Доклад на тему «Совершенствование и повышения качества преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»
опыты и эксперименты по теме

Фаткуллина Земфира Равиловна

 

«Совершенствование и повышения качества  преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Старокакерлинская сош» Дрожжановского муниципального района РТ

ВЫСТУПЛЕНИЕ

 на тему:

«Совершенствование и повышения качества  преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»

Подготовила учитель английского языка:

Фаткуллина Земфира Равиловна

2015-2016 учебный год.

Образование - важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

                                                       Р.Киплинг

 Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом.

     Широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.

      Условиями достижения  «нового современного качества образования» являются:

* введение в действие государственных образовательных стандартов и     вариативного базисного учебного плана;

* оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;

* обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

* использование нравственного потенциала искусства как средства  духовного   развития личности;

* введение профильного обучения в старшей школе;

* усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;

* развитие дистанционного образования;

* государственная поддержка школ для одаренных детей;

* создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;

* создание государственной системы оценки качества образования.

   В основу разработки новых стандартов положен системно- деятельностный подход. Это такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, формирует определенные интеллектуальные умения: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы.

   На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. 

     Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы.

  Одним из эффективных методов, применяемых в нашей практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету и повышается качество.

  В курсе иностранного языка метод проектов используется в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что там нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые, ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) раздела урока и самостоятельно открыть новые знания. Так, в дополнение к учебнику английского языка Биболетовой М.З. «Enjoy English» для 10 класса учащимся можно предложить разработать проекты лингвострановедческого характера по разделу «Culture shock» – «Культурный шок». Основной вопрос, который ставится при разработке этого раздела: Какой культурный шок испытывают туристы при посещении незнакомой страны? Таким образом, помимо основной темы урока можно достичь усвоения таких страноведческих тем, как «Англия», «Ирландия», «Шотландия», «Уэльс», «Новая Зеландия» и др. 

  Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Работа над исследованием занимает 2 уроков. На первом уроке разбирается понятие «культурный шок», объясняется цель исследования, определяются тема и задачи исследования, учащиеся делятся на группы, обсуждают в группах тему, выдвигают гипотезы, дается план описания и исследования страны: географическое положение, история, экономика, население и языки, символы и геральдика, роль страны в глобализации, ее культура; обсуждаются источники, подбирается информация, консультация учителя, разбираются положения об оформлении работы, согласно памяткам. На втором уроке учащиеся представляют свои проекты-исследования. Обязательно создается экспертная группа (по одному из учащихся от группы), вместе с детьми определяем критерии оценки, после каждого выступления эксперты высказываются по работе группы.

  Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах: 1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях), 3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, 4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс, 5) учебное действие – действие по созданию образа, 6) образ – слово, рисунок, схема, план, 7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!, 8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).

Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Во втором классе дети знакомятся с первыми проектами. Одна из самых любимых тем - это  «Мое любимое домашнее животное». Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта. Предварительно показываю работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаем достоинства и недостатки работ. Также ребята с удовольствием создают проекты на тему «Моя семья», «Мои друзья». Они фотографируют друг друга, вклеивают и подписывают эти фотографии. В 3-м и 4-м  классах проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность выполнения проекта увеличивается. На данном этапе любимыми темами являются «Мои каникулы», «Я люблю спорт». К концу 4-го класса у каждого ученика появится свое собственное портфолио «Все обо мне», куда войдут выступления ребенка, письма, диалоги, презентации, составленные им в течение года. Ребята очень гордятся своими работами.

При организации проектной деятельности учащихся по английскому языку мною планируются такие виды деятельности, как:

Индивидуальная деятельность

Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт.

Коллективная деятельность

Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, компьютерный слайд-фильм с участием всех желающих детей и т.д.

Работа в малых группах

Поделки, коллажи, макеты и т.д.

Критерии оценок проектакоторыми я пользуюсь в своей работе:

- Самостоятельность работы над проектом;

- Полнота раскрытия темы;

- Языковая грамотность;

- Артистизм и выразительность выступления;

- Использование средств наглядности;

В начальном звене учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты как личностные, так и групповые; мини-проекты, краткосрочные. Процесс обучения английскому языку в начальной школе построен так, что изучение темы заканчивается выполнением проекта. Так учащимися 2-х классов выполнены творческие проекты по темам «Английский букварь», “Знакомство”, “Я и моя семья”, «Моё любимое животное». Учащиеся 3-х классов выполнили творческие проекты “Правильное питание ”, “Подарок на Новый год”, “С днём рождения ”, “Мои увлечения” и практико-ориентированный проект по теме “День Святого Валентина”. Учащиеся 4-х классов выполнили творческие проекты по теме “Путешествие в волшебную страну”, “Моя сказка”, “Журнал мод для наших телезвёзд”, исследовательский проект “Английский и я” и информационные проекты “Рождество и Новый год в Англии.

Приведу несколько примеров проектов из личного опыта.

2 класс  Тема проекта: "Английский букварь"

Продолжительность: 2 урока

Цель: повторение букв английского алфавита и закрепление знания алфавита

Результат проекта: книжка об алфавите

Ход проекта

1. Повторение букв английского алфавита. Сравнение их с буквами русского алфавита. Коллективный поиск и обсуждение ответов на вопросы учителя:

Как по-английски будет "букварь"?

Зачем люди учат алфавит?

Чем отличаются заглавные и строчные буквы, их применение?

Каково происхождение алфавита?

Сколько букв в русском и английском алфавитах, почему их не поровну?

Почему английские буквы похожи на русские по написанию и различаются по произношению?

2. Дома дети готовят свои буквари, подбирают к каждой букве картинки, начинающиеся с данной буквы.

3. На презентации ребята представляют свои буквари. Дети знают, что в следующем учебном году они будут обучать своих сверстников буквам английского алфавита с использованием своих букварей.

2 класс   Тема проекта: “Animals”.

Продолжительность: 2 урока

Цель: повторение лексики по теме и развитие орфографических навыков

Результат проекта: кроссворд

Ход проекта

В ролевой игре “Учитель- Ученик” дети повторяют слова по теме “Animals”, используется постер по данной теме.

Ученики решают кроссворд из рабочей тетради к учебнику ”Enjoy English 1”.

Учитель объясняет, как составить кроссворд. Ученики составляют свои кроссворды.

Дома ученики готовят свои кроссворды в электронном виде. Эти кроссворды будут использоваться на уроках, как раздаточный материал, для закрепления знаний учащихся по активной лексике.

В начальной школе работа по составлению и применению кроссвордов проводится аналогично и при изучении других тем (“My body”, “Weather” и т.д.) Приведу примеры кроссвордов, составленных учащимися 2-4 классов по изученным темам.

Word Search “Animals”

Найди 11 слов по теме “Animals”

 Elephant
Crocodile
Tiger
Рig 
Lion 
Fox

Horse

Rabbit

Dog

Cat

Hen

I

R

Y

L

I

O

N

E

H

C

R

O

C

O

D

I

L

E

D

C

B

P

I

G

A

R

N

O

O

S

O

N

L

T

A

E

G

D

R

A

B

B

I

T

M

T

I

G

E

R

I

C

A

T

E

L

E

P

H

A

N

T

G

R

H

O

R

S

E

F

O

X

3 form Творческий проект.

Тема: Meet my family.”.

Продолжительность: 2 урока

Цель: развитие творческих способностей учащихся

Продукт: выставка из творческих работ учащихся

Ход проекта

Учащиеся знакомятся с текстом, в котором дано описание семьи. Учитель ведет беседу с учениками, обращает внимание учащихся на содержание текста. Ученики работают в парах по вопросам, записанным на доске.

Ученики составляют свои рассказы в письменном виде, используя образец. Учитель оказывает необходимую помощь учащимся.

На следующем уроке каждый ученик выступает со своей работой перед классом.

Затем учащиеся готовят выставку из своих творческих работ.

3 класс Тема проекта: “Happy Birthday”.

Продолжительность: 1 урок

Цель: формирование умения подписывать поздравительную открытку

Результат проекта: открытка

Ход проекта

Учащиеся знакомятся с образцами поздравительных открыток. Учитель обращает внимание детей на составные части открытки: обращение, основная часть, концовка.

Дети выбирают наиболее понравившийся им образец открытки.

Ученики, пользуясь образцом, подписывают свои поздравительные открытки.

3 класс Тема проекта: “Saint Valentine’s Day!”.

Продолжительность: 1 урок

Цель: формирование умения подписывать валентинку

Продукт: валентинка

Ход проекта

На уроке учащиеся знакомятся с образцами валентинок. Учитель обращает внимание учеников на форму и содержание поздравительной открытки такого типа.

Ученики выбирают наиболее понравившийся вариант и подписывают свои валентинки для того, чтобы подарить их 14 февраля своим друзьям.

4 класс Тема проекта: “Всe обо мне.”

Продолжительность: 2 урока

Цель: повторение лексики по теме и развитие орфографических навыков

Результат проекта: письмо

Ход проекта

Написать письмо одному из учеников лесной школы. Рассказать ему о себе, своей семье, о том, что любят и умеют делать, о своём любимом времени года, о своём питомце. Нарисовать портрет любимого героя. А в конце устроить выставку писем.

Использование метода проектов при обучении английскому языку позволяет учителю:

-удовлетворить индивидуальные образовательные запросы учащихся через повышение уровня преподавания английского языка средствами информационных технологий;

-динамично развивать коммуникативные умения и навыки учащихся;

-способствует развитию базы мультимедийных ресурсов для обучения английскому языку.

-совершенствовать систему информатизации и методического обеспечения преподавания английского языка.

Метод проектов позволяет учителю формировать успешную интеллектуальную и творческую личность, обладающую высокой информационной и лингвистической культурой.

  В процессе работы над проектом ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

     Метод проектов позволяет ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию. Разумеется, я не рассматриваю метод проектов как основной метод повышающий качество образования по  иностранным языкам, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов - цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения..

   Ученики быстро привыкают к тому, что с ними общаются только на иностранном языке. Паническое обращение за помощью к более знающему соседу постепенно становится реже. Ученики начинают осознавать, что «все понятно, но не хватает нужных слов». А «слова» эти (точнее, необходимый набор-минимум в виде разговорных формул и клише) должны быть предоставлены учителем - запоминайте и используйте!

Самое главное - помочь своему ученику поверить в собственные силы, убедить его, что выученные фразы с легкостью можно употреблять сначала на занятиях - в диалогах с одноклассниками или в дискуссиях с учителем, а затем при общении с любым человеком, говорящем на этом языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение иностранному языку на этапе модернизации образования.

статья, в которой рассматриваются задачи, встающие перед учителем иностранного языка в связи с изменившимися целями языкового образования...

Доклад на тему Использование ИКТ на уроках иностранного языка

В этом доклаед говорится об использовании ИКТ  на уроках иностранного языка, насколкьо эффективен этот вид работы...

ДОКЛАД НА ТЕМУ:«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».

Воспитание  - это целенаправленное развитие личности человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества, осуществляющееся через образование, а также через  организацию жизнеде...

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. НОВЫЙ ПОДХОД

Сейчас много говорят о модернизации образования. Что же это такое? Очередная кампания или серьезная, обоснованная, долгосрочная государственная политика? Дать ответ на этот вопрос пытаются педагоги, п...

Игровая технология в обучении иностранному языку в контексте модернизации образования в условиях ФГОС

Игровая методика- не новый, но безусловно мощный активатор деятельности...

Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества

Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...

Доклад на тему: «Игра как метод обучения иностранным языкам»

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в и...