Путешествие в старину
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Влащенко Людмила Николаевна

Занятие знакомит детей  с жизнью их предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_starinu_sr_gr.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в старину

Задачи: формировать знания детей о жизни людей в старину, продолжать знакомить детей с предметами поморского быта, активизировать словарный запас, воспитывать интерес к жизни своих предков.

 Ход занятия

Воспитатель:

1ч. В избу проходите, на кота посмотрите, всё, что нового узнали, Баюну расскажите, да не забудьте похвалить его, знаете, как он это любит.

( Дети читают потешки, дразнилки).

Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл,

 Калачи на печи, как огонь горячи,

Прянички пекутся, коту в лапы не даются!

Как у нашего кота шубка очень хороша!

Как у котика усы, удивительной красы.

Зубки белые, а глазки – смелые!

Стучит, бренчит на улице, Фома едет на курице,

Тимошка на кошке, по прямой дорожке!

А та-та, а та-та, вышла кошка за кота,

За молоденького, за хорошенького,

За кота Котовича, за Петра Петровича!

- Кот язычком умывается, лапкой вытирается, спросить что-то хочет (кот что-то шепчет воспитателю на ушко).

- Ребята, Баюн говорит, что очень вы его позабавили, рассмешили, но ему спать пора, на лежанку очень хочется, там тепло и уютно. А Хозяюшка придёт, что – то интересное вам расскажет. (Кот уходит на лежанку).

2ч. – Что-то долго хозяюшки нет. Подойдите, да в окошко загляните, может, идёт уже? (В это время воспитатель накидывает на плечи платок и повязывает фартук).

- А вот и я, заждались, наверное? А как жили люди в старину, узнать хотите? Тогда слушайте. (Подходит к макету Терского берега).

Рассказывание побасенки «Дом»

 -В старину люди селились по берегу моря. Вот поморами и назывались (выделить интонационно).  Посмотрите, как по берегу моря деревеньки стоят (показывает на макет). В деревеньках поморы живут.

Почему деревенька?

- Она из домиков деревянных, потому и деревенька.

Дома деревянные, да с глазками, так поморы окна называли.

Глазки – окна всегда на море смотрели.

Было у дома крылечко – крылышко.

На крылечко ступи, да в дом заходи, Гостюшкой будешь.

А дома все друг друга ласково называли: батюшка да матушка, Танюшка да Колюшка.

3ч. Словесная игра «Назови своё имя».

 (Дети по очереди называют своё имя ласково).

4ч. – А в доме у поморов всегда светло и тепло.

(Хозяюшка подходит к печи рассказывает  и показывает)

 - В любой дом поморский заходи, печь стоит посреди избы, как лебёдушка белая.

Она и согреет в студёную погоду, она и накормит.

Мастеровые люди – печники клали печи из кирпича и глины, потом белили.

Вот и стояла она как лебёдушка, а около неё тёпленько, да вкусненько.

Тепло то известно от чего, от дров.

Их в топку закладывали, они жарко горели.

Что б жар не уходил, заслонкой топку закрывали (огонь заслоняли).

А угли помешать, кочерга была.

Она вместе с ухватом, которым горшки горячие из печки хватать, в подтопке лежала.

Где подтопок?

Под топкой, конечно.

5ч. Самостоятельная деятельность детей: дети рассматривают печку, кладут дрова в топку, кочергой мешают, ухватом горшок  из печи достают. Воспитатель побуждает детей  называть правильно предметы поморского быта.

6ч. (Хозяйка подходит к макету с карбасом)

- Все поморы – мастеровые люди были. Посмотрите, какие себе лодки деревянные сами мастерили. А назывались эти лодки – карбасы. На карбасах ловить рыбу в море ходили. А ловили её сетями, называли их – завесками. А на море-то погода всякая бывает, а то и шторм поднимется, да волна высокая – так забояться можно. Вот и ходили в море не боязливые, а бесстрашные, значит, у которых не быль страха к волне высокой.

А женщины, старики, да дети  дома оставались, всё хозяйство на них: и обед сготовить, и постирать, и избу убрать. А поморы чистоту любили: пол всегда вымыт, а посуду начистят, хоть смотрись, как в зеркало.

А как все дела сделают, соберутся в одной избе, свечи зажгут, хороводы водят, песни поют.  Хотите послушать?

 (Слушание «Хор Варзуги»). Хозяюшка предлагать вместе поводить хоровод.

7ч.- Расшумелись мы, Ванюшку разбудили. Ребята, покачайте его в зыбке, да колыбельную спойте.

 Дети поют колыбельную:

 Котя, котенька, коток,

Приди, котя, ночевать

И Ванюшку покачать.

( Воспитатель снимает с себя фартук и платок и обращается к детям).

 - Какие молодцы, уложили Ванюшку. Вон и кот Баюн лапкой по лежанке скребёт, слышит, что вы его зовёте, сейчас сам зыбку покачает, а нам пора в детский сад возвращаться.

(Дети с воспитателем прощаются с котом Баюном и уходят из поморской комнаты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа

Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...

Путешествие в старину или история одной пуговицы.

В этой статье рассказывается о том, как я начала работать над проектом "Волшебные пуговицы"....

Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"

Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...

Путешествие в старину "В гости к бабушке Любавушке"

Занятие направлено на изучение старинной избы и предметы быта на Руси....

Развлечение "Путешествие в старину глубокую".

Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в старину"

Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками.Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.Закрепить приемы лепки.Воспи...

Конспек занятия "Путешествие в старину"

Театрализованная игра с элементами спотивно- музыкального досуга....