Доклад на тему "Информационные технологии- эффективное средство повышения качества преподавания педагогики"
статья по теме

Шибаева Анна Петровна

Доклад представлен для участия в конкурсе "Методическая находка", который проходил в МГОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_shibaevoy_a.p.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Капырина Н.А., Шибаева А.П.,

преподаватели педагогики

ГОУ МО «Московский областной педагогический колледж СПО»,

г. Серпухов

www.mopkcollege.ru

mopkcollege@yandex.ru

тел.8 (4967) 39-63-46

Информационные технологии — эффективное средство повышения качества преподавания педагогики

(Материалы  для участия  в областном конкурсе

«Методическая находка», МГОУ)

г. Серпухов

2010

                                Оглавление

Введение

Основная часть

  1. Современные учебно-методические  комплексы как важное средство информатизации профессионального образования
  2. Использование информационных технологий на занятиях педагогики
  3. Презентация — важное средство активизации познавательной деятельности студентов

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

                                 

 

                                                        Введение

   Необходимость использования информационных технологий в профессиональном образовании диктуется несколькими обстоятельствами. К ним прежде всего следует отнести фундаментальные изменения XXIв., поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий. Приоритетное развитие призваны получить информационные технологии, играющие роль катализатора как научно-технического, так и социально-экономического развития общества. В современных условиях традиционные формы и методы профессионального обучения недостаточно эффективны. Мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения и управления им на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных и коммуникационных педагогических технологий. В свою очередь, динамичное социальное развитие обнаруживает увеличивающийся разрыв между сложностью и новизной возникающих задач, с одной стороны, и приемами и методами их решения, выработанными в прошлом, — с другой. Это обстоятельство предъявляет определенные требования к формированию новой модели специалиста среднего профессионального образования, призванной научить студента самостоятельно приобретать и актуализировать знания, обеспечивающей сочетание достаточно обширной общеобразовательной подготовки с возможностью глубокого постижения специальных дисциплин на основе компьютерных средств обучения. Результаты прогностических исследований подтверждают тот факт, что в наступившем XXI веке профессиональному образованию придется стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека: ведь только таким образом он сможет адаптироваться к технологическим инновациям как результату постоянного совершенствования не только орудий труда, но и самого его содержания; овладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности. Сегодня уже нет никакого сомнения, что наступивший информационный век российского общества будет веком компьютеризации и профессиональных знаний, следовательно, система профессионального образования должна будет решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой современных конкурентоспособных специалистов на основе информационных  и коммуникационных технологий обучения.

Решению указанной проблемы призвано способствовать использование информационных и коммуникационных технологий в образовании, знаменующее собой подлинный технологический прорыв в методологии, организации и практической реализации учебного процесса, обеспечивающее существенное повышение его дидактической ценности на всех уровнях системы среднего профессионального обучения. Информационные технологии в образовании позволяют решать принципиально новые дидактические задачи, их применение обеспечивает повышение качества и эффективности обучения. Использование компьютерных сетей, электронных образовательных сред предполагает выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных предметных дисциплинах, в том числе и педагогике, так и в междисциплинарном пространстве профессионального образовательного процесса, включающего также научно-исследовательскую работу студентов.  

1.Современные учебно-методические  комплексы как важное средство информатизации профессионального образования

           

        Средние профессиональные учебные заведения должны подготовить человека к будущей  профессии, к самостоятельной жизни. Поэтому особое внимание следует уделять формированию у студентов профессиональных умений и навыков, коммуникационной компетентности, ассоциативного и образного мышления, креативности.    Что касается компьютерных программ, то они не всегда могут способствовать развитию творческого мышления. Возникает и проблема коммуникационной компетентности студентов. Ведь только при общении преподавателя и студентов  вырабатывается умение не просто говорить, а вести диалог, не просто спорить, а объяснять и доказывать, убеждать, грамотно формулировать вопросы и ответы. К тому же при электронном представлении лекционного материала пропадают невербальные средства коммуникации и чисто эмоциональные моменты воздействия: мимика, жесты, интонация. Эти обстоятельства побуждают искать формы сочетания традиционного обучения с новейшими информационными технологиями на основе учебно-методического комплекса.

Трудности могут быть преодолены путем разработки учебно-методических комплексов, обеспечения приоритетности разработки стратегии и идеологии применения информационных технологий в образовании на основе сочетания с традиционными педагогическими подходами. В частности, в нашем колледже существует определенный опыт в создании электронных обучающих сред и систем тестового контроля, а также коррекции знаний с помощью компьютерных учебных программ. В фонде программных средств колледжа сосредоточены электронные учебники, учебно-методические пособия, электронные справочники, обучающие программы, системы тестирования и инструментальные оболочки для их проведения.

Важной составляющей информатики становится предоставляемый ею набор технологий, из которых можно укрупненно выделить мультимедиа-технологию, Интернет-технологию и дистанционное обучение. В колледже эти технологии используются в зависимости от целей и задач обучения. В любом случае они связываются с качеством технологий обучения на основе учебно-методических комплексов. Новые информационные технологии, с одной стороны, обеспечивают целостность знаний (мультимедийные технологии), полноту (Интернет-технологии), самостоятельность их усвоения (дистанционное обучение), с другой стороны, затрудняют оценку влияния этих технологий на количество приобретенных полезных знаний и навыков.

 Указанные проблемы можно эффективно решить прежде всего при наличии учебно-методического комплекса, включающего:

 - современные учебники по педагогике (обычного и электронного издания);

 - аудио- и видеозаписи по отдельным разделам педагогики;

- компьютерные обучающие программы;

- компьютерные программы  и методические рекомендации для выполнения лабораторных, курсовых и выпускных квалификационных работ;

- электронные и текстовые учебно-методические пособия;

- наглядные учебные пособия и альбомы, выполненные на электронных носителях информации (CD);

- электронный справочный материал в виде образовательных баз данных;

- контрольно-измерительные системы на основе компьютерных программ по дисциплинам и специальностям;

- методику контроля промежуточных и итоговых знаний на основе компьютерных тестирующих программ;

- системы мониторинга образовательного процесса по всем  специальностям учебного заведения.

    Обобщая определенный опыт разработки учебно-методических комплексов, можно утверждать, что достаточно высокую педагогическую эффективность имеют лишь те из них, которые обеспечивают диалоговый режим в процессе решений различных познавательных задач; имеют встроенные справочники; обеспечивают моделирование данных и выдачу индивидуальных заданий; проводят оперативное и текущее тестирование на основе специального банка меняющихся вопросов и ответов; предусматривают прерывание и продолжение работы; оценивают работу студента, учитывая количество вопросов, ошибок и повторных ошибок; хранят для преподавателя и студента результаты учебной работы.

Это позволяет сформулировать дидактические требования к современным учебно-методическим комплексам, которые должны:

  • обеспечивать каждому студенту возможность обучения по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивы, склонности и другие качества;
  • оптимизировать содержание учебной дисциплины, сохраняя и обогащая набор знаний, включенных в федеральные и региональные компоненты;
  • оптимизировать соотношение теоретической и практической подготовки будущих специалистов, интенсифицировать процесс обучения;
  • реализовывать концепцию непрерывного образования;
  • активизировать экспериментальную и научно-исследовательскую деятельность студентов и преподавателей;
  • сокращать психическую и физиологическую нагрузку студентов.

Рассмотренный подход к организации изучения дисциплины приводит к ее нелинейному структурированию на основе трех системных модулей: базового, основного и расширенного. Содержание базового модуля составляют фундаментальные знания, сформированные в логическую систему, которая включает основные понятия и положения дисциплины, ее научные методы и системы упражнений по выработке навыков решения соответствующих задач. Содержание основного модуля полностью отвечает требованиям Государственного стандарта к данной дисциплине. Расширенный модуль составляют дополнительный теоретический материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения учебных тем; специально разработанные разделы курса, материал которых должен удовлетворить профессиональные и творческие запросы студентов; упражнения и задачи, имеющие явно выраженный исследовательский характер. Все три модуля на уровне структурных компонентов включают системы упражнений и задач, позволяющие выработать у субъектов образования соответствующие практические умения и навыки, методы и средства итоговой оценки уровня усвоения материала.

  При таком структурировании дисциплины учебное занятие естественным образом варьируется по степени сложности, уровню проблемности,  по соотношению общих и частных вопросов. Таким образом, технологии обучения, основанные на методе свернутых информационных структур, позволяют зафиксировать в учебном материале его базовую, обязательную часть и уровни превышения, связанные с развитием у студентов индивидуальных способностей и склонностей, интересов и потребностей. Основной и расширенный модули предлагают студентам варианты углубления и обогащения содержания разделов (отдельных тем), изученных в базовом модуле.  При этом любая избранная студентом индивидуальная программа (индивидуальный модуль) дальнейшего изучения курса не требует переучивания соответствующих разделов базового модуля. Известно, что новые информационные технологии в настоящее время рассматриваются как средство для развития таких качеств студента, как системное научное мышление, конструктивное мышление, развитое воображение, развитая интуиция, вариативность мышления и чувство нового. Перспективная система образования с применением новых информационных технологий может и должна уделять особое внимание развитию в субъекте образования перечисленных качеств.

 Однако, как показывает наша педагогическая практика, применение информационных технологий в профессиональном образовании не исключает возможность негативных последствий. В связи с этим очевидна актуальность исследований медицинских последствий их применения и психолого-педагогического воздействия на физическое и психическое здоровье учащегося, а также необходимость создания системы охраны здоровья студентов при использовании информационных и коммуникационных технологий.

Обобщая материал по данному вопросу можно сделать вывод, что продуманные учебно-методические комплексы, с точки зрения дидактических требований, могут поднять эффективность учебной деятельности в средних профессиональных учебных заведениях на основе информационных и традиционных педагогических технологий.

 

Использование информационных технологии на уроках педагогики.

  Использование современных информационных технологий в процессе изучения дисциплины «Педагогика»  представляем в виде схемы «Информационные технологии» (см. схему)

      Информационные технологии позволяют совершенствовать прежде всего содержание учебной дисциплины «Педагогика». Это составление учебных  рабочих программ и планов, календарно-тематического планирования учебного материала, электронных учебников и энциклопедий, презентаций, мультимедиа лекций, учебно-методических комплектов и пособий. Нами  разработаны рабочие учебные программы по учебной дисциплине «Педагогика» для студентов  специальностей  050301 Русский язык и литература, 050303 Иностранный язык, 050603 Изобразительное искусство и черчение, 050709 Преподавание в начальных классах, 050720 Физическая культура, которые используют в своей педагогической практике преподаватели других образовательных учреждений.    

 Большое внимание информационным технологиям уделяется на учебных занятиях по педагогике. Учебное занятие, урок являются главной формой организации обучения и воспитания студентов и студентов. Экспериментальные попытки найти  им равнозначную замену пока успеха не имели. Это не означает, что они не подвержены изменениям. В соответствии с запросами социума модернизация образования предполагает новое содержание, новые подходы и новые технологии. Применение новых информационных технологий выводит труд современного педагога на качественно другой уровень. ИТ позволяют создать условия для активизации у студентов интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике, повысить мотивацию к обучению, развивать творческие способности и обеспечивать личностный и профессиональный рост студентов.

Следует также понимать, что активное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе рассматривается как необходимое условие достижения большинством студентов  образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной жизни.  Поэтому современному педагогу  необходимо:

  • свободно владеть основным набором программ MS Office;
  • уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
  • использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности студентов не только на занятиях, но и за рамками занятий;
  • уметь использовать ресурсы Интернета для разработки учебно-методических, иллюстративных материалов и для того, чтобы быть в курсе новостей педагогики, своего предмета;
  • иметь в наличии мультимедийные учебные пособия по преподаваемым предметам;
  • уметь создавать собственные информационные продукты.
         Грамотное применение современных информационных технологий позволит добиваться большей эффективности преподавания, а занятия  сделать интересными и красочными, живыми и динамичными.
          Дидактические материалы, созданные при помощи компьютера, обладают привлекательностью и гибкостью. Их можно использовать и для формирования знаний студентов по предмету, для отработки практических умений и навыков деятельности, и для организации контроля и самоконтроля освоения  студентами пройденного материала.

Возьмем, к примеру, урок-лекцию по изучению нового материала на занятиях по педагогике. Лекция, построенная с использованием мультимедиа технологии, имеет важное преимущество - интерактивность. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления). Сочетание комментария учителя с видеоинформацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, повышая качество излагаемой информации и принося эстетическое удовлетворение обучаемым.

    Большие возможности для разработки уроков разного типа с использованием информационных технологий предоставляют нам учебные электронные пособия по педагогике, различные учебно- методические пособия, иллюстрирующие  материал по различным темам и разделам педагогики, основные педагогические понятия, тексты  и словарь важнейших педагогических терминов и понятий. Интерактивные упражнения позволяют эффективно и беспристрастно провести контроль и самоконтроль результатов обучения. Отчет по выполненным упражнениям, который появляется сразу же по завершении работы студентов с указанием доли правильных ответов в общем числе, дает возможность понять преподавателю, насколько усвоен  ими новый материал, какие вопросы вызывают затруднения, на отработку каких вопросов необходимо выделить дополнительное время.

Иные задачи можно решать, используя информационные технологии при организации учебной научно-исследовательской деятельности студентов, которая в большей степени проходит за рамками  учебных занятий. При работе над выпускной квалификационной работой по педагогике студентам приходится обращаться к различным источникам, используя ресурсы Интернета, так как к участнику  работы предъявляются следующие требования: не воспроизведение знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний; умение находить и обрабатывать исторические тексты; умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию; выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других; проводить публичную презентацию своей работы.

Сейчас, когда компьютер становится привычным инструментом для студентов, надо стараться использовать компьютер для повышения интереса студентов к различным дисциплинам, в том числе и педагогике. Опыт показывает, что у студентов, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации.

Безусловно, проведение занятий с использованием информационных технологий требует определенных затрат: обучение преподавателей, оснащение кабинетов. Но, как говорят, «игра стоит свеч».   Применение информационных технологий означает новый уровень качества обучения, динамичные и увлекательные лекции, семинары, создание более активной среды обучения.

Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям студента, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

Применение тестирующих программ обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний студентов по педагогике. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость. Разработанные нами тесты  по всем темам педагогики позволяют разнообразить формы и методы контроля знаний студентов.

Наиболее распространенным в опыте преподавания педагогики является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера, изображение с которого выводится на экран. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения материала путем сообщения информации и обеспечения ее успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения.

Особая роль отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике современного педагога. Преподаватели и студенты используют информационные ресурсы Интернета по следующим направлениям:

  • самообразование, самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в сети, изучение опыта работы российских и зарубежных коллег.
  • изучение нормативно-справочных документов с серверов министерств, областных, городских, и районных отделов образования.
  • свободный доступ ко многим российским и зарубежным периодическим изданиям.
  • получение информации о новейших педагогических технологиях и системах.
  • разработка конспектов и дидактических материалов по учебным предметам. Использование на уроках и внеклассных занятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в Сети.
  • тестирование студентов и школьников по отдельным предметам или темам.
  • знакомство с новыми учебниками и учебными пособиями, возможность их приобретения в Интернет - магазине и получение их по почте наложенным платежом.
  • получение информации о конференциях, конкурсах и грантах, отправка заявок на участие в них.
  • сообщения о своих разработках и их публикации в Сети, выступления на конференциях, семинарах и форумах.
  • участие в конкурсах, Интернет – конференциях, семинарах, телемостах.
  • поиск единомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами.
  • дистанционное обучение с целью повышения квалификации.

Активно внедряются информационные технологии при защите выпускных квалификационных работ по педагогике (более 90% студентов используют презентацию ВКР), а также на педагогической практике пробных уроков, преддипломной педагогической практике, внеклассной воспитательной работе, психолого-педагогической практике. Стали традиционными Интернет-конференции, Телемосты, дистанционные семинары, другие мероприятия в форме видеорежима.  

Студенты вместе с преподавателями педагогики принимают активное участие  в выставках, конкурсах, конференциях в рамках  областной целевой программы «Развитие образования Московской области», национального  проекта «Образование», проекта «Информатизация системы образования». Студенты нашего колледжа принимали участие в областной психолого-педагогической олимпиаде, на которой стали победителями. 15-18 апреля 2008 года студенты колледжа с преподавателями педагогики принимали участие в  VI Межрегиональной научно-практической конференции студентов педагогических колледжей Российской Федерации в  Санкт- Петербурге на тему « Явление поддержки ребенка в современной образовательной культуре», подготовили выступление с использованием  презентации на тему «Педагогическая поддержка в развитии творческого потенциала студентов МОПК», были отмечены благодарственным письмом за плодотворное сотрудничество в воспитании молодых педагогов-исследователей, дипломами и похвальными грамотами в номинации «За творческий подход к освоению профессии».                        

       

             

3. Презентация — важное средство активизации познавательной деятельности студентов

         Презентация - важное средство развития познавательной активности студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Педагогика». Она дает возможность рассмотреть сложный материал в четкой логической последовательности, сочетать теоретический материал с показом видеофрагментов, а использование анимационных эффектов способствует повышению интереса к изучаемому материалу. Наиболее распространенным в опыте нашей работы   является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение которого выводится на экран. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах (звук, видео, графика) и тем самым повышают эффективность образовательного процесса. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30%, а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти студентов значительно дольше.  

Применение мультимедиа-презентаций в виде опорного конспекта лекции, включающего демонстрацию слайдов, видеофрагменты с текстовыми комментариями позволяет:

  1. повысить эффективность и качество образования за счет внедрения новых информационных технологий;
  2. осуществить индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к обозначенной цели в результате выполнения заданий различной сложности);
  3. формировать информационную культуру студентов, развивать умение осуществлять обработку информации (в процессе совместной, а затем самостоятельной подготовки отдельных тем).

Очень эффективным является наглядное раскрытие содержания правил с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность студентов.

Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office, обеспечивают качественно новый  уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие студентов, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Вставка видеофрагментов осуществляет межпредметные связи. Структурная компоновка презентации, с применением гипертекстовых ссылок как внутри документа, так и с выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно быстро проводить разнообразные виды ФОПД: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Варианты использования Microsoft PowerPoint в работе со студентами:

  1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания студентов на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.
  2. Наглядная демонстрация процесса: построение диаграмм, таблиц, моделирование физических опытов, построение географических карт
    и т. д.), – которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или доски.
  3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:
  • подготовка студентами (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада, защиты курсового или дипломного проекта;
  • создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

Самостоятельная деятельность студентов по созданию презентаций может быть индивидуальной, парной, групповой, важно учитывать и пристрастия ребят, их желания. Преподаватель может подсказать новые источники информации, может просто направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. Мультимедийная презентация учителя используется при первом знакомстве с новой темой, а студенческая оправдает себя на обобщающих уроках.

Совместное изучение источников и материалов: совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).

  1. Корректировка и тестирование знаний:
  • проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;
  • работа с тестирующими системами и тренажерами,
  • создание контрольно-измерительных материалов средствами PowerPoint в занимательной форме.

Нами разработано более 60 презентаций по различным темам и разделам педагогики, которые активно используются в процессе преподавания педагогики. Например, при изучении тем «Педагогика в системе современного человекознания», «Формы организации учебного процесса» и др. используются презентации для ознакомления студентов с новым материалом.

Презентации используются с различной целью: изучение нового материала, закрепление и повторение изученного, проверка и контроль знаний студентов.  Для активизации познавательной деятельности студентов к составлению презентаций привлекаются также студенты, которые представляют свои презентации на занятиях педагогики, внеклассной педагогической практике, практике пробных уроков, защите своих выпускных квалификационных работ. Презентацию своих работ студенты, как правило, стараются провести с использованием экранных средств: видеофрагментов, компьютерных приложений, мультимедийных эффектов. Во время презентации студенты приобретают опыт публичных выступлений, у них возникает потребность в дальнейшем продвижении своей работы. Они уже не ограничиваются выступлениями на уроках, где обычно проходит их первая презентация.  Задача преподавателей — помочь организовать их выступления перед разными аудиториями слушателей. Например, с целью  закрепления изученного  материала по теме «Наглядные методы обучения» студенты демонстрируют свои  презентации.

Наиболее приемлемым способом использования компьютера на занятиях по педагогике является применение программы Microsoft PowerPoint . С ее помощью педагог  имеет возможность использовать компьютер не как некий чужеродный элемент, который необходимо встроить в урок, а как средство, помогающее грамотно организовать обучение педагогике. Программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного  занятия.  При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.  Приступая к разработке авторских презентаций, мы  ознакомились с имеющимися наработками коллег в данном вопросе, как теоретическими, так и практическими.  Однако, по нашему мнению, значительная часть презентаций, созданных разными авторами, можно отнести только к одному типу - компьютерный диафильм, все отличие которого от обыкновенного состоит в виде носителя (диск вместо пленки ).    

В своей работе мы постарались разнообразить типы создаваемых презентаций:

  1. Презентации для повторительно-обобщающих занятий, в том числе с использованием игровых моментов.
  2. Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение занятия. Преподаватель за счет грамотной компоновки материала в презентации способен провести высокопродуктивное занятие.
  3. Студенческие  презентации как образовательный продукт занятия. Студенты в составе рабочих групп анализируют предложенную информацию, в том числе Интернет-ресурсы в соответствии с поставленными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу студентов, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.

Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для студентов. При создании студентами компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

  • критическое осмысление информации,
  • выделение главного в информационном сообщении,
  • систематизирование и обобщение материала,
  • грамотное представление имеющейся информации.

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у студентов  профессиональных умений, навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению педагогики, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых преподавателем на занятии.   Презентации способствуют воспитанию у студентов собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей занятия, уровня подготовленности студентов. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретное занятие.


Заключение.

            Информатизация процесса обучения требует от педагога компьютерной грамотности, так как компьютерная техника в настоящее время стала инструментом, использующимся человеком во всех отраслях деятельности. Компьютерная грамотность включает: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функционирования возможностей компьютерной техники, современных операционных систем и владение их основными командами; овладение современными компьютерными программами; опыт использования  этих программ в деятельности.

           В заключение следует отметить, что информатизация образовательного процесса, как инновационное направление развития современного образования, обладает большими дидактическими перспективами, не подменяя в то же время ведущей роли живого педагогического общения и межличностных педагогических отношений преподавателя и студента.


Список используемой литературы.

  1. Афонин А.Ю., Бабешко В.Н., Булакина М.Б. и др. Образовательные интернет-ресурсы / Под. ред. А.Н. Тихонова и др.: ГНИЙ ИТТ "Информика". – М.: Просвещение, 2004.
  2. Вакулюк В., Семенова Н. Мультимедийные технологии в учебном процессе / В. Вакулюк, Н. Семенова // Высшее образование в России. – 2004, № 2. – С.103-105.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  4. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет. М.: «Олма-Пресс», 2002.
  5. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004.
  6. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизацию – М.: Агентство «Издательский сервис», 2005.
  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе
    образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  8. Сайков Б.П. Технические средства обучения и методика их использования – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998
  10. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002.
  11. Информатизация общего среднего образования./под ред. Д.Ш.Матроса, М.: Педагогическое общество России, 2004
  12. Информационные технологии на уроках в начальной школе/ сост. О. В. Рыбъякова.– Волгоград: Преподаватель, 2008.– 223с.: ил.

Приложения:

  1. Презентация: «Педагогика в системе современного человекознания».
  2. Презентация: «Материалы для контроля знаний по теме: «Педагогика в системе современного человекознания».
  3. Презентация: «Формы организации учебного процесса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Schulte Table» и их модификация, как эффективное средство повышение качества знаний при подготовке к ЕНТ

данная методика позволит быстро и легко освоить сложные темы учащимися...

«Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в школе».

laquo;Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в  школе»....

Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.

VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...

Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...