Новые подходы в преподавании адыгейского языка в условиях модернизации образования
статья на тему

Новые подходы в преподавании адыгейского языка в условиях модернизации образования

автор Чич Ф.З., МБОУ "СШ № 3" п. Яблоновский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые подходы в преподавании адыгейского языка в условиях модернизации образования

Автор: Чич Фатима Зауровна, МБОУ «СШ № 3»

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.

Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, учитывая новые запросы рынка труда, сегодня претерпевает изменения. В связи со сказанным принципиально меняются цели образования.

Вы знаете, что несколько лет как средняя школа является федеральной площадкой в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

В ходе эксперимента апробируются различные варианты базисного учебного плана, новые общеобразовательные программы, учебно-методические комплекты; новые подходы в преподавании школьных предметов, новые формы организации образовательного процесса.

Целесообразно рассмотреть некоторые подходы в преподавании адыгейского языка, которые, на наш взгляд, развивают у школьников живое воображение, гибкость ума, азарт, изобретательность, интерес к слову, к родному языку.

Основные задачи курса адыгейского языка в старших классах сводятся к следующему:

- закрепить знания, умения учащихся по фонетике, грамматике, лексике и так далее;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя навыки конструирования текстов;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятия через его языковую форму, художественную ткань произведения;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

В учебниках основное внимание уделяется важнейшей единице языка тексту. Только работая с текстом, можно научить пользоваться единицами языка (словом и предложением) и научить соединять их, прослеживать поведение слова и предложения в тексте.

Работая с текстом, ученик вступает в диалог с автором, сопереживает, сочувствует, проникает в суть, соглашается или отвергает определенные суждения. Лишь в тексте язык предстает в действии как живое явление.

В разных учебниках прекрасно подобраны тексты, которые несут ценную информацию, действуют на ум и душу ребенка. Ведь дети учатся не потому, что обязаны, а потому, что интересно.

Главным становится совершенствование речи учащихся. Задача учителя в такой ситуации состоит в том, чтобы диалог стал продуктивным. Педагог становится сотрудником и помощником школьника.

Работа эта должна быть органично связана с изучением литературы (учебник предоставляет и эту возможность) и должен строиться в неразрывном единстве с формированием личности учащихся, развитием их мышления. При этом задача повышения грамотности не снижается.

Итак, главным на уроке становится текст, а не упражнение с подбором предложений из разных текстов. Целью урока становится изучение живого языка.

Такой подход в преподавании формирует способность понимать идею текста, извлекать необходимую информацию, создавать свои тексты, выдерживая жанровые рамки.

Учащиеся могут конструировать разнообразные тексты, в том числе портретные очерки, эссе, аннотации, рецензии.

Данное направление диктуется и запросами общества, развитием личности, повышением роли личностного фактора в жизни общества, то есть обучению публичной речи, что предполагает развитие у учащихся умения выступать, участвовать в обсуждении жизненно важных вопросов, отстаивать свою точку зрения, убеждать, доказывать.

Вдумчивая работа с текстом учит не только грамотно писать, но и логично излагать свои мысли, свободно поддержать разговор на любую тему.

Преподавая адыгейский язык несколько лет, с отрадой наблюдаю, что мои ученики не боятся родного языка, а, наоборот, полюбили свой родной адыгейский язык, научились выражать свои мысли и чувства, научились выступать с докладами, рефератами, научились грамотно составлять планы, тезисы, конспекты, аннотации, свободно пользуются справочной и научно-популярной литературой.

Мои ученики успешно сдают экзамены по адыгейскому языку, с успехом выступают на научно-практических конференциях, которые проходят у нас в школе, в городе, республике, занимают призовые места.

И пусть темы их выступлений различны, но главное в них одно – любовь и понимание языка.

Таким образом, работая с текстом, ученик обогащается не только знаниями, но и нравственными и духовными ценностями народа, делает шаги навстречу познанию мира.

Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами.

При таком подходе возрастает роль самостоятельной работы, задания на уроках адыгейского языка носят комплексный характер независимо от характера изучаемой темы.

Для углубления и расширения знаний по предмету, повышения интереса к филологическим наукам, в школе ведется большая внеклассная работа по адыгейскому языку и литературе, что является продолжением урочной деятельности.

Традицией школы стало проведение мероприятий, связанных с изучением адыгейского языка и литературы. Эти акции – показатель творчества и сотрудничества педагогов и учащихся.

Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: литературные КВНы, конкурсы чтецов, конкурсы книжных реклам, олимпиада по адыгейскому языку, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением, смотр-конкурс на лучшую тетрадь, выпуск поэтических сборников.

Традицией стало проведение для старшеклассников “Литературного кафе”, где учащиеся и учителя читают стихи, поют песни, обсуждают последние литературные новинки.

Каждый из предложенных подходов, разумеется не новый. Важно, однако, то, что наши учителя пришли к ним самостоятельно, основываясь на знании теории, с одной стороны, и на практическом открытии – с другой.

Педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности.

Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

Преподавание родных языков становится очень важным в нашем современном мире. Сегодня, когда дети потихоньку переходят на русский язык, нам, учителям, надо не только научить, как говорится, правильно разговаривать на родном языке, но и  давать качественное обучение родного языка. 

Изучение адыгейского языка – это долгий процесс, который требует много времени и терпения. В нашем городе родной язык изучают во всех школах. Наши учителя – люди активные и творческие.

 В образовательных учреждениях, где учителя делятся опытом работы друг с другом, проводят мастер-классы. Также в школах выпускают тематические газеты, проводят недели родных языков, конференции, олимпиады, конкурсы, праздники, внеклассные мероприятия.

И, конечно же, все мероприятия проходят с применением современных технологий обучения, в частности информационных.

Процесс компьютеризации образования ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия участников образовательного процесса.

И теперь применение современных образовательных и информационных технологий на уроках адыгейского языка и литературы  становится важным условием для совершенствования процесса обучения.

В современных школах учащиеся стремятся к визуальному восприятию информации, поэтому в процессе обучения с применением информационных коммуникаций, зрительные образы стали преобладать над текстовыми вариантами.

В школах существует возможность использования электронных словарей и справочников во время работы с компьютером. Ежегодно учениками выполняются презентации по выбранным темам.

Систематически, в школах проводятся предметные научно-практические конференции и по родным языкам, в которых с удовольствием участвуют ученики.

Темы работ разнообразны, они связаны с литературой, историей, культурой и бытом своего народа. Работы носят исследовательский характер и выполняются на высоком уровне и при этом учащиеся показывают хорошее владение адыгейского языка и компьютерных технологий.

На своих уроках, как и другие учителя, я использую электронные учебные пособия, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более живым и интересным.

Такие пособия становятся незаменимым помощником учителя, помогают ученикам лучше усваивать учебный материал.

Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь, музыку.

Они сами по себе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остаются пассивными, учебная информация на родном языке может подаваться  и письменным текстом, и речью, с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.

Я считаю, что использование цифровых образовательных ресурсов позволяют лучше применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Если кто-то из учеников слабо усвоил учебный материал, то компьютер, обладая высоким терпением, может индивидуально несколько раз объяснять необходимую тему без всяких признаков усталости. Так же, он позволяет выбрать необходимый вам темп обучения. 

Есть и следующая положительная сторона: работая индивидуально, ученик всё внимание получает один, что помогает ему лучше сосредоточиться и лучше усвоить учебный материал, полюбить красоту родного края, ознакомиться с историей и культурой своего народа.

Современная школа требует как от учителя адыгейского языка, так и от других, существенного сокращения времени на передачу знаний и применения таких технологий, которые будут активизировать познавательную деятельность учащихся.

В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя, и особое внимание уделяется ее развитию. Информационная компетентность учителя указывает на уровень овладения и использования информации в образовательном процессе.

К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному учителю, можно отнести следующее:

- знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах;

- владение навыками работы с различными видами компьютерной информации;

- умение представить информацию в Интернет;

- владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с помощью компьютерных и иных технологий;

- умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством технологий в сети Интернет;

“… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”.

Поэтому используйте возможность выписать или приобрести соответствующую методическую литературу, поступайте на курсы, изучайте компьютерную технику, идите в ногу со временем.

 

“Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (Адольф Дистервег, известный немецкий педагог, 17-18 века)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....

Проектный метод обучения при изучении английского языка в условиях модернизации образования

Обучение иностранным языкам  являются сегодня одним из важных приоритетов модернизации школьного образования. В настоящее время перед учителем ставится задача обеспечить условия развития целостно...

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. НОВЫЙ ПОДХОД

Сейчас много говорят о модернизации образования. Что же это такое? Очередная кампания или серьезная, обоснованная, долгосрочная государственная политика? Дать ответ на этот вопрос пытаются педагоги, п...

Доклад на тему «Совершенствование и повышения качества преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»

«Совершенствование и повышения качества  преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»...

Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях обновления содержания образования и повышения его качества.

Современные технологии обучения английскому языку аккумулируют дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучени...

Использование современных технологий на уроке английского языка в условиях модернизации образования.

Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Педагогическая технология – это научно обоснованный выб...

Современные подходы в преподавании английского языка в условиях введения новых ФГОС

Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с «Основными содержат...