Влащенко Людмила Николаевна

Сайт воспитателя детского сада

Плохих детей не бывает!

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Работа с детьми по духовно - нравственному воспитанию; работа с семьями воспитанников.

Увлечения: Спорт

Страна: Россия

Регион: Мурманская область

Населенный пункт: город Кандалакша, Мурманская область

Место работы: МБДОУ "Детский сад № 12 "Рыбка" общеразвивающего вида", г. Кандалакша

Звание, ученая степень: "Почетный работник общего образования Российской Федерации"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lumka
Относись к людям так, как бы ты хотел, чтоб люди относились к тебе.
Золотое правило нравственности

Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Влащенко Людмилы Николаевна, воспитателя МБДОУ "Детский сад №12 "Рыбка" общеразвивающено вида", г. Кандалакша.

Портфолио - одна из современных технологий профессионального развития педагога. Его создание позволяет отойти от формального "накопления" материала. Портфолио - это мониторинг педагогической деятельности, описание в фактах всех достижений.  Оно включает ряд документов, формирующих представление окружающих об уровне профессиональной  деятельности педагога.

О себе

Родилась на юге, но уже более тридцати лет живу  на Севере, в Мурманской области, в городе Кандалакша.Здесь замечательная природа: сопки, озёра, северное сияние... и, даже, долгая полярная ночь, никого не пугает.

По профессии - учитель, но уже много лет работаю в дошкольном учреждении. Воспитатель высшей квалификационной категории.  Работа с детьми увлекает, с ними забываешь все невзгоды и постоянно находишься в творческом поиске.

Являюсь общественным инспектором по охране прав детства, стараюсь помочь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Н. Толстой "Анна Каренина", поэзия Марины Цветаевой, Анны Ахматовой.

Роман Л, Н, Толстого имеет мощное идейное содержание. В нём поднимаются вопросы о смысле и цели жизни, о любви, семье и браке, о жизни и смерти. 

Поэты "Серебряного века".  Они внесли "свежее слово", "струю энергиии" в русскую поэзию.

Мой взгляд на мир

Принимай мир таким, какой он есть. Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.

 

Каждый день - подарок неба.

Каждый миг - игра судьбы.

Стань таким, каким ты не был,

Но останься тем, кем был.

         Н. Никольский " От любви к любви"

Мои достижения

Победитель регионального этапа Конкурса "За нравственный подвиг учителя" - 2011г.

Победитель социально - партнёрского проекта "Наследники великой России" (г. Санкт - Петербург) -2011 г.

Участник Рождественских образовательных педагогических Чтений -2011г. (г. Москва)

Победитель Всероссийского Конкурса "Педагог XXI века" - 2014 год.

Почётная грамота Министерства образования и науки Р. Ф.

Звание "Почётный работник общего образования Российской Федерации".

Имею печатные работы -  СПб АППО (Академия Постдипломного Педагогического Образования).

Моё портфолио

Социально-личностное развитие ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, телевидение, интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания ребенка.

Педагоги, психологи, уверены, что именно дошкольное детство является ключевым периодом становления личности и именно в дошкольном возрасте дети особенно восприимчивы к усвоению нравственных норм и требований. Поэтому, духовно-нравственное воспитание дошкольников нужно рассматривать как непрерывный процесс осмысления и усвоения ребенком установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно, поэтому такая работа должна проходить в тесном сотрудничестве с родителями.

Актуальность темы

В нашем дошкольном учреждении, с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей, вопросам воспитания нравственных ценностей у воспитанников уделяется особое внимание. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы в этом направлении. Однако, общероссийская негативная тенденция, связанная с ухудшением нравственного здоровья нации, способствует возникновению проблем в воспитании у детей нравственных норм и в нашем детском саду.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает уделять особое внимание подготовке детей к школьному обучению. А будущие школьники не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманности в поведении и поступках; не всегда способны отличить добро от зла, взять ответственность за свои поступки. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, не имеет проблем в общении с окружающими: он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Это позволило прийти к выводу о целенаправленном и планомерном воспитании у дошкольников нравственных чувств.

А эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребёнком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Цель и задачи

Выбрав тему «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников на основе литературных произведений», мною была определена цель: сохранение и укрепление духовно-нравственного здоровья дошкольников, приобщение их к нравственным ценностям.

Для её достижения поставлены задачи:

•  воспитывать уважение к нравственным нормам и ценностям

•  продолжать учить эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманности в поведении и поступках

•  развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, положительно оценивать проявления гуманистической направленности поведения, объяснять смысл поступков героев произведения

•  ориентировать семьи воспитанников на духовно-нравственное воспитание дошкольников, приобщать к истокам русской народной культуры.

Прогнозируемый результат

•  Усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, неприятие зла

•  Развитие позитивного отношения детей к окружающему миру, другим людям, самому себе

•  Формирование потребности и готовности к совершению положительных поступков

•  Воспитание ответственности за свои дела и поступки

•  Приобщение семей воспитанников к традициям русского семейного уклада.

Основными методами воспитания у детей основ нравственных качеств в младшем и среднем возрасте являлось разнообразное общение и совместная деятельность воспитателя с детьми, чтение художественной литературы, обсуждение событий и поступков, а также организация развивающих практических и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта культуры поведения и сотрудничества в небольшой подгруппе.

Активно использовала фольклорные произведения, так как именно они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Разработала алгоритм работы по теме, подобрала фольклорные произведения, составила перспективный план, разработала серию конспектов непосредственно образовательной деятельности.

В ходе работы решала следующие задачи:

•      способствовать нравственному становлению личности

•      уточнить, расширить знания детей о домашних животных, используя произведения устного народного творчества

•      активизировать речь детей средствами художественной выразитель-ности; раскрыть яркость, образность, меткость, выразительность фольклорных жанров

•      воспитывать любовь к своему народу, к его культуре, искусству.

За основу на данном этапе работы взяла русские народные сказки. Читали сказку, беседовали по содержанию, выясняли нравственную основу. Называли, какие домашние животные «живут» в этой сказке, рассматривали иллюстрации, фотографии, картинки; по мнемотаблицам, мнемодорожкам составляли рассказы о животных, описательные загадки о них. Уточняли, где живут, чем питаются, какую пользу приносят. Затем о каждом животном подбирался и разучивался фольклорный материал: потешки, песенки, дразнилки, смешилки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки. Поскольку домашние животные повторяются из сказки, в сказку, у детей накапливался богатый фольклорный материал. Заучивание нового обязательно происходило после повторения уже знакомого материала. Для закрепления успешно использовала авторские игры. Полученные знания дети закрепляли в самостоятельной художественно-творческой деятельности. С удовольствием инсценировали, драматизировали сказки, потешки.

С 2009 года продолжила расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств у старших дошкольников на основе произведений К.Д.Ушинского из книги «Родное слово». Константин Дмитриевич называет родное слово той «духовной одеждой», в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания.

Мною была поставлена цель: «Введение ребенка-дошкольника в народный язык, в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».

В ходе реализации темы решались следующие задачи:

•      способствовать формированию нравственных чувств

•      помочь детям понять и прочувствовать литературное произведение

•      развивать в детях ту врожденную душевную способность, которую называют «даром слова»

•      познакомить детей с «китами», на которых держится память народа: этнография и этимология.

Содержание воспитательно-образовательной работы данной темы предполагает интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественно-творческая деятельность», «Музыка». Использовала разнообразные формы и методы работы с детьми: рассматривание иллюстраций, фотоматериалов; чтение художественного произведения; этическая беседа; работа со словом; словесные игры; работа с пословицами; художественное творчество; инсценирование.

При работе с детьми основное внимание уделила произведениям из книги К.Д. Ушинского «Родное слово». Она включает в себя: пословицы и поговорки, сказки, стихи, картинки и маленькие рассказы.

ü Русские пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями.

ü Сказки К.Д. Ушинский называет «сердечными верованиями народа», «блестящие попытки русской народной педагогики». «Народная сказка … быстро запечатлевается в памяти дитяти со всеми своими живописными частностями и народными выражениями».

ü Стихи помещены только те, в которых «не искажена мысль, есть картина или проблеск чувства, доступного детям».

ü Картинки предназначены для того, чтобы вызвать беседу. Причем все картинки выполнены в реалистической манере, доступной для детского понимания и не затмевают своею красочностью смысла.

ü Назначение маленьких рассказов в том, «чтобы дитя, прочитав такой коротенький рассказ, могло сразу уловить его содержание и передать его изустно».

Рассказы в «Родном слове» действительно маленькие, легки для понимания детей, но каждый из них наполнен глубоким нравственным содержанием. По мнению К.Д. Ушинского «Влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет детей полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Сухая сенсация нисколько не поможет делу, но ... только повредит ему. Наставления и назидания «вносят только свою долю образования в развитие ума, но могут быть так усвоены умом, что не окажут ни малейшего влияния на сердце и волю дитяти, в которых могут образоваться в то же время задатки, крайне противоположные смыслу моральных сенсаций».

Разработала перспективный план, составила серию конспектов; с детьми заучивали пословицы и поговорки, составляли мнемотаблицы и мнемодорожки, читали рассказы, искали «золотое зерно», заложенное в них, рассуждали, делали выводы, оценивали поступки литературных героев; инсценировали произведения. В конце каждого занятия проводилась художественно-творческая деятельность, где дети выражали свое эмоционально-чувственное отношение к образу литературного героя.

«Главное, на этих занятиях, - отмечает великий педагог, - это внимание к слову. Ведь язык - народ, слово - его душа. Два сообщающихся сосуда: чем полнее душа, тем полнокровнее слово». Недаром К.Д. Ушинский назвал этнографию и этимологию «китами, на которых держится помять народа».

Система мероприятий по данной теме позволила детям не только понять художественное произведение, но и глубоко прочувствовать его; сформировать у дошкольников элементарные этнографические и этимологические понятия. Изучение произведений из книги «Родное слово» приучило детей к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитало интерес к нему. Направленность на формирование нравственных чувств способствовала развитию у детей твердости характера и воли, стойкости, чувства долга.

В ходе работы над методической темой провела семинар, на котором педагоги познакомились с биографией К.Д. Ушинского, его деятельностью, трудами. В течение учебного года показала серию открытых моментов, которые нашли положительный отклик у коллег ДОУ и города.

Понимая, что только при совместном участии с родителями эта работа будет иметь результат, познакомила их с этой темой. Провела родительские собрания («Социальные аспекты формирования личности», «Пути и методы нравственного воспитания в дошкольном возрасте»), круглый стол («Как воспитывали детей наши предки»), подготовила консультации («О воспитании в русской семье», «О душевных силах ребенка», «Доброе слово» и другие). Рекомендовала родителям произведения из книги «Родное слово» К.Д. Ушинского для совместного чтения и обсуждения с детьми дома. После просмотра открытого момента родители отметили, что у детей появился интерес к слову, его происхождению, значению. Кроме того, взрослые обратили внимание на огромный пласт воспитания дошкольника – воспитание духовно-нравственных ценностей, беззаветной, деятельной любви к Родине.

Данный опыт работы «Формирование нравственных чувств дошкольников на основе произведений К.Д. Ушинского» обобщен на итоговом педсовете и рекомендован для использования воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В 2010 году этот материал получил диплом I степени на региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». А также представлен на II этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая инновационная разработка года» (г. Великий Новгород).

По результатам конкурса приняла участие:

- VI Трифоновские образовательные чтения «Духовно-нравственные основы педагогической деятельности» (г. Заполярный).

- Окружной этап ХХ Международных Рождественских чтений «Система образования и церковь: сотрудничество в духовно-нравственном развитии и воспитании детей», г. Санкт-Петербург: выступление из опыта работы «Формирование нравственных чувств дошкольников на основе произведений К.Д. Ушинского» (Статья в сборнике, СПб, 2012).

- Конференция творческой педагогики «Дети России – будущее страны!», г. Санкт-Петербург. Социально-партнёрский проект «Наследники великой России», номинации «Потенциал родного языка. Сила, сокрытая в слове» и «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» (Диплом победителя конкурсного проекта; Благодарственное письмо).

В 2010-12 году в рамках методической темы углубленно работала над созданием методических разработок «Золотые зернышки», цель которых – сохранение и укрепление духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям человечества. Определила задачи:

•      воспитывать уважение к нравственным нормам и правилам

•      учить эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманности в поведении и поступках

•      развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, положительно оценивать проявления гуманистической направленности поведения, объяснять смысл поступков героев произведения

•      ориентировать семьи воспитанников на духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Выделила основные принципы методических разработок:

·     гуманистической направленности

·     научной обоснованности и практической применимости

·     учета индивидуальных и возрастных особенностей детей

·     интегративность и целостности содержания

·     культуросообразности, выраженный в усилении общечеловеческих ценностей и гуманных способов общения и взаимодействия между субъектами образовательного процесса

·     учета требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание методических разработок способствует реализации задач образовательной области «Социализация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования по приобщению дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Методические разработки базируются на интеграции разных видов детской деятельности. Использование в непосредственной образовательной деятельности чтения литературных произведений, художественного слова, наглядных изобразительных средств, музыкального материала создает определенные условия, при которых происходит формирование духовно-нравственных чувств детей.

Содержание данного материала реализуется в ходе проведения различных форм образовательной деятельности: беседы, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, использование аудиозаписей, игры, выставки изобразительных работ, совместные мероприятия с родителями. При организации различных форм детской деятельности используются наглядный, словесный и практический методы.

Структура методических разработок включает пояснительную записку, перспективное планирование занятий для старшей и подготовительной к школе группам, конспекты непосредственно образовательной деятельности детей старшей и подготовительной групп по формированию духовно-нравственных представлений и норм поведения; предусматривает работу с педагогами и родителями воспитанников.

Данный материал рассчитан на две возрастные группы: старшая группа (с 5 до 6 лет) и подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет).

Литературный материал для чтения взят из сборников «Зернышки. Добрые истории для малых ребят». – Рязань: Издательство «Зёрна - Слово». Определила темы бесед: «Любящее сердце», «Настоящая любовь», «Великодушие», «Про мужество и жестокость»; «Великая сила добра», «О предательстве и преданности», «Возлюби ближнего, как самого себя», «Великая сила терпения», «Слушай совесть» и другие. Подобрала иллюстративный и фотоматериал к рассказам, изготовила макет «Солнышко», символы добра - «золотые зернышки», зла - «кляксу».

 

В результате этой работы у детей развились представления о нравственных нормах и ценностях, они научились оценивать и корректировать своё поведение в зависимости от ситуации. Хорошо оперируют такими нравственными понятиями, как «дружба», «любовь», «милосердие», «сопереживание», «великодушие», «доброжелательность» и другие. Дети стали добрее, доброжелательнее – это отмечают, как педагоги, так и родители.

Работа по данной теме велась в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Анализ анкетирования родителей показал: все родители считают духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте актуальным; отмечают, что работу по данному направлению целесообразнее вести и в детском саду, и дома.

На первой встрече обозначили проблемы и наметили пути их решения. В родительском уголке в рубрике «Семейные заповеди» систематически выставлялись консультации по теме, такие как «Уважение в семье», «Будьте примером для детей», «Позвольте детям делать выбор», «Наказывая, не унижай», «Уважение в семье» и другие.

Особый интерес вызвали у родителей «Притчи для взрослых», такие как: «Уважение к матери», «У кого много недостатков», «Глупость», «Грубость», «Бледная зависть», «Хвастовство» и другие.

Провела «Круглый стол» для родителей «Все начинается с любви», на котором подготовленные родители рассказывали о методах воспитания в царской семье, зачитывали цитаты из писем царицы Александры Федоровны; делились опытом воспитания детей в своей семье.

«Круглый стол» «Закаляться добротой» прошел совместно с детьми и родителями. Интерактивное общение позволило организовать дискуссию на тему «Добро и зло»: использовала параллельный комментарий («Ребенок-родитель»); работу в малом круге(«Ребенок-ребенок»), в парах («Ребенок-ребенок»,«Родитель-ребенок»). Дети и родители объясняли значение пословиц о добре и зле, вспоминали притчи. Все вместе пришли к выводу: «Доброта спасет мир». На протяжении всей работы организовывала творческие совместные конкурсы рисунков по пословицам и поговоркам.

На итоговой встрече по теме «Солнышко – золотые зёрнышки» дети продемонстрировали свои знания, родители высказали положительное мнение об открытом моменте и пожелали, чтобы подобная работа была продолжена и в школе.

Методические разработки «Золотые зернышки» в 2011 году были представлены на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»в номинации «Лучшая программа по духовно-нравственному воспитанию».

Имею диплом победителя Всероссийского конкурса" Педагог XXI века" Конкурсная работа "Золотые зёрнышки духовной нравственности старших дошкольников" (июнь, 204 г.).

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников представлен на разных уровнях: мастер-класс для педагогов ДОУ по методическим разработкам «Золотые зернышки», обобщение опыта работы на итоговом педагогическом совете (ДОУ); «Современные подходы к социально-личностному развитию дошкольников» - просмотр открытого момента из цикла «Золотые зернышки» (муниципальный, совещание руководителей МДОУ); семинар-практикум «Педагогические инновации в духовно-нравственном воспитании дошкольников» - выступление из опыта работы «Воспитание у детей добрых чувств к родным и близким на основе литературных произведений»; VII Трифоновские Образовательные чтения «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания» - выступление из опыта работы «Особенности формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников» (региональный, г. Заполярный; октябрь); «Система образования и церковь: сотрудничество в духовно-нравственном развитии и воспитании детей» (федеральный, Межрегиональные Знаменские Образовательные чтения, г.Санкт-Петербург); XX Международные Рождественские Образовательные чтения «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства» (федеральный, г. Москва).

Имею печатные работы:

- статья «Духовно-нравственные качества, как основа патриотизма у дошкольников» – в сборнике «Всероссийская научно-практическая конференция «VII Трифоновские образовательные чтения. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания» (Министерство образования и науки Мурманской области, Мурманская и Мончегорская епархия, 2012)

- статья «Формирование нравственных чувств дошкольников на основе произведений К.Д. Ушинского» – в сборнике «Межрегиональные Знаменские образовательные чтения» (СПб АППО, 2012)

- статья «Золотые зёрнышки духовной нравственности» –в сборнике «Стратегии и практики духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся в образовательном учреждении» (СПб АППО, 2012).

Моя работа по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников неоднократно освещалась в СМИ: в муниципальной газете «Нива», в областных изданиях: «Комсомольская Правда», «Православная газета».

Формирую у дошкольников активную жизненную позицию.

В 2009-2011 учебных годах мои воспитанники являлись экскурсоводами в мини-музее «Поморская изба», созданного на базе ДОУ. Дети вели экскурсии для воспитанников других детских садов и учащихся школ города. Знакомили гостей с предметами быта, укладом жизни поморов, рассказывали об их труде и отдыхе. Работа в «Школе экскурсоводов» способствовала хорошей социализации дошкольников; у детей обогатилась речь, расширился словарный запас, появился познавательный интерес, уточнились, углубились знания о поморах.

В течение трёх лет (2009-2012гг.) совместно с воспитанниками активно сотрудничаем с Всероссийской увлекательно-познавательной газетой-журналом «Добрята» (издательство ООО «Твердыня»). Являюсь ведущей странички «Школы будущего первоклассника». В мае 2012 года получили благодарственное письмо от главного редактора(Т.В. Горчакова)  этого журнала за участие в реализации инновационной программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» и активное участие в акции: «Делами добра украсим мир». Рисунки, рассказы, фотографии детей регулярно публикуются на страницах этого издания. Я и мои воспитанники - участники Всероссийских проектов: «Мы строим добрый мир» и «Дети для детей». Все ребята имеют благодарственные письма, похвальные грамоты и сертификаты участников.

Мои воспитанники принимают активное участие в детских творческих конкурсах:

- в VII Международном конкурсе детских рисунков: «Красота Божьего мира 2011». Работа Вагановой Дарьи по рассказу из сборника «Золотые зёрнышки» заняла первое место в региональном этапе своей возрастной категории и направлена в Москву для участия во втором этапе.

- во Всероссийском детском творческом конкурсе « Святые заступники Руси». Конкурс посвящён Кириллу и Мефодию, первоучителям Славянским. Для самых маленьких была объявлена номинация «Путешествие Азбуки на Русь». Все участники получили Грамоты благотворительного фонда Серафима Саровского (г. Москва).

В настоящее время работаю по методической теме «Знакомство с бытом коренного населения Кольского полуострова как одно из направлений социального развития дошкольников».

                      Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Когда я прочла, что ДОМ – в переводе со старославянского означает «Добро – Он – Мыслит», я решила в рамках методической темы реализовать образовательный  проект с таким названием. Перевод этого слова говорит сам за себя: если «ДОМ» - это Добро – Он – Мыслит, значит -   добрые мысли, добрые чувства, добрые взаимоотношения, добрые поступки – закладываются именно дома, в семье.

Работа по проекту «ДОМ» направлена на то, чтобы познакомить детей с нравственными законами добра. Может показаться, что для детей 4- 5 лет задача сложная. Но следует вспомнить, что личность человека формируется до 4-х лет. А в полной мере личность проявляется в старости. Что  заложили до 4-х лет, то и будет развиваться.

Над проектом работаю второй год. На первом этапе познакомила детей с мини – музеем - поморской комнатой, которая находится у нас в детском саду. Все предметы, собранные в поморской комнате настоящие, у детей они вызывают огромный интерес и особое настроение: «Можно потрогать? Можно поносить, можно надеть, обуть… – это звучит на каждом занятие, - Можно!». Дети познают  мир старины не словесно, а  путём его  действенного познания. Дети относятся к предметам бережно, может потому, что попадают в обстановку их далеких предков.

В этом году я начала рассказывать детям сказки о том, как появились предметы быта. Сказки авторские, сочиняем их сами. Это сказки под общим названием «Добро – Он – Мыслит». Он – хозяин дома всегда думает о добром  для всей семьи. Действие нравственного закона  в семье зависит, прежде всего, от отца семейства. Поэтому первая серия сказок посвящена именно заботе хозяина о хозяйке. Закладывется фундамент семейной жизни через доброту и благодарность. Вот главная задача, которую я хочу донести до детей.

Всё, что делает хозяин – для хозяйки: ухват, чтобы руки не обжигала, коромысло, что б не согнувшись, воду несла, а павой плыла,  зыбку, что б не вскакивала ночью к младенцу, а могла отдохнуть – всё продиктовано заботой и любовью.

Второй моей задачей было показать детям, как слово живое рождается и имеет смысл: рукомойник – руки моет; самовар – сам варит; лежанка от слова – лежать, ухват – хватает, зыбка – зыбает, качается, то есть слова живой речи. Может возникнуть вопрос, зачем детям вся эта архарика: горшки, ухваты. Хочется напомнить, что этнография и этимология это «киты», на которых держится память народа. Хочешь уничтожить народ, уничтожь язык. И мы сейчас видим этому подтверждение. Сказки воспитывают, а не развлекают. Они учат: надо заботиться, только это приносит истинную радость. Чтобы дети увидели это радение, даю им смысловую канву по сказке:  одна нить - забота хозяина,  другая -  благодарность хозяйки; одна нить - название предмета другая - почему так называтся..       

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Даный опыт был представлен на разных уровнях:

Победитель областногомарафона педагогического опыта"Дети в современном мире: социализация и безопасность" (Мурманск, 2014г.), ;

Диплом I степени Всероссийского конкурса "ИКТ в образовательном прострарстве ДОУ" . Образовательный проект "ДОМ: Добро - Он - Мыслит" (май, 2114 г.);

Диплом III степени Всероссийского конкурса "Мастер мультимедийных технологий". Слайд - фильм "домик на окраине";

Диплом I степени Всероссийского конкурса "Применяем инновационные технологии в ДОУ". Презентация занятия "Знакомство детей с предметами поморского быта" (июнь, 2014 г.);

диплом II степени Всероссийского конкурса "Традиционные и инновационные методы обучения на занятиях в ДОУ, ДО 2013-2014 учебного года" (август, 2014 г.).

 

Мои публикации:
Воспитательная работа
Материалы для родителей
Региональный компонент
Добавить грамоту в портфолио