конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Колыданова Галина Алексеевна

Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , уважительное отношение к обычаям и духовной культуре русского народа, создавая эмоционально- положительную основу для  нравственного воспитания; формировать выразительность, интонационную точность речи, развивая творческое воображение; познание целостности народных традиций, расширение кругозора детей о знании фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_starinu.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

                                ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД № 1888

         Конспект занятия   в подготовительной группе        

                                  «Путешествие в старину»

                                                             Воспитатель: Колыданова Г.А.

                                                                             Москва

                                                                              2013 г.

Цель:                                                                                                                                                                                     Вызвать и закрепить интерес  к истории и национальным традициям России.

Задачи:                                                                                                                                                                     Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , уважительное отношение к обычаям и духовной культуре русского народа, создавая эмоционально- положительную основу для  нравственного воспитания; формировать выразительность, интонационную точность речи, развивая творческое воображение; познание целостности народных традиций, расширение кругозора детей о знании фольклора.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ночь, мороз, сверкают звезды

С высоты небес, весь в снегу,

Как в горностаях, дремлет тихий лес.

Широко раскинув ветви в шубе снеговой,

Посреди поляны елка ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную лунный луч упал,

И огнями лед кристаллов в ветвях заиграл.

Ясной звездочкой на елке светится слеза…

Наступает день великий-

Праздник Рождества!

В старину говорили, что накануне Рождества зима  нечистую силу  с вьюгами и метелями  из-под лесных коряг  выпускает. Собирается та на свои последние  посиделки.

Выбегает Бабка - Ёжка ( поет частушки):

1.Шла лесною стороной,

Увязался черт за мной.

Плюнула на плешь ему

И послала к Лешему.

2.Самый вредный из людей-

Это сказочник-злодей.

Вот уж врун искусный…

Жаль, что он невкусный.

3.Ой, сегодня, не вчера

Приехали святые вечера.

Развеселые святки-

Хороводы и колядки.

Дети: Что такое – Святки?

Воспитатель: Вы не знаете, ребятки?

Что ж придется рассказать .

И, конечно, рассказать.

Святки- это новогодние празднества, которые длились  две недели и отмечались нашими предками. Подготовка к ним шла заранее. Подыскивали избу, убирали, украшали, мастерили маски и костюмы для ряженых. Самым веселым на Святках  было колядование  или колядки. Дети и молодежь обходили дома, славили хозяев, а за это просили пирогов да сладостей всяких.

1 -ребенок: Коляда-моляда!

                     Ты на двор пришла,

                      По снежному полю

                       Гулять на просторе.

2-ребенок:Мы млады колядовщики,

                         Забежали на широкий двор.

                 Пришли прославлять-

        Хозяев величать!

Воспитатель: так славили хозяев , а затем просили пирога.

3- ребенок: Дайте нам коровку, мазану головку.

                      Денежку с орлом да копеечку с копьем!

 Воспитатель: А еще грозили, так, на всякий случай.

4- ребенок: Кто не даст пирога- уведем корову за рога.

                                                                                                      Кто не даст ветчины- поколотим чугуны.

Воспитатель: Если хозяева ничего не давали или жадничали, то колядовщики дразнили их.

5- ребенок: Ой, ты хозяин богатый, гребешь деньги лопатой.

Сидишь на скамейке, считаешь копейки!

Нос крючком! Вот тебе снега ком!

Воспитатель: Но, ребята, такое бывало очень редко. Праздничное настроение, желание жить лучше делало всех добрыми, гостеприимными и щедрыми. После получения подарков, колядовщики благодарили хозяев и уходили.

Дети: Спасибо, добрый хозяин!

             Подал пирога – в поле хлеба сполна.

             Спасибо, хозяюшка!

            Тебе в квашне гуща, а на столе куча!

Воспитатель: После веселого обхода всех домов, колядовщики съедали все угощение, а потом пели песни и частушки.

Дети исполняют частушки:

1-ребенок:                                                                                                                                                                             Эй, девчата-хохотушки,                                                                                                                                                     запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

2-ребенок

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в нашем зале                                                                                                                                           Половицы лопнут?

3- ребенок

Я плясала в две ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулась я назад-

Сапоги мои лежат.

4- ребенок

На окошке два цветочка:

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Все дети:

Мы пропели вам частушки,                                                                                                                                      хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

 Чтобы нам похлопали.

Воспитатель:  Так святки продолжались  до крещения. Но не было  Святок без гадания. Гадание- это опасная игра с нечистой силой. Гаданием занимались в основном девушки. А на Крещение гадали на воде.  Крещение – это праздник в честь Крещения  Иисуса Христа в водах священной реки Иордан.  В этот день  главным является освящение воды в церкви и проруби на реке. В глубокую миску наливали воду и заговаривали, а затем несли на улицу и ставили на скамейку, а утром смотрели, что случилось.

Лед застыл ровнешенько - будет жизнь прямёшенькой.

Лед поднимается буграми - и горе, и счастье будет с вами.

Лед вымерз лункой- год будет с щербинкой.

А теперь, ребята, поиграем в водную викторину.

«Водная викторина»

  1. Назовите все океаны( Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый);
  2. Назовите все «цветные» моря(Белое, Черное, Желтое, Красное);
  3. Самое глубокое  озеро мира(Байкал);
  4. Самая длинная река России(Волга)

Воспитатель: Вот, дети и закончилось наше путешествие в старину, где мы узнали много интересного .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...