Приёмы и методы работы учителя направленные на формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий

Побудилина Татьяна Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnye_uchebnye_deystviya.docx406.23 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы и методы работы учителя направленные на формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение  ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

        

Познавательные УУД – это общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем. Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Познавательные УУД реализуются на следующих этапах урока:

  1. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

- Постановка проблемного вопроса.

- Организация проблемной ситуации.

      2. Выявление места и причины затруднения.

- Проблемный диалог.

     3. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).

- Интерактивные плакаты.

- Презентация.

- Задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы».

      4. Реализация целей и задач урока.

- проведение дидактических игр.

- Работа с учебником.

- Выполнение тренировочных заданий.

- Работа с интерактивным тренажёром.

- Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ-технологий.

        5. Первичное закрепление с проговариванием.

- Групповая, парная работа (ученики составляют серию вопросов к изученному материалу на уроке)

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Составление учеником (группой) собственного опорного конспекта (схемы, модели) по новому материалу.

Такой приём называется «кластер».

   7. Включение в систему знаний и повторение.

- Групповая, парная работа.

-Взаимопомощь.

- Работа по памяткам.

Приёмы и задания для формирования познавательных УУД

    1.Проблемное обучение.

  Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.

2. Проектное обучение  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Творческие проекты  и небольшие исследования дети готовят к урокам  окружающего мира, литературного чтения и т.д.

3. Педагогические игры

   Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждой группе  достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1.    
забег, заплыв, закон, запуск.
Поезд № 2.  
чайник, кофейник, молочник, веник.
Поезд № 3.    
посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.

4.На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.

5. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 

Например, у нас есть таблица, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 
1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.  
2. Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными
3. Непроизносимые согласные в корне  слова. 
4. Разделительный Ь и далее. 
При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. 

Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).

Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.


 

Комментарии

Галямова Ирина Александровна

Познакомилась с технологией критического мышления. Очень интересной для себя нашла методику работы с текстом и приемы формирования навыка задавать вопросы. 1. Стратегия «Вопросительные слова»
Где использовать? – на любом уроке на этапе целеполагания и постановки задач
Каковы условия для использования данной стратегии? – опора на ранее изученный материал, владение базовыми знаниями, умениями и навыками.
Зачем использовать эту стратегию? – выявление значимых для учащихся вопросов по теме, создание рабочей атмосферы на уроке через вовлечение всех учащихся в процесс, формирование у детей умения ставить задачи.
Учитель просит учащихся вспомнить различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают различные вопросительные слова (не менее, чем 8). После этого предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах.
2. Прием «Толстый и тонкий вопросы» -
«Толстый вопрос» «Тонкий вопрос»
Дайте три объяснения, почему… ? Кто?
Объясните, почему… ? Что?
Почему вы думаете… ? Когда?
Почему вы считаете… ? Как звали?
В чём различие… ? Сколько?
Из чего?
Предположите, что будет, если… ? Было ли?
Что, если… ?
Может… ?
Будет… ?
Мог ли… ?
Согласны ли вы… ?
Верно ли… ?

3. Прием «6 W»
Помните «вредную» детскую игру «Купи слоника»? Напомним. Подходит один ребенок к другому и говорит: «Купи слона!». Тот отвечает: «Не нужен мне никакой слон!». А первый возражает: «Все говорят: Не нужен мне никакой слон!, а ты купи слона!». Этот диалог может длиться бесконечно долго. Помимо выдержки и терпения он, видимо, развивает умение найти такую словесную конструкцию, которая позволяет успешно выйти из сложной ситуации. Чем-то на эту игру похож прием 6 «W». «W» — это первая буква вопросительного слова «Why?», которое переводится с английского языка не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и т.д.
Приведем пример. После изучения темы «Жиры как сложные эфиры» учитель просит учащихся разделиться на пары. Между ребятами происходит такой диалог. Первый спрашивает: «Зачем изучать тему Жиры как сложные эфиры?». Второй отвечает: «Чтобы знать строение и свойства жиров». Первый не унимается: «А зачем тебе нужно знать строение и свойства жиров?». Второй «выкручивается»: «Для того, чтобы разбираться в устройстве своего организма». «А почему жиры влияют на твой организм?». Второй: «Потому что входят в состав клеточных мембран, принимают участие в обмене веществ» И так далее.
4.Прием "Кубик Блума"
Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.