Главные вкладки

    Методическая разработка педсовета-деловой игры по теме: «Создание ситуации успеха в педагогической деятельности, когда диагноз: неуспеваемость, неуспешность. Причины неуспеваемости, неуспешности и пути преодоления».

    Ушакова Ольга Викторовна

    Данный педсовет поможет учителям выявить основные причины неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка педсовета-деловой игры

    по теме:  «Создание ситуации успеха в педагогической деятельности, когда  диагноз: неуспеваемость, неуспешность. Причины неуспеваемости, неуспешности и пути преодоления».

    Разработала : Ушакова Ольга Викторовна,

    учитель русского языка и литературы,

     зам. директора по ВР.

    Вступление.

    Коллеги, задумывались ли вы о причинах неуспеваемости, неуспешности школьников в нашей школе? О мерах по предупреждению этой неуспеваемости, неуспешности и способах решения этой проблемы? Каковы вообще признаки неуспешного ученика?

    Учителя называют признаки, а ведущий записывает их на доске в левый столбик.

    Перед вами характерные признаки неуспевающего ученика. Назовите антитезы критериев неуспеваемости (например: успешный – неуспешный, умный – глупый).

    Учителя называют признаки, а ведущий записывает их на доске в столбик на крайней правой стороне доски (центральная часть остается свободной).

    Например:

    Ленивый                                                                                                    Трудолюбивый

    Рассеянный                                                                                                Собранный

    Безответственный                                                                                     Ответственный

    В нашей школе стоит проблема работы с неуспевающими учениками. Если судить по кадровому составу, можно сказать, что все наши педагоги являются высококвалифицированными специалистами, имеющими значительный педагогический стаж. Тем не менее, остро стоит вопрос “неуспеваемости” школьников. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о  причинах  неуспеваемости и поищем способы ее преодоления, а также что нужно сделать чтобы ленивый стал трудолюбивым, а рассеянный – собранным.

    И начать нашу встречу я хочу притчей. 

    Папа с сыном пошли однажды на горы. Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул:

    - А-а-а-а-а-а!

    И с удивлением слышит:

    - А-а-а-а-а-а!

    Мальчик спросил:

    - Кто ты?

    А ему в ответ:

    - Кто ты?

    Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:

    - Трус!

    А ему в ответ:

    - Трус!

    Мальчик спрашивает у отца:

    - Что происходит?

    Отец улыбнулся и говорит:

    - Слушай меня внимательно, — и кричит горам: — Я тебя уважаю!

    Ему в ответ:

    - Я тебя уважаю!

    - Будь счастлив!

    Ему отвечают:

    - Будь счастлив!

    Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил:

    - Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется  жизнь… Она тебе всегда отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь.

    Помните это! А ещё помните:

    Все дети талантливы!

    • Ребёнок хорош, плох его поступок! «Урок — это помощь. Кому-то скорая, кому-то неотложная...»     Ильин Е.Н

    Итак, сегодняшний педсовет мы назовём "Создание ситуации успеха в педагогической деятельности, когда  диагноз: неуспеваемость, неуспешность. Причины неуспеваемости, неуспешности и пути преодоления"

    Цель: выявить основные причины неуспешности и неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы.

    Работу нашего педсовета предлагаю провести в форме деловой игры.

    Деление на группы

    Встаньте, пожалуйста, в круг

    Предлагаю учителям рассчитаться следующим способом: утро-день-вечер-ночь

    А теперь объединиться в 4 группы. (садятся за столы)

    Правила работы в группе

    «Здесь и сейчас»

    Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора.

    «Индивидуальность»

    Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

    «Летучее облако»

    Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.

    Анкета

    Психологическая атмосфера в школе как одно из условий успешности обучения.

       Оцените по девятибалльной шкале показатели психологической атмосферы в нашей школе.

    Дружелюбие                              9  8  7  6  5  4  3  2  1                          Враждебность

    Согласие                                    9  8  7  6  5  4  3  2  1                          Несогласие   

     Удовлетворенность                 9  8  7  6  5  4  3  2  1                          Неудовлетворенность

    Увлеченность                            9  8  7  6  5  4  3  2  1                          Равнодушие

    Результативность                      9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Нерезультативность   

    Теплота взаимоотношений      9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Холодность во   взаимоотношениях            

    Сотрудничество                        9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Отсутствие сотрудничества

    Взаимная поддержка                9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Недоброжелательность

     Занимательность                      9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Скука

    Успешность                               9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Неуспешность

    2. Работа творческих групп: 

    А) Ведущий делит всех присутствующих на 4 группы по 5-6 человек. Задание: Напишите (каждый) на листочке фамилии учеников, которых вы считаете неуспевающими по своему предмету и определите в группе, есть ли совпадение фамилий учащихся. Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно. (5 минут) 

    Б) Ведущий предлагает рассмотреть причины и следствия неуспеваемости школьников, поработав в группах, и ставит на стол каждой группы по табличке: “Диагностика”, “Терапия”, “Профилактика”, “Оптимисты”. Каждая группа получает карточку с заданием, памятку, ватман, маркер и рассматривает данную им проблему в соответствии с названием своей группы. (15 минут).

    Примеры рабочих листов для групп

    Группа “Диагностика”. 

    1. Дайте определение диагнозу «неуспешность».

    2. Назовите основные причины неуспешности школьников, заполнив данную вам таблицу. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

    Причины неуспеваемости:

    Внутренние по отношению к школьнику

    Внешние по отношению к школьнику

    Недостатки биологического развития:

    Недостатки психического развития личности:

    Недостатки воспитанности личности:

    Недостатки образования личности:

    Недостатки опыта влияний школы:

    Недостатки влияния внешкольной среды:

     

     

     

     

     

     

    Группа “Терапия”. 

    1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспешному ученику? Заполните таблицу, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

    Профилактика неуспешности:

    Этапы урока

    Акценты в обучении и воспитании

    1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

     

    2. При изложении нового материала

     

    3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

     

    4. При организации самостоятельной работы вне класса

     

    2. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся?

    Группа “Профилактика”. 

    1. Каким образом можно избежать неуспеваемости  школьников?

    2. Какие меры можно предпринять учителю для предупреждения неуспеваемости ученика и по формированию положительного отношения к учению? Предложите конкретные способы решения данной проблемы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

    Группа “Оптимисты”.

    1. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы? Продолжите заполнение таблицы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

    Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

    1-я группа

    Посредством содержания (содержательные)

    2-я группа

    Посредством организации деятельности (организационные)

    3-я группа

    Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологический

    1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

    а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

    б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);

    в) деловой;

    г) необычный

    2.

    3.

    1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

    2.

    3.

    1. Показ достижений и  недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся

    2.

    3.

    2. Предложите приемы работы с родителями неуспевающих учеников.

    3. Презентация: Один из представителей каждой группы ( или несколько – по решению группы) делает презентацию по проделанной работе. (15-20 минут).

    4. Обсуждение: (10 минут)

    • Рефлексия. Я не буду спрашивать, понравилась ли  Вам проведённая работа? Каждый это решит для себя лично.

    5. Зам. директора по ВР: но вернемся к написанным критериям неуспешного и успешного ученика. Как ЖЕ ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ из неуспешного ученика сделать успешного. (каждая группа защищает свой ватман. В итоге на доске остаются все 4)

    Например:

    Безынициативный

    Дать задание на определенном этапе обучения

    Инициативный

    Ленивый

    Постоянно подбадривать на уроке, контролировать

    Трудолюбивый

    Теперь вернемся к составленному списку неуспевающих учеников. Составьте программу работы с каждым учеником, который является неуспевающим по вашему предмету. Анализ проведенной работы по намеченному плану должен быть рассмотрен на методических объединениях. (10 минут)

    Как итог – притча.

    Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

    – Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

    – Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

    – Верно! – удивился человек.

    – Так бери с собой мудрость:
    Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
    Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
    Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

    – Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

    – Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

    Прошли годы.

    Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

    Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

    Они опустились перед стариком и поклонились ему.

    – Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

    Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

    – Меня больше радуют твои перышки...

    6. Подводится  итог педсовета.  (5 минут)

    7. В конце педсовета каждый участник получает раздаточный материал (приложение) (2 минуты)

    Примечание: Данный педсовет поможет учителям выявить основные причины неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы. До проведения педсовета целесообразнее провести подготовительный этап по следующему плану:

    Может быть предложено следующее решение педсовета:

    1. Учителям-предметникам соблюдать следующие меры для предупреждения неуспеваемости.

    а. Создавать на каждом уроке ситуацию успеха для всех учеников, особенно для слабоуспевающих.

    б. Повышать эффективность каждого урока.

    2. На заседаниях МО рассмотреть вопрос о применении новых педагогических технологий обучения с целью профилактики неуспеваемости и разработать систему индивидуальных домашних заданий.

    3. Провести внутренню оценку качества профессионального мастерства педагогов. Сроки с 02.04 по 12.04

    5. Поставить на контроль администрации неуспевающих учеников.

    Приложение: 

    Раздаточный материал.

    Афоризмы.

    • «Урок — это помощь. Кому-то скорая, кому-то неотложная...»     Ильин Е.Н
    • «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания». 
    • «Если  ученик становится безразличным к оценке или относится к собственной неуспешности со злобой, то за этим стоит наше педагогическое безразличие или бессилие».          Лизинский В.М.
    • «Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению».  Лизинский В.М.
    • «Учителя, рассматривающие свою работу не как искусство, науку и творчество, а как ремесло, за которое можно получить некое жалкое количество дензнаков, достаточно быстро становятся безразличными к судьбам учеников».  Лизинский В.М.

    Причины неуспеваемости

    Внутренние по отношению к школьнику

    Внешние по отношению к школьнику

    Недостатки  биологического развития:

    Недостатки психического   развития   личности:

    Недостатки      воспитанности личности:

    Недостатки образования личности:

    Недостатки      опыта влияний школы:

    Недостатки    влияния внешкольной среды:

    а)  дефекты органов чувств;

    б)  соматическая    ослабленность;

    в)  особенности    высшей нервной   деятельности, отрицательно влияющие      на учение;

    г) психопатологические     отклонения

    а)  слабое развитие эмоциональной сферы личности;

    б)  слабое развитие воли;

    в)  отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов,     потребностей

    а)  недостатки в раз витии моральных     качеств личности

    б)   недостатки   в   отношениях личности к учителям, коллективу,  семье и пр.

    в)   недостатки  в трудовой воспитанности

    а)  пробелы в знаниях и специальных умениях;

    б) пробелы в навыках учебного труда

    а)   недостатки      процесса обучения, учебных пособий и пр.;

    б)   недостатки   воспитательных влияний    школы    (учителей, коллектива      учащихся    и др.)

    а)   недостатки    влияний      семьи;

    б)   недостатки    влияний сверстников;

    в)   недостатки    влияний  культурно-производственного     окружения

    Профилактика неуспеваемости

    Этапы урока

    Акценты в обучении

    1.    В процессе контроля   за       подготовленностью учащихся

    Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно   анализировать   и   систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные ошибки для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать  усвоение  материала  учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьников, выявлять причины отставания.

    2. При изложении нового материала              

    Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов  излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

    3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

    Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.  Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

    4.    При организации самостоятельной работы вне класса

    Обеспечить в ходе выполнения домашнего задания повторение работы   пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять   степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

    Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

    1-я группа

    Посредством

    содержания

    (содержательные)

    2-я группа

    Посредством организации деятельности (организационные)

    3-я группа

    Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологический

    1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

    а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

    б)   аналитический  (разъяснительный,    критический, логический, проблемный);

    в) деловой;

    г) необычный

    2.   Использование, показ, подчеркивание элементов, привлекательных сторон содержания:

    а)   важность     отдельных частей;

    б)   трудность,   сложность (простота, доступность);

    в)  новизна, познавательность материала;

    г)  историзм, современные достижения науки;

    д)     интересные    факты, противоречия, парадоксы

    3.  Задания с интересным  содержанием,       занимательными вопросами.

    4.  Показ значимости знаний, умений:

    а) общественной;

     б) личностной

    5. Метапредметные связи

    1.   Целевая  установка  на работу, ее краткая характеристика, постановка задач ( совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач). Выбор действия в соответствии с возможностью ученика.

    2.  Предъявление требований к учащимся. По содержанию:   к  дисциплине,   к работе; по форме: единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

    3. Характер деятельности (репродуктивный, творческий.

    4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального     (проблемная,    поисковая,     дискуссии), игрового (познавательной игры), эмоционального   (успеха, увлеченности темой).

    5.  Анализ ошибок и оказание необходимой помощи

    6. Контроль за деятельностью учащегося, взаимо-  и самоконтроль, оценка отношения к предмету, деловых качеств и т.д. и побуждение учащихся к подобным проявлениям

    7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

    8. Создание на уроке ситуации успеха.

    9. Учет возрастных особенностей школьников.

    1.     Показ  достижений   в   развитии личности,        проявление доверия  к силам  и  возможностям учащихся. Создание ситуации успеха.

    2.     Проявление   личного отношения учителя к ученику,  классу,  высказывание собственного мнения.

    3.     Проявление      учителем собственных  качеств данных личности (в плане общения,   эрудиции,   отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

    4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

    5. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.

    6. Эмоциональная речь учителя.

    Применение поощрения и порицания.

    Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

    Этапы урока

    Виды помощи в учении

    В процессе контроля за подготовленностью учащихся

    Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе с использованием интерактивных методов. Использование наглядных пособий, помогающих излагать суть явления. Стимулирование подбадриванием, похвалой.

    При изложении нового материала

    Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

    В ходе самостоятельной работы на уроке

    Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения   заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование   самостоятельных   действий   слабоуспевающих.  Более тщательный контроль за их деятельностью, оказание помощи.

    При организации самостоятельной работы

    Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

    Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

    Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.