Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Русский язык
учебно-методический материал (русский язык, 5 класс) по теме

Хакимова Эльвира Сагитовна

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_russkiy_yazyk.rar64.88 КБ

Предварительный просмотр:

        

Методика преподавания русского языка

 

Для учителей русского языка и литературы западной и центральной зон

 

Для учителей русского языка и литературы восточной  зоны

 

Практические занятия по методике русского языка

(для учителей русского языка и литературы

западной и центральной зон)

Авторы материала:

В.И. Попова,

д.п.н., профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка ОГПУ

Смирнова Е.В.,

ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

Практическое занятие №1

Тема: Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода.

Форма проведения: практическое занятие (2 ч.)

Цель: реализация системно-деятельностного подхода в обучении языку.

Категория слушателей: учителя русского языка и литературы, претендующие на высшую квалификационную категорию.

Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и  повышении качества образования, точнее – в достижении его нового качества.

Поэтому главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для достижения нового качества общего образования, новых образовательных результатов. Для обеспечения качественного обновления  образования необходимо четко определить существо и основные составляющие современных результатов образования. Это станет методологической основой, смысловым ориентиром его обновления и совершенствования.

В настоящее время во многом  меняется смысл самого понятия «образовательные результаты».

Задание 1.

Изучите материалы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Выявите, какие требованияустанавливает Стандарт к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Определите, что должны отражать личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, что – метапредметные, каковы результаты изучения предметной области «Русский язык».  

Вспомните, какие предметные ЗУНы проверяются в ходе ГИА по русскому языку в 9 классе. Подумайте, проверяют ли КИМы ГИА личностные и метапредметные результаты освоения основной общеобразовательной программы по русскому языку.

Выясните, каковы требования к структуре основной общеобразовательной программы основного общего образования. Какое место в структуре основной общеобразовательной программы основного общего образования занимает программа развития УУД. Какие виды УУД выделены в Стандартах.

Результаты занесите в таблицу. Определите взаимосвязи расписанных процессов.

Задание 2.

Представьте методическую разработку одной из форм организации учебной работы (урок, серия уроков, факультативное занятие,  другое) на основе системно-деятельностного подхода.

Рекомендуемая литература:

    Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

    Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

    Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

    Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.

    http://internika.org/users/aleksandr-panov/works/sistemno-deyatelnostnyi-podkhod-v-obrazovanii

    http://www.kipk.ru/rb-topic.php?t=837

    http://www.openclass.ru/node/230608

    sc27.ru/RKPMO_otch/HTML stati/kruchkova.htm

    http://festival.1september.ru/articles/527236/

Методические рекомендации по выполнению заданий практического занятия №1:

    Все задания практического задания выполняются письменно.

    Представляя методическую разработку одной из форм организации учебной работы, помните об актуальности и практической значимости, новизне, научной обоснованности поставленных целей и задач, наличии четкой структуры.

Практические занятия по методике русского языка

(для учителей русского языка и литературы

западной и центральной зон)

Aвторы материала:

В.И. Попова,

д.п.н., профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка ОГПУ

Смирнова Е.В.,

ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

Практическое занятие №2

Тема: Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Диагностика учебных достижений учащихся по русскому языку. Применение технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.

Форма проведения: практическое занятие (2 ч.)

Цель: выработка навыков применения современных образовательных технологий в преподавании русского языкакак средства формирования УУД.

Категория слушателей: учителя русского языка и литературы, претендующие на высшую квалификационную категорию

В основе стандартов второго поколения лежит деятельностная парадигма образования.

Задание 1

Проанализируйте материалы учебника русского языка, по которому Вы работаете. Подумайте, как можно формировать УУД на уроках русского языка, используя материалы УМК, по которому Вы работаете.

Выскажите свои предложения.

Задание 2

Предложите различные формы работы на уроках русского языка для повышения уровня сформированности УУД учащихся через организацию современных технологий обучения.

Рекомендуемая литература:

    Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». — М., 2001. — № 2.

    Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М., 2002.

    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

    Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.

    Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.

    Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.

    Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000.

    Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб. 1999.

    Ивлева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. – СПб., 2001.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.

    Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.

    Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

    Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — Мурманск, 1997.

    Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г . №751.

    Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

    Педагогические Мастерские: Франция — Россия /Сост. Э. С. Соколова, И.А.Мухина: Под ред. Э.С.Соколовой; Пер. с фр. — М., 1997.

    Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. — М.; Тюмень, 1994.

    Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия. — М., 1989. Развитие одаренности детей: (Опыт финалистов Всероссийского конкурса «Преподаватель года России»). — М., 1997.

    Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. — М-, 1993.

    Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994.

    Сибирская М.П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3т./Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1998.

    Сластенин В.А., Шиянов Е.П. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994.

    Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч.ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. — М., 2001.

    Федеральная программа развития образования в России. – М., 2000.

    Фридман Л. М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса.— М., 2003.

    Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М., 1998.

    Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения /А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с. – (Серия «Учебное пособие»).

    Шамова Т.П. и др. Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт преподавателя. — М., 1994.

    Шамова Т.П., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М., 2001.

Методические рекомендации по выполнению заданий практического занятия №2:

    Все задания практического задания выполняются письменно.

    При выполнении заданий обратите внимание на:

    Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

    Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

        технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

        технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

        функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

        поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

        органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

меню

Практические занятия по методике русского языка

(для учителей русского языка и литературы

восточной зоны)

Автор материала:

Сыресенкова Л.И.,

ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

Практическое занятие №1

Тема:Изменение требований к психолого-педагогическому и методическому сопровождению урока в рамках ФГОС второго поколения на уроках русского языка.

Форма проведения:Практическое занятие (2 часа).

Категория слушателей: учителя русского языка и литературы, претендующие на высшую квалификационную категорию.

Задание № 1

На основе стандарта второго поколения для начальной школы и ФГОС среднего (полного) образования определите принципиальную разницу в предметном и личностном развитии ученика, переходящего из начального звена обучения в среднее (5 класс) по стандартам первого и второго поколения.

Задание № 2

На примере любой предметной темы продемонстрируйте принципиальные отличия в постановке целей и задач урока, сопоставив уроки по стандартам первого и второго поколения.

Задание № 3

На конкретных примерах из методики преподавания русского языка раскройте смысл и содержание любых 2-х понятий, входящих в перечень необходимых психолого-педагогических, учебно-методических условий реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:

    диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения процесса обучения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

    дифференциация и индивидуализация обучения;

    мониторинг возможностей и способностей обучающихся;

    выявление и поддержка одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями;

 

Методические рекомендации к выполнению заданий № 1, 2:

Вы должны отразить переход от школы формирования ЗУНов  к школе формирования мышления и универсальных учебных действий.

Для сравнения можете воспользоваться шаблоном:

Тема урока:

Класс:

Урок по стандартам первого поколения         

Урок по стандартам второго поколения

Критерий постановки цели урока

        

 

        

Критерий постановки цели

        

 

Цель урока

        

Цель урока

Критерий постановки задач урока

        

 

        

Критерий постановки задач урока

        

 

Выделяемые виды задач

        

 

        

Выделяемые виды задач

        

 

Задачи урока

        

 

        

Задачи урока

        

 

Методические рекомендации к выполнению задания №3:

Вы должны раскрыть новое методическое и психолого-педагогическое наполнение урока  и внеурочного занятия с позиций деятельностного и индивидуально-личностного  подхода Необходимо определить, какие методы,  приемы, формы занятий станут актуальными? В чем их отличие от применяемых на данный момент? Элементы, каких технологий, станут востребованными для реализации данных условий? В чем принципиальное отличие групповой деятельности и обучения в группе по новым стандартам?

Для ответа можете воспользоваться шаблоном:

    Раскрываемое понятие (назвать).

    Содержание (педагогический и методический смысл) данного понятия.

    Педагогическая ценность данного психолого-педагогического, учебно-методического условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (как реализует гуманитарную парадигму образования, деятельностный,  компетентностный  и д.р. подходы, задачи получения предметного и метапредметного результатов и т.п.).

    На примере фрагмента конкретного урока продемонстрируйте реализацию выбранного вами психолого-педагогического, учебно-методического условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Практические занятия по методике русского языка

(для учителей русского языка и литературы

восточной зоны)

Автор материала:

Сыресенкова Л.И., ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

Практическое занятие №2

Тема:Изменение требований к оценке результатов деятельности на уроке и методическому сопровождению урока в рамках ФГОС второго поколения на уроках русского языка.

Форма проведения:Практическое занятие (2 часа).

Категория слушателей: учителя русского языка и литературы, претендующие на высшую квалификационную категорию.

Задание № 1

Изучите требования к результатам освоения основной образовательной программ в рамках ФГОС второго поколения. Назовите принципиальные отличия в формулировании результата в ФГОС первого и второго поколения.

Задание № 2

На примере любого этапа урока русского языка (на выбранную вами тему) продемонстрируйте предполагаемые результаты и способы их достижения в рамках нового ФГОС.

Задание №3

Изучите предлагаемую вам форму самоанализа педагогической деятельности, разработанную в рамках нового закона об аттестации и выделите ключевые позиции актуальные для проблемы реализации ФГОС второго поколения. Что бы вы добавили в структуру данного самоанализа?

 

Методические рекомендации к выполнению задания №2

Для ответа можете воспользоваться шаблоном:

    Тема урока:

    Класс:

    Этап урока (актуализации знаний, организации повторения, объяснения нового материала и т.п.)

    Предполагаемые результаты работы на данном этапе:

    Предметные;

    Метапредметные;

    Личностные.

    Средства достижения результата: (работа с учебником, привлечение ИКТ, упражнение, проблемный вопрос и т.п.).

    Эффективные методы и приемы работы:

    Действия учителя:

    Действия учащихся:

    Прописать конкретное задание и аргументировать его роль для реализации предполагаемых результатов.

Рекомендуемая литература:

    Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку // Русский язык в школе. – 2011. - №6,7.

    Алексеева О.В. Современный урок морфологии (к проблеме реализации приоритетных подходов к обучению)  // Русский язык в школе. – 2010. - №4.

    Горсткина Наталья. Проектирование урока русского языка с применением ИКТ (на примере 7 класса) // Школьное планирование. – 2010. - №1

    Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. – 2011. - №6.

    КиселёваН.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические рекомендации // Русский язык в школе. – 2011. - №8.

    Коротаева Е.В. Педагогическая аксиология как основа духовно-нравственного воспитания // Русский язык в школе. – 2011. - №7.

    Крылова Ната. Ребёнок в открытой и закрытой школьной системе //Народное образование. – 2009. - №9.

    Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009

    Рябухина Е.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе. - // Русский язык в школе. – 2009. - №7.

Интернет-ресурсы:

    Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/

    Проект ФГОС. Среднее (полное) общее образование. Представлен Президиумом Российской академии образования/

    Проект ФГОС. Среднее (полное) общее образование. Представлен Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования.

    http://умная-школа.рф/wiki/edu/fgos/proekt_fgos__srednee_polnoe_obshee_obrazovanie__

    predstavlen_institutom_

    strategicheskih_issledovanii_v_obrazovanii_rossiiskoi_akademii_obrazovaniya/

    Сравнительная таблица Стандартов http://sch109.trg.ru/DswMedia/sravnitel-nayatablicastandartov.docx

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http://www.deti-66.ru/assets/files/oficial/standart.doc

     Планируемые результаты начального общего образования http://www.deti-66.ru/assets/files/oficial/Planiruemye.pdf

    Образовательные стандарты ФГОС http://www.glushsosh.siteedit.ru/page19

    Подходы к системе оценивания http://www.iro.yar.ru/fgos/kuzhetsova1.ppt

    Формирование универсальных учебных умений в процессе обучения письму http://www.iro.yar.ru/fgos/kuzhetsova2.ppt     http://www.iro.yar.ru/fgos/aprob.htm

    О методике оценки уровня квалификации педагогических работников N 03-339 от 29 ноября 2010 г. http://mon.gov.ru/dok/akt/8053/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....

эссе "Специфика преподавания литературы и русского языка в условиях внедрения ФГОС"

В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания предметов в образовательной области «Филология».Приоритетным становится коммуникативное развитие учащихся: каждый учитель-словесни...

Проект "Интерактивные методы обучения русскому языку в условиях внедрения ФГОС"

Проект с курсов по повышению квалификации учителей русского языка и литературы...

Презентация к проекту "Интерактивные методы обучения русскому языку в условиях внедрения ФГОС"

презентация к проекту по курсам повышения квалификации для учителей русского языка и литературы...