Игровая технология при обучении иностранному языку в начальной школе
статья по теме

Афанасьева Анна Сергеевна
Игра- лучший способ запоминания нового материала учащимися начальной школы, а игровая технология-одна из самых эффективных. В данной статье рассмотрено, каким образом можно построить урок с применением этой технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология при обучении английскому  языку в начальной школе

В последнее десятилетие в образовательной сфере России произошли колоссальные изменения, которые коснулись и преподавания иностранных языков в школе. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. И это накладывает большую ответственность на всех учителей, работающих в начальной школе, в том числе и на учителя иностранного языка.

Изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

        Согласно стандартам второго поколения, изучение иностранного языка в начальной школе должно привести к следующим результатам:

 - личностные результаты: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции);

 - Метапредметные результаты: развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка; овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.);

- Предметные результаты: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

        К тому же совершенно очевидным сегодня является формирование у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

        Понимая и принимая во внимание все эти цели, а также учитывая основные тенденции в развитии современной методики обучения иностранным языкам: коммуникативную направленность, активизацию речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения языком как средством общения, повышения мотивации учения, индивидуальный подход к обучаемым и развитие интереса к предмету, - я как учитель задала себе вопросы: чему и как нужно учить детей, какие методы обучения применять, чтобы они соответствовали поставленным целям? Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого и до последнего урока? Как создать атмосферу поиска, творчества и открытий каждый день и на каждом уроке? Как сделать так, чтобы детям было интересно учиться?

        Вопросов много, но ответ был один: надо искать новые формы и методы обучения, использовать современные образовательные технологии. Вот почему я считаю выбранную мною тему актуальной и практически значимой.

        Главной частью учебного процесса является урок. Учебная деятельность учителя и учащихся осуществляется в основном на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по предмету во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической направленностью. Исходя из ФГОС, мы сегодня должны думать не только о том, как дать учащимся определенные знания, как сформировать определенные умения, но и о том, чтобы детям на уроке было интересно, чтобы урок формировал их творческое сознание.  Как построить такой урок?  Для этого необходимо посмотреть на урок ретроспективно, то есть определить место темы в учебном курсе, ведущие понятия темы, четко определить для себя и помочь сформировать учащимся целевую установку урока, спланировать учебный материал, продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Определяя оптимальное содержание урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, необходимо прогнозировать уровень усвоения учащимися знаний, сформированность умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах, выбирать наиболее рациональные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной форм работы на уроке и максимальную самостоятельность в обучении учащихся. Необходимо создать условия успешного обучения учащихся.

Основными типами современного урока являются:

  1. Урок изучения нового материала;
  2. Урок закрепления знаний;
  3. Урок комплексного применения знаний;
  4. Урок обобщения и систематизации знаний;
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Готовя современный урок, учитель должен воплощать современные образовательные идеи:1. Идеи мотивированности обучения: а) когда получается;

б) когда интересно;

в) когда ничто не угрожает.

2. Идею активизации обучения:а) развивается только тот, кто активен;

            б) чем активнее учитель на уроке, тем сложнее такую активность проявить ученикам.

3. Идею индивидуально-личностного подхода: учить диагностично, учить диалогично.

4. Идею рефлексивности обучения: освоение происходит, когда в дело включается направляемая рефлексия.

Одной из технологий, которая позволяет успешно воплощать современные образовательные идеи в преподавании иностранного языка в начальной школе, является игровая технология.

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 1960-х годах. Современный подход к игре базируется на исследованиях по игровой деятельности выдающихся ученых: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д. Ушинский. Он писал о том, что игра, в которой самостоятельно работает «детская душа», есть тоже деятельность ребенка. В.А. Сухомлинский считал, что игра – это «огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». По мнению М.Г. Ермолаевой, к.п.н., доцента кафедры педагогики и андрагогики СПБАППО, «игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом».

Радость растущего ребенка, жизнерадостность, переполненность энергией, бьющие эмоции – отличительные психологические особенности ученика начальной школы. Ребенок стремится придавать игровой характер любой деятельности, даже той, которая требует серьезного отношения. Ученик начальной школы, выполняя то или иное учебное задание, часто переполнен игривостью. Это и следует использовать учителю.Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует  такого самозабвения, как в игре. Школа игры такова, что в ней обучаемый – и ученик, и учитель одновременно.

Думаю, что использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую активность, требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний. Игра полифункциональна, то есть является средством развития и самореализации детей, вовлекает учащихся в творческую деятельность, побуждает к самопознанию и создает условия внутренней активности ребенка.

Важнейшими функциями игры являются:

  1. Эмоциогенная (игра пробуждает интерес, повышает настроение);
  2. Диагностическая (игра раскрывает в детях истинно детское, личностное);
  3. Релаксационная (игра уменьшает физическое, интеллектуальное напряжение);
  4. Компенсаторная (ребенок «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности);
  5. Коммуникативная (игра вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений);
  6. Функция самореализации (процесс игры – это пространство для самореализации);
  7. Социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка);
  8. Терапевтическая (игра может быть использована для коррекции нравственных взаимоотношений, преодоления различных трудностей).

Все это позволяет формировать ключевые компетенции учащегося – ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования (по классификации А.В. Хуторского), обладание которыми составляет компетентность учащегося, а именно компетентностный подход является важным звеном модернизации системы образования, направленным на формирование не только ученика «знающего», но и ученика «умеющего».

Хочу привести примеры игр, которые я использую на уроках английского языка для учащихся младших классов.

Игры для работы с алфавитом

Тайное послание

Это задание хорошо проходит в начале учебного года, когда нужно вспомнить алфавит. Учитель произносит слова clown, apple, teacher. Учащиеся записывают в тетради/на доске только первую букву каждого сова, которое они слышат: С-А-Т.

Волшебная шляпа

Сделайте бумажную шляпу. Положите в нее все буквы алфавита. Ученики вытаскивают по определенному количеству букв. На имеющиеся у них буквы они должны составить слова.

Лексические игры

Данные игры преследуют следующие цели:

 - познакомить учащихся с новыми словами их сочетаниями;

 - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

 - активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

 - развивать речевую реакцию.

Словарные карточки

Ученики по очереди называют все глаголы, которые описывают действия, связанные с рукой, «Хлопать, указывать, писать, носить, рисовать» и т.д. (англ. вариант: clap, curl, snap, point, pound, scratch, stretch, write, pull, push, wave, etc). Потом записывают их большими буквами маркерами разного цвета на отдельных листочках в форме руки. Листочки  приклеиваются на лист ватмана и прикрепляются рядом с доской. Любые лексические поля, не только глаголы, могут получить визуальное сетевое отображение. Например, «словарь компьютерных слов», «словарь повара», «словарь моих игрушек».

MemoryGame

Учитель определяет круг лексики, которую он бы хотел, чтобы ученики запомнили. Например, тема «Страна изучаемого языка». Учитель решает использовать в игре только географические  названия, упомянутые в тексте. Начиная игру, учитель упоминает новое название. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова, которые называли до него. Игра идет по принципу «снежного кома». Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки. Таким же образом можно строить игру на тренировку лексики по любой теме. Здесьвозможныварианты. Например, тема «Покупки». Iwent to the shop to buy some milk. – But I went to the shop to buy some milk and butter. – As for me, I went to the shop to buy some milk, butter and bread, etc.

Илитема «Взоопарке». I went to the zoo and saw a big monkey. – Really? WhenI went to the zoo I saw a big monkey and a tiger, etc.[1]

Для введения новой лексики или закрепления уже ранее изученной можно составлять семантические карты, способствующие осуществлению принципа интеграции знаний в процессе обучения иноязычной лексике. Так, знакомство с новой лексикой по определенной  теме начинается с повторения уже известных слов. Учитель записывает тему в центре доски, например «shopping», и просит учащихся вспомнить слова по данной теме и записать их в тетрадь. Следующим шагом является классификация слов. Опираясь на помощь учащихся в выборе подгрупп, учитель составляет семантическую карту (1 – глаголы, которые являются наиболее употребительными в данной теме, 2 – названия магазинов, где можно сделать те или иные покупки, 3 – прилагательные, которые употребляются для обозначения цены, 4 – люди, которые работают в магазине). После составления карты учитель способен оценить уже имеющиеся знания своих учеников по заданной теме. Исходя из этого, он предлагает учащимся внести в карту новые лексические единицы.

Грамматические игры

Такие игры преследуют следующие цели:

 - научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

 - создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

 - развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Заяц-хваста

Это очень простая игра, нацеленная на отработку Present Perfect. Придумайте 20-30 предложений в настоящем совершенном времени, описывающих действия, которыми можно похвастаться, например: «I’ve eaten lunch with President Putin». «I’ve climbed the Everest».

Один из игроков тянет листик бумаги с утверждением и громко читает его. Задача остальных – по очереди попытаться произнести что-то еще более впечатляющее, не изменяя значимый глагол, например:

P1:I’ve eaten lunch with President Putin.

P2: So what? I’ve eaten lunch with President Obama.

P3: So what? I’ve eaten lunch with an alien.

What is there in the bag?

Учитель приходит в класс, приносит яркий мешочек и с загадочным видом говорит: «Children, Iwasintheshopandboughtmanythings. In fact I bought the things we spoke about yesterday. Now, what is there in the bag? – A tooth-brush».

Учительхвалитотгадавшего, приэтомуточняетответ: Yes, you are right, there is a tooth-brush in the bag. Одновременно на доске появляются заранее приготовленная таблица с новой конструкцией. Игра продолжается, при ответах учащиеся употребляют конструкцию. Постепенно все предметы из мешочка выкладываются на стол.

Таким образом, использование игровой технологии достаточно перспективно на уроках иностранного языка в начальной школе, так как делает более содержательным и более качественным учебно-воспитательным процесс, так как игра включает в активную познавательную деятельность каждого ребенка в отдельности и всех вместе, обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, в процессе которой усваивается до 90% информации; игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, саморазвития для ее участников; игра имеет определенный результат и стимулирует учащихся к достижению цели и осознанию пути достижения цели, что дает возможность развивать регулятивные УУД. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет.Однако это не означает, что обучать нужно только игровым методом. Обучение может быть только тогда эффективным, когда учитель использует различные методы, в зависимости от поставленных целей и задач. Чем разнообразнее методы, чем больше учитель предлагает интересных заданий, которые требуют напряжения сил, тем больше радости получают дети в своем путешествии в страну новых знаний.

Использованная литература

  1. М.Г. Ермолаева. Игра в образовательном процессе. – СПб, Каро, 2008
  2. А.В. Конышева. – Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб, Каро, «Четыре четверти» Минск, 2008
  3. Примерные программы по учебным предметам. – Начальная школа. Ч.2. – М., Просвещение, 2011
  4. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. – СПб, Каро, 2007


[1] А.В. Конышева. – Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб, Каро, «Четыре четверти» Минск, 2008, стр. 96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "применение новых игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе"

данная презентация содержит материал о применении игровых технологий на уроках английского языка...

Игровые технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.

Игры на уроках английского языка в младших классах для развития речевых навыков и умений.Роль игры на уроках английского языка в младших классах для формирования речевых навыков и умений. Индивидуальн...

Игровая технология на уроках иностранного языка в начальной школе

Игровая технология, её применение на уроках английского языка с учетом возрастных особенностей детей начальной школы....

«Новые образовательные технологии при обучении иностранному языку в начальной школе»

Кто  - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – вы...

Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.

Игровые технологии применяются больше  на начальном этапе обучения.Но  также их можно с успехом применять и на среднем этапе....

Статья "Дистанционные технологии в обучении иностранному языку в начальной школе" Автор: Дергунова Е.С

Статья Дергуновой Е.С "Дистанционные технологии в обучении иностранному языку в начальной школе"...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...