ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
статья по английскому языку по теме

Калинкин Сергей Михайлович


Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять основное противоречие традиционного обучения, состоящее в недооценке ведущей роли субъектов образования, приоритете знаний над умениями их продуктивного использования, недооценке влияния личностного отношения к выполняемой деятельности на ее результаты. Способом реализации нового типа обучения является личностно-ориентированный подход, направленный на развитие личности учащегося в качестве субъекта учебной деятельности.

Теоретические вопросы, связанные с исследованием феномена личности как субъекта деятельности, были раскрыты в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей. Анализ существующей практики свидетельствует о низком уровне развития субъектности учащихся общеобразовательной школы, а также об отсутствии у большей части педагогов стремления в решении этой задачи, определении и создании средств, позволяющих педагогу в полной мере использовать возможности личностно-ориентированного обучения для развития субъектности учащихся. Таким образом, можно сформулировать основное противоречие между необходимостью развития субъектности учащихся в процессе обучения и недостаточностью разработки этого вопроса в теории и практике общеобразовательной школы, это касается и обучения иностранным языкам. Каждый ученик, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями. [11]



Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ


Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять основное противоречие традиционного обучения, состоящее в недооценке ведущей роли субъектов образования, приоритете знаний над умениями их продуктивного использования, недооценке влияния личностного отношения к выполняемой деятельности на ее результаты. Способом реализации нового типа обучения является личностно-ориентированный подход, направленный на развитие личности учащегося в качестве субъекта учебной деятельности.

Теоретические вопросы, связанные с исследованием феномена личности как субъекта деятельности, были раскрыты в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей. Анализ существующей практики свидетельствует о низком уровне развития субъектности учащихся общеобразовательной школы, а также об отсутствии у большей части педагогов стремления в решении этой задачи, определении и создании средств, позволяющих педагогу в полной мере использовать возможности личностно-ориентированного обучения для развития субъектности учащихся. Таким образом, можно сформулировать основное противоречие между необходимостью развития субъектности учащихся в процессе обучения и недостаточностью разработки этого вопроса в теории и практике общеобразовательной школы, это касается и обучения иностранным языкам. Каждый ученик, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями. [11]

Проблема моего исследования заключается в выявлении совокупности необходимых и достаточных педагогических условий развития субъектности учащихся в процессе личностно значимого обучения иностранному языку, в котором учащийся выявляет особенности организации и усвоения информации и активно участвует в выстраивании учебного процесса. Особенно это важно на начальном этапе обучения иностранному языку, так как именно на первом этапе формируется мотивация, что играет главную роль в формировании субъектности. Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования. [2,с.10] Рамки современного урока, составляющие 45 минут, классно-урочная форма обучения, малое количество часов в неделю иностранного языка в общеобразовательной школе не всегда дают учителю возможность в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход, но результаты этой трудоёмкой работы безусловны. [7;с.1]

Сформулирую кратко основные требования к личностно-ориентированному уроку, изложенные доктором психологических наук, профессором И.С. Якиманской: 

Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения учителем этой цели: 


использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; 


стимулирование учащихся высказыванием, использованию различных способов заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.; 


использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; 


оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения, поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные; 


создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. [10, с.41]

Цель моего исследования - разработать модель развития ребенка как субъекта обучения иностранному языку на уроке, построенном на личностно-ориентированной основе.

Объект исследования: процесс развития субъектности учащихся общеобразовательной школы в процессе личностно-ориентированного обучения на начальном этапе.

Предмет исследования: педагогические условия развития субъектности учащихся общеобразовательной школы в процессе личностно ориентированного обучения.

Задачи исследования: 
1. Выявить теоретические и практические основания личностно ориентированного подхода к обучению иностранному языку как основы развития субъектной позиции школьников. 
2. Уточнить сущность понятия "субъект обучения", критерии и показатели сформированности этой позиции учащегося. 
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности модели развития учащихся как субъектов обучения, построенного на личностно ориентированной основе. 
4. Разработать методические рекомендации по развитию субъектности учащихся общеобразовательной школы в процессе личностно ориентированного обучения. 

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие субъектности учащихся в процессе личностно-ориентированного обучения будет эффективным, если: 
1. учебная деятельность учащихся обеспечивает овладение необходимыми стратегиями разного уровня мыслительной активности; 
2. непрерывность и преемственность в реализации индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения учащихся и способствующих развитию их субъектной позиции; 
3. процесс обучения организован на основе осмысления учащимися их личностных особенностей и проектирования их дальнейшего развития в целях усиления субъектной позиции школьников; 
обучение строится как ценностно-смысловой процесс межсубъектного общения, формой организации которого выступает диалог.

Итак, личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам должен заключаться в учете специально отобранных условий организации урока иностранного языка:

Учёт всех уровней структуры личности ученика; 

Учёт возрастных особенностей ученика; 

Учёт создания обучающей среды; 

Учёт соблюдения условий комфортности в обучении; 

Учёт сформированности у ученика внутренней мотивации к изучению иностранного языка. 

Для выявления особенности отношения школьников к учению на первом этапе была проведена диагностика по изучению уровня тревожности в 5-х классах в экспериментальной и контрольной группах. Основу методики этого эксперимента составлял проекционный метод, в котором применялись картинки тревожности (тест Филипса). Результат показал высокий уровень тревожности, который отрицательно сказывается на процессе обучения иностранному языку:

Ситуация «вызов на уроке» в обеих группах составил 50%;

Ситуация «контрольная работа»- 60%, что выше среднего уровня.


Таким образом, атмосфера занятия должна измениться так, чтобы обеспечивать «ответственную свободу», при которой, с одной стороны, осознается важность соблюдения всех указаний учителя, а с другой стороны, исчезает боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения и вступить в непринужденную беседу. Кроме того, задача преподавателя заключается еще и в том, чтобы найти способ сделать структуру занятия наглядной и обозримой для учащегося в каждый отдельный момент занятия, чтобы урок был логическим единством, подчиненным поставленной цели.

Исследование предполагает три этапа. 
Первый этап (2008-2009гг.) - поисково-теоретическом - изучено состояние проблемы, проанализирована психолого-педагогическая литература, обобщен опыт осуществления эффективных традиционных видов учебной деятельности в направлении формирования субъектных качеств учащихся, осознания значимости учебной работы, выявлены условия (с помощью анкетирования и экспериментов), которые способствуют созданию атмосферы взаимодействия между участниками учебного процесса.
На втором этапе (2009-2010 гг.) запланирована проверка гипотезы посредством разработки модели развития субъектности учащихся на основе личностно-ориентированного обучения, организация сбора фактического материала, оценка и анализ опытно-экспериментальных данных в динамике, разработка методических рекомендации по реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения иностранному языку. 
На третьем этапе (2010-2011 гг.) – заключительном, необходимо проанализировать, обработать, обобщить и обсудить результаты исследования, провести их количественную и качественную обработку, конкретизировать методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения в помощь учителям иностранных языков и методические рекомендации для учащихся для развития самопознания, рефлексии, самооценки, удовлетворенности деятельностью и результативностью в процессе освоения содержания предмета "Иностранный язык". 


Настоящее и будущее нашей школы требует совершенствования процесса обучения и воспитания в соответствии с уровнем и перспективами развития современного общества. Раскрыть индивидуальность, помочь ей развиваться, устояться, проявиться- это должно стать основной и очень ответственной задачей современной школы. Так, по словам М. И. Яковской, учитель должен «не унижать, не выбивать из-под ног уверенность, не глушить плохой отметкой стремление овладеть знаниями».[12,с.7]

ЛИТЕРАТУРА


Алексеев Н.А. Карта экспертной оценки личностно-ориентированного потенциала урока / Н.А. Алексеев // Завуч. – 1998. – № 6. – с.35.


Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. –2001. –№ 9. – с.10.


Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью: памятка // Завуч. – 1999. – № 2. – с.56.


Лаврентьев В.В.   Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев   // Завуч. - 2005.- N1.


Лежнева Н. Учитель в системе личностно-ориентированного обучения: из опыта работы нач. школы / Н.Лежнева // Директор школы. – 2000. – № 9. – с.109.


Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2004. - 128 с. 


Мазуркевич О. В. Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку в 5-х классах/2008.-с.31


Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272 с.


Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования / Л.М. Фридман // Завуч. – 2000. – № 8. – с.77.


Якиманская И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения / И.С. Якиманская, О.Якунина // Директор школы. – 1998. – №3. – с.65.


Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – с.31-42.


Яковская М.И. И быть человеком/ М. И. Яковская.-М: Знание,1980-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе. Обучение лексике.

В данной статье описываются современые приёмы обучения лексике английского языка на начальном этапе....

курсовая работа на тему: "Аудирование как средство обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"

Здесь представленаМоя курсовая работа на тему "Аудирование как средство обущения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"...

Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательной работы при обучении иностранным языкам

Выступление на РМО учителей иностранных языков расскрывает особенности личностно-ориентированного подхода....

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку

В данной статье  приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Развитие компетенций субъектов образовательного процесса. Возможности личностно-ориентированного обучения иностранному языку в формировании коммуникативной компетентности и проблемы  его вн...