НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
презентация к уроку по теме

Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Председатель МО

Акимова О.А.

Слайд 1

Базовые документы

  1. Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: http://standart.edu.ru (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644)
  2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Стандарты второго поколения).

Слайд 2

Инновационность содержания  стандартов:

  1. определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
  2. развитие вариативности образования;
  3. системно-деятельностный подход;
  4. научное содержание образования;
  5. воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов;
  6. новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

Слайд 3

Системно-деятельностный подход

  1. Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить?

Ради чего учить?

Как учить?

Обновление содержания

Ценности образования

Обновление средств обучения

Слайд 4

Фундаментальное ядро

Универсальные Учебные Действия

(УУД)

Основополагающие элементы научного знания

  1. Личностные
  1. Ведущие идеи и теории
  1. Регулятивные
  1. Ключевые факты
  1. Познавательные
  1. Основные понятия
  1. Коммуникативные
  1. методы

Слайд 5

Основные  идеи ФГОС в предмете «Русский язык»

  1. Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
  2. Реализация системно-деятельностного  и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.
  3. Актуализация воспитательной функции  учебного предмета «Русский язык».

Слайд 6

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  2. осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  3.  достаточный объём словарного запаса,  усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Слайд 7

Коммуникативные универсальные учебные действия  как  метапредметные результаты:

  1. строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  2. владеть всеми видами речевой деятельности;
  3. адекватно воспринимать  устную и письменную речь; владение разными видами чтения;
  4. точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  5. соблюдать  в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

Слайд 8

Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  1. формулировать проблему;
  2. выдвигать аргументы;
  3. строить логическую цепь рассуждения;
  4. находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  5. осуществлять библиографический поиск;
  6. извлекать необходимую информацию из различных источников;
  7. определять основную и второстепенную информацию и т.д.

Слайд 9

Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  1. ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
  2. планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
  3.  осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Слайд 10

Результаты, которые подлежат проверке и аттестации:

  1. научные знания и представления о природе,  обществе,    человеке, знаковых и информационных системах;
  2. умения учебно-познавательной, исследовательской,   практичес-кой деятельности, обобщенные способы   деятельности;
  3. коммуникативные и информационные умения;
  4. умение оценивать объекты окружающей  действительности с определенных позиций
  5. способность к контролю и самоконтролю;
  6. способность к творческому решению учебных и практических задач.

Слайд 11

Результаты, не подлежащие  формализованному итоговому контролю и аттестации:

  1. ценностные ориентации выпускника, которые отражают его  индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические   взгляды, политические предпочтения и  др.);
  2.  характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность,  гуманизм и др.);
  3. индивидуальные психологические характеристики личности

Слайд 12

Деятельностное содержание  – компетентностный подход

Подход

Основной  результат обучения

Примеры типичных форм контроля

Пример контролирующего задания

Знаниевый

Владение знаниями

Экзамены по билетам, тест

Дать развёрнутый ответ на вопрос

Зуновский

Владение умениями

Изложение
Сочинение

Продемонстриро-вать владение видами речевой деятельности

Компетентност-ный

Готовность
использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации

Ранее не встречавшееся задание, защита проекта, презентация достижений

Продемонстриро-вать результаты самостоятельной работы исследовательского характера

Слайд 13

Идеология ФГОС – компетентностный подход

  1. Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие:
  1. коммуникативной;
  2.  языковой и лингвистической;
  3. культуроведческой компетенций.

Слайд 14

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:

  1. целесообразно шире использовать работу с текстом;
  2. отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
  3. обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
  4. учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
  5. регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Слайд 15

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Работа с текстом: оценка информации

Слайд 16

Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

  1. практическая ориентированность;
  2. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
  3. направленность на формирование различных способов деятельности;
  4. формирование функциональной грамотности;
  5. компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая).

Слайд 17

Три сквозные содержательные линии рабочей программы по русскому языку: (УМК под редакцией А.Д.Шмелёва и др.)

  1. содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  2. содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
  3. содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Слайд 18

  1. 5 класс – 175  ч. ( 5 часов в неделю)
    6 класс – 210 ч. (6 часов в неделю)
    7 класс – 140 ч. (4 часа в неделю)
    8 класс – 105 ч. (3 часа в неделю)
    9 класс – 105 ч. (3 часа в неделю)

УМК под редакцией А.Д.Шмелёва и др.

Слайд 19

Вид компетенции

Содержательная линия (раздел курса)

Лингвистическая

О языке и речи

Языковая

Языковая и культуроведческая

Система язык  

Правописание

Коммуникативная

Текст

Культуроведческая

Культура речи

Лингвистическая, языковая, коммуникативная и культуроведческая

Повторение

Слайд 20

Межпредметные связи:

                         русский язык

языкознание    литература    МХК физическая культура

правила дорожного движения

Слайд 21

Использование аудиоприложения

  1. Упр. 48: Слушайте историю из книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» и записывайте в таблицу глаголы в зависимости от их формы.
  2. Упр. 87: Вы прослушаете историю о знаменитом древнегреческом баснописце Эзопе… Заполните таблицу в соответствии с содержанием текста. Используйте данные слова и словосочетания.

Слайд 22

Познавательные УУД

  1. Глава 4, § 12 «Словари русского языка»: Как пользоваться словарями портала «Грамота.ру».
  2. Упр. 1: Проведите опрос среди одноклассников: есть ли в вашем классе ребята, которые с детства говорят не только на русском языке? Какой язык для них родной?
  3. Упр. 115.3: Как в вашем городе, селе, в вашей школе отмечают День славянской письменности и культуры? Приходилось ли вам принимать участие в этом празднике? Предложите план или сценарий такого праздника.

Слайд 23

Регулятивные УУД

  1. Инструкции-памятки (как составить план, как подготовиться к написанию изложения и пр.).
  2. Условные обозначения: «Вспоминаем изученное», «Обсуждаем свои предположения, догадки», «Составляем устное или письменное высказывание» и др.

Слайд 24

Личностные УУД

  1. Расскажите о своем отношении к русскому языку. Есть ли у вас любимые слова, которые вы могли бы привести в качестве примера к высказыванию Н.В. Гоголя?
  2. Есть ли в вашей семье излюбленная поговорка? Напишите сочинение о том, как и когда она появилась. Опишите ситуацию, о которой напоминает вам эта поговорка.
  3. Обсудите в классе, как речь человека может повлиять на отношение к нему окружающих. Подумайте, как применить к обсуждаемой теме пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают»?

Слайд 25

Коммуникативно-когнитивный подход
в преподавании русского  языка

  1. Коммуникативно-когнитивный подход объединяет коммуникативную и когнитивную парадигму научного знания.
  2. Суть коммуникативного подхода заключается в ориентации процесса обучения на  реальное общение. Моделируются сущностные параметры общения: взаимоотношения речевых партнеров, ситуации, содержательная основа общения, система речевых средств.
  3. Когнитивная сфера – это познавательная сфера личности, когнитивная способность – один из базовых ресурсов личности.
  4. Суть когнитивного подхода заключается в направленности процесса обучения на формирование когнитивной способности: способности воспринимать, познавать и понимать действительность: способности приобретать обрабатывать, хранить и использовать информацию.

Слайд 26

Учебник реализует коммуникативно-когнитивный подход в обучении, что означает:

  1. овладение различными видами трансформации текста (сжатие, развертывание и т.д.)
  2. ориентацию на текст как на центральную единицу обучения и результат изучения предмета
  3. интеграцию процесса изучения системы языка и процесса речевого развития ученика
  4. развитие умения рассуждать, выдвигать гипотезы, решать проблемы
  5. формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий
  6. развитие мыслительных способностей учащихся
  7. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Слайд 27

Фиксированный формат учебника и система «всплывающих окон»

  1. создают возможность более эффективного изучения языкового и речевого материала;
  2. повышают информационную насыщенность параграфа;
  3.  позволяют активизировать познавательную

             деятельность учащихся;

  1. материал рубрик позволяет связать лингвистический материал с фактами других наук (истории, этнографии, культурологии и т.д.)

Слайд 28

Структура параграфа как способ организации познавательной деятельности учащихся

  1. Орфографический практикум
  2. Языковой материал для наблюдения
  3. Теоретические сведения, правила, выводы
  4. Система тренировочных упражнений (языковых, коммуникативно направленных)
  5. Текст и система заданий к нему (в том числе дифференцированных, творческих)

Слайд 29

«Советы помощника» помогают развить самоорганизацию школьника

Рубрика «Советы помощника  - это своеобразная система «подсказок». Каждая подсказка представляет собой последовательную систему действий, освоение которых позволит учащимся выработать навыки самоорганизации. Учащимся предоставляется возможность овладеть разнообразными видами учебной деятельности (предметными и метапредметными; умениями самостоятельной деятельности, умениями работы в группе, в паре и т. д.).

Слайд 30

Каждый урок русского языка – урок развития речи

Каждый урок русского языка  - не только урок овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но урок развития речи учащихся, урок формирования метапредметных умений и способов деятельности.

Роль текста в УМК

Текст  не только объект языкового и речеведческого анализа, но и

-образец  для создания собственного речевого произведения  с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний);

-текст задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение.

Слайд 31

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения

В учебниках реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в

-предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы.

- предоставлении ученику  возможности самостоятельно выбрать уровень сложности предлагаемого материала, что позволяет  освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой.

-наличии системы разноуровневых заданий, которые позволяют вести дифференцированную и индивидуальную  работу с учащимися (после текста даются задания в виде таблицы с разноуровневыми заданиями А (базовый уровень) и Б (повышенный уровень).

Слайд 32

В УМК

-усилена воспитательная направленность;

- включены сведения об истории русского языка, этимологии,  взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка;

- актуализированы межпредметные связи с такими учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др.

Слайд 33

Работа со структурированной информацией

Немаловажное значение в содержании учебника отводится работе со структурированной информацией. Здесь  представлены  разные графические решения схем и таблиц, алгоритмы  решений лингвистических задач. Представляют новизну задания на перевод графического материала в словесную форму и наоборот.

Система заданий в УМК отражает взаимосвязь всех видов речевой деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции.

Слайд 34

Система творческих работ в УМК

В учебниках предусмотрено большое количество творческих работ различных видов, которые целенаправленно готовят учащихся к итоговой аттестации на выходе из основной и полной школы. Это и  различные типы сочинений, сочинений-миниатюр, подробные, сжатые, выборочные изложения, сочинения по картинам, рисункам и т. д.

Слайд 35

Результаты обучения

Гармоничная всесторонне развитая личность, обладающая целостной картиной мира,  способная жить и работать в высокотехнологичном  конкурентном мире

Слайд 36

Приложения к учебникам

  

В комплекте с учебником предлагаются:

  1. аудиоприложение на компакт-диске
  2. приложение, включающее:
  3. учебные словари:      
  1. орфографический
  2. орфоэпический
  3. толковый
  1. учебные инструкции
  2. проектные задания.

Слайд 37

«Миссия школы состоит в том, чтобы подготовить человека к  взрослой жизни, научить быть эффективным творцом и созидателем  своей судьбы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Русский язык

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода....

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

17 февраля 2016 года в МОУ «Партенитская школа» (и.о. директора Савчук О.В., зам.директора Шадурская В.В.) состоялся семинар для учителей русского языка и литературы. Тема семинара «Современные подход...

Новые подходы в преподавании адыгейского языка в условиях модернизации образования

Новые подходы в преподавании адыгейского языка в условиях модернизации образованияавтор Чич Ф.З., МБОУ "СШ № 3" п. Яблоновский...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...

Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.

В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии....

Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО

Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на  три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результ...

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.

Эта статья, рассказывающая об опыте работы в условиях введения ФГОС по русскому языку и литературе в средних и старших классах....