Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе
учебно-методический материал по английскому языку

Плотникова Екатерина Вячеславовна

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход  к каждому ученику, что  побуждает  их к большей самостоятельности и активности.

Одним из важнейших решений проблемы повышения эффективности обучения является разработка и внедрение новых игровых технологий в учебно-воспитательном процессе. Как известно, детство неотделимо от игры. Игра ­­–  наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений. Игра – это поле  деятельности ребенка, в которой  он  вступают в общение со сверстниками. Детей объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игра дает возможность незаметного усваивания языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и мотивация. Игра помогает преодолеть и так называемый “языковой барьер”, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком словарного запаса или незнанием грамматического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

Автор: Плотникова Екатерина Вячеславовна, учитель английского языка





 «Величайшее искусство уметь

превращать для детей в игру все,

что они должны делать или выучить».

Джон Локк

(британский педагог-философ

1632 –1704 гг.)

1 Игровые методы обучения в учебно-воспитательном процессе 1.1 Понятие игровых технологий

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.

Технологизация учебного и воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в «производственно-технический процесс с гарантированным результатом» (15, с.7)

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы занимались следующие учёные: П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский.

Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы М.Е. Бершадского, В.И.Боголюбова, В.В. Гузеева, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, В.Я. Пилиповского, А.Я.Савельева, а так же зарубежных авторов: Л. Андерсона, Дж. Блок и других.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями (29, с.38):

  • средство развития мотивационно-потребностной сферы,
  • средство познания;
  • средство развития умственных действий;
  • средство развития произвольного поведения

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игру так же рассматривают как ситуативно – вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. Учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  4. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

1.2 Классификация игровых технологий

Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для каждого ребёнка. Однако следует заострить внимание на том, что место игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Типологии игр выстроены в зависимости от целей и задач учебной игры, формы проведения, способа организации, степени сложности, количественного состава участников.

Согласно Зимней А.Н., автору учебного пособия «Педагогическая психология» [14, с.78] игры в первую очередь следует разделить по виду деятельности на:

  • физические (двигательные);
  • интеллектуальные (умственные);
  • трудовые;
  • социальные;
  • психологические игры.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Так, Колесникова И.Е. [16] указывает на важнейшие из применяемых типов:

  • игры предметные;
  • подвижные с вербальным компонентом;
  • сюжетные или ситуационные;
  • ролевые;
  • игры-соревнования;
  • интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и так далее);
  • игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные)

Далее, различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения. Также в рамках приведенных классификаций, следует отметить, что по способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и так далее.

По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационнные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные (17, с.114).

Что касается непосредственно учебных игр, используемых на уроках английского языка, по целям и задачам обучения можно выделить:

  • языковые (аспектные) игры, которые помогают усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику);
  • речевые игры, которые нацелены на развитие и тренировку коммуникативных способностей по той или иной теме урока.

Языковые игры делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Языковые игры способствуют активизации и актуализации полученных ранее знаний, развивают речевую инициативу учащихся.

Рассматривая речевые игры, следует отметить, что каждому виду речевой деятельности соответствует определённый вид учебной игры, нацеленной на обучение аудированию, обучение монологической и диалогической речи, обучение чтению и обучение письму. Каждая из приведенных языковых и речевых игр имеет свои функции и цели, решает важные методические задачи, а также подчиняется определенным условиям.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  2. Доступность для учащихся данного возраста;
  3. Умеренность в использовании игр на уроках.

Игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. С её помощью можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях (22, с.69).

1.3 Особенности, цели и задачи применения игровых технологий на уроках английского языка

Особенностью игрового метода является то, что игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению

важных методических задач, таких как:

  1. Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
  2. Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  3. Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

  1. Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  4. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Целями игрового обучения школьников являются:

  1. Развитие мышления средствами иностранного языка;
  2. Повышение мотивации изучения предмета;
  3. Обеспечение личностного роста каждого участника игры;
  4. Способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Применение игр и игровых ситуаций на начальном этапе обучения даёт возможность не только привить учащимся интерес к языку, но и более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении, а также создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся. Игровые формы обучения иностранному языку актуальны не только на начальном, но и на старшем этапе обучения, так как они диктуются особенностями развития и мировосприятия старших подростков. Кроме того, они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками. На старшей ступени обучения активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь, увеличивается словарный запас. Ведущим видом деятельности подростков становится межличностное общение. Игровые методы дают возможность изучать новый лексический материал в ситуациях общения, повышая мотивацию к изучению иностранного языка. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Мотивация учащихся и их интерес являются основным фактором в изучении иностранного языка. Игровой метод имеет большой обучающий и психотерапевтический потенциал, так как игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения в старшей школе.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо – поисковой деятельности. Творческо – поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.







2 Практические аспекты применения игровых технологий

2.1. Универсальные игры на закрепление изученной темы.

Следует еще раз подчеркнуть, что задача подобных игр состоит в том, чтобы помочь учителю заинтересовать учеников новой темой и сделать содержание темы более понятным.

Игры этого плана можно разделить на 2 группы: универсальные (их можно использовать на любом предмете) и специальные (ориентированные на конкретный предмет или на определённую тему).

Основная цель этих игр - сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. С этой задачей прекрасно справляются универсальные игры. Однако приоритетной задачей остается донести содержание темы до учеников.

В этих играх часто используется приём преобразования информации, перевод терминов и теорий на язык, понятный детям, приём сравнения незнакомого с чем-нибудь известным, активно задействуются популярные в ученической среде образы.

Игра«Картинки»

Цель игры: закрепить изученный на уроке материал

Задача игры: проверить насколько полно учениками были усвоены новые лексические знания

Возрастная группа: 1–11 класс

Тип игры: индивидуальная

Ход игры: На заключительном этапе уроке на интерактивной доске появляются картинки по пройденной теме. Учитель объясняет ученикам задание: соотнести картинки и перевод слов между собой. После этого учитель предлагает дать определение на английском языке нескольким словам. Учитель распределяет слова между учениками, каждый ученик получает индивидуальное задание.

На выполнение задания дается около 5 минут.

После выполнения задания учитель предлагает ученикам сдать на проверку тетради, или правильность выполнения задания проверяется методом взаимоконтроля.

Игра «Ассоциации»

Цель игры: закрепить изученный на уроке материал

Задача игры: проверить насколько усвоены новые лексические знания

Возрастная группа: 1 – 4 класс

Тип игры: групповая

Как известно, лучше всего учить иностранный язык при помощи ассоциаций, представляя себе  предмет, а не просто запоминая перевод слова с русского на английский.

Например, учим слово собака – a dog.  Лучше запомнится, если представить себе собачку, чем просто твердить себе под нос: собака – a dog, собака – a dog. Вспомним, что при изучении иностранного языка нужно научиться думать на нем, способ  запоминания с  ассоциациями как раз и поможет в этом. Кроме того, ребенку легче запомнить новое слово, если он увидит его изображение, в нашем случае, карточку с собакой.

С картинками очень хорошо не только запоминать новые слова, но и проверку домашнего задания превращать в веселую игру.

Ход игры:Учитель показывает карточки с различными изучаемыми предметами, животными, продуктами и так далее. На доске или на слайде можно расположить названия этих предметов в хаотичном порядке. Кто первый из учеников поднимает руку и отвечает правильно, получает звездочку (или любой другой поощрительный приз). Побеждает тот, кто наберет больше звездочек. Если в классе достаточно места, то можно сделать эту игру подвижной и еще более увлекательной. Ребята встают в одну линию, а учитель напротив них так же показывает картинки. Ребенок, первый угадавший слово, делает шаг вперед. Побеждает тот, кто первым доберется до учителя.

Игра «Непонятная цепочка»

Цель игры: закрепить изученный на уроке материал

Задача игры: проверить насколько усвоены новые лексические знания

Возрастная группа: 2– 4 класс

Тип игры: групповая

Ход игры:На экране или на доске в одну линию без пробела записываем несколько слов. Можно усложнить задачу и записать слова с лишними буквами. Ребятам нужно найти все слова. Когда дети называют слово, учитель обводит его.

Например: CATDOGSNAKELIONPARROTHENCROCODILEили CATWDOGIISNAKELIONDEPARROTUHENKECROCODILE

2.2 Игры и игровые приемы, применяемые на этапах запоминания, закрепления, обобщения и контроля усвоения учебного материала.

Игровые технологии особенно полезны на этапе закрепления материала. Как правило, повторять то, что уже знакомо, менее интересно, чем узнавать новое. Не случайно игры, которые помогают запомнить учебный материал, глубже разобраться в нем и крепко его усвоить, составляют большую часть дидактических игр.

Универсальные игры этого плана более разнообразны по решаемым дидактическим задачам. С их помощью можно оптимизировать закрепление, запоминание, обобщение знаний, а также организовать контроль их усвоения. Игры, ориентированные на конкретные учебные дисциплины, в основном решают задачу закрепления знаний по определённой теме.

Универсальные игры и приёмы на запоминание лексического материала:

В качестве универсальной книги для средних и старших классов было выбрано учебные пособия Джила Хадфилда «Коммуникативные игры» [31]. Данным автором выпущена серия обучающих книг от начинающего до продвинутого уровня.

Цель лексических игр: тренировка речевых навыков и расширение словарного запаса учащихся.

Основная задача данных игр: закрепление и/ или актуализация изученного лексический материал, развитие навыков спонтанной речи.

В поисках мистера ИКС.

Возрастная категория: от 3 класса

Тип игры: коллективная

Ход игры: Учитель раздает ученикам карточки с заданиями. На карточках представлена информация, касательно мистера ИКС. У учеников информация на карточках разная. Задача учеников – заполнить выданную им карточку. Для этого им необходимо выяснить друг у друга нужную информацию, задавая соответствующие вопросы о мистере ИКС. Ученик может задать другому ученику только один вопрос. Игра заканчивается тогда, когда учащиеся собирают всю необходимую информацию для заполнения их карточек.

Игра «Список покупок»

Возрастная категория: 4 класс

Тип игры: коллективная

Ход игры: Учитель выдает ученикам карточки с продуктами, а также список продуктов, которые им необходимо приобрести. Задача учащихся – собрать свою продуктовую корзину в соответствии со списком покупок. Для того, что бы достичь цели, требуется передвигаться по классу в поисках нужных товаров, задавая одноклассникам вопросы по типу: ‘Doyouhaveanybutter?’ / «Не найдется ли у вас масла?». Игра заканчивается, когда все ученики «совершили необходимые им покупки».

Игра с мячом

Цель игры: повторить лексический материал на заданную тему

Задача игры: проверить лексические знания

Возрастная группа: 2- 4 класс

Тип игры: групповая

Мяч – один из самых любимых всеми детьми предметов для игры. На своих уроках в начальной школе я часто использую мяч для повторения изученной лексики. Игра заключается в том, что учитель бросает мяч любому из учеников, называя русское слово, а ребенок в свою очередь должен возвратить учителю мяч, назвав английский эквивалент. Так же можно работать и наоборот, учитель называет английское слово, а ученик русское. Ребята с нетерпением ждут этого этапа урока, хотя он не очень продолжителен. Игра занимает всего несколько минут, но ученики всегда с большим удовольствием принимают в ней участие. Игра требует максимальной концентрации, т.к. дети не знают заранее, какое слово назовет учитель, а главное, к кому полетит мяч. И, пожалуй, одно из самых важных достоинств данной игры – это то, что задействованы абсолютно все дети, как особо активные, так и не очень.

Универсальные игры и приемы на закрепление фонетических навыков:

Игра «Кубики»

Цель игры: повторить буквы и звуки

Задача игры: проверить усвоение фонетических правил

Возрастная группа: 2 класс

Тип игры: групповая

Кубики с гласными и согласными звуками – это давно полюбившаяся мною и моими учениками игра. Она не занимает много времени и вызывает большой интерес у учащихся. Суть игры достаточно проста: на гранях кубиков напечатаны гласные и согласные звуки. Ребенок бросает кубик и называет любое слово, в котором есть этот звук. Для облегчения задачи можно вывести группу слов, содержащих данные звуки в хаотичном порядке на доске. В этом случае, ребенок, которому пока трудно вспомнить слово самостоятельно, может найти нужное слово на доске. Упражнение хорошо тренирует память, а также закрепляет фонетические навыки.

Универсальные игры и приёмы на закрепление и повторение грамматического материала:

Основной задачей и целью грамматических игр является закрепление изученного грамматического материала и его возможность использовать на практике.

Игра «What do you like?»

Цель игры: повторить, как изменяется глагол «do» в зависимости от числа и лица, повторить грамматическую структуру ответов и вопросов, порядок слов в предложении, закрепить навыки диалоговой речи

Задача игры: проверить грамматические знания и закрепить навыки говорения

Возрастная группа: 2 - 3 класс

Тип игры: групповая

Эта игра хорошо тренирует грамматическую структуру: Whatdoessheorhelike? – Sheorhelikes, а так же, внимание и память. Ход игры таков, учитель начинает цепочку с вопроса: Whatdoyoulike? (Можно выбрать любую тему: игрушки, животные, предметы, еда и т. д.) Ученик, к которому адресован вопрос, к примеру, отвечает: Ilikebananas. Затем он задает тот же вопрос соседу по парте, и так далее по цепочке, пока все ребята не зададут вопрос и не дадут ответ. Кстати, последний ученик может задать вопрос учителю, и, таким образом, цепочка замкнется. Затем учитель выбирает любого ученика, и задает классу вопрос: WhatdoesSashalike? Ребята обдумывают, вспоминают, и первый поднявший руку дает ответ. Если ученик отвечает правильно, следующий вопрос учитель задает о нем. Игра продолжается до тех пор, пока дети не ответят, что любят все одноклассники, и, конечно же, учитель. Кстати, дети очень ждут именно конца игры, чтобы сказать, что люблю я.

Применяя данную игру практически на каждом уроке в начальной школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. Учителю необходимо с первого урока отметить, что каждому ученику не следует, отвечая на вопрос, называть больше двух-трех предметов, продуктов и т. д. Во-первых, через некоторое время дети сами забывают, что точно они называли, а во-вторых, ребята, которые угадывают, попросту не запоминают все, что перечислили их товарищи. За каждый правильный ответ, ребята получают звездочки. Во время этой игры дети очень оживляются, сосредотачиваются и проявляют очень большую активность.

2.3 Игры и игровые приемы на завершающих этапах урока.

  1. Что нравится тебе на уроках?
  2. Что не нравится на уроках?
  3. Можешь ли ты учиться лучше?
  4. Что мешает тебе учиться лучше?
  5. Какие действия учителя ты считаешь неправильными? Поставь отметку учителю по 10- балльной системе. Обоснуй её
  6. Поставь себе отметку по 10- балльной системе. Обоснуй её.

Для уроков английского языка эти вопросы могут выглядеть следующим образом:

  1. What do you like and dislike during the lessons?
  2. Could you study better?
  3. What prevent you to study better?/ What do you need to study better?
  4. What do you think your teacher did wrong?
  5. Put the mark to your teacher and give the reasons.
  6. Evaluate yourself and give the reasons.

Чем старше возрастная группа, где применяется данный метод рефлексии, тем сложнее могут становиться вопросы. Для оценки эмоционального состояния учеников рекомендуется применять вопросы, разработанные Е.В. Головкиной. Ниже приведены некоторые из них:

  1. На уроке я работал активно/пассивно

I was active/passive during the lesson.

  1. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

I’ m satisfied/ dissatisfied with my work during the lesson.

  1. Урок мне показался коротким/длинным.

The lesson was short/ long.

  1. За урок я не устал/устал.

After the lesson I feel tired/I’m not tired

  1. Материал урока мне был понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен.

The theme of the lesson seems to me clear, useful, interesting/ hard, useless, boring.

  1. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным, интересным/неинтересным.

It will be easy, interesting/ hard, boring to do my homework.

Периодичность таких опросов может быть разной (каждый день, раз в неделю, раз в месяц). Желательно, чтоб листы были подписаны.

Проанализировав ответы, учитель может зачитать наиболее интересные или оригинальные мысли. Главным в данном случае остается уважительное отношение к мнению учеников, даже если учитель с чем- то не согласен.

3 Анализ результатов применения игровых технологий учителями – предметниками общеобразовательных школ.

Идея внедрения игровых технологий в учебно - воспитательный процесс существует уже несколько десятилетий. На территории всего мира учителями – новаторами предпринимаются попытки исследования эффективности их применения. Как правило, для исследования игровой деятельности в процессе обучения используются следующие методы научно-педагогического исследования:

1. Беседа

2. Интервьюирование

3. Анкетирование

4. Контрольная работа.

Исходя из подобных исследований, можно сделать заключение, что существует две категории учителей:

1. Учителя, которые категорически отказываются применять игровые технологии на своих уроках;

2. Учителя, которые включают в процесс обучения игровые технологии в той или иной степени.

Первая категория учителей-предметников руководствуется в своем выборе тем, что их предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры. Многие из них считают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости их менять, либо же считают, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры, довольно сложно и более приемлемо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.

Однако, обобщение опыта учителей, которые успешно применяют дидактические игры, показал, что использовать игру предпочтительно на этапе проверки и закрепления учебного материала. Использование игровых методов обучения способствует закреплению и улучшению знаний, развитию психологических качеств, воспитанию у учащихся речи, умения правильно и логично излагать свои мысли, развитию умения находить оптимальные решения.

Исходя из своего педагогического опыта, учителя считают, что дети любят играть на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае учитель не прекращает игровой процесс, но делает более жесткими правила игры. Игру нельзя применять в следующих случаях, когда игра не соответствует уровню развития учащихся, то есть даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении. На их взгляд это не соответствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач.

В целом, учителя считают, что игра помогает учащимся развиваться в личностном плане, сотрудничать со сверстниками, выслушивать и принимать мнение других.

Анализ результатов применения игровых технологий учениками, задействованными в эксперименте

Для проверки эффективности использования игр для обучения и воспитания учащихся, выявления этапов их использования были проведены исследования среди самих участников экспериментальных групп.

Анализ ответов дал следующие результаты:

1. Игры на уроках английского языка нравятся всем без исключения.

2. Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

3. Дети больше всего любят групповую или командную форму игр.

4. Для младших классов следует выбирать серию коротких игр, посвященных той или иной тематике, для удержания их внимания, в то время как для учащихся средней и старшей школы может быть выбрана одна игра на весь урок.

5. Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо продумать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы.

6. Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.

7. Если игра имеет четко заданные ориентиры (правила, приз в случае победы), это повышает эффективность ее применения.

3.1 Рекомендации по организации «Игровых уроков».

Анализ работы учителя – предметника и исследование игровой деятельности учащихся на уроках позволили обнаружить негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:

1.Объяснение правил и игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал.

2.Нередко нарушается механизм игры. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путанице, а главное, к сомнительным результатам;

3.После проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок.

4.При проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.

В связи с этим для педагогов, которые применяют игры в учебной деятельности, опытным путем разработаны следующие рекомендации:

1.При выборе игровых форм обучения следует четко для себя определить цель и задачу игры;

2.Игры следует выбирать, исходя из интересов и способностей учеников, следить за тем, чтобы игра соответствовала их уровню владения иностранным языком;

4.Каждому учителю необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности игры, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.

5.Целесообразно перед игрой провести подготовительный этап, на котором учитель обязательно озвучить все правила, а также цель игры. Также на подготовительном этапе следует сделать небольшой обзор пройденного материала для повышения эффективности игры;

6.Необходимо соблюдать все признаки строгости и безотказной требовательности. Игра должна нести учебно – познавательную функцию до своего логического завершения;

7.По окончанию игры ученики должны получить полагающийся им «приз». В качестве «приза» могут быть использованы как материальные предметы (звездочки, смайлики и так далее), так и нематериальные предметы (например, баллы, очки и так далее).

В заключение данной главы подведем некоторые итоги. Одним из главных выводов, исходя из результатов практически – экспериментальной части, является то, что предложенная в работе гипотеза о повышении качества образования через использование игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании английского языка в младшей, средней и старшей школе нашла свое подтверждение в результате наших исследований. Более того, данная работа доказывает, что применение игровых технологий в рамках учебно – воспитательного процесса позволяет повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения излагаемого материала, а также развить и укрепить мотивацию к изучению иностранного языка.











Заключение

Таким образом, использование игровых технологий на уроках английского языка является важным аспектом формирования предметной одаренности учащихся, в частности – коммуникативных навыков. В настоящее время в методической литературе представлено большое количество разнообразных игр, однако в научной литературе существует так же немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа, с использованием игровых технологий, способствовала формированию у учащихся ложных стереотипов. Именно поэтому, используя игровые технологии на уроках, учитель должен учитывать возрастные и умственные особенности учащихся.

При использовании игровых методов в обучении учеников необходима связь игры с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учеников рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.

Независимо от того, насколько динамичен учитель, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не дав им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют хорошо запоминать информацию.

Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы на уроках.

Ценность любой игры как воспитательного средства заключается в том, что, учитель через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, он формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры – таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.













Список использованной литературы

1) Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ [М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд.] – Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2010. – 80 с.

2) Бабанский, Ю.В. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса / Ю.В. Бабанский. – М., 2007. – 198 с.

3) Баранова.Н.В., Гусева С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения английскому языку. Иностранные языки в школе.2001, №4. – 187 с.

4) Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 2008. – 178 с.

5) Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс «Английский в фокусе» для 7 класса. М.:Express Publishing: Просвещение, 2010 г. – 164 с.

6) Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс «Английский в фокусе» для 9 класса. М.:Express Publishing: Просвещение, 2010 г. – 216 с.

7) Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс «Английский в фокусе» для 10 класса. М.:Express Publishing: Просвещение, 2012 г. – 248 с.

8) Винникова, И.В. Игры на развитие психических процессов. Начальная школа – 2002. - № 3. - С. 168 с.

9) Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков / Д.И. Водзинский. – М.: Просвещение, 2004. – 121 с.

10) Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.

11) Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 2005. – 89 с. 12) Давыдов, В.Н. Проблемы развивающегося обучения / В.Н. Давыдов. – М., 2008. – 204 с. 13) Завгородняя, О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки / О.Д. Завгородняя. – М., 2008. – 158 с.

14) Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение, - 1991 г. – 222 с.

15) Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989 г. – 80 с.

16) Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, - 1990 г. – 125 с.

17) Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. - СПб.: «Каро», 2001 г., - 163 с.

18) Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», - 2006. – 192 с.

19) Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти»,, 2005. – 203 с.

20) Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в школе, - №3, 2006 г. – 179 с.

21) О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования: методическое письмо // Иностранные языки в школе. 2004 г. №5. - 196 с.

22) Петричук, И.И. Еще раз об игре – Иностранные языки в школе, 2008 г. № 2. – 185 с.

23) Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2008 г. – 193 с.

24) Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка - М.: АСТ, 2003 г. – 169 с.

25) Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 272 с.

26) Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения. Иностранный язык. – М. Просвещение, 2011. - 144 с.

27) Фридман, Л.М., Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2003. – 297 с.

28) Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка, - №8, 2005 г. – 118 с.

29) Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1991 г. – 304 с.

30) Jill Hadfield ‘Intermediate Grammar Games’. Pearson Education Limited, 2003 – 128 p;

31) Jill Hadfield ‘Elementary Communication Games’. Tomas Nelson and Sons Ltd, 1984 – 97 p;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...

курсовая работа на тему: "Аудирование как средство обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"

Здесь представленаМоя курсовая работа на тему "Аудирование как средство обущения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"...

Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

ИгровыеИгровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения. технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения....

Использование кинезиологических упражнений на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения.

В данной конкурсной работе вы сможете познакомится со здоровьесберегающими технологиями, которые можно использовать на начальном этапе обучения иностранному языку....

Методическая разработка (пособие) «Использование кинезиологических упражнений на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения»

На уроках важно учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Учитель должен стремиться к созданию ...

Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Развитие компетенций субъектов образовательного процесса. Возможности личностно-ориентированного обучения иностранному языку в формировании коммуникативной компетентности и проблемы  его вн...