Доклад на тему: «Игра как метод обучения иностранным языкам»
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Мотина Алина Алексеевна

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонию души и тела. В своей «Поэтике» Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motina_a.a._igra.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа №15 г. Королёва Московской области

Доклад на тему:

«Игра как метод обучения иностранным языкам»

Выполнила:

Учитель английского языка
МБОУ СОШ №15 г. Королева М.О.

Мотина Алла Алексеевна

Королёв 2015г.

Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. А.С. Макаренко считал, что игра способствует гармоничному развитию личности, доставляет радость, в игре проявляются способности ребенка.

Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными  функциями:

  • средство развития мотивационно - потребностной сферы;
  • средство познания;
  • средство развития умственных действий;
  • средство развития произвольного поведения.

Познавательные игры являются ценным методом стимулирования интереса к учению. Е.И. Пассов дает следующее определение игры: «Игра – это:

  • деятельность
  • мотивированность
  • индивидуализированная деятельность
  • обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
  • развитие психических функций и способностей
  • учение с увлечением».

Основные цели использования игры на уроках иностранного языка:

  1. формирование определенных навыков;
  2. развитие определенных речевых умений;
  3. обучение умению общаться;
  4. развитие способностей и психических функций;
  5. познание в сфере становления собственно языка.

Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.  Игра универсальна еще и в том смысле, что ее можно применять на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависит от подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.

Использование игры на уроке способствует выполнению важных методических задач:

- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Можно выделить основные типы классификации игр:

  • по видам речевой деятельности: для обучения аудированию, говорению, чтению, письму;
  • по виду деятельности: подвижные, интеллектуальные, социальные, психологические;
  • по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, профориентационные, обобщающие, творческие, коммуникативные, диалогические, развивающие;
  • по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, деловые, ролевые, игры драматизации.

Очень интересным и полезным представляется использование на уроке ролевых игр. Ролевая игра – один из методических приемов, который позволяет «учиться радостно, учить, радуясь», и при этом сохраняет большие обучающие возможности.

Игру можно и нужно вводить в процесс обучения с первых уроков. Например, при обучении счету можно использовать различные «считалки», не просто заучивая их наизусть, а используя их для распределения ролей в последующей подвижной игре. Так на уроках во 2-м классе по теме «Животные» учащиеся приносят на урок игрушки, которые мы применяем в ролевой игре, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур: I have got a cat. He has got a dog.

С учащимися 2 – 4 классов при изучении темы «Счет», «Животные», «Семья», я использую игры драматизации: «Три медведя»,  «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Золушка», «Красная шапочка».

Описание игр.

  1. «Широко – узко».

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: преподаватель называет слова. Учащиеся поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласная произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

  1. «Телеграммы».

Цель: развитие орфографического и лексического навыков.

Ход игры: преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе – со второй буквой и т.п.. Можно усложнить игру так, чтобы каждый придумывал несколько телеграмм.

  1.  «Солнце – дождь».

Цель: дифференциация лексики по семантическому признаку и формирование навыка лексико-грамматической трансформации.

Ход игры: Рассмотрите две картинки, изображающие дождливый день и солнечный, скажите, чем отличается одна картинка от другой.

  1. «Совместная работа».

Цель: тренинг лексико-грамматического оформления речевых высказываний на основе определенных лексико-семантических групп или ситуаций.

  1. Совместная работа в огороде (сбор клубники, уборка овощей).
  2. Посещение почты. «Посетители» пишут письма, наклеивают марки. «Работники почты» принимают письма, бандероли. Учащиеся сообщают о том, что они делали, делают, будут делать;  общаются на английском языке в воссоздаваемых ситуациях общения.

С целью обобщения требований к игре на уроке английского языка мною были проанализированы игры, применяемые на уроках во 2 – 4 классах.

Это исследование позволило сделать следующие выводы:

  • каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;
  • в игре должны быть увлекательные задачи, решение которых требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;
  • развитие познавательной активности в игре должно сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
  • увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение контрольных работ и, как следствие, повышает качество обучения.

Анализ проведенных контрольных работ по аудированию, говорению, чтению и письму показал, что при использовании игровых ситуаций дети запоминают в два раза больше слов, чем при обычной установке на запоминание, способствуют активизации произвольного запоминания.

Использование игровых методов в обучении детей весьма актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса.

Мониторинг качества знаний
по основным видам речевой деятельности
по английскому языку в 4-х классах

     

4 А – с игровыми технологиями                4 Б – без игровых технологий

Список литературы:

  1. Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. С-П, Дом Литера, 2008 г.
  2. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам в школе и вузе. С-П, Каро, 2001 г.
  3. Любченко Л.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. Р-Д, Феникс, 2007 г.
  4. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, В.Ш., 1997 г.
  5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе. М., Просвещение, 2005 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный метод обучения иностранным языкам

В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение  школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и в...

Групповые методы обучения иностранным языкам (метод «брейнсторминга»)

Обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии предполагают групповую совместную работу учащихся. Cитуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгене...

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...

Методы обучения иностранному языку, опираясь на родной язык

Публикация конспекта урока во 2 классе в местной образовательной брошюре, в рубрике "Из опыта работы"...

Дистанционное обучение, как один из методов обучения иностранному языку.

В данной статье раскрывается понятие " Дистанционное обучение",  "плюсы" и "минусы" данного вида обучения....

Доклад на тему "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"

Доклад "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"...