :брови приподняты ,опущены уголки губ плечи приподняты, руки слегка разводятся ,ладони раскрыты.

-Давайте успокоим мамонтёнка :погладим ,улыбнемся ,предложим руку помощи.

2 .Этюд «Мама нашлась».(Изображают с помощью движений.)

3.Этюд «Капитан»(коррекция застенчивости).

     Дети строят корабль из стульев ,чтобы отвезти мамонтенка  к маме .Выбирается капитан- застенчивый ребёнок.(Вася)

      Педагог. Вася, представь себе ,что ты стоишь на мостике и смотришь вперёд .Погода хорошая, ясная., но вдруг небо стало тёмным ,засвистел ветер ,поднимаются большие волны .Но ты не боишься бури ты, чувствуешь себя сильным, уверенным.Ты должен довести корабль до места назначения .При этом ты стоишь прямо, спина у тебя прямая. Ноги расставлены, взгляд устремлен вперед ,иногда подносишь к глазам воображаемый бинокль. Буря стихла!

     Сильный ветер не разрушил наш корабль.,но мы не испугались и наш капитан справился с управлением .Посмотрите какой он храбрый ,смелый. Молодец ,Вася!

4. «Минутка шалости»

      -Давайте немного пошалим  . Но по моему хлопку вы должны остановиться.

5.Этюд «Слушай хлопки!»(активное внимание)

           Педагог. Давайте встанем в круг. Идите по кругу ,слушайте внимательно .Когда я хлопну один раз ,то вы должны остановиться и принять позу «аиста»(стоять на одной ноге, руки в стороны),а если я хлопну два раза ,то вы примите позу «лягушки» (присесть ,пятки вместе ,носки и колени в стороны, руки между ногами на полу .А если вы услышите три хлопка ,то встанете и продолжите ходьбу.( 2-3 раза)

        Вы такие молодцы ,всё правильно слушали .Я вами горжусь.

6.Объявление о завершении занятия. Благодарность за хорошую работу.

Внеурочное занятие по русскому  языку

 к разделу «Речевое творчество».

Тема. Метафоры.

Цель:- познакомить  с алгоритма придумывания  метафор;

           -формировать умение придумывать метафоры ;

            -развитие воображения, творческого мышления;

             -

                                                        Ход.

I Разминка (игровой тренинг на развитие фантазии).                                                                                                                                        

 

  1. Игра «Море  волнуется …»  

 Во время произнесения ведущим слов: « Море волнуется – раз, море волнуется - два ,  море волнуется, три…»- можно по- разному двигаться.

  После слов: « Морская фигура, на месте замри!»- нужно замереть в виде какого-либо

  живого существа (можно сразу дать ограничение морского).

  По просьбе ведущего игроки называют, кого они изображают. Если по мнению ведущего

  изображение «не похоже», игроки выбывают.

  Игра разыгрывается несколько раз пока не останется три-четыре победителя.

2)  Работа в группах «Превращения»

       -Сейчас мы находимся в классе. Здесь есть парты и шкафы, доска и кран, шторы и розетки… Представим себе что наш класс заколдовали и превратили в лес. В лесу парт не бывает- во что тогда превратятся наши парты, чтобы было все как в лесу?

       Каждая группа получает название того, во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.

          Например:

  Если класс-это лес, то кран-родник, стул-пенек, шкаф-медведь…

  Если класс- самолет, то учитель- пилот, дети- пассажиры, портфели –спасательные жилеты…

  Можно придумывать, отталкиваясь от предложенного названия.                             Например:

Дано  слово лес.

Что есть в лесу? (Деревья, трава, звери, овраги, мох, кусты, гнезда птиц, норы животных…)

Что в классе похоже на перечисленные объекты? (…)

 Названия для превращения класса:

лес, море (морское дно), город, стройка,театр, ракета, вокзал,организм человека…

      При подведении итогов учитывается, на сколько группе удалось отойти от «психологической инерции» (продолжение привычных действий), суметь описать окружающую обстановку с учетом превращения.

II Знакомство с алгоритмом придумывания метафор.

1. Составление алгоритма.

- Сегодня мы научимся  придумывать метафоры-интересные, красочные, необычные сравнения .Для этого мы попытаемся с вами составить алгоритм , который нам поможет придумывать  метафоры.Давайте вместе придумаем метафору к слову «лампочка».

  И так ,мы  с вами выбрали объект-это лампочка.                                                                                                                . Придумайте к нему слово, обозначающее действие. (Что делает ? – светит).

- Теперь скажите:  лампочка светит как что? (Как солнце).

- А где это солнце находится? (Дома)

- Как же необычно можно назвать  «лампочку»? («Домашнее солнце»)

-«Домашнее солнце» - это метафора.

- На какие вопросы мы ответили, чтобы придумать метафору к слову «лампочка».

Последовательность сочинения метафоры записывается на доске:

  1. Что? (Выбрать объект.)
  2. Что делает? (Назвать действие объекта.)
  3. На что похоже? ( Выбрать другой объект, совершающий такое же действие.)
  4. Где? (Назвать место, где обычно находится первый объект или где происходит его действие)
  5. П.4+П.3= метафора. (Прилагательное из пункта 4 плюс существительное                  из пункта 3.)

Примечание. Данный алгоритм не является строгим, допускаются небольшие отступления от него с целью усиления метафоры.

   

2  Упражнения  в придумывании метафор по алгоритму.

.

1) Придумать метафоры по алгоритму к словам:

луна            (небесный сыр)

подсолнух  (огородное солнышко)

расческа     (карманные грабли)

чайник        (кухонный вулкан)

будильник  (настольный петух)

дождь         (небесные слезы)

2)  Придумать небольшой рассказ с метафорами.

а) подбери сначала метафоры к словам: кухня, чайник, плита, стул;

б) составь с полученными метафорами рассказ.

Примерный рассказ:

«Захожу я в домашнюю столовую и вижу, что кухонный вулкан на плите уже начинает извергаться. Я погасил прирученный огонь и сел на кухонный трон…»

               Примечание. В случае затруднения можно предложить найти готовые метафоры,                                                

                                       а  не придумывать самим.

Обсуждение вопроса о том,  для чего в речи используют метафоры . (Дети высказывают предположения).

-Послушайте стихотворение Ю. Морец ,в котором используются метафоры. .

.Оправдались ли ваши предположения.

.На горе шумит ветла ,                                                До чего же все похоже!

На ветле жужжит пчела.                                            Значит, я, наверно, тоже

Полосатая как зебра,                                                   На кого-нибудь похож?

В нашу лодку иногда                                                  Я пошел и крикнул козам,

Набирается  вода.                                                        Овцам, уткам и стрекозам:

В глубине плывет звезда                                             -На кого же я похож?

Серебристая, как рыба.                                                Белый козлик повернулся

В роще клены и дубы,                                                  По- козлячьи улыбнулся

А под ними есть грибы,                                               И сказал по-человечьи:

Каждый гриб похож на зонтик.                                   –Разве ты не видишь сам?

Вышел месяц молодой,                                                 Ты добрее, чем теленок,

Небо кажется водой                                                        Веселее чем козленок.

Туча кажется волной,                                                      Ты совсем еще ребенок,

Месяц - лодкой деревянной.                                           Но похож на человека!

       После обсуждения дети делают вывод. Метафора-это средство яркой,образной речи.

Ш.Психогимнастика.

       1.Этюд по коррекции хвастовства , зазнайства.

      Педагог. Чья это песня ?

                      Кто похвалит меня лучше всех,

                       Тому дам я большую конфету.

     Да, это песня девочки зазнайки из мультфильма.

      Давайте покажем ,как девочка пела свою песенку  и хвасталась конфеткой, а  лесные жители хвалили ее, чтобы получить конфетку. /Разыгрывание со сменой  ролей/.Но их похвалы девочке не понравились и она отказывает всем ./Разыгрывают./

      Как отнеслись к поступку девочки лесные жители ? От нее отвернулись от нее и она осталась одна. /Разыгрывание./

      Девочка поняла, что плохо быть зазнайкой. Она позвала тихо:  “Ежик, зайка ,ворона , мне плохо одной. Я больше не буду зазнаваться .Давайте дружить.”/ Разыгрывание/

       Лесные жители добрые. Они простили девочку .А она разделила конфетку на всех. (разыгрывание ,  показ эмоций).

        Дети делают вывод о том, что нельзя зазнаваться, а то останешься без друзей.

2.Отдых /музыкальное сопровождение/

Д ети отдыхают с закрытыми глазами .Учитель  хвалит детей и говорит им о том ,что они добрые, отзывчивые ,скромные, очень хорошие дети.

3.Объявление о том, что занятие окончено

                                             

                                                     

                                               Литература.

1.Л.Ф.Тихомирова.Развитие интеллектуальных способностей школьника.-Ярославль «Академия  развития»,1996.

2.М .Т. Баранов Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка-М. «Просвещение» ,1988 .

3 Н.Н.Ушаков.Внеклассные  занятия по русскому языку в начальной школе.-М «Просвещение»,1978.

4Л. Г. Григорян. Язык мой-друг мой.-М. «Просвещение»,1988.

5. Л.А. Шкатова.Подумай и ответь.-М. «Просвещение», 1989.

6.В.В. Волина. Праздник букваря.-М. «АСТ-ПРЕСС», 1995.

7.Г.Г.Граник,С.М.Бондаренко,Л.А. Концевая.Секреты орфографии.-М. «Просвещение», 1994.

 8.С.Гин.Мир фантазии.-М. «Вита-Пресс» 2001.

 9..Е. А. Алябьева. Психогимнастика в начальной школе.-М. Творческий центр,2003.

10.А.И. Савенков. Методики диагностики одаренности младших школьников. Москва.