Слайд 1 | Базовые документы - Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: http://standart.edu.ru (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644)
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Стандарты второго поколения).
|
Слайд 2 | Инновационность содержания стандартов: - определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
- развитие вариативности образования;
- системно-деятельностный подход;
- научное содержание образования;
- воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов;
- новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
|
Слайд 3 | Системно-деятельностный подход - Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие
Чему учить? | Ради чего учить? | Как учить? | Обновление содержания | Ценности образования | Обновление средств обучения |
|
Слайд 4 | Фундаментальное ядро Универсальные Учебные Действия (УУД) | Основополагающие элементы научного знания | - Личностные
| - Ведущие идеи и теории
| - Регулятивные
| - Ключевые факты
| - Познавательные
| - Основные понятия
| - Коммуникативные
| - методы
|
|
Слайд 5 | Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык» - Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
- Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.
- Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
|
Слайд 6 | Личностные результаты: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
|
Слайд 7 | Коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметные результаты: - строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- владеть всеми видами речевой деятельности;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами чтения;
- точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
- соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
|
Слайд 8 | Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты: - формулировать проблему;
- выдвигать аргументы;
- строить логическую цепь рассуждения;
- находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
- осуществлять библиографический поиск;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- определять основную и второстепенную информацию и т.д.
|
Слайд 9 | Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты: - ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
- планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
|
Слайд 10 | Результаты, которые подлежат проверке и аттестации: - научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
- умения учебно-познавательной, исследовательской, практичес-кой деятельности, обобщенные способы деятельности;
- коммуникативные и информационные умения;
- умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций
- способность к контролю и самоконтролю;
- способность к творческому решению учебных и практических задач.
|
Слайд 11 | Результаты, не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности
|
Слайд 12 | Деятельностное содержание – компетентностный подход Подход | Основной результат обучения | Примеры типичных форм контроля | Пример контролирующего задания | Знаниевый
| Владение знаниями
| Экзамены по билетам, тест
| Дать развёрнутый ответ на вопрос
| Зуновский
| Владение умениями
| Изложение Сочинение
| Продемонстриро-вать владение видами речевой деятельности
| Компетентност-ный
| Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации
| Ранее не встречавшееся задание, защита проекта, презентация достижений
| Продемонстриро-вать результаты самостоятельной работы исследовательского характера
|
|
Слайд 13 | Идеология ФГОС – компетентностный подход - Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие:
- коммуникативной;
- языковой и лингвистической;
- культуроведческой компетенций.
|
Слайд 14 | Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем: - целесообразно шире использовать работу с текстом;
- отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
- обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
- учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
- регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
|
Слайд 15 | Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Работа с текстом: оценка информации |
Слайд 16 | Для методики современного урока русского языка актуальными являются: - практическая ориентированность;
- достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
- направленность на формирование различных способов деятельности;
- формирование функциональной грамотности;
- компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая).
|
Слайд 17 | Три сквозные содержательные линии рабочей программы по русскому языку: (УМК под редакцией А.Д.Шмелёва и др.) - содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
|
Слайд 18 | - 5 класс – 175 ч. ( 5 часов в неделю)
6 класс – 210 ч. (6 часов в неделю) 7 класс – 140 ч. (4 часа в неделю) 8 класс – 105 ч. (3 часа в неделю) 9 класс – 105 ч. (3 часа в неделю)
УМК под редакцией А.Д.Шмелёва и др. |
Слайд 19 |
Вид компетенции
| Содержательная линия (раздел курса)
| Лингвистическая | О языке и речи
| Языковая Языковая и культуроведческая
| Система язык Правописание
| Коммуникативная
| Текст
| Культуроведческая | Культура речи
| Лингвистическая, языковая, коммуникативная и культуроведческая
| Повторение
|
|
|
|
Слайд 20 | Межпредметные связи: русский язык языкознание литература МХК физическая культура правила дорожного движения |
Слайд 21 | Использование аудиоприложения - Упр. 48: Слушайте историю из книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» и записывайте в таблицу глаголы в зависимости от их формы.
- Упр. 87: Вы прослушаете историю о знаменитом древнегреческом баснописце Эзопе… Заполните таблицу в соответствии с содержанием текста. Используйте данные слова и словосочетания.
|
Слайд 22 | Познавательные УУД - Глава 4, § 12 «Словари русского языка»: Как пользоваться словарями портала «Грамота.ру».
- Упр. 1: Проведите опрос среди одноклассников: есть ли в вашем классе ребята, которые с детства говорят не только на русском языке? Какой язык для них родной?
- Упр. 115.3: Как в вашем городе, селе, в вашей школе отмечают День славянской письменности и культуры? Приходилось ли вам принимать участие в этом празднике? Предложите план или сценарий такого праздника.
|
Слайд 23 | Регулятивные УУД - Инструкции-памятки (как составить план, как подготовиться к написанию изложения и пр.).
- Условные обозначения: «Вспоминаем изученное», «Обсуждаем свои предположения, догадки», «Составляем устное или письменное высказывание» и др.
|
Слайд 24 | Личностные УУД - Расскажите о своем отношении к русскому языку. Есть ли у вас любимые слова, которые вы могли бы привести в качестве примера к высказыванию Н.В. Гоголя?
- Есть ли в вашей семье излюбленная поговорка? Напишите сочинение о том, как и когда она появилась. Опишите ситуацию, о которой напоминает вам эта поговорка.
- Обсудите в классе, как речь человека может повлиять на отношение к нему окружающих. Подумайте, как применить к обсуждаемой теме пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают»?
|
Слайд 25 | Коммуникативно-когнитивный подход в преподавании русского языка - Коммуникативно-когнитивный подход объединяет коммуникативную и когнитивную парадигму научного знания.
- Суть коммуникативного подхода заключается в ориентации процесса обучения на реальное общение. Моделируются сущностные параметры общения: взаимоотношения речевых партнеров, ситуации, содержательная основа общения, система речевых средств.
- Когнитивная сфера – это познавательная сфера личности, когнитивная способность – один из базовых ресурсов личности.
- Суть когнитивного подхода заключается в направленности процесса обучения на формирование когнитивной способности: способности воспринимать, познавать и понимать действительность: способности приобретать обрабатывать, хранить и использовать информацию.
|
Слайд 26 | Учебник реализует коммуникативно-когнитивный подход в обучении, что означает: - овладение различными видами трансформации текста (сжатие, развертывание и т.д.)
- ориентацию на текст как на центральную единицу обучения и результат изучения предмета
- интеграцию процесса изучения системы языка и процесса речевого развития ученика
- развитие умения рассуждать, выдвигать гипотезы, решать проблемы
- формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий
- развитие мыслительных способностей учащихся
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни
|
Слайд 27 | Фиксированный формат учебника и система «всплывающих окон» - создают возможность более эффективного изучения языкового и речевого материала;
- повышают информационную насыщенность параграфа;
- позволяют активизировать познавательную
деятельность учащихся; - материал рубрик позволяет связать лингвистический материал с фактами других наук (истории, этнографии, культурологии и т.д.)
|
Слайд 28 | Структура параграфа как способ организации познавательной деятельности учащихся - Орфографический практикум
- Языковой материал для наблюдения
- Теоретические сведения, правила, выводы
- Система тренировочных упражнений (языковых, коммуникативно направленных)
- Текст и система заданий к нему (в том числе дифференцированных, творческих)
|
Слайд 29 | «Советы помощника» помогают развить самоорганизацию школьника Рубрика «Советы помощника - это своеобразная система «подсказок». Каждая подсказка представляет собой последовательную систему действий, освоение которых позволит учащимся выработать навыки самоорганизации. Учащимся предоставляется возможность овладеть разнообразными видами учебной деятельности (предметными и метапредметными; умениями самостоятельной деятельности, умениями работы в группе, в паре и т. д.). |
Слайд 30 | Каждый урок русского языка – урок развития речи Каждый урок русского языка - не только урок овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но урок развития речи учащихся, урок формирования метапредметных умений и способов деятельности. Роль текста в УМК Текст не только объект языкового и речеведческого анализа, но и -образец для создания собственного речевого произведения с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний); -текст задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение. |
Слайд 31 | Дифференциация и индивидуализация процесса обучения В учебниках реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в -предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. - предоставлении ученику возможности самостоятельно выбрать уровень сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой. -наличии системы разноуровневых заданий, которые позволяют вести дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися (после текста даются задания в виде таблицы с разноуровневыми заданиями А (базовый уровень) и Б (повышенный уровень). |
Слайд 32 | В УМК -усилена воспитательная направленность; - включены сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка; - актуализированы межпредметные связи с такими учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др. |
Слайд 33 | Работа со структурированной информацией Немаловажное значение в содержании учебника отводится работе со структурированной информацией. Здесь представлены разные графические решения схем и таблиц, алгоритмы решений лингвистических задач. Представляют новизну задания на перевод графического материала в словесную форму и наоборот. Система заданий в УМК отражает взаимосвязь всех видов речевой деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции. |
Слайд 34 | Система творческих работ в УМК В учебниках предусмотрено большое количество творческих работ различных видов, которые целенаправленно готовят учащихся к итоговой аттестации на выходе из основной и полной школы. Это и различные типы сочинений, сочинений-миниатюр, подробные, сжатые, выборочные изложения, сочинения по картинам, рисункам и т. д. |
Слайд 35 | Результаты обучения Гармоничная всесторонне развитая личность, обладающая целостной картиной мира, способная жить и работать в высокотехнологичном конкурентном мире |
Слайд 36 | Приложения к учебникам В комплекте с учебником предлагаются: - аудиоприложение на компакт-диске
- приложение, включающее:
- учебные словари:
- орфографический
- орфоэпический
- толковый
- учебные инструкции
- проектные задания.
|
Слайд 37 |
«Миссия школы состоит в том, чтобы подготовить человека к взрослой жизни, научить быть эффективным творцом и созидателем своей судьбы» |