ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
материал по теме

Шункарова Алина Раяновна

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

      Акцентированное внимание к личностным аспектам учебного процесса, утверждение деятельностного и компетентностного подходов предъявляют новые требования не только к подготовке учащихся, но и к обновлению профессионального «арсенала» учителя. За последнее десятилетие в теории и практике преподавания истории было разработано немало перспективных технологий, позволяющих на высоком уровне решать задачи развивающего обучения.

      Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной

компетентности учащихся, здесь резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их  мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Чередование различных форм работы: работа с учебником, работа в группах, игра, работа с историческими источниками, картой, составление таблиц, схем (в том числе и интерактивных), характеристик исторических деятелей, экспресс-опросов. В своей работе я стараюсь обеспечить тесную взаимосвязь всех перечисленных способов и форм учебной деятельности. Остановимся на некоторых из них.

          Одной из эффективных  форм  организации учебной деятельности  на уроке  является групповая учебная работа учащихся. При которой все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность размышлять по поводу того, что знают. Суть работы в малых группах состоит в том, что все участники ставятся в условия умственного напряжения при решении той или иной проблемы. Одновременно наличие партнеров помогает раскрепоститься и дать свободу воображению. Каждый понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению задачи, и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности.

         Работа в малых группах учит договариваться, согласовывать разные мнения, помогает почувствовать себя в роли лидера или, по крайней мере, в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Групповая работа учащихся на уроках истории наиболее приемлема и целесообразна при изучении текстов, исторических документов, при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по различным темам.  Она позволяет максимально использовать такие формы работы, как коллективные обсуждения, взаимные консультации при одновременной интенсивной самостоятельной работе.

     Другая форма обучения — это сюжетно-ролевая игра. К таким формам уроков можно отнести уроки-экскурсии, уроки-суды, уроки-путешествия. Они основываются на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Играющие получают опыт общения, опыт поиска решения проблемы на основе полученных знаний. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.

Эффективным средством активизации мыслительной деятельности на уроках являются задачи по истории. Задача построена на основе текстов разных видов: документально-исторических, публицистических, художественных, справочных и учебных. В процессе решения задачи учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: поиск информации в разных частях текста, обобщение на основе широкого контекста материала, чтение неадаптированных текстов, создание собственного текста (биографического очерка).

Задачи направлены на проверку следующих умений учащихся:

  • работа с разными видами текстов;
  • совмещение информации из разных текстовых источников;
  • обоснование утверждений с использованием информации, представленной в разных частях текста;
  • расположение событий в хронологической последовательности;
  • работа с избыточным объемом информации;
  • различение фактов, мнений и оценок и использование их для создания собственного текста по исторической проблематике; представление информации в табличном виде;
  • создание собственного текста в заданном жанре (биография политического деятеля).

 В процессе образовательного «путешествия» в прошлое  подростки учатся описывать, анализировать, объяснять, оценивать. Это происходит как на основе инструментального подхода, который включает решение проблем, так и на основе конструктивного подхода, при котором учащиеся расширяют свои познания, опираясь на собственный социальный опыт.

Задачи составлены по определенной структуре: даются общая характеристика, рекомендации, текст, конкретные задания для учащегося, лист ответов и рекомендации к оцениванию. Важно также и то, что работа с компетентностно-ориентированными задачами и последующая рефлексия на основе их решения способствуют развитию у учеников важнейших логических приемов мышления: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, сравнения, классификации, что интенсивно влияет в целом на уровень интеллектуального развития личности.

Одной из эффективных форм работы выступает ученическое исследование.  Цель ученического исследования — глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков.

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся в них информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. На предварительном этапе учитель выясняет наиболее предпочитаемые школьниками проблемы курса, формирует исследовательские группы из числа учащихся, проявивших интерес и способности к рассмотрению какой-либо из поднятых проблем. Далее учитель помогает учащимся сформулировать темы их работ, знакомит с методикой проведения ученического исследования, организует изучение того или иного вопроса, подводит итоги первоначального ознакомления с темой, помогает анализировать собранный материал. Затем учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта.

Алгоритмы или «памятки» удобно использовать при решении задачи сравнения тех или иных явлений. Использование алгоритмов на начальном этапе обучения истории обеспечивает успешность усвоения программы школьниками. Многократное обращение к алгоритмам способствует тому, что у школьников вырабатывается устойчивый навык изучения текста на основе усвоенной схемы. Алгоритмизированные «памятки» развивают последовательность, обоснованность суждений и выводов. Наряду с использованием специально разработанных развивающих заданий, они помогают формировать культуру умственного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Обобщение педагогического опыта работы за четыре годо по формированию ключевых компетенций школьников по истории и обществознанию....

Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Обобщение опыта работы за чатыре года по формированию ключевых компетенций школьников по истории и обществознанию....

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Компетентностный подход при изучении истории и обществознания

Методы использования компетентстного подхода при изучении истории и обществознания....

Компетентностный подход при изучении истории и обществознания

В России переход на компетентностно - ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в реш...

Методический материал "Компетентностный подход при изучении истории и обществознания".

«Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель компетентностного подхода в образовании - преодолеть разрыв между знаниями учащегося и е...