Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"
учебно-методический материал по химии

Дзугаева Светлана Урузмаговна

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Алагира Алагирского района РСО-Алания

   

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

по теме:   «Компетентностный подход

как средство повышения качества преподавания химии»

Учитель:  Дзугаева Светлана Урузмаговна

2019-2020 учебный год

Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии

Современное общество, все в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В этих условиях, помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется компетенциями.

В качестве основных задач образования О. С. Габриелян и В.Г. Краснова [1] выделяют: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться. Это требует перехода от знаниево - ориентированной к компетентностно - ориентированной парадигме образования. «Быть всегда творческим - значит быть всесильным. Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент решать проблемы и разрабатывать новые концепции», - эти слова Марка Фишера отражают одно из перспективных направлений модернизации образования – разработку идей компетентностного подхода в обучении. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Способность приобретать компетенции, оперировать ими поднимает образование на качественно новый уровень.

В школьном образовании химия - это предмет, изучение которого предоставляет необходимые дидактические возможности и средства формирования основных компетенций, усвоение химических знаний способствует формированию компетентности школьника, выпускника и будущего специалиста. Воплотить эти возможности в жизнь путём повышения качества преподавания, используя компетентностный подход - задача современного учителя химии,

Важно различать понятия компетентность и компетенция.

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН-знания, умения, навыки, способы деятельности), относящихся к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В статье М.М. Шалашовой [6] компетентностью называют интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, индивидуальных способностей. Данное понятие включает в себя не только знания и практические умения, но и систему жизненных ценностей и установок.

Разные авторы приводят примеры различной градации компетентностей.

Во многих публикациях приводится система трехуровневой иерархии компетенций, предложенной А.В. Хуторским. В ней, в соответствии с разделением содержания образования на общееметапредметное, межпредметное и предметное, выделяются:

ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования;

общепредметные - к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, например естествознанию и предметные, которые являются частными по отношению к двум предыдущим уровням, имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. К данной группе можно отнести и химическую компетенцию. Характеристика различных видов компетенций, их связь со школьным курсом химии рассматривает О.С. Габриелян и В.Г. Краснова [1]:

Предметная образовательная компетенция применительно к химии включает в себя:

- понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественнонаучной картины мира. Химия - наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками.

- представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.

- химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических понятиях, способность говорить и думать на химическом языке.

- понимание роли химии в повседневной жизни, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.

- навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами.

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г." приводится следующий состав ключевых компетентностей:

• математическая - умение работать с числами, числовой информацией;

• коммуникативная - умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;

• информационная - умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

• автономизационная - способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

• социальная - умение жить и работать с людьми: с близкими, в трудовом коллективе, в команде;

• продуктивная - умение работать и зарабатывать, способность создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

• нравственная - готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам.

М.В. Аргунова [8] приводит список и характеристики семи ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учащегося в ситуации учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом, в том числе и выбор элективных курсов на заключительном этапе обучения в основной школе, выбор профиля обучения в старшей школе и, наконец, выбор профиля вуза. Общекультурная компетенция. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными, в том числе и химическими, объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция. Это сформированные при помощи реальных объектов и информационных технологий умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учащегося с информацией из различных учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция. Это знание необходимых языков, в том числе и химического, а также способов взаимодействия с людьми непосредственно и на расстоянии, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Чтобы учащиеся освоили эту компетенцию, важно зафиксировать необходимое и достаточное число реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения.

Социально-трудовая компетенция. Это владение знаниями и опытом в областях гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой сферы, семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В процессе изучения химии школьник знакомится с основами химических производств, знания о которых помогут ему осознанно подойти к выбору профессии, связанной с химическими технологиями.

Социальную компетентность как предпосылку ("предиктор") жизненного успеха рассматривает А. И. Савенков, отмечая, что "знать о своих и чужих эмоциях, правилах и нормах социального взаимодействия очень важно».

Компетенция личностного самосовершенствования. Это освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.

Н.А. Заграничная, Р.Г. Иванова в [13]. качестве ключевых компетенций, которые имеют наибольшее значение для успешной жизни человека в обществе выделяют следующие: компетентность в решении проблем, коммуникативная и информационная компетентность.

Отсюда делается вывод о необходимости проблематизации содержательной стороны образования, использование проблемного и ситуативного подхода к организации учебного процесса.

Компетентностный подход расширяет, дополняет знаниево-ориентированный, так как рассматривает подчинённость знаний умениям, делая акцент на практической стороне содержания. Меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач.

Понятия компетентности могут быть отнесены ко всем участникам образовательного процесса, но прежде всего к учителю и ученику.

Что меняется в деятельности учителя и ученика?

1. Так как одно из ведущих требований при переходе к компетентностному подходу заключается в предоставлении большей степени свободы и ответственности самому ученику, то многие изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации ученика.

При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.

Учебно-познавательные компетенции у учащихся лучше формируются, если начинать учебное занятие с мотивации темы.

Её приёмы:

- Загадка, тайна: «Загадка царя Соломона». Разгадайте тайнопись царя Соломона (Качественные реакции на соединения железа. 9 класс); «Тайна яхты «Зов моря»». Коррозия металлов - 9, 11 классы. Разгадайте тайну гибели дорогой яхты миллионера;

- Работа детективного агентства в теме: «Соляная кислота» - 9 класс, в теме «Классификация неорганических веществ» - 8 класс;

- Разгадайте химическую ошибку А. Конан -Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. «Фосфор» - 9 класс.

- Проблемный вопрос, проблемная ситуация: «Глюкоза» – 10 класс. Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему глаженое бельё дольше не пачкается? «Амфотерность аминокислот» –10 класс. «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Есть ли в химии нечто подобное? «Спирты» -10 класс. Как получить резиновые калоши из спирта?; «Альдегиды, кислоты» - 10 класс «Всё дело в муравьях». Что общего между альдегидами, карбокислотами и муравьями?

10 класс. Кислородсодержащие органические соединения. Размышление-загадка. Лаборант приготовила реактивы и вышла из кабинета. Здесь Трехатомный спирт, сойдя с полочки, подошел к столу и забрал свой реактив. Увидев это, Глюкоза возмутилась: “Что вы делаете, зачем берете чужое, это же мой распознаватель!” “Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор”– промолвил Формальдегид, – “Это же мое вещество”. В чём суть спора?

Противоречие фактов: «Двойственное положение водорода в ПСХЭ» - 11 класс. Почему водород занимает в таблице Д.И. Менделеева два места: среди типичных металлов и среди типичных неметаллов?

Мотивация позволяет акцентировать внимание детей к изучаемой теме, заинтересовать их.

Приведу ещё несколько заданий, способствующих формированию основных компетенций:

9 класс тема «Щелочноземельные металлы»

Задача 1. Утверждают, что для приготовления известковых побелочных растворов не следует использовать ведра и бочки из оцинкованной жести. Вы с этим согласны?

Задача 2. При выполнении штукатурных работ для ускорения затвердевания штукатурки (гашеная известь) в помещение вносят жаровни с горящими углями. Можно ли заменить эту процедуру прогреванием помещения электрическими нагревателями.

Тема «галогены» Задача 3. В одном из сюжетов программы «Доброе утро» телеканала «ОРТ» ведущий, рассказывая о проблемах качества питьевой воды, так сформулировал свою мысль: «Кипячение не убивает хлор в воде». Удалось ли вам понять, что он имел в виду, и если да, то, как бы вы по-другому сформулировали эту информацию

В процессе решения данных заданий формируются помимо предметных знаниевых компетенций такие, как информационные, коммуникативные, общекультурные (бытовые) компетенции.

Важную роль в формировании компетентностей учащихся при обучении химии играют практические занятия. П.С. Белов [9]. характеризует четыре группы химических компетенций, развиваемых на практических занятиях: экспериментальные, коммуникативные, интеллектуальные и контрольно-оценочные, а также условия необходимые для их формирования. Для развития этих компетенций учащихся предложена технология ролевого цикла: выполнение опытов практического занятия в группах по три человека (исполнитель, комментатор, контролер) по разноуровневым заданиям, со сменой ролей после каждого опыта. Такая организация деятельности учащихся на практическом занятии позволяет:

- включить всех учащихся малой группы в проведение химического опыта;

- активизировать их познавательную деятельность;

- обеспечить развитие экспериментальных, коммуникативных, интеллектуальных и контрольно-оценочных компетенций;

- оценить степень усвоения экспериментальных, методических и интеллектуальных компетенций с помощью пооперационного взаимоконтроля;

- обеспечить усвоение знаний, умений и навыков в контексте компетентностного подхода.

Одним из составляющих элементов химической компетенции является умение работать со сложно организованной информацией: текстами, таблицами, графиками. Формирование такого вида компетенции возможно при выполнении специальных заданий. Примером могут служить задания компетентностного типа, предлагаемые Паньковой С.В. [11]., О.С. Габриеляном. Они представляют из себя тексты, после прочтения которых учащиеся должны ответить на вопросы и выполнить задания. В заданиях, как правило, обрисовывается некоторая жизненная ситуация, разрешить которую можно, используя информацию, приведенную в тексте: з.1с.47; 6с.51,3с.58,7с.1217с.164 и др.-9 класс; 9с.92, -10 класс; графиками: тема «Растворение. Растворимость», -8кл., схемами, диаграммами: тема «Массовая и объёмная доли компонентов смеси», -8 кл.», Металлы» с.53-9кл., «Предмет органической химии»с.11, «Ферменты» з.6с.по таблице 7, 3-10 кл. и т.д.

В качестве наиболее важных дидактических условий отбора содержания образования для реализации компетентностного подхода называются:

- опора на субъектный опыт учащихся;

- использование практико-ориентированных ситуаций как для постановки проблемы, так и для её непосредственного решения;

- соединение в содержании интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования;

- использование открытых (с не определённым заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий;

- использование избыточной информации для выработки навыков работы в условияхнеопределённости.

Процесс обучения, построенный в соответствии с основными идеями компетентностного подхода характеризуется:

- преобладанием самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

- использованием индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;

- возможностью создания учениками собственного индивидуального образовательного продукта (свой способ решения, своё видение проблемы и т.д.);

- целенаправленным развитием познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников;

- использованием технологий, позволяющих организовать субъектную оценку деятельности учащихся;

- организацию презентаций и защиты своих познавательных результатов, достижений.

Компетенции формируются посредством содержания образования, применения деятельностных педагогических технологий, характером взаимодействия между учителями и учащимися и между самими учащимися в учебном процессе.

Измерение и оценивание компетенций учащихся

Процесс формирования компетенций учащихся, не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания. В то же время учителя не всегда готовы отказаться от привычных стереотипов деятельности и педагогического мышления. Как правило, это выражается в том, что в ходе контрольно-оценочных мероприятий по-прежнему проверяются предметные знания и умения, а не компетенции, принижается роль самостоятельной работы учащихся, не уделяется внимание формированию интегрированных качеств личности.

Компетентность, как интегрированное качество личности, практически не поддаётся прямой диагностике. Поэтому оценивание компетентности проводится в форме демонстрации или применения компетенций, наиболее эффективными, по мнению многих авторов, средствами измерения компетенций учащихся являются портфолио, интегрированные и ситуационные задания, тесты минимальной компетентности, и др. Поскольку тесты на компетентность чаще всего критериально-ориентированные (в качестве критерия рассматриваются знания, умения и компетенции, которые должны быть сформированы у ученика), то показателем уровня сформированности компетентности можно считать выполнение заданий теста на 60-70%.

Для оценивания интегрированных и практико-ориентированных заданий предлагается использовать несколько критериев, оцениваемых в 0-2 балла (0 - признак не сформирован, 1 балл - чётко не выражен, 2 балла - выражен чётко):

Формулирование представленной информации в виде проблемы;

Предложение способа решения проблемы;

Обоснование способа решения проблемы;

Демонстрация способа решения проблемы.

Для оценивания ситуационных заданий автором предложена следующая шкала:

0 баллов - учащийся не может сформулировать проблему, представленную в задании;

1 балл - ученик формулирует поставленную задачу, у него сформированы изолированные знания и умения, однако отсутствуют интегрированные понятия и навыки, в результате чего допущены ошибки в решении и задание не выполнено;

2 балла - задание выполнено, ученик применяет знания для решения поставленной проблемы, однако не сформированы компетенции, вследствие чего учащийся испытывает затруднения в демонстрации способов решения задачи;

3 балла - задание выполнено как в теоретическом, так и в практическом плане, учащийся легко демонстрирует свою компетентность по данному вопросу.

Заключение

Компетентностный подход в образовании призван ликвидировать разрыв между теоретическими знаниями и практической способностью преподавателя управлять образовательным процессом, а для ученика – применять знания на практике для решения конкретных жизненных задач. Поэтому компетентностный подход в образовании – это личностно- и практико-ориентированный деятельностный подход, акцентирующий внимание на результатах образования, значительно повышающий его уровень, повышающий качество преподавания.

Литература:

1. Аргунова М.В. Ключевые образовательные компетенции. ХвШ, 2009, № 6, с. 21.

2. Белов П.С. Из опыта формирования химических компетенций учащихся. ХвШ, 2009, № 10, с. 25.

3. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии. ХвШ, 2007, № 2, с. 16.

4. Елпатова О.И. Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся. ХвШ, 2008, № 7, с. 20.

5. Заграничная Н.А., Иванова Р.Г. Современные подходы к обучению химии. ХвШ, 2010, № 2, с. 20

6. Панькова С.В. Из опыта формирования химической компетенции. ХвШ, 2009, № 4, с.29

7. Шалашова М.М. Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения. ХвШ, 2008, № 10, с. 15.

8. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций. ХвШ, 2010, № 8, с. 11.

Интернет-ресурсы:

nsportal.ru›…2014/04/17/kompetentnostnyy-podkhod

rusnauka.com›15_DNI_2008/Pedagogica/32936.doc.htm

festival.1september.ru›articles/612355/

allbest.ru›k-…-2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Информационные технологии- эффективное средство повышения качества преподавания педагогики"

Доклад представлен для участия в конкурсе "Методическая находка", который проходил в МГОУ....

"Разноуровневое обучение как важное средство повышения качества преподавания иностранного языка"

Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуа...

Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, ка...

Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МБОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: "Самостоятельная работа на уроке   биологии как средство повышения качества обучени...

Реализация компетентностного подхода как средство повышения качества преподавания математики.

Различие традиционного и компетентностного подходов. Принципы, ключевые компетенции, уровни, ожидаемый результат, мониторинг....