Проектный метод обучения при изучении английского языка в условиях модернизации образования
статья на тему

Колишева Светлана Ивановна

Обучение иностранным языкам  являются сегодня одним из важных приоритетов модернизации школьного образования. В настоящее время перед учителем ставится задача обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний в жизни. Для реализации данных задач можно использовать проектный метод обучения, в основе которого лежит развитие творческого подхода при освоении нового материала. Если творчески подойти к организации труда учащихся, научить школьников работать с различными источниками информации, развить навыки обработки и обобщения её, то  они сами будут добывать и формировать свои знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.И.Колишева

Проектный метод обучения при изучении английского языка в условиях модернизации образования

 

Обучение иностранным языкам  являются сегодня одним из важных приоритетов модернизации школьного образования. В настоящее время перед учителем ставится задача обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний в жизни. Для реализации данных задач можно использовать проектный метод обучения, в основе которого лежит развитие творческого подхода при освоении нового материала. Если творчески подойти к организации труда учащихся, научить школьников работать с различными источниками информации, развить навыки обработки и обобщения её, то  они сами будут добывать и формировать свои знания.

На первом этапе работы над любым групповым проектом необходимо создать такие условия, при которых  ученики захотели бы  докопаться до сути, лежащей в основе изучаемой темы, захотели бы  узнать больше, чем им предлагает учебник и учитель. Для этого необходимо поставить перед ними интересный основополагающий вопрос, чтобы у  школьников появилось желание  найти ответ на них.  Главное – заинтриговать и заинтересовать учеников.

Хотелось бы поделиться опытом работы с использованием проектного метода обучения на примере нескольких проектов, которые я проводила со своими обучающимися. Первый проект я проводила с учащимися 3 класса на уроках английского языка в ходе изучения темы «Еда». Тема учебного проекта – «Служба спасения для Колобка» (“Rescue Service for Kolobok”)  

Вначале необходимо было сформировать  проблему перед учениками  и  придумать творческое название проекта.

Как известно, все дети любят сказки. Сказки бывают добрые и весёлые, грустные  и  поучительные. И во всех русских народных сказках главных героев обязательно кто-нибудь спасает: Красную Шапочку—дровосеки, Дюймовочку—Ласточка, мама-коза спасает семерых козлят, а сказочного героя Колобка некому спасти. Поэтому мы решили организовать Службу Спасения для Колобка -  “Rescue Service for Kolobok”, которая и стала творческим названием  нашего проекта.

И мы решили создать «вкусную» сказку, в которой смогли бы спасти главного героя.  А вопрос «Как нам спасти Колобка?» и стал нашим основополагающим вопросом. После обсуждения, ребята нашли выход, решив, что мы можем спасти его, если приготовим что-нибудь «вкусненькое» и накормим ими наших  сказочных героев. Тогда они будут сыты и не съедят Колобка.

Весь класс разделился на 5 групп, и каждая группа выбрала себе животное из сказки, которое надо было накормить.

Для работы нам необходимо было накопить необходимый  лексический материал. Учащиеся самостоятельно искали слова, которые необходимы для составления рецепта. После выполнения каждого задания  каждая группа получала определённое количество баллов с учётом количества слов, собранных каждой группой, и участия всех членов группы.

Участники проекта заранее  были ознакомлены с рейтинговой системой оценивания выполненных работ, с маршрутом поиска информации для решения задач. Они ответственно отнеслись к выполнению своей части работы, научились оценивать результаты своей деятельности и работы своих товарищей.

Следующий шаг нашей работы – это составление рецепта в печатном виде. Здесь были включены в работу наши мамы, которые помогли найти нужные рецепты на русском языке. Ребята постепенно переводили их, используя лексику, которую мы изучили. Был составлен текст, почему они выбрали это блюдо. После проверки рецепты были оформлены в текстовом редакторе Microsoft Word, а затем и подготовлена презентация для защиты проекта в редакторе Microsoft Power Point.

Заключительный этап — самый долгожданный. Защита проекта проводилась во внеурочное время. Были приглашены по пригласительным билетам, сделанными самими учащимися, родители, классный руководитель, учителя английского языка. Для защиты каждая группа приготовила своё блюдо. Конечно, в этом им помогли их мамы.

Пока жюри подводило итоги, дегустировало блюда и подсчитывало баллы, вниманию приглашённых была представлена новая сказка «Колобок» (New Tale “Kolobok”), в которой все животные были накормлены и подружились с Колобком.

Многое в данном проекте основывается на фантазии, но в его основе заложено осознание реальной жизни. Мы научились помогать другу, попавшему в беду, находить решения выхода из трудных ситуаций.

Если в первом групповом проекте была взята одна только тема «Еда», то следующий проект объединил несколько учебных тем: части тела, одежда, внешность человека, характер человека. С чего всё началось?  

Однажды на уроке я познакомила своих ребят с произведением С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», в котором главный герой, молодой человек, который вынес из огня и спас маленькую девочку. На этом стихотворении воспитывалось наше поколение. А нынешние дети растут на образах супергероев из мультфильмов, такие как Супермен, Человек паук, Бэтман. Идея проведения данного исследования не случайна. Иногда ребята  попадают в такие ситуации, когда их самих, или на их глазах  обижают слабых и беззащитных, но они бояться прийти к ним на помощь. В такие минуты им хочется  стать сильными и смелыми, как Супермен, тогда бы они смогли помочь слабому.

Вот и возник вопрос, который заставил моих ребят задуматься:  Должен ли настоящий герой быть Суперменом или нет? Это и стал наш Основополагающий вопрос.

В начале нашего исследования мы решили провести социологический опрос среди учеников нашей школы и взрослых. Два вопроса, которые нас интересовали, звучали так:

1. Есть ли герои в наше время?

2. Какими качествами должен обладать каждый герой?

Для того чтобы найти настоящего героя мы создали два «Детективных агентства». Первое агентство «Соколиный глаз» работало над описанием вымышленного героя – Супермена, а другое агентство «Панда с лупой» разыскивало реального героя нашего времени.  Все прекрасно знают, что когда разыскивают человека необходимо знать его приметы, его описание.

Для этого в каждом детективном агентстве был выбран Детектив, а остальные участники поделились на следующие мини-агентства: медицинское агентство, печатное агентство, модельное агентство.

Детектив из детективного агентства «Соколиный глаз» нашёл картинки Супермена, описал его внешность, одежду и черты характера данного вымышленного героя.

Детектив из детективного агентства «Панда с лупой» приступил к поиску реального героя. В Интернете он нашёл сообщение о сельском мальчике Диме Филюшине. Этот мальчик -  сверстник наших детективов, невысокого роста, хрупкого телосложения. Но когда произошёл пожар в соседнем доме, он спас трёх маленьких детей.

Во время защиты проекта, ребята сравнили описанием этих двух героев, их внешность, характер и пришли к выводу, что не обязательно быть высоким, сильным, красивым взрослым мужчиной, чтобы быть настоящим героем. Главное качество настоящего героя – это не быть равнодушным к чужому горю, Умение прийти на помощь в трудную минуту.

Как мы видим, проектный метод обучения ориентирован на практический результат. Для ученика учитель не является единственным источником знаний. Кроме этого, совместная работа сплачивает ребят, раскрывает их организаторские и ораторские способности, выявляет другие таланты. И главное, строятся новые отношения между детьми и родителями, между учениками и учителем. Каждый ребёнок работает самостоятельно и в соответствии со своими способностями, учитываются возрастные особенности детей, повышается познавательная активность учащихся, возрастает мотивация к изучению языка. Кроме этого, проводится большая воспитательная работа среди учащихся. И учащиеся намного глубже изучают материал, чем он дан в учебнике. В моём случае, после каждого проекта их языковой запас намного богаче, чем им предлагает учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе»

мастер -класс по теме Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе дессиминация опыта работы по проблеме в рамках учебной темы курса «Английский для повседневного обще...

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. НОВЫЙ ПОДХОД

Сейчас много говорят о модернизации образования. Что же это такое? Очередная кампания или серьезная, обоснованная, долгосрочная государственная политика? Дать ответ на этот вопрос пытаются педагоги, п...

Использование игрового метода обучения в изучении английского языка

Каждый учитель сталкивался с такой ситуацией, когда он впервые входит в новый класс, и ему нужно познакомиться с учащимися и заинтересовать своим предметом. Вот тогда у него и возникают следующие вопр...

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Актуальность данной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических ...

Новые формы и методы работы на уроках английского языка как условие качества образования.

Использование новых технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным....

Использование современных технологий на уроке английского языка в условиях модернизации образования.

Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Педагогическая технология – это научно обоснованный выб...