"Разноуровневое обучение как важное средство повышения качества преподавания иностранного языка"
материал на тему

Габдракипова Гульназ Мансуровна

 

Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

                               Лаишевский муниципальный район

                               МБОУ «гимназия № 1 г. Лаишево»

 

Выступление на  августовской конференции,

на секции учителей иностранного языка

Тема: Разноуровневое обучение как важное средство повышения качества преподавания иностранного языка.

       

          Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования.

          Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми». И здесь большая роль отводится идеи дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.

          В последнее время данная технология обучения стала активно применяться в учебном процессе современной школы в рамках различных предметов. С появлением инновационных программ и введение в них большого объема материала на изучение, учитель стал искать новые пути повышения эффективности обучения учащихся на уроке.

            Дифференциация в переводе с латинского « difference » означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени, в переводе с французского « differentiation » - разница.

            В педагогической литературе разными авторами даются разные понятия дифференциации обучения. Рассмотрим их:

1. Дифференциация обучения - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитывается их склонности, интересы и проявившиеся способности.  Педагогический энциклопедический словарь.

2. Дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения.  

3. Дифференциация – это средство индивидуализации обучения.  

4. Дифференциация обучения – это группировка учащихся на основе учета их индивидуальных способностей для обучения по несколько иным учебным планам, программам, технологиям.  Елисеев В.В.

5. Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких- либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам.  Митин С. Маслов Н.С.

6. Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.  Осмоловская И.

7. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.  Селевко К.Г.

8. Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологический особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.) в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.  Андреев В.И.

        В педагогической литературе приводится понятие и дифференцированного обучения:

Дифференцированное обучения это:

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

       В ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

          Технология (педагогическая) – это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе учителя на уроке, направленная на обязательное достижение дидактической цели и задачи.

        Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

       Одним из основных видов дифференциация является индивидуальное обучение, поэтому все авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализации» (учет каких-либо качеств учащихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство и т. д.).

        В педагогической теории и практике наметились следующие основные формы реализации дифференциации обучения: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп).

       Анализ реальных возможностей различных форм дифференциации детей по уровню их обучаемости и умственного развития показывает, что они по отдельности не решают всех задач, которые стоят перед современной школой как адаптивной педагогической системой. Но, на мой взгляд, лучше всего эти задачи решает внутренняя дифференциация.

Дадим ей характеристику:

различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам; основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях учащихся; предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя; возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами; особенность внутренней дифференциация на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности (что традиционно для школы), но и на одаренных детей.

           Внутренняя дифференциация может осуществляться в форме:

Дифференцированного подхода к учащимся, который состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

         Уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.

          Внутреняяя дифференциация осуществляется посредством:

вариативности темпа изучения материала; дифференциации учебных заданий; выбора различных видов деятельности; определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

        Рассмотрим, каких целей позволяет достичь внедрение дифференцированного обучения в школе:

создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика; удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств; целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом; решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

        Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:

- предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса; развить способности и интересы учащихся; повысить качество знаний; более рационально использовать учебное время каждого; вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность; устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.

        При этом реализуется центральная идея базового образования – познание учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.

        Как же осуществлять дифференциацию обучения?

Необходимо:

уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;   разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию; использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся; в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;  при успешном выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения; создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.

          Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.

          Хорошо продуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках английского языка  позволяет решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к учебе.

         Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года можно поделить  детей на три группы: 1 группа (А) – «сильные» дети, 2 группа (Б) – «средние», 3 группа (В) – «слабые». Распределение по группам проводится по результатам обучения предыдущего года, также учитывается результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.

       Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на всех этапах урока.

1. Опрос:

        При письменном опросе используются карточки различной степени сложности, тесты трех уровней. Часто используются для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагается всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцируется количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.

         Устная проверка знаний: первыми вызываются учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даются задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы дается материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

          В конце изучения раздела проводятся контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

2. Объяснение нового материала:

          При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы, при этом надо стараться, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагается ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых можно попросить  повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда можно попросить  подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объясненения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов.

3. Закрепление нового материала:

        При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

          При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы

        Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

        При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

       Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.

4. Домашнее задание:

         Детей группы А необходимо учить  работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как Петя неожиданно проснулся в Париже» или «О том, как все вдруг забыли русский язык»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагается выступить, но для подготовки дается литература или указывается источник. Объем материала для изложения регламентируется. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В дается небольшие дополнительные упражнения и можно попросить, чтобы их оценили родители.

         Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках "Английского" позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество филологического иностранного образования школьников.

Литература.

Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. – 1999. - № 8. – с.61.

Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего и дифференцированного обучения. – Челябинск, 1995.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998.

Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика. – 1992. - № 9-10.

Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. Дифференциация в обучении математики //Математика в школе. – 1990. - № 4.

Елисеев В.В. Управление дифференцированным обучением в общеобразовательной школе. Ульяновск: ИПК ПРО, 1995. – с. 8-17.

Завельский Концепция работы гимназии № 1543 с одаренными детьми // Завуч. –2000. - №

Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение //Дифференциация как система. Ч.1. М., 19

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989

Кларин М.В. Обучение на основе полного усвоения

Кулагина Л.А. Тестовый контроль обученности в школе// Методические рекомендации. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – с.3-42.

 

Куприянович В.В. Изучение способностей направляет дифференциацию. //Математика в школе. – 1991. - № 5. –с. 4 – 9.

Лопатина М.А. Работа с одаренными детьми // Завуч. – 1999. - № 6.

Маслов Н.С. Концепция развития армавирской средней школы № 4 по проблеме: «Интегрированно-дифференцированный подход к обучению, развитию и профильной ориентации учащихся в условиях СОШ» // Завуч. – 1999. - № 2.

 Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

Моргун В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностные и технологические аспекты // Школьные технологии. – 2003. – № 3.

Наямова М.В. Реализация принципов дифференциации и элитарности в учебно-воспитательном процессе школ нового типа // Дифференциация как система. Ч.2. М., 1992.

 Никитина Н. Н. Личностно-ориентированное обучение в теории и технологии. - Ульяновск. - ИПК. ПРО, 1998.

 Никитина Н.Н. Теоретический анализ проблемы внутренней дифференциации обучения. – Ульяновск. – ИПК ПРО, 1998.

 Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. - № 6.

 Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. – 2000. – № 2 – с. 67-68

 Пайков А.В. Дифференцированный подход в обучении технологии // Школа и производство. – 2001. - № 1 _ с. 21-22.

 Педагогический энциклопедический словарь. - М. Просвещение, 1998.

 Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

 Савинков А. Одаренные дети: методика, диагностика и стратегия обучения // Директор школы. - 1999. - № 5.

 Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

 Терещук Дифференцированные задания как средства индивидуального подхода к учащимся // Школа и производство. – 1990. – № 11-12.

 Унт И. Индивиадулизация и дифференциация обучения М., : Педагогика, 1990 .

Шалыгина И.В., Каногина Е.П., Тужикова И.А. Дифференцированное обучение: поиски адаптивной модели (из опыта работы сельской школы) // Завуч. – 2000. - № 5.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разноуровневое обучение как важное средство повышения качества преподавания иностранного языка.

Слайд 2

Дифференциация Дифференциация в переводе с латинского « difference » означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени, в переводе с французского « differentiation » - разница.

Слайд 3

В педагогической литературе разными авторами даются разные понятия дифференциации обучения: 1. Дифференциация обучения - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитывается их склонности, интересы и проявившиеся способности. Педагогический энциклопедический словарь. 2. Дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения. 3. Дифференциация – это средство индивидуализации обучения.

Слайд 4

Дифференцированное обучения это: 1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Слайд 5

Цели дифференцированного обучения в школе: создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика; удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств; целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом; решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Слайд 6

Задачи дифференцированного обучения в школе: - предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса; развить способности и интересы учащихся; повысить качество знаний; более рационально использовать учебное время каждого; вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность; устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.

Слайд 7

Применение дифференцированного подхода на различных этапах урока: 1. Опрос 2. Объяснение нового материала 3. Закрепление нового материала 4. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Информационные технологии- эффективное средство повышения качества преподавания педагогики"

Доклад представлен для участия в конкурсе "Методическая находка", который проходил в МГОУ....

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Пути повышения качества преподавания иностранных языков

Актуальность полилингвального образования во всём мире и для нас в частности очевидна. Английский язык является государственным языком в 53 странах. Одна треть населения мира разговаривает на английск...

Доклад на тему «Совершенствование и повышения качества преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»

«Совершенствование и повышения качества  преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»...

Презентация к выступлению на заседании МЦ: "Дистанционное обучение как средство повышения качества учителя иностранного языка"

Презентация к выступлению на заседании методического объединения по вопросам дистанционного обучения....

Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...

Методический доклад: Образовательный сайт учителя информатики как важнейший инструмент повышения качества преподавания предмета.

Предметный сайт учителя – современный инструмент обучения. Он позволяет обеспечить открытость, доступность и наглядность образования....