Логико-информационный подход к изучению темы "Семья" по обществознанию 5 класс ФГОС
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Подготовка к уроку по обобщающему материалу по теме "Семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_kursu_logiko-informatsionnyy_podkhod_-_kopiya.docx8.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Семья»

класс 5, предмет обществознание, количество часов 7

Цель изучения темы: научиться овладевать способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при восстановлении исторического документа о семье на основе:

-представления о функциях образования семьи.

-понимания особенностей жизни каждой семьи.

-умения исследовать влияние семьи на общество

Планируемый результат освоения темы

Личностный: осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы, проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству, проявлять интерес к учебной теме, проявлять творчество при выполнении задания,проявлять сопереживание и уважение к другим людям.

Метапредметный:

познавательные умения: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, структурировать информацию и составлять план, устанавливать причинно-следственные связи,строить рассуждения,выводы,доказательства, создавать творческий продукт.

Регулятивные умения: самостоятельно выделять и формулировать цель, составлять план и последовательность действий, планировать свою деятельность, контролировать выполнение результата.

Коммуникативные умения: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, обмениваться мнениями, согласовывать действия друг с другом, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, участвовать  в диалоге.

Предметный:  изучать историю своей семьи, определять ее функции, составлять генеалогическое древо, работать с текстом учебника, анализировать таблицы, организовывать свое свободное время, высказывать собственное мнение, суждение.

Содержание темы

Блок А. Семья и семейные отношения

Блок Б. Семейное хозяйство

Блок В. Свободное время

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: литература

Ресурсы: учебник под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М., Просвещение 2012), презентация «Родословная Пушкиных» http://ru.wikipedia.org>wiki/Пушкины, презентация «Семья» http://www.rusedu.ru/detail_1761.html

Форма работы школьников: индивидуальная, фронтальная

Учебные задания

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание: восстановить исторический документ на основе информации. Археологи нашли письмо, в котором была притча о семье. Из-за влаги часть текста было не разобрать, и они обратились за помощью. Вот его текст.

Притча «Тепло семейного очага».

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.»

«Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома.

А та ответила, что у нее нет шубы норковой, и получила шубу.

Счастье спросило взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «Чего ты хочешь?».

«Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А ты чего хочешь?»..............

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Блок А. Семья и семейные отношения.

Содержание блока  совпадает со смысловой единицей.Слайд № 1

Задание №1 (3). Назовите основные понятия: семья, поколение, авторитет, родители, дети. Фронтальная, самоконтроль.

Задание №2 (3). Назовите основные функции  семьи, приведите примеры. Фронтальная, самоконтроль.

Задание №3 (3). Назвать традиции  своей семьи, занятия членов своей семьи. Фронтальная, взаимоконтроль.

Задание №4 (II). Обоснуйте главную причину создания семьи. Индивидуальная, записи в тетради.

Задание №5 (У). Составить схему «Функции семьи» . Индивидуальная, записи в тетради.

Задание №1 на основе параграфа №4 учебника. Самостоятельное прочтение текста и его обсуждение по вопросам:

- назвать черты семейного очага.

- объясните слова «семья, материнство, отцовство, детство».

Задание №2 (3). Перечислить:

1) сколько поколений живет в вашей семье

2) кто является членами семьи?

Задание №3 (II). На примере родословной семьи Пушкиных выявить признаки в построении родословного древа. Индивидуальная, записи в тетради.

Задание №4 (У). Создайте родословное древо своей семьи. Индивидуальная, записи в тетради.

Диагностическое задание: построите фразу «Семья — это...»

Блок Б. Семейное хозяйство

Содержание блока совпадает со смысловой единицей.Слайд № 2

На основе параграфа 4 учебника.

Задание №1 (3). Назовите основные понятия: семейный бюджет, хозяин дома, семейные заботы, правила хозяйства. Фронтальная, самоконтроль.

Задание №2 (3). Назвать свои домашние обязанности. Фронтальная, самоконтроль.

Задание №3 (3). Назвать мужские и женские обязанности в семье. Фронтальная, самоконтроль.

Задание №4 (II). Докажите,что мужские и женские обязанности в древности отличались от современных. Индивидуальная, взаимоконтроль.

Задание №5 (У). Составьте план по теме «Семейное хозяйство». Групповая, отчет группы.

Диагностическое задание: составить схему «Черты рачительного хозяина».

Блок В. Свободное время

Содержание блока  совпадает со смысловой единицей.Слайд №3

Задание №1 (3). Работа с текстом учебника стр. 40-41 и последующая беседа по вопросам

- опишите занятия ребят в свободное время

-оцените, кто из ребят с пользой проводит время?

Читают текст и отвечают на поставленные вопросы, устные ответы.

Задание №2 (3). Назовите понятие  хобби? Расскажите  о своем хобби. Индивидуальная, устные ответы.

Задание 3.3 (3). По иллюстрации в учебнике стр. 44-45 назовите занятия в свободное от учебы время.

Задание 4 (II). Докажите, что пословица «Делу время, потехе час»  верна.

Групповая работа, отчет в тетради.

Задание 5 (У). Придумай слоган про свободное время и труд.

Фронтальная, самоконтроль.

Диагностическое задание: дополнить фразу «свободное время зависит от...»

Блок К.

Диагностический контроль .Слайд №4

Задание 4.1 (3). Напишите значение терминов: семья, поколение, родители, дети, домашнее хозяйство, семейный бюджет, личное время, досуг, хобби.

Задание 4.2 (II). Подберите и обоснуйте близкие по смыслу слова к термину «Семья».

Задание 4.3 (У). Сделать памятки «Это должен знать каждый хозяин дома для своего хозяйства».

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание А (информативный уровень)

Дополните письмо на основе использованных материалов учебной темы «семья»:Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома ___________, чтобы все мои родственники __________, чтобы моя семья _________.

И счастье ________ просьбу хозяина.

Задание Б (Импровизированный уровень)

Восстановите  письмо на основе материалов учебной темы и памятки.

Памятка: В письме должны быть учтены основные признаки формирования семьи,  значение семьи . Кем создается семейный очаг.

Задание В (Эвристический уровень).

Восстановите письмо,  используя изученные материалы.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1 (Самоанализ)

Для меня было__________(важно ,полезно) изучить тему «Семья» , потому что -____________.

Чтобы восстановить письмо мне нужно было знать _________.

Задание 2 ( Самооценка)  Дополните предложение:

1. Я доволен(льна) ________ (вполне, средне, не доволен) своим дополнением к части утерянного письма, которое составил(а) сам(а).

2. Я оцениваю свою работу по теме на _________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что _________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Системно-деятельностный подход при изучении информатики в условиях ФГОС.

Концепция современного образования:системно-деятельностный подход - фундамент современного образовательного процесса....

Компетентностный подход при изучении истории и обществознания

Методы использования компетентстного подхода при изучении истории и обществознания....

Компетентностный подход при изучении истории и обществознания

В России переход на компетентностно - ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в реш...

Компетентностный подход в изучении русского языка в 5-7 класса в условиях ФГОС

Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативным...

Методический материал "Компетентностный подход при изучении истории и обществознания".

«Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель компетентностного подхода в образовании - преодолеть разрыв между знаниями учащегося и е...

Семинар "Проблемы цивилизационного и формационного подходов к изучению истории" (10 класс обществознание)

Урок – семинар.Тема: «Проблемы цивилизационного и формационного подходов к изучению истории.План.Как мы познаем историю общества?Формационный и цивилизационный подходы: достоинства и недос...