Игровая технология в обучении иностранному языку в контексте модернизации образования в условиях ФГОС
методическая разработка по английскому языку

Паршина Светлана Александровна

Игровая методика- не новый, но безусловно мощный активатор деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы игровой технологии как средство повышения мотивации на уроках английского языка в современных условиях

Современная образовательная ситуация характеризуется возрастающей заинтересованностью педагогической общественности в исследовании условий реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Особый интерес вызывают приемы и методы повышения мотивации к обучению вообще и отдельному предмету в частности.

    Существует огромное количество психолого-педагогических технологий, отдельных методов и приемов для выработки устойчивой внутренней мотивации учащегося к обучению. Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития

 Мотивация важна как основа формирования конкретных предметных, а также метапредметных компетенций.

    В современной образовательной ситуации , где предполагается качественная поддержка саморазвития личности обучаемого в ходе активного освоения и переработки им культурного опыта, деятельность педагога уменьшается. Продуктивный процесс  развития личностного компонента учащегося может состояться, когда сохраняются отношения равенства между участниками учебного процесса в ходе создания нового продукта совместной деятельности- совместного опыта, который представляет собой интеграцию творческой, потребностно- мотивационной , эмоционально-ценностной, оценочно- рефлексивной деятельности.        Продуктивный этап предполагает создание условий для перехода учащихся на более высокий уровень самостоятельности в деятельности продуктивного овладения стратегиями и способами деятельности на сознательном уровне, практическое использование их в коммуникативной деятельности по овладению учебным материалом, а также совершенствование способов самореализации и саморегулирования.

     Из всего вышесказанного логично вытекает вопрос : А каким образом создать потребностно- мотивационное поле, где каждый учащийся самостоятельно восходит к осознанному установлению единства познания окружающего мира и многостороннего отношению к нему?

     На наш взгляд, игровая технология, являясь не новейшим методическим подходом в обучении английскому языку, в современных условиях востребована как эффективная технология, в которой реализуется условие, провоцирующее детское действие.

   Главным понятием является ИГРА, как основной способ решения учебных задач. Разные ученые по-своему определяют игру, но выделяются общие положения:

  • ИГРА выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов;
  • ИГРА для детей есть самая свободная форма их деятельности, которая осознается, в которой изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  • ИГРА- первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся;
  • ИГРА- есть практика развития. «Дети играют, потому что развиваются ,развиваются , потому, что играют»;
  • ИГРА- свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество;
  • ИГРА- главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

 В.В. Гусев пишет в своей статье «как бы детально ни была описана деятельность учителя в методических пособиях или технологических картах, невозможно предусмотреть все возможные нюансы:… в этих нештатных ситуациях и проявляется индивидуальное мастерство педагога…Хорошая образовательная технология имеет эту зону неопределенности». Игровая технология одной из таких «хороших» технологий со своей зоной неопределенности. Эта неопределенность проявляется на практике применением проверенных видов игр.

  • Сказочный сюжет
  • Ролевые игры
  • Деловые игры
  • Настольные игры
  • Введение сквозного персонажа
  • Нестандартные уроки

Игра применима на разных этапах урока: освоения новых знаний, закрепление новых способов речевой деятельности, контроль усвоения речевого материала.

Освоение новых знаний

   Прием введения учащихся в сказку «Tub`s kingdom» 3 класс . Через введение сказочной основы учащийся осознает новый грамматический материал. В иллюстрированной песне «Pizza for the King» учащиеся выступают королевскими поварами, повторяют известные продукты, выделяют неизвестные, тем самым достигается цель опережающего обучения, данный слой лексики является пассивным запасом учащегося, здесь же ставится проблема употребления much-many с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными.

Закрепление новых способов речевой деятельности

    Введение сказочной основы через озвучивание сказок. 2 класс УМК «Форвард» тема «Приветствия и прощания». Учащимся предлагается «озвучить» сказочных героев, подбирая соответствующие фразы на английском языке визуально, затем проговаривая каждую фразу.

  Через ввдение персонажей сказки «Теремок» закрепляются предметы одежды и цвет.

    Тема «С днем рожденья, Джил !» 2 класс. При отработке вопросно- ответных фраз поздравления мы с учениками переименовали тему в « С днем рождения, Камилла!» Таким образом, в ролевой игре, где учащиеся представляют себя гостями на дне рождения у одноклассницы, дарят подарки, поздравляют девочку Камиллу.

 Особое место занимают настольные игры- лото по теме «Цветы», «Ягоды» и игра «Найди пару». 6 класс закрепление названий животных через игру в тематические карточки «Домашние и дикие животные», «Морские животные»,«Насекомые». В 5 классе тема «Профессии». Введение таких мини-игр позволяет расширить лексический запас учащегося без зазубривания, через деятельность, которая приносит радость, активизирует общение в парах, группах, носит соревновательный характер.

Контроль усвоения нового материала : ролевые игры, в которых учащийся выступает как активный собеседник, демонстрирует уровень усвоения коммуникативных навыков ( 9 класс «A Job Interview». В данной ролевой игре учащиеся «погружаются» в ситуацию максимально приближенную к реальному конкурсному отбору на ту или иную должность );  настольные игры-путешествия (7 класс по теме транспорт «Tour round the World», 8 класс по теме «Здоровый образ жизни» игра «Healthy Guide», по ходу игры учащиеся выполняют различные задания, находят решения проблемных ситуаций. Такие игры-путешествия еще несколько лет назад предлагались учащимся на листе ватмана, теперь это можно легко сделать с помощью ИКТ.

Особо хотелось бы выделить введение сквозного персонажа, который является связующим звеном одного УМК или раздела, темы; такой прием часто используется для создания проблемных ситуаций, контроля усвоения знаний и др. В УМК издательств «Longman», «Express Publishing», «McMillan» активно вводятся сквозные персонажи (Bodkins Brothers из English World и др.); одни и те же персонажи поддерживают сюжетную линию, в которую вплетаются новые лексические и грамматико-фонетические элементы, создавая положительное мотивационное поле. Современный УМК Форвард для 2 класса также включает в себя набор героев, которые встречаются в разных темах и разделах, систематизируя тем самым учебный материал в сознании ребенка.

Сложность в обучении английскому языку вызывает грамматический материал, чаще всего грамматика предъявляется ребенку в схемах, но как показывает практика, не все дети четко понимают схемы, либо используют их механически, что неприемлемо для развития говорения, как важнейшей коммуникативной компетенции. Так со временем в свои уроки я начала вводить сказки по грамматике «Grammar Stories»,

например для решения такой проблемной ситуации, как образование  единственного и множественного числа имен существительных, вводится сказка о гордой букве S и цифре 1, которые так гордятся своей красотой, спорят, кто же умнее и красивее, поэтому если предмет в единственном числе, буква S не присоединяется , но если только предметов несколько, то буква S дружит с этим словом и становится в конец.

Сочетание букв СH дает звук {  }, и это потому что C и H очень любят поболтать, но о чем они говорят никто не знает, т.к. всем вокруг они говорят { }.

Почему глаголы ед.ч.  3 лица настоящего времени имеют окончание –S? Это история о том, как буква S приехала в страну местоимений с огромным багажом слов-действий, вышла буква на перрон и стала просить помощи, мимо проходили I и We, которое очень торопились и не смогли помочь, They и You имели свой большой багаж, поэтому извинились и также не помогли S. Только She,He,It подхватили тяжелый багаж S. Теперь эти местоимения дружат с буквой S,  а буква S  в благодарность подарила им свои слова-действия с окончанием S.

Таких историй можно придумать великое множество, это способствует привлечению внимания, неординарной форме подачи грамматического материала, и на практике дети запоминают грамматический материал быстрее и лучше.

Следующий компонент использования игровой технологии- нестандартные уроки. Это уроки-праздники, уроки-конкурсы.

 Традиционными уроками являются празднование Рождества, Хеллоуина, Праздник весны в 8 классе «Весна –символ женственности и новой жизни». Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания:

  • Представить себя во взаимоотношении с миром, друзьями, семьей
  • Представить традиционное блюдо
  • Представить некий женский образ
  • Ведущим контролировать и направлять процесс общения
  • Жюри оценивать конкурсантов

      ИГРА с одной стороны рассматривается как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил участников процесса, но с другой стороны ученые определяют ИГРУ как психофизическое средство снятия напряжения. Игра является многовековым естественным механизмом профилактики дистресса (затяжного стресса).

Таким образом, игра, конечно не новейший методический подход в обучении ин.языку. Игровое обучение не единственный метод работы с детьми, но в современных условиях это эффективная и востребованная технология,  позволяющая достигнуть педагогическую цель, которая не осознается учащимся. Так, введение игровой технологии позволяет организовать учебную деятельность на основе деятельностного подхода, где каждый ребенок- живой участник  образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции

В докладе рассмотрены игровые технологии в обучении иностранному языку, представлена более подробно технология  ролевой игры....

Игровая технология при обучении иностранному языку в начальной школе

Игра- лучший способ запоминания нового материала учащимися начальной школы, а игровая технология-одна из самых эффективных. В данной статье рассмотрено, каким образом можно построить урок с применение...

Аннотация статьи: "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ" по материалам V Международной НПК «ИНФОРМАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ГРАНИЦЫ КОММУНИКАЦИЙ» INFO\'13

Ключевые слова: Игра, мотивация, коммуникация, общение, диалог, монолог.Key words: Playing, motivation, communication, dialogue, monologue....

Обучение иностранному языку на этапе модернизации образования.

статья, в которой рассматриваются задачи, встающие перед учителем иностранного языка в связи с изменившимися целями языкового образования...

Статья "Игровые технологии в обучении иностранному языку младших школьников"

Использование  разного  рода  игр  на  уроках  иностранного  языка...

Аннотация статьи:" ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (участие в 4 Международной педагогической конференции,Образовательный портал "Академия Интеллектуального Развития")

Аннотация статьи:" ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (участие в 4 Международной педагогической конференции: Обучение и воспитание: методика и практика 2...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...