Обобщение опыта работы по теме: «Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания посредством реализации активных форм обучения»
опыты и эксперименты на тему

Щурихина Анна Владимировна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

«Компетентностный подход
в преподавании истории и обществознания
посредством реализации активных форм обучения»

Современное историческое образование переживает переориентацию с усвоения содержания на развитие личности обучающихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Происходит осознание того, что история – это не только заучивание фактов, дат, событий, но и развитие исторического мышления, формирование мировоззрения, умение встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. И, самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.

Требованием времени является обращение образовательного сообщества к деятельностному и компетентностному подходам в обучении. Сегодня учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приёмами обучения с тем, чтобы зародить и развить мотивацию к обучению и познанию. Немаловажное значение имеет при этом и личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приёмы работы.

Российская школа выполняет социальный заказ государства, которому нужны сегодня не только инициативные, умеющие находить нестандартные решения личности, но и имеющие мировоззрение. Как связаны прошлое и современность, как развивались цивилизации, какое место среди них занимает моя страна, каковы её основополагающие ценности, и как они соотносятся с моими.

Современная парадигма образования переходит от знаниевой составляющей к компетентностной. Компетентностный подход в образовании предполагает научить личность быть способной и готовой к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Исходя из исследований современных учёных, ключевые компетентности – это определённые обществом, самой личностью способности и умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.

Таким образом, ведущей идеей педагогической деятельности автора данной работы является целенаправленная деятельность по формированию ключевых компетенций обучающихся на уроках истории и обществознания.

Теоретической основой для этого служат:

  • идеи компетентностного подхода И.С. Якиманской,  Г.К. Селевко, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова;
  • технологии проблемного обучения Л.И. Леонер, М.Н. Скаткина, И.И.Махмутова;
  • технологии развития критического мышления Загашева И.О., Муштавинской И.В.

Наиболее значимыми компетентностями в преподавании истории и обществознания, по мнению автора данной работы, являются:

1. общекультурная компетентность – обобщённые способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые, закладывать основы духовно- нравственной жизни человека;

2. социально-трудовая компетентность – способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда;

3.коммуникативная компетентность – получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия;

4.личностное самоопределение – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, ценностях, целях, идеалах.

Но как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться, по мнению учёных и автора этой работы, именно при использовании интерактивных технологий, так как они направлены на развитие мыслительной деятельности и коммуникативности. Сформировать ключевые компетенции можно лишь в опыте собственной деятельности. Поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания является основой и залогом формирования ключевых компетенций обучающихся.

Работать над активизацией в первую очередь – это значит:

  • формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности;
  • развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов.

Применяя данный метод,автор данной статьи использует:

  • возрастные особенности обучающихся;
  • выбираются такие действия, которые соответствуют возможностям обучающихся;
  • используются нестандартные формы проведения уроков;
  • создается атмосфера взаимопонимания и сотрудничества;
  • используются групповые, коллективные, и индивидуальные формы организации учебной деятельности;
  • создается на уроке обстановка психологического комфорта, веры в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей.

Для организации познавательной самостоятельности обучающихсяавтором применяются  методы проблемного обучения. Принцип проблемности – необходимое условие для зарождения исторического мышления. Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырёх компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации). Элементы проблемного обучения мотивируют обучающихся на самостоятельный поиск информации и активизацию мышления.

В своей педагогической деятельностиавтор использует следующие формы обучения:

  1. Проблемное изложение и поисковая беседа.

В ходе проблемного изложения проблему ставит учитель, а решаютобучающиеся и учитель вместе.Учитель не просто излагает материал, а вместе с детьми размышляет, рассматривает возможные подходы и пути решения. Обучающиеся следят за логикой рассуждения, анализируют и глубже  усваивают материал. Этот метод используется, когда материал новый и сложный. Например, при изучении темы «Отмена крепостного права в России» урок начинается со слов Некрасова: «…Распалась цепь великая, распалась и ударила, одним концом по барину другим - по мужику».  Давайте выясним, почему поэт дал такую характеристику реформе».

На уроках истории решаются сквозные для исторического познания проблемы:

  • установление причинно-следственных связей исторических событий;
  • установление общих и частных закономерностей общественного развития;
  • определение преемственности между фактами, событиями, явлениями и эпохой;
  • определение степени прогрессивности исторического явления;
  • соотнесение явления, факта и эпохи, частного факта и обшей закономерности общественного развития;
  • извлечение уроков истории из фактов прошлого и т.д.
  1. Решение небольших проблемных заданий в группах, которые являются подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.
  2. Применяется  исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время. Например, изучая тему «Перестройка», дети проводят исследование «Как отразилась перестройка на жизни села?»,  «Вклад нашего села в победу в Великой Отечественной войне».  Обучающиеся участвовали в региональных конкурсах  «Герой Советского Союза на моей земле» и т.д.
  3. Составление проектов. Например, изучая темы по обществознанию «Мой дом», «Моё село», дети составляют презентации «Дом моей мечты», «Моё село через 10 лет» и т.д.

Таким образом, основная цель профессиональной деятельности автора данной работы является формирование компетенций обучающихся посредством реализации активных форм обучения. Учебный предмет «История» дает обучающимсяширокие возможностисамоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: "Инновационные подходы к преподаванию истории на основе использования опорных сигналов и видео материалов в рамках информационно коммуникативных технологий"

P { text-indent: 1.2cm; margin-bottom: 0.21cm; text-align: justify; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Проработав в школе в общей сложности одиннадцать лет и наработав...

Обобщение опыта работы преподавателя общественных дисциплин ГБОУ СПОУ "ТАТ" Сафроновой С.В. на тему :"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

В работе я делюсь опытом применения на уроках и истории и обществознания современных технологий, таких как: технология проблемного обучения, групповая технология и коллективное творческое дело, технол...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в рамках реализации ФГОС"

Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурент...

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"...

«Активные формы обучения как средство повышения эффективности урока физики»- обобщение педагогического опыта

Это материал предлагает активные формы обучения  используемые учителем ,для повышения эффективности обученияна уроках физики....