Конспект урока по творчеству А.А. Фета
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stih-ya_feta.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся на примере одного стихотворения с особенностями поэтического мышления А.А. Фета;
  2. Развивать навыки анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания;
  3. Воспитывать внимательного и вдумчивого читателя.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Всего лишь один урок мы имеем для знакомства с творчеством А.А.Фета в 9 классе, больше времени на это у нас будет в 10 классе. Мой сегодняшний рассказ о нем будет кратким. На долю Фета выпало не мало испытаний: целых 13 лет он отдал ненавистной  службы в армии, потому что офицерский чин в то время давал потомственное дворянство. Это был единственный для него путь вернуть имя отца-дворянина (Фет был призван незаконнорожденным). За свою мечту Фет платил ненаписанными стихами, лишен литературной среды (до армии Фет уже печатался). Но Фет добивается своего: он становится и богат, и сановен, имеет поэтический успех.  Хотя современники относятся к нему по-разному. Одни от него отвернулись (Н.Некрасов, И.Тургенев и др.), так как в поэзии ценили способность откликаться на больные вопросы времени. А поэтическая позиция Фета в этом отношении была бескомпромиссна. Фет в поэзии никогда не демонстрировал своей гражданской позиции. Другая часть современников ценила его творчество и ставила его имя в один ряд с именем А.С.Пушкина.

Больше об А.А.Фете – поэте и человеке вам расскажут его стихи, если вы будете внимательно вслушиваться в каждый их звук. У вас есть сегодня такая возможность. Предлагаю послушать запись романса на стихи А.А.Фета в исполнении Аллы Баяновой. (Звучит романса «Я тебе ничего не скажу»)

Почему это стихотворение положено на музыку?

В своем ответе вы назвали признаки жанра этого произведения. Запишем определение его.

Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горечью, посвященное любовным мотивам или содержащее размышление о жизни, людях.

Это стихотворение лирическое, он посвящено каким-то любовным переживаниям.

Эта форма стихотворения. Посмотрим, соответствует ли она содержанию. Для этого перечитаем стихотворение по строфам. Читаем 1 строфу. Какое у вас возникло ощущение?

Тревоги, волнения. Это из-за внутренних переживаний, о которых лирический герой не хочет даже намекнуть.

Как удалось поэту передать это? (Обратите внимание на морфологический строй этой строфы).

В 3-х строчках из 4-х этой строфы есть глаголы с «не», а в одной строчке нет глагола, но есть «молча». Здесь много коротких слов: местоимений, союзов, частиц. Поэтому нам и пришлось читать отрывисто и напряженно.

За счет чего же возникает музыкальность? Это трудный вопрос. Вам поможет ответить на него такое задание: Выпишите из каждой строки ударные гласные звуки. Что у вас получилось?

 А Э О У – во всех четырех строчках такой порядок: от открытости к закрытости.

Да, звуковые средства выразительности работают на музыкальность. А кроме них -  музыкальных размер, выбранный автором произведения. Определите его.

Это анапест с перекрестной рифмой и мужскими удобрениями. Но анапест обычно стремителен, а этого здесь нет.

Наблюдение верное. Дело в том, в самом звучании анапестического стиха, если он трех – или двухстопный, есть напевность. Поэтому Некрасовская «Тройка», стихи Кольцова стали песнями. Их стихи – примеры такого анапеста.

Читаем 11 строфу.

Вы прочитайте с другой интонацией. Почему она изменилась.

Здесь нет коротких слов. Много существительных и глаголов. Насыщение существительными помогает автору зримо нарисовать то, что открыто его взору: цветы, солнце, роща, листы.

А глагол – самая живая часть речи: спят, зайдет, раскрывается. Их присутствие в этой строфе говорит от том, что лирический герой способен видеть этот мир.

Изменилось состояние героя – изменилась интонация.

Да, действительно это так. Природа успокоила смятение и тревогу в душе нашего героя. Это можно назвать гармонией. Кто не знает значение этого слова, можно прочитать его в словаре иностранных слов.

Гармония (гр.) – это согласованность, стройность в сочетании чего-либо.

Т.е. человек и природа – единое целое. Найдите метафору, которая подтвердит это.

«Сердце цветет».

Поэт говорит о своем сердце, как о частице природы: ночные цветы спят, а его сердце цветет.

В композиционном плане чем является эта строчка «И я слышу, как сердце цветет»

Кульминация. То, что творилось в его душе, вылилось в родасть.

Нельзя не читать дальше это стихотворение.

Звучит 111 строфа.

Сравните 111 строфу с 1 и 11 строфами.

Первые две строчки говорят о том, что после радости приходит успокоенность и определенность в душу лирического героя. Многоточие. Пауза. Решение принято:

Я тебя не встревожу не чуть,

Я тебе ничего не скажу.

Двух последних строчек 1 строфы повторить не может. Там были сомнения («Я молча твержу»). Значит, повторяю и повторяю, чтобы убедить себя в том, что «не решусь ни за что намекнуть».

Я могу только согласиться с вами и сказать, что повторяя строчки первой строфы, автор поменял их местами. Сначала «не встревожу ничуть», а потом  «ничего не скажу». Решение принято. Понять это нам помог лексический поворот, одно из средств выразительности речи. Здесь это анафора – повтор слов в начале смежных строчек. Повтор в конце строк – эпифора.

Мы прочитали все стихотворение, анализируя его по строфам. У меня напрашивается вывод, который вызывает сомнения. Лирический  герой сильно любит, но не хочет признаваться в своем чувстве. Обычно люди из-за этого страдают. А последние строчки стихотворения мы прочитали спокойно, с нежностью. В душе лирического героя – покой и гармония.

Такой прием называется аксюморон – сочетание несочетаемого. Разрешите мои сомнения и ответьте на вопрос: «Для чего этот прием использует автор?»

Распахнутое красоте окружающего мира  сердце не может страдать, оно «цветет». Человек счастлив уже тем, что любит. И в его сердце умещается и любовь к кому-то, и ко всему, что окружает.

Я бы назвала это радостью бытия. Стихотворение, с которым мы сегодня познакомились, было написано Фетом в 1863 году. Но он не устал радоваться жизни и призывает нас к этому. Радость бытия – леймотив его лирики. Поэтому удивительно певучие его стихи, полные  добра и любви, терпения и гордости, радости и печали, твердости духа и веры в лучшее, продолжает тревожить наши сердца.

Слово «леймотив» записано на доске. Леймотив (нем.) – руководящая мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.

Дома вы продолжите знакомство со стихами А.А.Фета. Я желаю вам приятного чтения. Понравившееся стихотворение проанализировать письменно. План анализа у вас есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству А. А. Фета в 5 классе

Урок  литературы по творчеству А. А. Фета в 5 классе создан с учетом новых ФГОС. Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.  В разработке урока учтены разные формы обуче...

презентация к уроку по творчеству А.А.Фета

К уроку в литературы в 6 классе по изучению творчества А.А.Фета...

Разработки уроков по творчеству Тютчева и Фета

Дана полная разработка уроков в 10 классе....

Интегрированный урок по творчеству А.А. Фета

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А. Фета  "А.А. Фет - поэт, художник, музыкант"...

Интегрированный урок по творчеству А.А.Фета

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А.ФетаУчителя:Коваль Т.Е., Манвелян Г.Ю., Ганюшкина А.А....

Конспект урока по стихотворению А.А. Фета "Шёпот, робкое дыханье..."

Урок по творчеству А. А. Фета "Шепет, робкое дыханье..." поможет десятиклассникам познакомиться с импрессионизмом. Это художественное направление удивляет нас необычными образами, приемами, ...

Конспект урока по творчеству А. Фета

Разработка поможет лучше изучить философскую лирику поэта...