Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.
статья по теме

Кравченко Татьяна Николаевна

Игровые технологии применяются больше  на начальном этапе обучения.Но  также их можно с успехом применять и на среднем этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.

         В настоящее время приобретает характер массового увлечения обучение иностранным языкам, особенно распространяется раннее обучение: в начальной школе и даже в дошкольных учреждениях. Между тем вопрос о целесообразности такого шага остается дискуссионным. Напомним не потерявшие значения слова великого русского педагога К.Д.Ушинского: "Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак прежде того, пока будет заметно, что родной пустил глубокие корни в духовную природу дитяти”.

         Психологами было доказано, что игра "оправдывает” переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. Но новый социальный заказ повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения английскому языку в частности. До последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь. В своей работе я рассматривала вопрос, соответствует ли использование игровой методики новым требованиям.

     Обучение английскому языку на начальном этапе направлено мной на воспитание и развитие творческой личности средствами иностранного языка. Процесс практического овладения языком рассматривается как средство общения.

       Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проекта, развивающие коммуникативные – направленные игровые приемы) применяемые на уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют развитию интереса учащихся к предмету.  

В ходе исследований было выяснено, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Задачи, которые ставит учитель для достижения своих целей, должны быть сформулированы с двух позиций: 1) с позиций ребенка - что он должен сделать, чтобы цель была достигнута и 2) с позиций учителя - какой материал должен быть изучен, какие задания должны быть даны ребенку, как должен быть построен учебный процесс, чтобы поставленная цель была достигнута.

      В психологической концепции игровой деятельности игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежит в самом процессе ее осуществления. Игровые технологии на начальном этапе обучения обеспечивают длительный характер усвоения знаний, навыков и умений.

       Учебной мы называем игру, используемую в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.

         Используя игру на учебных занятиях, учитель формирует и развивает у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях.

Важно построить правильно обучение иностранного языка на начальном этапе.

        Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно на начальном этапе) отличают:

- более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминание языкового материала;

- наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения;

- отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке, даже при наличии необходимых навыков;

- сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др.

        Однако необходимо учитывать, что у учащихся начальной школы еще недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая (моторная). Данные виды памяти активизируются с помощью:

ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д.

         Поэтому игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.

Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

          Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста. Это позволяет избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать много) и ограниченным языковым опытом (незнание, как это много выразить малым количеством лексики).

Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет введения сказочных персонажей, использования большого количества ролевых игр.

     Идея поиска какого-то одного, универсального метода, способного решить весь комплекс учебных задач, является утопичной. Необходимо разработать не отдельные методы обучения, но их систему, органически вписав ее в традиционную систему обучения.

Игра не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения в условиях модернизации образования.

Учебная игра должна быть целенаправленной. Необычность формы проведения занятий, ее нешаблонный характер способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету. Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого - обучение языку как средству общения.

          Эффективность игровых ситуаций на начальном этапе обучения иностранному языку обусловлена рядом факторов: возрастными особенностями учащихся, психологическими особенностями игровой деятельности, как важным стимулом для общения. Это дело творчески работающего учителя. Однако следует отметить, что для опытного учителя весьма непросто подобрать такой игровой материал, который носил бы истинно речевой характер, а игровые действия соответствовали бы психолингвистическим особенностям различных видов речевой деятельности.

           Будучи введенной в систему традиционного обучения учебная игра осуществляет несколько функций: мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.

Игра применяется как средство наглядности и как упражнения. Учебные игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом учеников.

Следует заметить, что эффективность формирования и развития интеллектуальных умений по иностранному языку находятся в зависимости от системы учебных игр.

       Нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.

       Некоторые игры, которые могут быть использованы на начальном этапе обучения:

- фонетические игры;

- лексические и грамматические игры.

Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх. Поэтому следует выделить несколько типов коммуникативных игр:

- коммуникативные игры, в основе которых лежит методический прием ранжирования;

- коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся;

- коммуникативные игры, предполагающие группировку или подбор подходящих вариантов;

- коммуникативные игры на поиск пары;

- коммуникативные игры – интервью;

- ролевые игры.

       При обучении на начальном этапе особое место я определяю ролевой игре.

По своей сути игра способствует освоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и происходит не формально, а заинтересованно. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуя развитие интереса не только к игре, но и к самому учебному предмету. Она также дает возможность учащимся оценить себя на фоне других учеников. Игра способствует развитию воображения, умению наблюдать, быстро и точно реагировать на игровую ситуацию.

          Игра имеет две цели:

1. Выполнение реальных действий, связанных с решением конкретных или нестандартных задач;

2. Деятельность носит условный характер, что позволяет отвлечься учащимся от реальных ситуаций, дать волю фантазии, снять барьер страха, получить хорошую отметку (что немало важно для ребенка в начальной школе!).

И, последнее, позволяет не только проявить способность, но и совершенствовать их.

Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому, разнообразие игровых форм на данном этапе очень важно.

Игрово́е обуче́ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. История возникновения

                  Игровые ситуации на уроках английского языка

Как научить говорить на иностранном языке? Говорение как вид речевой деятельности является одним из средств общения. По мнении. Пассова Е. И., «обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроке условий речевого общения нельзя». Как же создать на уроке условия для общения? Хорошим помощником в этом может стать игра, которая является «главным видом упражнения в говорении». (Пассов Е. И.) Играя, учащийся выполняет разные роли, которые он не раз исполнял или наблюдал в жизни. Как отмечает Д. Б. Эльконин, «принятие на себя какой-либо роли, которая имеет определенный диапазон речевых функций, служит мотивом речевой деятельности». Более того, игровая ситуация создает благоприятные условия для общения на языке, которым обучаемый владеет еще плохо.

       Эмоциальность игры (положительные эмоции), спонтанность позволяют включить обучающегося в занятие и дают ему возможность проявить свои лучшие личностные качества в полной мере. Игра позволяет представить даже достаточно трудный материал в привлекательной для учащихся форме. По разнообразию, игровые задания нельзя сравнить ни с какими другими приемами обучения: практически учитель имеет возможность неограниченного выбора, позволяющего максимально индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня и особенностей личности ученика.

Игра дает учителю огромное профессиональное удовлетворение, процесс обучения становится процессом непрерывного творчества. Игра помогает учащемуся по-новому увидеть себя и партнера, а также предмет обучения, поэтому использование игры положительно влияет и на все аспекты учебного процесса.

     Итак, обратимся к конкретным игровым приемам, которые могут использоваться на уроках иностранного языка. На начальном этапе обучения игра значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. По меткому выражению И. А. Зимней, игра является для маленьких учеников «психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения».

     Уже начиная с изучения алфавита, можно использовать игры и игровые приемы. Так, например, при изучении алфавита удачным решением будет игра-эстафета, когда ученики называют буквы по порядку, передавая мяч, если ученик не назвал букву, он выбывает из игры. Такая игра побуждает дух соревнования, позволяет лучше запомнить алфавит и быстрее перейти к обучению чтению.

         При изучении глагола «can» учитель может предложить детям принести игрушки своих любимых животных. Ставится речевая задача: «Злой волшебник заколдовал ваших животных. Чтобы их расколдовать (это игровой мотив) нужно сказать, что они умеют делать (цель данного речевого действия)».

Учитель: «My dog can run»,

1 ученик: «My dog can jump».

2 ученик: «My parrot can fly»  и т. д.

В этом упражнении обеспечивается активность каждого ребенка. При общей задаче и одном речевом образце каждый ученик выражает свою мысль.

Для запоминания лексики можно применять различные игры, например игра «Chainword» («Говорим по цепочке»). Ведущий пишет на доске слово. А участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Каждое слово учащиеся переводят на русский язык.

Как показывает практика, хороший результат дают коммуникативные упражнения на основе рифмовок и стихов. Например, при изучении предлогов следует предложить рифмовки:

Царь сел на трон

На – предлог on

В сумке – апельсин

В – предлог in.

      Рифмовки и подвижные игры приходят на помощь и при работе над произносительной               стороной речи. Активно двигаясь, дети быстрее овладевают необходимыми навыками.  Например, подвижная игра «Calendar». В классе развешиваются цифры от 1 до 7. Семь учеников получают карточки, на которых написаны дни недели. Задача обучающегося встать под той цифрой, которая соответствуют дню недели, обозначенному на карточке. Каждый участник игры называет день недели и его порядковый номер. Слабого ученика можно попросить сложить карточки по порядку после игры. Подобную игру рекомендуется организовать и при изучении месяцев.

         Большой популярностью пользуются игры-соревнования, ролевые игры, учитывающие  способность ребенка к фантазии и перевоплощению, игры с использованием различных видов наглядности. Самыми интересными для детей являются ролевые игры. Для их успешного проведения предлагается лишь общий сюжетный ход, распределяются и намечаются их коммуникативные намерения. А дальше следует саморазвивающийся процесс, открывающий широкие просторы. Однако успешное проведение ролевой игры предполагает четкую подготовку и организацию как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Перед проведением ролевой игры учащиеся должны овладеть словами и выражениями по теме, иметь информационный материал, ориентирующий в игровой проблеме и реквизит, т. е. реальные или условные предметы, над которыми совершаются игровые действия. Например, «На приеме у врача» или «В магазине».

При организации игры «На приеме у врача» учащиеся сначала овладевают лексикой, речевыми образцами и практикуются в употреблении глаголов should и must, строят микродиалоги. Подготовка к проведению ролевой игры также предполагает создание карточек. В карточек раскрывается позиция свойственная данной роли, в ней содержится необходимая информация и включаются опоры на языке. Например:

Карточка1.

1) You feel awful.

2) You have got a headache and a high temperature. Ask the doctor for help.

3) Thank the doctor.

Карточка 2.

1) You are a doctor. Show your interest to the patient.

2) He has a headache and a high temperature. Give him advice.

3) Express your hope for getting well.

Такую же работу учитель может провести и при организации игры «В магазине». Кроме лексики и речевых образцов учащиеся тренируются в употреблении указательных местоимений this/these и that/those. При повторном проведении игр дети могут действовать спонтанно на основе ранее полученных знаний и навыков. Такая игра позволяет учащимся почувствовать себя в ситуации успеха, тем самым повысить мотивацию к изучению английского языка.

       В заключение, можно сделать следующие выводы:

- использование игр обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычно-речевой деятельности, к предмету «ИЯ»;

- значительно облегчает учебный процесс, делает ближе и доступнее детям;

- способствует эффективной отработке языкового программного материала;

- развивает мыслительную деятельность всех участников игры;

-  повышает мотивацию говорения и общий «тонус» урока;

-обеспечивает более полное достижение практического, образовательного, воспитательного и развивающего компонентов цели обучения иностранным языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

презентация "применение новых игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе"

данная презентация содержит материал о применении игровых технологий на уроках английского языка...

Игровые технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.

Игры на уроках английского языка в младших классах для развития речевых навыков и умений.Роль игры на уроках английского языка в младших классах для формирования речевых навыков и умений. Индивидуальн...

Игровая технология при обучении иностранному языку в начальной школе

Игра- лучший способ запоминания нового материала учащимися начальной школы, а игровая технология-одна из самых эффективных. В данной статье рассмотрено, каким образом можно построить урок с применение...

Игровая технология на уроках иностранного языка в начальной школе

Игровая технология, её применение на уроках английского языка с учетом возрастных особенностей детей начальной школы....

«Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе»

laquo;Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе»...

Применение игровых методик на уроках иностранного языка в начальной школе

Применение игровых методик на уроках иностранного языкав начальной школеДеятельность учеников постепенно становится учебной, поэтому педагогу важно знать эффективные игровые методики с целью успешной ...