Мещерякова Валентина Ивановна
сайт педагога дополнительного образования
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: информационные технологии, история и методология науки, культура и искусство, режиссура культурно-массовых мероприятий, а также проблемы формирования мотивации познавательной деятельности школьников
Увлечения: экологическое кино и анимация, путешествия, увлекаюсь живописью, поэзией, пишу песни и ставлю спектакли, ищу в Чарышской тайге тайное племя и собираю с правнуком модель парусника "Седов". Деньги на это трачу тоже увлечённо. Что-то ещё? ... Ах да, сад!
Регион: Алтайский край
Населенный пункт: Барнаул
Место работы: КГБУ ДО "Алтайский краевой детский экологический центр"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/meshcheryakova-valentina
О себе
Мещерякова Валентина Ивановна
(10.10.1965 г.)
.
. Миллениум. Мне 35.
Образование:
1982 г. - закончила среднюю общеобразовательную школу № 133 города Тбилиси Грузинской Советской Социалистической Республики. Педагоги Глазова Мария Григорьевна (начальная школа), Чакветадзе Мадлена Александровна (классный руководитель и учитель русского языка и литературы).
Дополнительно: музыкальное образование (незаконченное) по классу фортепиано - педагог Богданова Любовь Михайловна.
Также занималась в театральном коллективе школы (1978-80 гг.). Руководитель театрального коллектива Балла Игорь Иванович, Заслуженный артист Грузинской ССР.
Аттестат о среднем образовании Ц № 346208, выдан 26 июня 1982 г.
Высшее образование:
1.Горно-Алтайский государственный педагогический институт (1982-1987 г.), квалификация УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ХИМИИ. Диплом НВ № 357848 /Регистрационный номер 314 / Выдан 1 июля 1987 г./
Дополнительно: Факультет общественных профессий, специальность фотодело, педагог Шодоев Анатолий Иванович. Удостоверение/ Регистрационный номер 78 / Выдан 1 июля 1987 г./
2.Алтайский государственный университет (2008-2014 г.), квалификация ИСКУССТВОВЕД. Дипломная работа "Драматургия живописных полотен алтайского художника И.С. Хайрулинова", научный руководитель Тамара Михайловна Степанская, доктор искусствоведения, профессор.
Диплом специалиста 102224 0569345 \ Регистрационный номер 099 / Выдан 11 июля 2014 г./
1989-2008 гг. - опыт работы учителем биологии и химии в средних общеобразовательных школах Алтайского края (Солтонский район, г. Барнаул, г. Новоалтайск).
с 2008 года - педагог дополнительного образования Алтайского краевого детского экологического центра.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Всегда № 1 - А.М. Волков "Волшебник Изумрудного города". Это первая прочитанная мною самостоятельно в детстве книга, но для меня она до сих пор не теряет очарования и актуальности. Считаю, что для воспитания решительного эколога это лучшая книга, а для юного эколога-исследователя - книга В. Брауна "Настольная книга исследователя природы. Как сделать мир природы своей лабораторией".
Далее: Пу Сун-Лин "Рассказы Ляо Чжая о чудесах", Ф. Саккетти "Новеллы", и все лучшие книги Библиотеки приключений и фантастики! "Приключениям барона Мюнхаузена" Э. Распе - моё особое почтение!
Из сказок Г.Х. Андерсена - "Русалочка" (и с тем же названием мультипликационный фильм советских времён), хороши также русские былины про богатырей и грузинские сказки...
Сказы о народных мастерах - удивительно красивые и умные книги - "Уральские сказы" П. Бажова и "Зелёная пиала" А. Александровой и М. Туберовского. Самое нужное и полезное в первых книгах - понять КАК и ЗАЧЕМ общаются люди.
Для постарше: "Трактат о шестиугольных снежинках" И. Кеплера - закладывает основы научного миропонимания и преклонения перед непостижимой красотой природы. Б.А. Воронцов-Вельяминов "Очерки о вселенной" - любимейшая, "до дыр зачитанная" книга, также книга о календаре Я.И. Шура "Когда?", "Занимательная математика" и все другие книги цикла "Занимательных..." Я.И. Перельмана - читать, читать непременно!
Много, много замечательных книг встречается в жизни! Это драгоценные друзья мои!
Но, всё же, основа моего внутреннего мира заложена в семье, воспитанием в молоканской общине Православных духовных христиан. Главная книга - БИБЛИЯ.
Сегодня читаю: "Антологию даосской философии" в издании В.В. Малявина и Б.Б. Виногродского , стихи Михаила Лермонтова, "Дневники и письма" Ильбека Хайрулинова, "Фотографирование живой природы" К. Престона-Мэфема и, разумеется, "Гарри Поттера" Д. Роулинг! С удовольствием перечитываю разную детскую литературу, в своё время, по разным причинам мною прочитанную или нет - очень нравится делать открытия в том, что казалось, давно понятно. Хочу сказать вам, обратите внимание на "Великие арканы Таро" В. Шмакова...
С наслаждением люблю рассказывать и показывать всем дивную книгу-альбом "Палитра горных сказов", написанную, нарисованную и изданную жителями г. Змеиногорска, детьми и взрослыми. Вот уж, поистине книга, о которой должны знать все.
Июль 2014 г. - Во время эколого-этнографической экспедиции Алтайского краевого детского экологического центра.
На фото: группа учащихся во время экскурсии в окрестностях Колыванского озера (Саввушихинского) и занятие с учащимися по книге змеиногорских авторов "Палитра горных сказов".

Мой взгляд на мир
... постоянно развивается.
Конечно, помимо самообразования, общения... и прочего... очень помогают специализированные курсы повышения квалификации. Поскольку область интересов и педагогической деятельности находится у меня как в сфере технической (фото и кино, анимация, компьютерные технологии), так и гуманитарной (педагогика. философия, искусствоведение), то вполне объясним выбор курсов. За межаттестационный период с 2010 по 2015 гг. имею:
1.Удостоверение (Регистрационный номер 2454 от 29 декабря 2012 г.) о краткосрочном повышении квалификации в ИДО ФГБОУ ВПО "Алтайская государственная педагогическая академия" по теме: "Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий" в объёме 144 ч.
2.Свидетельство обучения на подготовительных курсах КГБОУ СПО АККК по специализации "Фото и видеотворчество" сроком обучения, в соответствии с учебным планом подготовительных курсов 10 дней (19-29 июля 2013 г.) и Свидетельство участника Краевого семинара руководителей фотообъединений учреждений дополнительного образования детей с 30 сентября - 1 октября 2013 г. (12 ч.).
Данные курсы, как и ранее, в 2007-2008 году, пройденная в АКИПКРО стажировка по теме "Создание образовательных видеоматериалов" на базе АКИПКРО, стали принципиально важными шагами в процессе разработки мною Дополнительной общеразвивающей программы "Фото. Кино. Экология", расчитанной на три года обучения обучающимся от 13 до 15 лет и в настоящее время проходящей апробацию на базе Алтайского краевого детского экологического центра.
Уверена, что взгляд на мир не только у ученика, но и у учителя, прежде всего, может и должен расширяться при непосредственном практическом взаимодействии, и в предметной сфере, и в логической, и в смысловой! Не случайно приоритетной для меня стала тема одной из курсовых переподготовок: "Методика формирования практических умений и навыков при обучении биологии" (АКИПКРО, 1996 г.). Эта тенденция все годы профессиональной деятельности сохраняется, наполняется конкретными делами. И, таким образом, накапливается личный опыт.
Что говорят об этом другие?
Отзыв на открытое занятие по экологии в серии "Библиотечных занятий 2009-2010 уч. года"
Одна из самых дорогих наград - признание родителями и детьми. И, хотя здесь год 2013, понятно. что такое на самом деле нарабатывается годами! Спасибо моим детям за доверие.
Когда развитие заметно не только себе, любимой, коллеги и профессиональное сообщество доверяют больше: давать оценку другим, быть в составе жюри, писать рецензии и отзывы... Это большая ответственность, а значит, - считаю я, - стимулирует к внутренней самодисциплине и дальнейшему росту!
В рамках аттестации: учебный год 2009-2010-й, 2011-2012-й, ...
... 2013-2014-й год:
Официальные Благодарственные письма... ну, да, наверное это замечательно. Но так предсказуемы, и, со временем, не волнуют как прежде - не замечали?! А бывают минуты искренней и непредсказуемой благодарности, как говорят, от всего сердца. Вот и у меня такое было.
Мечтала я об одной книге - "Сказы об Алтае", очень нужна она мне была в работе, - искала, хотела купить, да вот, оказалась она "непокупная", то есть выпущена была очень ограниченным тиражом и передавалась лишь в дар "За особо большие заслуги", да ещё весь тираж был распределён по библиотекам края... А в библиотеке надолго не возьмёшь... и другим ведь почитать хочется. И, представляете, в конце учебного года, в Молодёжной библиотеке им. Н. Островского (№ 15 Городской централизованной библиотечной сети г. Барнаула), где я проводила цикл библиотечных занятий по экологии, сотрудники библиотеки решили мне подарок сделать - на память. Выносят книгу. Бог мой, да это же моя вожделенная книга! Подписали коллективом дарственную на форзаце. Храню эту книгу как дорогую память! Вот такие случаи иногда со мною происходят.

Мои достижения
Самое главное профессиональное достижение - это искренние признания бывших учеников в том, что мои знания и опыт помогают им в жизни. Я открыта для общения.
Личное достижение: смогла вовремя "оторваться" от родителей, сама выстроила свою жизнь, вырастила умелого и благодарного сына. Я научилась быть счастливой и при этом не мешаю другим. Это награда от Бога.
А награда от людей - значимые для меня события, на память о которых имею свидетельства (сертификаты):
1996 г. - Удостоверение Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (Регистрационный номер 2665 от 7 декабря 1996 г.) о выполнении учебного плана (108 ч.) и защите курсовой работы "Методика формирования практических умений и навыков при обучении биологии".
1997 г. - возможность обучения на очно-заочных курсах по специальности "Экология" при Краевом экологическом центре учащихся - организовала их методист Ленинского РОНО г. Барнаула Сбитнева Зоя Геннадьевна; По окончании их я получила Удостоверение (Регистрационный номер 29 от 10 июня 1997 г.) очно-заочных курсов по экологии (230 ч.) с рекомендацией "Преподавание дисциплины "Экология"" в среднем учебном заведении". Также мною защищена курсовая работа "Проблема взаимовлияния сознания и эволюции биосферы в работах русских учёных второй половины 20 века".
В 2007-2008 году (с октября 2007 по июнь 2008 гг.) по личному заявлению прошла дополнительное (на платной основе) обучение в области "Создание образовательных видеоматериалов: организационно-педагогический аспект" в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования в форме стажировки (144 ч.). Тема стажировки: "Учебная экологическая тропа: содержание и методика организации познавательной деятельности школьников" . Выполнен полный технический цикл работ по созданию фильма "Учебная экологическая тропа: ..." и обсуждение его рабочего варианта.
Все курсовые темы продолжены и подтверждены практическими наработками с детьми в школе - см. Электронное портфолио. Мы славно поработали и, вот, нас немножко заметили - как приятно! Грамоты остались на память:
1998 г. Почётная грамота Комитета администрации Алтайского края по образованию за добросовестный труд, успешную работу по обучению и воспитанию учащихся. Председатель комитета Г.П. Зырянов.
2014 г. Почётная грамота Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края за высокий профессионализм, многолетний добросовестный труд, успешную работу по дополнительному образованию детей. Заместитель Губернатора Алтайского края , начальник Главного управления Ю.Н. Денисов.
Имею так же разного уровня грамоты и благодарности:
1997 г. - Почётная грамота Отдела образования администрации Ленинского района г. Барнаул за творческий труд, активное участие в организации методической работы в районе и высокие результаты в обучении учащихся;
2000 г. - Грамота ЦДЮТ Ленинского района г. Барнаула за активное участие во всех делах студии "Лёгкий штрих";
2009 г. - Благодарственное письмо Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края за активное участие в Межрегиональном экологическом фестивале "Чистая Объ и её притоки;"
2009 г. - Благодарственное письмо Алтайского краевого общественного экологического движения "Начни с дома своего" за активное участие в работе ХII Детской межрегиональной экологической экспедиции, проводимой в рамках общественного проекта "Начни с дома своего";
2009 г. - Благодарственное письмо Государственного природного заповедника "Тигирекский" за участие в творческом конкурсе "Мифы и легенды Тигирека", посвящённом 10-летию заповедника "Тигирекский";
2010 г. - Благодарность Краевого государственного обоазовательного учреждения среднего профессионального образования "Барнаульский государственный педагогический колледж" за методическую помощь в организации и проведении экологического марафона "Обская мозаика", проведённого студентами Отделения начальных классов с дополнительной подготовкой в области естественнонаучных дисциплин на базе МОУ "СОШ № 49 г. Барнаул";
2010 г. - Благодарность Городской юношеской библиотеки им. Н. Островского ЦБС г. Барнаула за проведение цикла занятий по экологии для детей начальной школы - читатетей библиотеки;
2010 г. - Благодарственное письмо Алтайской государственной академии культуры и искусств за большой вклад в дело воспитания подрастающего поколения, за жизненный и профессиональный опыт, неравнодушие и целеустремлённость, проявленные в ходе организации и проведения художественной выставки "Экология. Традиции. Творчество";
2012 г. - Благодарственное письмо Администрации г. Новоалтайска за активную жизненную позицию, взаимопонимание, личный вклад в решение социальнозначимых для городского сообщества вопросов и активное участие в мероприятиях, посвящённых 70-летию г. Новоалтайска;
2013 г. - Благодарственное письмо /номинация "Социальное партнёрство"/ Администрации МБОУ "Лицей № 129 г. Барнаула" за плодотворное сотрудничество!;
2013 г. - Благодарность за организацию и активное участие в работе круглого стола на тему "Учебно-исследовательская работа учащихся в Лебедином заказнике". директор Алтайского краевого детского экологического центра И.Н. Марискин. 16 апреля 2013 г.
2013 г. - Благодарственное письмо Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая за участие в музейной программе "Экология - Музей - Культура" в рамках Международной акции "Музейная ночь" 18 мая 2013 г., посвящённой "Году охраны окружающей среды в России";
2013 г. - Диплом I степени Межрегионального фотоконкурса "Живая природа Алтая" в номинации "Документальное кино" (в соавторстве коллектива авторов КГБОУ ДОД "Алтайский краевой детский экологический центр") за видеоработу "Лебеди зимуют на Алтае";2014 г. - Благодарность КГБОУ ДОД "Алтайский краевой детский экологический центр" за активное участие и достигнутые высокие результаты в краевом конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию детей, обучающихся в системе дополнительного образования, посвящённом Году охраны окружающей среды;
2014 г. - С фильмом "Лебеди зимуют на Алтае" участвовали во Всероссийском экологическом кинофестивале "Меридиан надежды"
2014 г. - Благодарственное письмо Управления Алтайского края по культуре и архивному делу за партнёрские отношения и личный вклад в организацию и проведение международной акции "Музейная ночь - 2014" в Алтайском крае.
2014 г. - Диплом Международного профессионального очного конкурса педагогов-художников "Палитра методических идей" /Санкт-Петербург 21-23 апреля 2014 г./ за участие в номинации "Методическая продукция" с проектом "Приключения на экологической тропе", а также Сертификат на публикацию авторского материала на портале Международного сетевого образовательного журнала для педагогов-художников www.art-teacher.ru - статья "Учитель и ученики";
С 2008 по 2014 г. - За более чем пять лет работы в Алтайском краевом детском экологическом центре оформились и развились мои наработки в рамках темы самообразования по формированию методической папки и медиатеки "Учебной экологической тропы", а также пополнению единой базы фото и видеоматериалов АКДЭЦ. Много сделано для организации работы выставочного зала Экос-2, - прежде всего, это сама идея организации такого зала, разработка методических рекомендаций и авторских проектов, непосредственно реализованных на базе АКДЭЦ, творческие встречи, художественные выставки, каталоги выставок с включением фото-видеоматериалов, статьи в газетах и на сайте Экологического центра. Несколько лет отведено разработке и апробации дополнительной образовательной программы "Фото.Кино.Экология", что в совокупности принесло хорошие результаты. Моя работа в АКДЭЦ обрела системность, стала звеном общей работы коллектива Экологического центра. "Благодарность за активное участие и достигнутые высокие результаты в Краевом конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию детей, обучающихся в системе дополнительного образования, посвящённом Году окружающей среды" за подписью директора КГБОУ ДОД "Алтайский краевой детский экологический центр" И.Н. Марискина /Приказ № 685 от 04.02.2014 г./ - это своеобразное подведение итогов межаттестационного периода и трамплин для новых достижений.

Моё портфолио
Быть убедительной в работе с детьми мне помогают мои собственные достижения, я стремлюсь участвовать в конкурсах разного направления и уровня.
Краевой поэтический конкурс в 2011 году запомнился выступлением на сцене Алтайского государственного университета, призовым дипломом за 3 место и печатью моих стихов в сборнике "Преемственность поколений"и на сайте университета.
Дни молодёжной науки -2012 года на Алтае принесли два призовых места в НПК - для меня успешным оказалось участие в Межвузовской научно-практической конференции.
2013 год принёс успех в Международной акции "Ночь музеев" и в Конкурсе экологического фото и кино.
2014 год - вновь победа: по конкурсу на участие в Международной акции "Ночь музеев" прошла моя работа "Живая книга" - презентация на стихи из сборника "Художники, которых я люблю" (автор В.Мещерякова, Барнаул 2004 г.), также меня пригласили лично провести встречу со зрителями в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. А участие в апреле 2014 г. в Международном очном конкурсе "Палитра методических идей" в Санкт-Петербурге принесло Диплом и печать авторских материалов на портале сетевого образовательного журнала педагогов-художников.
Эти годы с 2010-го по 2015-й (то есть последний межаттестационный период) отличились и возвращением к исследовательской работе с учащимися. Далее, в рубрике "Организация исследовательской и научно-практической деятельности" материал будет изложен подробнее.
Оценка ученику - это оценка учителю. Наука, искусство, спорт... чем бы в дальнейшем ни занимался человек, важно вовремя воспитать в нём чувство достоинства, дать почувствовать ситуацию успеха, окрылить.Возможность вместе с детьми преодолеть инерцию, страх, неуверенностьпри подготовке к конкурсам для школьников - это шанс и своему собственному развитию. Учителю важно научиться побеждать вместе с детьми, ведь мы одна команда!
2013 год. На фото Владимир Яшнов, учащийся 8 класса МБОУ "Сибирская СОШ", обучающийся АКДЭЦ (второй год обучения, педагог В.И. Мещерякова). Тема его работы: "Обережная сила орнамента". Это исследование на стыке наук - экологии, этнографии, истории, искуссвоведения. Такие интегрированные работы позволяют использовать широчайший диапазон возможностей, они интересны, актуальны и дают, как правило. практический результат, пусть и небольшой в начале пути, но тот самый результат, из которого потом вырастает самостоятельный интерес детей к большой науке.