Путешествие в старину или история одной пуговицы.
статья (старшая группа) по теме

Ракова Фаина Кирилловна

В этой статье рассказывается о том, как я начала работать над проектом "Волшебные пуговицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_starinu_ili_istoriya_odnoy_pugovicy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в старину или история одной пуговицы.

Все началось с обычной  пуговицы, которую мальчик Артем нашел на полу. Она была большая, красная и блестящая. Обратившись ко мне, он сказал, что у кого-то оторвалась пуговица и нужно ее пришить. Но у всех детей пуговицы оказались на месте, а хозяин так и не нашелся. Тогда  дети стали высказывать предположения о том, чья она может быть и откуда взялась в детском саду.  Опросив  своих родителей и выяснив, что никто из них ничего не терял, дети задумались. Тогда я предложила ребятам узнать, где  используются пуговицы, как используются, чтобы понять, как и с каким предметом она попала в детский сад.
    Так и возник проект, который мы назвали «Волшебные пуговицы».
    Раньше детей  не интересовал вопрос: а кто придумал пуговицу, и каким образом она появилась на нашей одежде? Мы попытались заглянуть  за ширму истории, чтобы получить ответ. И вот что мы узнали…
Первобытные люди вместо застежек пользовались рыбьими косточками и деревянными палочками. Пуговицы производство им еще было неведомо. Потом появились прообразы пуговицы – просверленные куски дерева, камушки, которые продевались через дырочки-петли.
Древним грекам и римлянам застежками служили фибулы, которые делали из бронзы. Они были похожи на современные английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаками богатства, и знатности. Их делали также из золота и украшали драгоценными камнями.
В XII веке появились застежки из кожи, металла и кости. Их носила исключительно знать. Простые люди завязывали одежду веревочками. *Пуговицы производство* им еще было неведомо.
В средневековье появилась застежка на пуговицы. А эпоха Возрождения подняла изготовление пуговиц до уровня ювелирного искусства. Постепенно пуговица упрощается, теряет такую значимость и становится обыкновенной частью одежды, так называемой, фурнитурой. Ее начинают делать из меди, олова, кости, тесьмы.
Шведский инженер Гидеон Сенбека в конце XIX века изобрел застежку «молния», которая сейчас очень популярна и во многих позициях потеснила пуговицу.
В настоящее время «изготовление пуговиц» поставлено на промышленную основу. Материалом для их изготовления служит пластмасса, металл, древесина, стекло, кость, перламутр. Наиболее распространены пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями. Их пришивают к мужским рубашкам, костюмам, пальто. Существуют еще фирменные пуговицы со знаками отличия. Их пришивают к форменной одежде военных, железнодорожников,летчиков.
Ассортимент пуговиц огромен. Такое разнообразие пуговиц можно объяснить тем, что пуговица служит не только для застегивания одежды, но и одновременно является ее украшением. Многие компании занимаются не только дизайном и изготовлением пуговиц, но и реализацией своей продукции, продавая потребителям пуговицы оптом.
 Пуговица, будучи существенной деталью одежды - женской, мужской, детской, униформенной, - соответствовала эстетическим претензиям общества и социальному заказу. Если представить себе производство пуговиц в виде некоей планеты, то значительную ее часть будут занимать пуговицы для военных мундиров и форменных костюмов. Такие изделия изготавливались в основном из металла, для их производства всегда применялся штамп с той или иной символикой. Именно этот вид пуговичного "моря" является наиболее познавательным, очень точно увязанным с историческими событиями и государственным устройством разных стран. Их датировка всегда помогала историкам и искусствоведам не только в изучении костюма, но и в определении судеб многих известных людей, чьи портреты или фотографии сохранились до нашего времени. Зная место службы военного человека или государственного чиновника, можно по архивным документам установить его имя, а затем и некоторые периоды его жизни.
    Вся эта история про пуговицу, ее появление, производство в разные времена весьма поучительна, развивает познавательный интерес, интерес к истории государства  Российского и не только, любознательность у детей, способствует развитию мышления, поисковых способностей, что очень хорошо для дальнейшего обучения в школе.  И, чтобы продолжить подготовку к школе, мы стали использовать пуговицы как дидактический материал для развития мелкой моторики рук, что тоже очень важно. Используя песочную терапию, дети, выбирая пуговицы из песка, выкладывали узоры на ламинированных картинках, дополняя эти узоры песочными. Кроме этого стали использовать пуговичную мозаику из разных видов пуговиц, как крупных, так и мелких. Использовали в работе «пришивание пуговиц» тесьмой, попутно ознакомившись с разными видами пришивания и историей костюма повседневного, нарядного, форменного( например: дети узнали, что пуговицы на рукавах форменной одежды появились по указу Петра 1 для того, чтобы солдаты не вытирали нос рукавом или рот после еды).

     Также, продолжая развивать познавательный интерес детей, создали коллекции разных видов пуговиц, познакомились с филобутонистикой (коллекционированием пуговиц) и сделали выставку «История пуговицы». Пуговки  стали использовать для украшения рамок для фотографий, поделок, изготовления бус и браслетов и многих других вещей, учились создавать модели одежды для кукол и подбирать к ним разную фурнитуру.
    Вот так самая обычная пуговица, которую нашел мальчик Артем, стала началом проекта, который растянулся на 3 года. Очень много нового и поучительного узнали дети. А сколько еще их ждет открытий? Но об этом дальше…..

     …..А хозяин пуговицы все же нашелся. Им оказался игрушечный клоун Антошка, которому она служила носом. Вот так!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование во второй младшей группе по теме "История одной пуговицы"

Календарное планирование во второй младшей группе по теме "История одной пуговицы"...

Методическая разработка музейно-педагогического занятия: История одного предмета: «Путешествие в прошлое утюга»

Пояснительная записка  Из цикла занятий: « История одного предмета»Для детей 6-7 лет.Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей вокруг данной темы. ...

"Музей одной пуговицы"

Итоговое мероприятие с родителями и детьми по коллекционированию пуговиц....

Путешествие по реке времени "История одной ложки"

В данном материале будет идти речь о происхождении ложки. Дети пустятся в увлекательное путешествие,  где окажуться на станции Древность, узнают чем люди заменяли ложку до ее возникновения, следу...

Экскурсия «Как жили в старину», посвященная истории родного города

Программные задачи:развивать потребности в сохранении и укреплении здоровья;формировать представления о том, как жили  на Руси в старину наши предки;дать представления о традиционной русской пище...

Картотека ссылок - «История одного шедевра» ( истории создания картин художниками )

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФОП ДО)21.5.1. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:1) приобщение к ис...

Волшебный Санкт Петербург или история одного путешествия! (сценарий квест-игры)

Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста, подготовлен к Дню рождения города, с использованием ПДД ( в рамках программы)....