Самообразование учителя

Борисова Анна Александровна

Как организовать работу по теме самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_raz_o_samoobrazovanii.docx106.57 КБ

Предварительный просмотр:

Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя

Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.

А. Дистервег

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога

Этап

Название

Содержание, особенности

1-й  этап

Выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией .

Направлениями самообразования могут быть:

  1. Профессиональное;
  2. психолого-педагогическое;
  3. психологическое;
  4. методическое;
  5. информационно-компьютерные технологии;
  6. здоровьесбережение;
  7. Правовое и т.д.

2-й  этап

Выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.

  1. «Интерактивные методики на уроке химии и биологии»;
  2.  «Технология проектного метода обучения»;
  3. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»;
  4. «ИКТ на уроке __________»;
  5. «Здоровьесберегающие технологии»;
  6. «Портфолио учителя и учащихся»;
  7. «Формирование информационной компетентности на уроках»;
  8. «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
  9. «Работа с одаренными детьми»;
  10. «Дифференцированное обучение».

3-й  этап

Формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

  1. повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  2. изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  3. изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  4. совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

4-й  этап

Определение круга источников информации

Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

  1. телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  2. материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях;
  3. платные курсы;
  4. семинары и конференции;
  5. мастер-классы;
  6. мероприятия по обмену опытом;
  7. экскурсии,  выставки, музеи, концерты;
  8. курсы повышения квалификации;
  9. уроки коллег и т.д.

5-й  этап

Выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

6-й  этап

Составление плана самообразования

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

 В плане указываются:

  1. название темы;
  2. цели;
  3. задачи;
  4. предполагаемый результат;
  5. этапы работы;
  6. сроки выполнения каждого этапа;
  7. действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  8. способ демонстрации результата проделанной работы;
  9. форма отчета по проделанной работе.

7-й  этап

Определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Примеры результатов:

  1. повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  2. разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  3. разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  4. доклады, выступления;
  5. разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  6. разработка пакета тестового материала в электронном виде.

8-й  этап

Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета

Формами отчетных работ могут быть:

  1. обобщение опыта;
  2. доклад;
  3. сбор и анализ отчетной документации;
  4. презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.


 

Комментарии

Федосова Галина Александровна

Спасибо, Анна Александровна, за ценную консультацию. Работа по самообразованию, если ведется не для отчетности, приносит огромные плоды. В результате такой работы появляются справочные материалы, алгоритмы, схемы, работа учителя ведется организованно и полезна не только для него, но и для коллег. Я уже третий год выбираю темы, связанные с внедрением в учебный процесс ИК-технологий. С удовольствием поделюсь своими наработками.