Уважаемые коллеги! Поделитесь! Как часто используете кластеры на своих уроках.Продуктивно ли это!?

Гизитдинова Рашида Галиулловна
Кластеры — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична. 1. Посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель – «планета и ее спутники»). 3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: •Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. •Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. •Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Система кластеров позволяет охватить довольно большой объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: •Укрупнение или детализирование смысловых блоков (по необходимости). •Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание. Разбивка на кластеры используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Составление кластера на уроках литературы  

 

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

  • целеполагание;
  • анализ содержания произведения;
  • определение центрального понятия, ключевого образа произведения;
  • определение структурно-логических внутритекстовых связей;
  • подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.

 

 ».

Кластер   раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель».

 Кластер по произведению В.Распутина «Уроки французского» - это взаимосвязь внешних и внутренних оболочек образа главного героя, отражающая взросление, становление его характера.

01