Статья на тему: "Развитие устной речи на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
статья по русскому языку (5, 6 класс)

Годунова Лилия Юрьевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие устной речи на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС

 

ФГОС предъявляет новые требования к навыкам и умениям выпускников школ. Образование является важной и неотъемлемой частью жизни современного человека. Его цель не просто получение знаний, умений и навыков, а формирование универсальных учебных действия, которые помогут в формировании успешной личности.

Государство ожидает от выпускника умений справляться и ориентироваться в постоянно меняющемся мире, умений быть гибким, активным, умений ориентироваться в информационном пространстве и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.

Одно из важных умений современного человека это умение общаться, достигать взаимопонимания. Именно поэтому развитие речи и коммуникативной компетенции является важным аспектом образования.

Развитие устной речи на уроках русского языка также важно, как и на уроках литературы. Педагогу необходимо грамотно и правильно организовать работу по развитию монологической и диалогической речи для достижения целей ФГОС.

Одна из проблем современного образования это отсутствие  у учащихся умений аргументировать  и обосновывать свои суждения.

На практике мы видим, что учащиеся не умеют обосновывать, аргументировать свои суждения, грамотно высказывать свою точку зрения, рассуждать несмотря набольшую работу, проводимую педагогом в данном направлении.

Поэтому обучение на уроках русского языка должно быть нацелено на  формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков: во всех видах речевой деятельности(слушании, говорении, чтении и письме, но в особенности в формировании  навыков ведения диалога и построения монологического высказывания, строить высказывания грамотно и логично.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  1. мобилизация(предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  2. целеполагание (учащиеся самостоятельно формулирую цель урока);
  3. проблемная ситуация(педагог предлагает какую-то проблемную ситуацию, которая позволит учащимся путем анализа  выявить «недостаточность» их знаний;
  4. коммуникация (процесс обсуждения, поиска новых знаний),
  5. взаимоконтроль(осознанность и потребность в проверке своих знаний)
  6. рефлексия(понимание  и осознание достигнутых результатов и приобретении знаний).

Коммуникация это средство обмена информацией, знаниями, чувствами, настроением  при вербальном и невербальном общении.

Цель педагога создать такое образовательное пространство, в котором учащиеся будут иметь доступ к качественным источникам информации, условия для свободного взаимодействия,   возможность прекращения или ухода от  нежелательной коммуникации, наличие знаний относительно методов и способов взаимодействия. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз передают намного больше информации, чем высказанная мысль.

Система упражнений по развитию устной речи учащихся

  1. Литературный язык

1) устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства при работе в парах или группах,

 2) письменный или устный пересказ с новой лексикой;

3) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, изученными на уроке;

4) исправление ошибок в произношении слов и предложений;

5) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания;
6)проговаривание вслух по слогам;

  1. Словарная работа

1) работа со словами, данными в учебнике: объяснение слов, работа в парах;

2) различные виды диктантов: словарный; диктант по памяти ; диктант «Угадайка»; лексический диктант и другие «творческие» диктанты;

3) сочинение или пересказ-миниатюра по опорным словам;

4) работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника и устное закрепление через творческие задания

5) изложения и сочинения

  1. Грамматический строй речи

1) Упражнение на составление определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами;
2) Упражнения на замену одних конструкций другими;
3) повторить услышанный текст

4) обсуждение грамматического строя небольшого текста;

Важным аспектом обучения устной речи на уроках русского языка является написание мини-сочинений

(сочинение-репортаж, сочинение-интервью с литературным героем; отзыв о просмотренном фильме или прочитанном отрывке; доклады и рефераты,

сочинение – портретный очерк, составление рассказа.

Хорошо развитая речь и коммуникативная компетенция человека  оказывает огромное влияние  на обучение не только языку, но и всем учебным дисциплинам, также является показателем интеллектуального развития.

Развитие устной речи будет эффективным при условии систематический и целенаправленной работы педагога.

Используемая литература

  1. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // Русский язык в школе. -2004.-№2.
  2. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

  3. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
  4. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.-М.,1975
  5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М.:Просвещение, 1986
  6. Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка.М.: Просвещение, 1966


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Русский язык

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода....

эссе "Специфика преподавания литературы и русского языка в условиях внедрения ФГОС"

В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания предметов в образовательной области «Филология».Приоритетным становится коммуникативное развитие учащихся: каждый учитель-словесни...

Статья«Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС»

Статья. «Современный урок русского языка в условиях введения ФГОѻ связи с реализацией ФГОС меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, новые ...

Проект "Интерактивные методы обучения русскому языку в условиях внедрения ФГОС"

Проект с курсов по повышению квалификации учителей русского языка и литературы...

Презентация к проекту "Интерактивные методы обучения русскому языку в условиях внедрения ФГОС"

презентация к проекту по курсам повышения квалификации для учителей русского языка и литературы...