Морщакова Татьяна Николаевна

сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: инновационные методы в образовании

Увлечения: чтение книг и садоводство

Страна: Россия

Регион: Пензенская область

Населенный пункт: с. Вишневое, Тамалинского района

Место работы: МОУ СОШ села Вишневое

Звание, ученая степень: учитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/morshchakova
Тот, кто не желает учиться, никогда не станет настоящим человеком
Хосе Марти

О себе

 

             Р е з ю м е

imageimage                 Морщакова Татьяна Николаевна

 

 

              Домашний адрес :442910  Пензенская область  Тамалинский район село Вишнёвое

улица Крылова  дом 18

телефон :841-69-345-94

50 лет.

                 Педагогический стаж 29 лет       

 

 

 

Образование:  

  1978-1982 гг.            - Пензенский педагогический институт имени 

                                       В.Г.Белинского.

                                      Курсы повышения квалификации при  Пензенском 

                                      ИПК и ПРО:                                       

1995г.,2000г.,              «Актуальные вопросы теории и методики преподавания

                                       русского языка и литературы»

 2002г.,2006г.            «Методика преподавания русского языка и литературы»

                                     «Новые информационные технологии в образовании»

2011г.                           Курсы повышения квалификации при Пензенском

                                      ИПК и ПРО.

                                     «Образовательные стандарты по русскому языку и           

                                      литературе»

 

 Опыт работы: 

 

1982-1983гг.                        – учитель русского языка и литературы Степной

                                                 основной школы Тамалинского района

                                                 Пензенской области.

 

 

1983-по настоящее время   – учитель русского языка и литературы

                                                 МОУ СОШ села Вишнёвое  Тамалинского                                                                                  

                                                 района Пензенской области.

 

 

Достижения:                  -  нагрудный знак «Почётный работник общего

                                                 образования Российской Федерации».                                                      

.

Мой взгляд на мир

 

Основная цель воспитания школьника – это социализация, т.е. включение его в общество, формирование человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, тем социальным условиям, в которых он будет жить и работать.

По мнению ученых, процесс социализации имеет такие стадии:

- адаптация (ощущения себя частью народа, страны, края, семьи);

- индивидуализация (осознание себя личностью, открытие путей сознания, саморазвитие);

- интеграция (желание «вписаться» в контекст современного общества, развивать навыки общения.)

Перспективные цели воспитательной работы с классом признаю следующие:

1. Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника.

2. Создание благоприятных условий для формирования его личности.

3. Осуществление необходимых коррективов в системе воспитания и обучения ученика.

4. Создание благоприятной микросреды и комфортного психологического климата в классе.

5. Координация всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности ребенка.

6. Создание классного коллектива, как воспитывающей среды, которая способна обеспечить социализацию каждого ребенка.

7. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности школьников для вовлечения их в общественно-ценностные отношения.

Я считаю, что классный час по-прежнему остается основной формой воспитательной работы в школе. Он включается в школьное расписание и дает возможность классному преподавателю еженедельно в течение часа общаться с детьми, решать организационные и воспитательные задачи. Формы классных часов нужно разнообразить: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция, презентация.

Я согласна с теми учеными, которые считают, что классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний  воспитанников. Предметом классного часа может быть информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений. Классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.

Направляющая функция класса предусматривает организационную деятельность воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.

Формирующая функция проявляется в выработке  у учеников навыков обдумывания и оценке своих поступков и самих  себя, помогает вести диалог, выстраивать аргументацию, отстаивать собственное мнение.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Тематика классных часов разнообразна. Классные часы могут посвящаться:

  • - морально-этическим проблемам,
  • - проблемам науки и познания,
  • - эстетическим проблемам,
  • - вопросам государства и права,
  • - вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни,
  • - психологическим проблемам,
  • - проблемам экологии,
  • - общешкольным проблемам.

В связи с этим нельзя не согласиться с известным ученым О.С.Газманом, который считал, что механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности. Развитию способностей, в создании условий для жизненного самоопределения школьников. При планировании своей работы я пользуюсь целевыми программами, разработанными этим ученым: учение, общение, досуг, образ жизни, здоровье.

Воспитание без цели не бывает, т. к. характеристиками этого процесса являются целесообразность, целенаправленность. Каждый классный руководитель выбирает ту из целей, которая является для него приоритетом в работе с данным классом. На выбор целевых ориентиров оказывает огромнее влияние не только мнение классного руководителя, но и родителей, самих учащихся.

Еще Макаренко говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный страх и риск, на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей. И там, где воспитатели не соединены в коллектив, не имеют единого плана, единого подхода к ребенку, там не может быть никакого  воспитательного процесса.

Поэтому важной частью работы классного руководителя является работа с родителями. Задачи взаимодействия классного руководителя с родителями следующие:

1.ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса,

2. психолого-педагогическое просвещение,

3. вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,

4. корректировка воспитания в семьях отдельных детей,

5. взаимодействие с общественными организациями, родительским комитетом класса и школы.

Таким образом, классный руководитель должен стремиться сделать родителей своими единомышленниками и соратниками.

Я считаю установление контактов с родителями началом всех начал. Поэтому классный воспитатель должен обладать большой психологической «гибкостью» и интуицией. Первое родительское собрание в учебном году провожу как организационное. На нем сообщаю о задачах, которые ставлю перед классом на данный учебный год, о задачах и целях школы. Советуюсь с родителями, какие они хотели бы вопросы обсудить на родительских собраниях, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно. Избирается родительский комитет. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, чтобы оно было интересно родителям и они были активны. Поэтому часто использую результаты анкетирования детей или предлагаю родителям анкету. Благодаря таким анкетам ярче представляется проблема для обсуждения. Я считаю, что беседовать лучше за «круглым столом», не стоит спорить и задевать «больные струны» родителей. Не сравниваю детей, об отстающих и недисциплинированных детях говорю лично с их родителями. В конце собрания принимается решение или рекомендации родителям виде памятки.

Очень деликатным делом является посещение детей на дому. Не менее деликатна и индивидуальная работа с родителями. Ведь в корректировке воспитательного влияния на ребенка нуждаются не только так называемые неблагополучные семьи, но и множество самых обычных семей, внешне благополучных. Здесь можно выделить варианты намечающегося неблагополучия:

1.семья однодетная может сформировать и избалованное дитя, и одинокого, неуверенного в себе человека;

2. В семье многодетной могут быть не только дружные дети, но и педагогически запущенные, с асоциальным  поведением;

3. семья с низким материальным обеспечением может стать фактором неблагополучия детей, если использует их в качестве добытчиков материальных благ;

4. в семье неполной не достает материнского или отцовского влияния;

5.семьи с повышенной конфликтностью между членами семьи могут стать фактором ухода ребенка из-под влияния семьи,

6. семьи с жестоким обращением с детьми порождают жестоких детей;

7. в семьях, где заботятся только о материальном благополучии, создается ситуация, сказывающаяся на нравственном развитии детей.

Характер взаимодействия классного руководителя с родителями должен быть дифференцированным. Это не только родительские собрания, индивидуальные консультации, но и участие родителей в школьных мероприятиях, общественном патрулировании родителей и учителей в вечернее время. Скорректировать эту деятельность помогает классному руководителю родительский комитет. Основными направлениями деятельности родительского комитета являются:

1. создание банка данных родительских ресурсов;

2. организация совместных дел родителей и детей;

3. распространение лучшего опыта семейного воспитания;

4. создание и сохранение традиций детско-взрослого сообщества.

Родительский комитет организует хозяйственно-бытовую помощь классу, экскурсии, походы. А это тоже действенные средства воспитания. Обычные походы сплачивают коллектив, способствуют развитию самостоятельности и сдерживает эгоизм, учат нести ответственность за общее дело, учат бережному отношению к родной природе.

Экскурсионная работа - совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи. Экскурсии углубляют кругозор учащихся, воспитывают любовь к Отечеству, интерес к прошлому, способствуют развитию эстетического начала в человеке, сплочению классного коллектива. Я начинаю с экскурсий по родному селу на тему «Самое красивое место нашего села». Дети сами называют «адреса» таких экскурсий. Для меня важна инициативность детей.   

С ней связан уровень функционирования ученического самоуправления в классе. Я представляю схему самоуправления такой

Общее классное собрание

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Актив класса

Командир класса

Сектор «Учеба и дисциплина»

Сектор «Порядок»

Сектор «Досуг»

Сектор «Физкультура и спорт»

        

 

 

Задачи ученического самоуправления:

1. стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя (5-7 кл.);

2.формирование классного  коллектива, анализ результативности работы актива;

3. поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий (8-11 кл.),

4. включенность в деятельность школьных органов самоуправления;

5. воспитание ответственности за порученное дело.

Чтобы были благоприятные условия в классном коллективе, нужно не только организовать самоуправление в классе, но и вести  индивидуальную работу с каждым учеником. Эта работа требует изучения

  1. мира интересов ребенка,
  2. основных личностных достижений,
  3. главных проблем в развитии,

а также форм и способов педагогической поддержки ребенка. Постоянное сотрудничество с учителями-предметниками дает возможность классному руководителю индивидуальную работу с ребенком сделать более плодотворной.

 

Отражением взгляда классного руководителя на воспитательную работу с классом является план работы классного руководителя. Это инструмент самоорганизации педагога и план анализа работы с классом. О результатах воспитательной работы в классе сужу по активности в общественной жизни школы, по качеству знаний по предметам, по сплоченности во время соревновательных мероприятий, по наличию или отсутствию конфликтных ситуаций в классном коллективе. 

 

 

 

 

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Вишневое Тамалинского района Пензенской области

 

 

imageimageЭССЕ:
«Мой взгляд на воспитание»

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

Классный руководитель   Морщакова Т.Н.

 

 

.

Моё портфолио

 

«Верный способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик,

его характер – прислушаться к тому, как он говорит.»

Д.С. Лихачёв.

 «Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами;

 другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.»

А.С.Пушкин.

Добавить грамоту в портфолио