Лукина Наталья Денебековна

Сайт учителя старших классов.

"Подвергай всё сомнению"

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Историография

Увлечения: Туризм

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ школа № 43

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lukina-natalya-denebekovna

Пояснительная записка к факультативному курсу

В течение последних 15-20 лет система исторических и социальных наук в России вступила в новую фазу своего развития. Это обусловлено сменой самого общественного устройства страны, устранением монополии марксистко-ленинской доктрины в формировании мировоззрения. Следствием этого стало активное использование иных социальных теорий и исторических концепций. В российских общественных науках произошла переоценка целого ряда ключевых событий мировой и отечественной истории. Многие проблемы до сих пор остаются дискуссионными как для профессионального сообщества, так и для общественности.

Основные задачи данного курса состоят в том, чтобы проанализировать и объяснить:

  1. Как отразилась наша победа 1945 г. на других государствах народах?

  2. Как стоявшая на грани исчезновения страна сумела стремительно восстановить народное хозяйство и достичь поразительных успехов в исследовании космоса, в мирном использовании ядерной энергии, в массовом строительстве и многом другом

  3. Почему бурно развивающуюся на протяжении десятилетий страну охватил застой, отрицание новшеств, отказ от новаторства, от творческой энергии народа-победителя?

  4. Каковы были предпосылки крутых перемен в жизни СССР, что подтолкнуло страну на новый путь?

  5. Почему и как Советский Союз от ведущих позиций в мире дошел до распада? В чем оказалась слабость государства, почему национальные проблемы не привлекли должного внимания государства?

  6. Как развивалась возникшая на развалинах СССР новая Россия и почему это развитие было столь трудным, исполненным множеством проблем? В силу чего президент Б. Н. Ельцин передал бремя правления Путину?

  7. При каких обстоятельствах, как и почему был выбран стратегический курс развития России в новом, XXI в., а главное, каков он?

Список литературы

  1. Выбор курса (С. В. Алексеев, А. И. Уткин, А. В. Филиппов)

  2. Борьба за власть среди наследников Сталина (Г. А. Елисеев, А. В. Филиппов)

  3. «Оттепель» в духовной жизни. Творческая интеллигенция и власть (И. С. Семененко)

  4. Внутренняя политика: курс на стабильность. «Геронтократия» (власть стариков) (А. Ю. Шадрин, А. В. Филиппов)

  5. Экономическая политика М. С. Горбачева (А. В. Филиппов)

  6. Новый политический режим (А. В. Филиппов)

  7. Курс президента Путина на консолидацию общества (П. В. Данилин, А. В. Филиппов)

  8. Россия в 2007 – начале 2008 г. (А. В. Филиппов)

  9. Учебники по истории России 10-11 классы

О себе

В 1985 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности история. Работала в Ломоносовской гимназии. Сейчас рабтаю  в ГБОУ №  43.  Работаю в старшей школе в течениии 10 лет. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классика русской литературы.

Мои достижения

Создана мини-хрестоматия по советской истории.

Моё портфолио

Тема «Семья»

класс 5, предмет обществознание, количество часов 7

Цель изучения темы: научиться овладевать способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при восстановлении исторического документа о семье на основе:

-представления о функциях образования семьи.

-понимания особенностей жизни каждой семьи.

-умения исследовать влияние семьи на общество

 

Планируемый результат освоения темы

Личностный: осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы, проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству, проявлять интерес к учебной теме, проявлять творчество при выполнении задания,проявлять сопереживание и уважение к другим людям.

Метапредметный:

познавательные умения: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, структурировать информацию и составлять план, устанавливать причинно-следственные связи,строить рассуждения,выводы,доказательства, создавать творческий продукт.

Регулятивные умения: самостоятельно выделять и формулировать цель, составлять план и последовательность действий, планировать свою деятельность, контролировать выполнение результата.

Коммуникативные умения: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, обмениваться мнениями, согласовывать действия друг с другом, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, участвовать в диалоге.

Предметный: изучать историю своей семьи, определять ее функции, составлять генеалогическое древо, работать с текстом учебника, анализировать таблицы, организовывать свое свободное время, высказывать собственное мнение, суждение.

Содержание темы

Блок А. Семья и семейные отношения

Блок Б. Семейное хозяйство

Блок В. Свободное время

 

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: литература

Ресурсы: учебник под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М., Просвещение 2012), презентация «Родословная Пушкиных» http://ru.wikipedia.org>wiki/Пушкины, презентация «Семья» http://www.rusedu.ru/detail_1761.html

Форма работы школьников: индивидуальная, фронтальная

Учебные задания

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание: восстановить исторический документ на основе информации. Археологи нашли письмо, в котором была притча о семье. Из-за влаги часть текста было не разобрать, и они обратились за помощью. Вот его текст.

Притча «Тепло семейного очага».

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.»

«Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома.

А та ответила, что у нее нет шубы норковой, и получила шубу.

Счастье спросило взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «Чего ты хочешь?».

«Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А ты чего хочешь?»..............

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Блок А. Семья и семейные отношения.

Содержание блока совпадает со смысловой единицей.Слайд № 1

Задание №1 (3). Назовите основные понятия: семья, поколение, авторитет, родители, дети. Фронтальная, самоконтроль.

Задание №2 (3). Назовите основные функции семьи, приведите примеры. Фронтальная, самоконтроль.

Задание №3 (3). Назвать традиции своей семьи, занятия членов своей семьи. Фронтальная, взаимоконтроль.

Задание №4 (II). Обоснуйте главную причину создания семьи. Индивидуальная, записи в тетради.

Задание №5 (У). Составить схему «Функции семьи» . Индивидуальная, записи в тетради.

Задание №1 на основе параграфа №4 учебника. Самостоятельное прочтение текста и его обсуждение по вопросам:

- назвать черты семейного очага.

- объясните слова «семья, материнство, отцовство, детство».

Задание №2 (3). Перечислить:

1) сколько поколений живет в вашей семье

2) кто является членами семьи?

Задание №3 (II). На примере родословной семьи Пушкиных выявить признаки в построении родословного древа. Индивидуальная, записи в тетради.

Задание №4 (У). Создайте родословное древо своей семьи. Индивидуальная, записи в тетради.

Диагностическое задание: построите фразу «Семья — это...»

Блок Б. Семейное хозяйство

Содержание блока совпадает со смысловой единицей.Слайд № 2

На основе параграфа 4 учебника.

Задание №1 (3). Назовите основные понятия: семейный бюджет, хозяин дома, семейные заботы, правила хозяйства. Фронтальная, самоконтроль.

Задание №2 (3). Назвать свои домашние обязанности. Фронтальная, самоконтроль.

 

Задание №3 (3). Назвать мужские и женские обязанности в семье. Фронтальная, самоконтроль.

Задание №4 (II). Докажите,что мужские и женские обязанности в древности отличались от современных. Индивидуальная, взаимоконтроль.

Задание №5 (У). Составьте план по теме «Семейное хозяйство». Групповая, отчет группы.

Диагностическое задание: составить схему «Черты рачительного хозяина».

Блок В. Свободное время

Содержание блока совпадает со смысловой единицей.Слайд №3

Задание №1 (3). Работа с текстом учебника стр. 40-41 и последующая беседа по вопросам

- опишите занятия ребят в свободное время

-оцените, кто из ребят с пользой проводит время?

Читают текст и отвечают на поставленные вопросы, устные ответы.

Задание №2 (3). Назовите понятие хобби? Расскажите о своем хобби. Индивидуальная, устные ответы.

Задание 3.3 (3). По иллюстрации в учебнике стр. 44-45 назовите занятия в свободное от учебы время.

Задание 4 (II). Докажите, что пословица «Делу время, потехе час» верна.

Групповая работа, отчет в тетради.

Задание 5 (У). Придумай слоган про свободное время и труд.

Фронтальная, самоконтроль.

Диагностическое задание: дополнить фразу «свободное время зависит от...»

Блок К.

Диагностический контроль .Слайд №4

Задание 4.1 (3). Напишите значение терминов: семья, поколение, родители, дети, домашнее хозяйство, семейный бюджет, личное время, досуг, хобби.

Задание 4.2 (II). Подберите и обоснуйте близкие по смыслу слова к термину «Семья».

Задание 4.3 (У). Сделать памятки «Это должен знать каждый хозяин дома для своего хозяйства».

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание А (информативный уровень)

Дополните письмо на основе использованных материалов учебной темы «семья»:Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома ___________, чтобы все мои родственники __________, чтобы моя семья _________.

И счастье ________ просьбу хозяина.

Задание Б (Импровизированный уровень)

Восстановите письмо на основе материалов учебной темы и памятки.

Памятка: В письме должны быть учтены основные признаки формирования семьи, значение семьи . Кем создается семейный очаг.

Задание В (Эвристический уровень).

Восстановите письмо, используя изученные материалы.

 

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1 (Самоанализ)

Для меня было__________(важно ,полезно) изучить тему «Семья» , потому что -____________.

Чтобы восстановить письмо мне нужно было знать _________.

Задание 2 ( Самооценка) Дополните предложение:

1. Я доволен(льна) ________ (вполне, средне, не доволен) своим дополнением к части утерянного письма, которое составил(а) сам(а).

2. Я оцениваю свою работу по теме на _________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что _________________.

Добавить грамоту в портфолио