Конспект урока по стихотворению А.А. Фета "Шёпот, робкое дыханье..."
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок по творчеству А. А. Фета "Шепет, робкое дыханье..." поможет десятиклассникам познакомиться с импрессионизмом. Это художественное направление удивляет нас необычными образами, приемами, присущими лирике и живописи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»
Поэзия требует новизны, под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства.
А.А. Фет
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель: способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации и развитию УУД средствами ИКТ и элементов технологии критического мышления.
Планируемые результаты:
предметные: получить представление об импрессионизме как художественном направлении, об особенностях лирики А.А. Фета;
метапредметные:
- познавательные: уметь анализировать лирические произведения, устанавливать причинно-следственные связи и обобщать;
- коммуникативные: уметь выражать свои мысли в устной или в письменной форме;
- регулятивные: умение осуществлять саморегуляцию, самоконтроль, самооценку;
личностные: осознать ценность, уникальность каждого мгновения жизни.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения: презентация Power Point; текст стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
Учитель запускает презентацию (приложение 1), приветствует учащихся, предлагает записать тему урока.
- Актуализация.
Учитель задает вопросы:
- Какие литературные направления мы изучали на уроках литературы? (Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
- Как вы думаете, чем объяснить такое разнообразие направлений в литературе? (Это обосновано требованиями эпохи, творческим поиском художников, талантом писателя, желанием пробудить в читателе лучшие чувства и качества).
- Целеполагание и мотивация.
Учитель говорит, что все вышеперечисленные художественные направления существуют не только в литературе, но и в других видах искусства. Предметом нашего изучения будет новое для нас художественное направление, в рамках которого А. Фет написал множество своих стихов. Сам поэт писал о своих поэтических стремлениях так: «Поэзия требует новизны, под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства». Это эпиграф нашего урока.
Учитель предлагает сформулировать цели урока (знать художественное направление, к которому принадлежали стихи Фета, знать признаки этого направления, уметь анализировать стихи Фета).
- Первичное усвоение материала.
Слайд №1
Учитель сообщает название художественного направления, о котором пойдет речь на уроке. Это импрессионизм (фр. Impression – впечатление). Говорит ученикам: «На нашем уроке мы тоже будем делиться впечатлениями, погружаясь в мир импрессионизма».
Слайд №2
Учитель сообщает, что первым русским импрессионистом в живописи является Константин Алексеевич Коровин. Его картины вызвали в свое время довольно неоднозначные оценки других живописцев. Все новое нелегко принимается обществом.
Слайд №3, 4.
Учитель и ученики рассматривают картину Коровина «Залитый солнцем сад». Учитель просит отметить особенности этой картины. Ученики делятся впечатлениями, наблюдают за техникой художника, говорят об образах, красках, цвете, свете. (В центре картины три девушки, которые составляют букеты из собранных цветов. Девушки изображены возле стола, порытого белой скатертью. Фоном является роскошный сад, действительно, словно залитый солнцем: в центре много света, желтых и белых красок, а по краям картины видны темно-зеленые краски. Четкости в изображении девушек нет, образы как бы размыты, листва на деревьях тоже выписана нечетко, создается ощущение движения. Ветер колышет ветви деревьев и одежду девушек).
Слайд №5
Учитель и ученики совместно формулируют признаки импрессионизма в живописи:
- контуры размыты;
- дробные мазки;
- ощущение движения;
- свет и тень, цвет;
- красота природы и радость жизни.
- Осознание и осмысление учебной информации.
Слайд №6
Учитель говорит: «Представьте, что момент, изображенный на картине, ожил, наше ощущение движения стало реальностью, солнце опустилось за горизонт, в саду стемнело, девушки ушли в дом, слуги унесли стол. Перед нами новая картина, только создана она не красками и кистью, а словами, автор этих слов А. Фет».
Слайд №7
Чтение стихотворения. Далее учитель организует работу в группах:
1 ряду предлагается дорисовать, конкретизировать (дорисовать словами) художественные образы, встретившиеся в стихотворении;
2 ряду нужно найти выразительные средства, объяснить их роль в стихотворении;
3 ряд анализирует синтаксические, морфологические, лексические средства, передающие течение времени, движение, действие.
Ученики получают таблицу, в которой заполнен только первый столбик (стихотворение А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…». В ходе работы учащиеся заполняют таблицу (1 ряд делает записи в первом столбике, 2 ряд – во втором столбике, 3 ряд – в третьем).
Стихотворение | Худ. Образы (1 ряд) | Выразительные средства (2 ряд) | Время, движение, действие в стихотворении (3 ряд) |
Шепот, робкое дыханье, | Он и она. Свидание влюбленных. | Ряд однородных членов, эпитет «робкое дыханье» передает трепетные, нежные чувства героев. | Отсутствие глаголов, но течение времени, движение ощущается читателем. Отглагольные существительные передают действие. |
Трели соловья, | Чудный вечерний пейзаж. Густая трава, высокие деревья. | Стихотворение - одно предложение с однородными подлежащими. | |
Серебро и колыханье | При свете луны вода в ручье сверкает, кажется серебряной. | Метафора «серебро ручья» передает цвет воды в ночное время, олицетворение «сонного ручья» подчеркивает связь природа и человека. | Отглагольное сущ. «колыханье»; прил. «сонного» говорит о наступлении ночи. |
Свет ночной, ночные тени, | Тени от деревьев, высоких трав, от влюбленных. | Гипербола «тени без конца» передает таинственность события. | Прил. «ночной», сущ. «тени» отражают время. |
Ряд волшебных изменений | Чувства, эмоции. Любовь делает счастливыми героев стихотворения. | Эпитеты «волшебных изменений», «милого лица» говорят о прекрасном и высоком чувстве любви. | Сущ. «изменений» передает движение. |
В дымных тучках пурпур розы, | Первые лучи солнца, прелесть природы в минуты рассвета. | Эпитет «в дымных тучках», метафоры: «пурпур розы», «отблеск янтаря – передают красоту утреннего пейзажа. | Метафоры говорят о наступлении утра. |
И лобзания, и слезы, | Расставание влюбленных. | Продолжается ряд однородных подлежащих. | Повторяющийся союз говорит о дальнейшем развитии действия. |
И заря, заря!.. | Утро. Солнечный свет заливает землю. | Слово «заря» приобретает значение метафоры. Заря – высшее проявление человеческого чувства, свет любви. | Ночь быстро пролетела для влюбленных. В стихотворении прослеживается параллелизм (природа и чувства человека) |
Слайды №8 - 18
Учитель слушает, уточняет, корректирует ответы учащихся, совместно с учениками делает выводы об особенностях импрессионизма в лирике А. Фета. Ученики заполняют таблицу (все столбцы).
- Подведение итогов урока.
Слайд №19
Ученики записывают в тетрадях признаки импрессионизма в литературе:
- образы нечеткие, их нужно дорисовывать в воображении;
- необычные выразительные средства;
- свет, тень, цвет, звуки;
- ощущение движения;
- красота природы и радость жизни (параллелизм).
Учитель говорит: «Произведения импрессионистов пробуждают в нас фантазию, создают особое настроение, учат нас видеть красоту природы, ценить любовь. У каждого из нас в воображении сложилась своя картина о любви, каждый представил свой особенный пейзаж. Мы сейчас посмотрим презентацию одного из учеников и увидим образы, которые он представил себе, читая Фета, услышим музыку, отражающую настроение стихотворения».
Ученик (получил накануне индивидуальное задание) демонстрирует презентацию (приложение 2), слайды содержат фотографии образов, встретившихся в стихотворении А. Фета «Шепот, робкое дыханье…», звучит лирическая музыка, стихотворение читается еще раз.
- Рефлексия.
Учитель говорит: «Ребята, мы говорили любви, когда изучали Пушкина, Лермонтова, Островского, Гончарова, Тургенева и многих других русских писателей. Они представили нам в своих произведениях это чувство по-разному: любовь-«чудное мгновенье», любовь-трагедия, любовь-свобода любовь-долг, любовь-страсть, любовь-болезнь. А какая, по-вашему, любовь в стихах А. Фета?» Ученики пишут ответ в тетрадях, зачитывают вслух свои работы.
- Домашнее задание.
- Выучить одно из стихотворений А. А. Фета, определить в этом стихотворении признаки импрессионизма, записать их в тетради.
- Задание по выбору учащегося: сочинить стихотворение в стиле импрессионизма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Алексеевич Коровин Русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Первый русский импрессионист.
КАРТИНА «ЗАЛИТЫЙ СОЛНЦЕМ САД»
Импрессионизм в живописи Дробные мазки Контуры размыты Ощущение движения Свет и тень, цвет Красота природы и радость жизни
Афанасий Афанасьевич Фет Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души и трав неясный запах; Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орел, Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
Шепот, робкое дыханье… Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. 1850
Художественные образы Шепот, робкое дыханье, Он и она. Свидание влюбленных .
Художественные образы Трели соловья, Чудный вечерний пейзаж. Густая трава, высокие деревья.
Художественные образы Серебро и колыханье Сонного ручья, При свете луны вода в ручье сверкает, кажется серебряной
Художественные образы Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Тени от деревьев, высоких трав, от влюбленных.
Художественные образы Ряд волшебных изменений Милого лица, Чувства, эмоции. Любовь делает счастливыми героев стихотворения.
Художественные образы В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, Первые лучи солнца, прелесть природы в минуты рассвета.
Художественные образы И лобзания, и слезы, Расставание влюбленных.
Художественные образы И заря, заря!.. Утро. Солнечный свет заливает землю.
Выразительные средства. Эпитеты. Робкое дыханье волшебные изменения лица дымные тучки милое лицо
Выразительные средства. Метафоры. Серебро ручья отблеск янтаря пурпур розы
Выразительные средства. Олицетворения. Сонный ручей
Импрессионизм живопись литература Контуры размыты Образы нечеткие, их нужно дорисовывать в воображении Дробные мазки Необычные выразительные средства Свет, тень, цвет Свет, тень, цвет, звуки Ощущение движения Ощущение движения Красота природы и радость жизни Красота природы и радость жизни (параллелизм)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"
Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)...
конспект урока "Анализ стихотворения С.Есенина "Не бродить, не мять в кустах багряных".
Данный материал урока поможет ввести учащихся в ясный и свежий мир по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; сформировать умения и навыки анализа лирического текста, глубокое уваже...
Конспект урока в 5 классе по теме: "Значение дыхания для живых организмов" ФГОС
Урок в 5 классе:Тема урока «Значение дыхания для живых организмов»Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Межпред...
План-конспект урока "Обучение навыкам саморегуляции с помощью диафрагмального дыхания".
В современных уловиях, стремительно меняющегося мира, людям жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы. Дети и подростки особо нуждаются в поддерже при решении тех п...
Фрагмент урока «Поэзия родной природы»: анализ стихотворения А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»
Комплексный анализ стихотворения А.Фета "Шёпот. Робкое дыханье."...
Конспект урока с элементами критического мышления по теме: "Дыхание растений"
Данный урок содержит элементы критического мышления по теме: "Дыхание растений"...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАССКАЗУ И.А.БУНИНА "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"
Рассказом И. А. Бунина « Легкое дыхание» мы начинаем изучение творчества писателя. Героиня – ваша ровесница, поэтому судьба ее должна быть вам особенно интересна.Тема трагической ран...