ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. НОВЫЙ ПОДХОД
статья по английскому языку на тему

Севостьянова Лада Сергеевна

Сейчас много говорят о модернизации образования. Что же это такое? Очередная кампания или серьезная, обоснованная, долгосрочная государственная политика? Дать ответ на этот вопрос пытаются педагоги, психологи, журналисты, социологи, ученые, управляющие структуры. Модернизация - сформулированный социальный заказ образованию. Сейчас стране необходимо такое образование, которое обеспечило бы государству поступательное движение, экономическое и социальное развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inostrannye_yazyki_i_modernizatsiya_obrazovaniya.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Севостьянова Л.С.

учитель английского языка МБОУ СОШ №36 г. Пензы

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. НОВЫЙ ПОДХОД.

Современное направление развития общества требует от госудраства качественно новой образовательной политики. Стандарты второго поколения направлены на реализацию не только предметных, но и метапредметных результатов, что создает необходимую основу для формирования нового уровня мышления и коммуникативных умений у школьников.  

Сейчас много говорят о модернизации образования. Что же это такое? Очередная кампания или серьезная, обоснованная, долгосрочная государственная политика? Дать ответ на этот вопрос пытаются педагоги, психологи, журналисты, социологи, ученые, управляющие структуры. Модернизация - сформулированный социальный заказ образованию. Сейчас стране необходимо такое образование, которое обеспечило бы государству поступательное движение, экономическое и социальное развитие. А это значит, что человек, прошедший через образовательные институты должен стать источником, основным ресурсом развития страны. Человек как субъект общественного развития. Личность. Речь идет о социализации индивида, об освоении им социального и культурного опыта, норм и ценностных ориентиров общества.

Хотя идеи модернизации не носят принципиально нового характера, поскольку учитывают имеющийся позитивный опыт практики, современные научные взгляды и исследования в области теории деятельности, медицины, социологии, психологии и других, в них есть и существенное отличие от прежнего подхода к обучению. Это отличие заключается в заявке на комплексность, системность, охвате всех аспектов на различных уровнях (Российской Федерации, региона, муниципальном, институциональном, личностном).

Основными направлениями работы в процессе модернизации можно считать следующие: информатизация образования; ориентация на расширение социальной практики учащихся уже во время обучения в образовательном учреждении; создание системы модульных вариативных курсов в основной школе; внедрение новых систем оценивания; принцип здоровьесбережения; особый акцент на профориентационную, а также на гражданско-патриотическую работу. Важно, что в социальной сфере образование на всех уровнях направлено на формирование у учащихся механизмов самоопределения, самореализации, индивидуализации образования (в старшей школе - выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Все это привело к тому, что на современном этапе существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России[1]. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации к изучению иностранного языка.

Специфика иностранного языка как учебного предмета состоит, в частности, в том, что ему можно обучать на самом разнообразном предметном содержании - бытовом, историческом, юридическом, физическом и т.п. Это открывает большие возможности для того, чтобы с помощью иноязычных текстов доносить до учащихся сведения об интересном в природе, искусстве, общественной жизни, знакомить с общением в сервисной сфере, в бизнесе и др. Соответственно и профилирование курса иностранного языка может иметь ряд направлений, в частности: познавательное, прикладное, коммуникативное, профориентационное.

Профильная дифференциация может быть связана с формированием в образовательном учреждении классов, ориентированных на приобретение профессии. Так, например, МБОУ СОШ №36 г. Пензы в сотрудничестве с ПГУАС участвует в программе «Инженерный класс». В данной конкретной ситуации  курс обучения иностранному языку может быть нацелен на обучение техническому переводу, пониманию и переводу речи со слуха, деловой переписке или другим формам письменной речи. Для развития перечисленных умений требуется больший объем практики, нежели тот, который может быть обеспечен базовым уровнем обучения языку, предусматривающим внимание ко всем аспектам речевой деятельности. В то же время указанные умения становятся все более востребованными благодаря внедрению новых технологий и все более широкому использованию иностранного языка в деловой и научной сферах[2].

При профильном обучении необходимо учитывать следующее:

опираться на пройденную тематику гуманитарного плана, обобщая и расширяя ее с учетом интересов учащихся;

повторять и систематизировать пройденный лексико-грамматический материал, подключая к нему новый;

использовать современные технологии обучения;

из взятых за основу обучения УМК целесообразно исключить те материалы, которые дублируют содержание среднего этапа или не вписываются в выбранный профиль. Это позволит исключить перегрузку учащихся и даст возможность дополнить курс материалами для профильного обучения.

Иностранный язык как школьный предмет характеризуется следующими чертами: межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания); многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);  полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует формированию у школьников целостной картины мира, а также социальной адаптации личности к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира[3].

Очевидно, что обучение старшеклассников должно быть построено с учетом их интересов и дальнейших жизненных планов. Этому должно способствовать введение профильного обучения иностранному языку.

Таким образом, анализируя процесс модернизации образования в нашей стране, можно прийти к выводу, что обучение иностранным языкам должно осуществляться с учётом главной задачи российской образовательной политики в настоящее время, которая заключается в  обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Примечание:

  1. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/obuchenie-inostrannomu-yazyku-na-etape
  2. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. – М.: Филоматис, 2008, 2010. – 188 с.
  3. Коряковцева  Н.Ф. «Европейский языковой портфель для России» – новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам: Учебное пособие по курсу «Теория обучения иностранным языкам». – М.: ИКП МГЛУ «Рема», 2009. – 154с.


[1] http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/obuchenie-inostrannomu-yazyku-na-etape

[2] Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. – М.: Филоматис, 2008, 2010. – 188 с.

[3] Коряковцева  Н.Ф. «Европейский языковой портфель для России» – новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам: Учебное пособие по курсу «Теория обучения иностранным языкам». – М.: ИКП МГЛУ «Рема», 2009. – 154с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение иностранному языку на этапе модернизации образования.

статья, в которой рассматриваются задачи, встающие перед учителем иностранного языка в связи с изменившимися целями языкового образования...

Проектный метод обучения при изучении английского языка в условиях модернизации образования

Обучение иностранным языкам  являются сегодня одним из важных приоритетов модернизации школьного образования. В настоящее время перед учителем ставится задача обеспечить условия развития целостно...

Доклад на тему «Совершенствование и повышения качества преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»

«Совершенствование и повышения качества  преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»...

Игровая технология в обучении иностранному языку в контексте модернизации образования в условиях ФГОС

Игровая методика- не новый, но безусловно мощный активатор деятельности...

Контроль в обучении иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения

На современном этапе роль контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания. Пр...

Новые подходы в преподавании адыгейского языка в условиях модернизации образования

Новые подходы в преподавании адыгейского языка в условиях модернизации образованияавтор Чич Ф.З., МБОУ "СШ № 3" п. Яблоновский...

Использование современных технологий на уроке английского языка в условиях модернизации образования.

Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Педагогическая технология – это научно обоснованный выб...