Главные вкладки

    Статья на тему: "Развитие устной речи на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
    статья по русскому языку (5, 6 класс)

    Годунова Лилия Юрьевна

    статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие устной речи на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС

     

    ФГОС предъявляет новые требования к навыкам и умениям выпускников школ. Образование является важной и неотъемлемой частью жизни современного человека. Его цель не просто получение знаний, умений и навыков, а формирование универсальных учебных действия, которые помогут в формировании успешной личности.

    Государство ожидает от выпускника умений справляться и ориентироваться в постоянно меняющемся мире, умений быть гибким, активным, умений ориентироваться в информационном пространстве и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.

    Одно из важных умений современного человека это умение общаться, достигать взаимопонимания. Именно поэтому развитие речи и коммуникативной компетенции является важным аспектом образования.

    Развитие устной речи на уроках русского языка также важно, как и на уроках литературы. Педагогу необходимо грамотно и правильно организовать работу по развитию монологической и диалогической речи для достижения целей ФГОС.

    Одна из проблем современного образования это отсутствие  у учащихся умений аргументировать  и обосновывать свои суждения.

    На практике мы видим, что учащиеся не умеют обосновывать, аргументировать свои суждения, грамотно высказывать свою точку зрения, рассуждать несмотря набольшую работу, проводимую педагогом в данном направлении.

    Поэтому обучение на уроках русского языка должно быть нацелено на  формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков: во всех видах речевой деятельности(слушании, говорении, чтении и письме, но в особенности в формировании  навыков ведения диалога и построения монологического высказывания, строить высказывания грамотно и логично.

    Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.

    Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

    1. мобилизация(предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
    2. целеполагание (учащиеся самостоятельно формулирую цель урока);
    3. проблемная ситуация(педагог предлагает какую-то проблемную ситуацию, которая позволит учащимся путем анализа  выявить «недостаточность» их знаний;
    4. коммуникация (процесс обсуждения, поиска новых знаний),
    5. взаимоконтроль(осознанность и потребность в проверке своих знаний)
    6. рефлексия(понимание  и осознание достигнутых результатов и приобретении знаний).

    Коммуникация это средство обмена информацией, знаниями, чувствами, настроением  при вербальном и невербальном общении.

    Цель педагога создать такое образовательное пространство, в котором учащиеся будут иметь доступ к качественным источникам информации, условия для свободного взаимодействия,   возможность прекращения или ухода от  нежелательной коммуникации, наличие знаний относительно методов и способов взаимодействия. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз передают намного больше информации, чем высказанная мысль.

    Система упражнений по развитию устной речи учащихся

    1. Литературный язык

    1) устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства при работе в парах или группах,

     2) письменный или устный пересказ с новой лексикой;

    3) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, изученными на уроке;

    4) исправление ошибок в произношении слов и предложений;

    5) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания;
    6)проговаривание вслух по слогам;

    1. Словарная работа

    1) работа со словами, данными в учебнике: объяснение слов, работа в парах;

    2) различные виды диктантов: словарный; диктант по памяти ; диктант «Угадайка»; лексический диктант и другие «творческие» диктанты;

    3) сочинение или пересказ-миниатюра по опорным словам;

    4) работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника и устное закрепление через творческие задания

    5) изложения и сочинения

    1. Грамматический строй речи

    1) Упражнение на составление определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами;
    2) Упражнения на замену одних конструкций другими;
    3) повторить услышанный текст

    4) обсуждение грамматического строя небольшого текста;

    Важным аспектом обучения устной речи на уроках русского языка является написание мини-сочинений

    (сочинение-репортаж, сочинение-интервью с литературным героем; отзыв о просмотренном фильме или прочитанном отрывке; доклады и рефераты,

    сочинение – портретный очерк, составление рассказа.

    Хорошо развитая речь и коммуникативная компетенция человека  оказывает огромное влияние  на обучение не только языку, но и всем учебным дисциплинам, также является показателем интеллектуального развития.

    Развитие устной речи будет эффективным при условии систематический и целенаправленной работы педагога.

    Используемая литература

    1. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // Русский язык в школе. -2004.-№2.
    2. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

    3. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
    4. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.-М.,1975
    5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М.:Просвещение, 1986
    6. Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка.М.: Просвещение, 1966


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

    Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....

    Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Русский язык

    Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода....

    Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС

    Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС подразумевает процесс индивидуализации. Когда в центре образования стоит деятельность каждого...

    Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

    Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

    эссе "Специфика преподавания литературы и русского языка в условиях внедрения ФГОС"

    В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания предметов в образовательной области «Филология».Приоритетным становится коммуникативное развитие учащихся: каждый учитель-словесни...

    "Особенности урока иностранного языка в условиях внедрения ФГОС ООО."

    Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения...