Конспект урока в 5 классе по теме: "Значение дыхания для живых организмов" ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Урок  в 5 классе:

Тема урока  «Значение дыхания для живых организмов»

Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Межпредметные связи: экология, биология, химия, изобразительное искусство.

 Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология групповой деятельности.

Цель урока:сформировать знания о значении дыхания для живых организмов; о роли кислорода в этом процессе

 

В полной мере реализованы информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии. Применяется фронтальная, групповая, индивидуальная форма работы с учащимися, проблемно-поисковые, исследовательские методы обучения. Продемонстрирована высокая результативность занятия.  Успешности каждого ученика отслеживалась с помощью оценочного листа. У каждого учащегося была карта оценивания, где были перечислены критерии. Учащиеся научились выполнять новые для себя действия по проведению экспертизы исследовательских проектов, закрепили знания основ исследовательской деятельности: выбор темы, постановка цели, определение актуальности и др. Очень оптимальны приёмы обратной связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жаворонкова Наталия Васильевна, учитель биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №8 г. Армавир Краснодарский край

Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения.

Биология, 5 класс.                                             Тема: «Значение дыхания для живых организмов».

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология групповой деятельности.

Общая часть

Цель урока:

сформировать знания о значении дыхания для живых организмов; о роли кислорода в этом процессе.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Предметные

Метапредметные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.  

Знание об особенностях  дыхания, как  общем свойстве всех живых организмов, о роли органов дыхания в обеспечении процесса газообмена.

Адекватное оценивание своих возможностей в достижении цели.

Развитие познавательной сферы (определять роль дыхания в жизни живых организмов).

Способность объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.

Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Приводить примеры приспособлений  живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии

Умение самостоятельно определять цели своего обучения;  принимать решения в проблемной ситуации;

Способность самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время практической работы;

Формирование самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; работе с разными источниками информации.

Умение  проводить эксперименты и адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Задачи:

Воспитывающая

Развивающая

Обучающая

-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом;

-формирование экологической грамотности;

- создание эмоционального настроя, помогающего активно включиться в решение сложных теоретических задач;

-формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности;  умений работы с информационными карточками;

-развивать у учащихся способность к работе с различными источниками информации, в том числе с информационными картами;

-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни;

- совершенствование умения делать обобщения, выводы, аргументировать свои ответы.

- сформировать знания о дыхании, как о сложном процессе, состоящем из двух этапов: газообмене и окисления питательных веществ с освобождением энергии, необходимой для жизни;

                                                                                                                                     

Основные понятия, изучаемые на уроке

Дыхание, газообмен, кислород, углекислый газ, жабры, легкие, устьица, чечевички, энергия.

Используемое на уроке оборудование

Компьютер, проектор,  оценочные  листы, ручки (по количеству учащихся). Раздаточный материал с текстом по теме, картинки – иллюстрации, ватман, карандаши цвет, клей, ножницы (по количеству групп), известковая вода, 2 пробирки, стеклянная трубочка, 2 яблока

Организационная структура урока

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. (2 мин)

Цель: заинтересовать учащихся, подвести к формулировке цели урока.

            Форма работы: фронтальная (дискуссия).

– Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока.  Сегодня речь пойдет о том, что позволяет нам жить? (дети сами предлагают свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д.).

Чем  отличаются все живые организмы от  тел неживой природы? (живые организмы питаются, размножаются, растут, двигаются, дышат). Вот это ключевое слово   Дыхание. Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.

- Как вы думаете, а сколько времени может человек прожить без воздуха, не дышать? (высказывания детей: несколько секунд).

 Согласитесь – немного! Давайте проведём опыт:  Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями. Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.                               

Все люди разные, у каждого свои возможности. Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Уч-ся отвечают разные варианты.                                    

Совершенно верно! Дыхание! Значение дыхания для живых организмов. Можно ли жить и не дышать? Почему же дышать мы должны постоянно, даже когда спим? Вероятно, организм очень быстро расходует необходимый для жизни воздух, и запас его должен постоянно пополняться.

Итак, наша цель урока: узнать какое значение играет дыхание для живых организмов (дети формулируют цель).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Задает вопросы для подведения и формулировки темы урока.

Координирует и обобщает ответы детей.

Побуждает к эксперименту.

Просит сформулировать тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют опыт с дыханием.

Формулируют тему и цель урока.

- развитие мотивации к учебной деятельности;

- стремление к открытию знаний, приобретению умений.

- способность к постановке цели.

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Этап 2. Актуализация знаний  и форм деятельности.  (3 мин)

Цель: Актуализация имеющихся знаний о  процессе дыхания, понятие газообмена, выявление мест затруднения в теме, которую предстоит изучить.

            Форма работы: групповая работа (побуждающий диалог).

Вопросы для актуализации знаний, позволяющих осуществить переход к новой теме:

А знаете ли вы, как дышат разные живые организмы (растения, животные, человек)?

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого по своему составу?  

Какие приспособления имеют   живые организмы к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии? (учащиеся отвечают с затруднениями).

Как вы думаете, почему вы не смогли ответить на эти вопросы? (недостаточно знаний по обсуждаемой теме).

Давайте попробуем в этом разобраться, чтобы достичь поставленной  цели. Как мы будем работать на уроке?

К доске приглашаются 2 ученика. Одному дать яблоко красного цвета, а другому – зелёного. (инсценировка притчи “Два яблока – две идеи”)– Маша, у тебя было яблоко красного цвета, а у тебя, Саша, зеленого. Когда вы ими обменяетесь, у вас в руках побывают и красное, и зелёное яблоки. Маша, а если у тебя есть какая-нибудь идея и у тебя, Саша, есть идея и вы ими обменяетесь (поделитесь). Каждый из вас будет знать по две идеи?    Учащиеся отвечают.

– Правильно! Ребята, вы поделились на 4 группы (по 5 человек), каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими. Группы предварительно сформированы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.

Координирует дальнейший план работы на уроке: приглашая к доске  2 учеников. Одному дает яблоко красного цвета, а другому – зелёного.

Структурируют свои знания, отвечая на вопросы учителя.

Определяют, каких знаний не хватает. 

Для определения форм деятельности выполняют инсценировку притчи “Два яблока – две идеи.

Выявляют форму дальнейшей работы.

- развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, стремления к открытию знаний, приобретению умений;

- формирование рефлексивных умении: умение определять границы между знанием и незнанием.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Этап 3. Построение проекта выхода из затруднения.  (1 мин)

Цель: Составление плана действий и выявление средств  для его выполнения.

Форма работы: групповая, дискуссия.

Ребята, сегодня мы разработаем проекты из основополагающего вопроса «Значение дыхания для живых организмов?». Формулирование тем проектов для каждой группы (Приложение 1)  и  плана, согласно которому будет построена работа  (план выводится на экран). 

Темы проектов проблемного  изучения:  1 группа: Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? 2 группа: Как дышат животные и человек? 3 группа: А как дышат растения? 4 группа:  Куда кислород исчезает?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Озвучивает темы проектов для каждой группы.

Выводит на экран составленный план.

Раздает информационные листы  с наглядным материалом.

Руководит процессом построения плана урока.

Слушают учителя.

Предполагают сумму знаний, которую удастся получить. Ставят цель проекта (целью является устранение возникшего затруднения).

Выбирают способы выхода из затруднения.

- способность к целеполаганию и осуществлению выбора наиболее эффективных способов решения задач.

- развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- способность учитывать разные мнения и стремиться к координации.

- способность к принятию решения на основе переговоров.

Этап 4. Реализация построенного проекта. (Открытие новых знаний) 15  мин

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: групповая

Работа в группах. Разработка проекта.

Цель: получение новых знаний, посредством выполнения  группами разных заданий.

После выполнения и объединения заданий должна быть достигнута поставленная цель. Каждой из групп я предлагаю изучить информационные листы, где у вас имеется теоретическая часть с использованием  наглядных рисунков, схем, изображений.(Приложение 5) Формулируете цель,  работы над вашим проектом, дальше определяете задачи, после этого оформляете проект, готовитесь к защите…и выступаем, после чего мы проведем с вами самооценку и взаимооценку.

Время работы 15 минут. Время защиты проекта 2-3 минуты.

1 группа. Задание:

Цель: проверить отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого по своему составу.

Для этого учащиеся группы проводят опыт, чтобы доказать, что вдыхаемый воздух отличается от выдыхаемого по своему составу. Им потребуется 2 пробирки, известковая вода и стеклянная трубочка.

2 группа. Задание:

Цель: узнать, как дышат животные и человек.  

Для этого они изучают, какие приспособления к получению кислорода есть у животных и человека, обитающих в воде и на суше. Предоставляется дополнительная литература.

3 группа. Задание:

Цель: узнать, как дышат растения.

Для этого учащиеся изучают, каким образом происходит дыхание растений, используя наглядный материал.

4 группа.  Задание:

Цель: узнать, зачем так необходим кислород.

Для этого группа, используя наглядный материал (схемы, иллюстрации, рисунки) изучает, куда исчезает кислород, а ведь он поступает в организм постоянно.

Результаты своей работы оформляют на ватмане по плану, указанный в информационных листах.

Перед тем, как учащиеся начнут презентовать друг другу свою работу проводится Физминутка (Приложение 2).

Цель: переход от одной деятельности к другой, мобилизация внимания.        

        

Презентация проекта: распределить роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.        

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Координирует работу учащихся.

Контролирует  проведение опыта в группе №1.

Изучают предоставленный материал, выбирают необходимую информацию, согласно заданию.

Распределяют роли в группе.

Формулируют цель, определяют задачи.

Оформляют проект в виде красочного информационного плаката и готовятся к защите.

- формирование устойчивого познавательного интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мотива;

- формирование навыка расширенного поиска информации.

- формирование навыка изучающего и поискового чтения;

- формирование умения выделять главное и второстепенное;

- развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- развитие способности к организации и распределению ролей.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- развитие способности к проведению эксперимента под руководством учителя.

- способность делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Этап 5. Первичное закрепление с проговариванием в личной речи.  (15 мин)

Цель: закрепление полученных знаний.

Форма работы: групповая

Защита  проектов. (12 мин). Этап «Самооценка и взаимооценка». Анализ результатов работы над проектами. (3 мин)

Используя лист оценки проекта ( Приложение 4) , каждый оценивает себя и товарища по группе проставляя баллы. У кого получилось от 9-10 баллов, оценка «5»; от 6-8 баллов оценка «4»; от 3-5 баллов оценка «3».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Корректирует ход реализации проектов.

Анализирует результаты оценивания.

Представление своих проектов.

Подводят итоги, делают выводы.

Анализируют деятельность своей работы.

Оценивают выступления и плакаты по определенным критериям.

- развитие способности использования полученных теоретических знаний на практике;

- формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.

 - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- развитие способности к оцениванию.

Этап 6. Подведение итога и закрепление материала в устной форме.  (2 мин)

Цель: закрепление и формирование понимания пройденного материала, включение полученного материала в систему знаний.

Форма работы: фронтальная

Уважаемые ребята, что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Была ли достигнута цель, поставленная в начале встречи?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Задает вопросы.

Корректирует ответы учащихся.

Дают ответы на вопросы, при необходимости, обосновывая их.

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

Этап 7. Домашнее задание.   (1 мин)

Цель: закрепление и углубление знаний по теме.

Форма работы: индивидуальная.        

Базовое:

Повторить изученный на уроке материал  §27 стр.83-87.

Углубленное:

1. Составление  научного рассказа (или сказки) о значение кислорода в жизни живых организмов.

2.Синквейна по терминам дыхание, газообмен. (Приложение 3)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Озвучивает домашнее задание, что следует выполнить  дома.

Дает краткие рекомендации.

Объясняет правило составления синквейна

Фиксируют домашнее задание.

Слушают объяснения учителя. Задают уточняющие вопросы при недопонимании.

- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мотива;

- формирование навыка использования различных информационных источников;

- формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 - формирование творческого подхода в решении поставленных задач

Этап 8. Рефлексия учебной деятельности.  (1 мин)

Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.

Форма работы: фронтальная

«Пантомима»    Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат

Выполняют пантомиму в зависимости от удовлетворенности собственной деятельностью на уроке

- развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.

- формирование позитивной моральной самооценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что позволяет нам жить?

Слайд 2

Свойства живых организмов, отличающих их от тел неживой природы Питание Дыхание Размножение Движение Рост Развитие

Слайд 4

Опыт Затаите своё дыхание на 20-30 секунд и поделитесь своими ощущениями.

Слайд 5

ТЕМА УРОКА: Значение дыхания для живых организмов

Слайд 6

План работы: 1. Сформулировать цель 2. Определить задачи 3. Оформить проект 4. Подготовиться к защите проекта. Время работы 15 минут. Время защиты проекта 2-3 минуты.

Слайд 7

Физминутка

Слайд 8

Все живые организмы дышат. При дыхании поступает кислород и выделяется углекислый газ. Кислород нужен для расщепления органических веществ и получения энергии Различают клеточное, кожное, жаберное и легочное дыхание. В каждом живом организме происходит газообмен. Итог урока:

Слайд 9

Синквейн Дыхание Необходимое, постоянное Происходит, обеспечивает, влияет Дыхание – свойство живых организмов. Жизнь Дыхание Клеточное, легочное Вдыхать, окислять, жить Процесс газообмена между организмом и окружающей средой. Физиологический процесс

Слайд 10

Рефлексия

Слайд 11

Нам в этом мире многое дано: Расти, искать и ошибаться, Но, главное, дано дышать, Любить, найти и не сдаваться!!! А. Теннисон

Слайд 12

Спасибо большое за работу!!! Жаворонкова Наталия Васильевна Учитель биологии МБОУ – СОШ №8 г. Армавир

Слайд 13

Источники информации: http://images.yandex.ru/yandsearch?text= картинки животных Использованная литература: Т.С. Сухова, В.И.Строганов , Вентана -Граф, 2014



Предварительный просмотр:

Приложение 1

 Информационный лист 1группы

1. Разработка проекта

Вопрос: отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого?

Используя текст теоретической части, проведите опыт, доказывающий, что известковая вода станет мутной в присутствии углекислого газа. Следовательно, в выдыхаемом воздухе  углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.

Теоретическая часть

В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это проведем опыт: в две пробирки(№1 и №2) нальём известковую воду, цвет которой будет изменяться в присутствии углекислого газа. Подышим в трубочку: вдох-выдох, вдох-выдох. Жидкость в пробирке №2 помутнела.

Увеличение количества углекислого газа вызывает помутнение известковой воды. 

Вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.

В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве.

Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.

Оформите на ватмане результаты своей работы по плану:

  • Вопрос
  • Название проекта
  • Цель (проверить, …..)
  • Задачи проекта (1. Изучить …2. Проделать…..3. Сформулировать выводы)
  • Гипотеза (Если мы проделаем…….., то мы узнаем…)
  • Ход работы (Вы рассказываете об опыте, который вы выполнили)
  • Результаты и выводы, сделайте  рисунки пробирок, показав помутнение воды.
  • Использованная литература

Оцените работу каждого участника группы

2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее. 

Раздаточный материал

        Группа 1        Теоретическая часть

В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это проведем опыт: в две пробирки(№1 и №2) нальём известковую воду, цвет которой будет изменяться в присутствии углекислого газа. Подышим в трубочку: вдох-выдох, вдох-выдох. Жидкость в пробирке №2 помутнела.

Увеличение количества углекислого газа вызывает помутнение известковой воды. 

Вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.

В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве.

        Группа 1        Теоретическая часть

В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это проведем опыт: в две пробирки(№1 и №2) нальём известковую воду, цвет которой будет изменяться в присутствии углекислого газа. Подышим в трубочку: вдох-выдох, вдох-выдох. Жидкость в пробирке №2 помутнела.

Увеличение количества углекислого газа вызывает помутнение известковой воды. 

Вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.

В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве.

        

            Группа 1        Теоретическая часть

В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это проведем опыт: в две пробирки(№1 и №2) нальём известковую воду, цвет которой будет изменяться в присутствии углекислого газа. Подышим в трубочку: вдох-выдох, вдох-выдох. Жидкость в пробирке №2 помутнела.

Увеличение количества углекислого газа вызывает помутнение известковой воды. 

Вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.

В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве.

                    Группа 1        Теоретическая часть

В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это проведем опыт: в две пробирки(№1 и №2) нальём известковую воду, цвет которой будет изменяться в присутствии углекислого газа. Подышим в трубочку: вдох-выдох, вдох-выдох. Жидкость в пробирке №2 помутнела.

Увеличение количества углекислого газа вызывает помутнение известковой воды. 

Вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.

В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве.

Информационный лист 2 группы

1. Разработка проекта

Вопрос: Как дышат животные и человек?

Используя текст теоретической части, представьте информацию о том, как дышат животные и человек, какие имеются приспособления к получению кислорода у животных, обитающих в воде и на суше.

Теоретическая часть

В организме расходуется КИСЛОРОД и образуется УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ.

Кислород постоянно поступает в живой организм из воздуха, а углекислый газ удаляется из организма, поступая в воздух. Так происходит газообмен в каждом живом организме.

Если организм  состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Например,  амеба  получает его из воды, а в воду выделяет  из организма углекислый газ.

Куда сложнее обеспечить кислородом каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток, большая часть которых находится не на поверхности, а внутри тела. Нужны «помощники», которые будут обеспечивать каждую клетку  кислородом и  выносить из нее углекислый газ. Такими помощниками у животных и человека являются ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ и КРОВЬ.

Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь разносит его по всему телу, к каждой живой клетке. Этим же путём, но в обратном направлении из каждой клетки, а в итоге из всего организма удаляется накопившийся углекислый газ.

Различные животные по-разному приспосабливаются к получению необходимого для жизни кислорода. Это связано с тем, что одни животные получают кислород, растворенный в воде, другие- из атмосферного воздуха.

Например, рыба забирает кислород из воды с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляется углекислый газ. Или жук-плавунец живет в воде, но дышит атмосферным воздухом. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через  дыхательные отверстия получает кислород и выделяет  углекислый газ.

У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие. Главными органами дыхания человека тоже являются легкие.

Это интересно:

- ныряльщики за жемчугом могут пробыть под водой до 4 минут;

- спортивный рекорд нахождения под водой равен 5 минутам 24 секундам;

- а вот бобры могут задерживать дыхание на 15-30 минут под водой;

- а киты до 1 часа.

- тюлень   может оставаться под водой до 15 минут.

Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.

Оформите на ватмане  результаты своей работы по плану:

  • Вопрос
  • Название проекта
  • Цель (узнать, как …..)
  • Задачи проекта (1. Изучить …2. Сформулировать выводы 3. Представить результаты…)
  • Гипотеза (Если мы …….., то мы узнаем…)
  • Ход работы (Вы рассказываете об органах дыхания человека и животных)
  • Результаты и выводы
  • Использованная литература

Оцените работу каждого участника группы

2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.

Раздаточный материал на каждого ученика

            Группа 2        Теоретическая часть

В организме расходуется КИСЛОРОД и образуется УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ.

Кислород постоянно поступает в живой организм из воздуха, а углекислый газ удаляется из организма, поступая в воздух. Так происходит газообмен в каждом живом организме.

Если организм  состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Например,  амеба  получает его из воды, а в воду выделяет  из организма углекислый газ.

Куда сложнее обеспечить кислородом каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток, большая часть которых находится не на поверхности, а внутри тела. Нужны «помощники», которые будут обеспечивать каждую клетку  кислородом и  выносить из нее углекислый газ. Такими помощниками у животных и человека являются ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ и КРОВЬ.

Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь разносит его по всему телу, к каждой живой клетке. Этим же путём, но в обратном направлении из каждой клетки, а в итоге из всего организма удаляется накопившийся углекислый газ.

Различные животные по-разному приспосабливаются к получению необходимого для жизни кислорода. Это связано с тем, что одни животные получают кислород, растворенный в воде, другие- из атмосферного воздуха.

Например, рыба забирает кислород из воды с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляется углекислый газ. Или жук-плавунец живет в воде, но дышит атмосферным воздухом. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через  дыхательные отверстия получает кислород и выделяет  углекислый газ.

У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие. Главными органами дыхания человека тоже являются легкие.

Это интересно:

- ныряльщики за жемчугом могут пробыть под водой до 4 минут;

- спортивный рекорд нахождения под водой равен 5 минутам 24 секундам;

- а вот бобры могут задерживать дыхание на 15-30 минут под водой;

- а киты до 1 часа.

- тюлень   может оставаться под водой до 15 минут.

Информационный лист 3 группы

1. Разработка проекта

Вопрос: А как дышат растения?

Используя текст теоретической части, представьте информацию о том, как дышат растения.

Теоретическая часть

А как дышат РАСТЕНИЯ?

Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ.

 Клетки корня получают кислород из почвы.

 У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица ( щели между особыми клетками), а у стебля- через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре).

Воздух находится в пространстве между клетками – в межклетниках.

Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.

Оформите на ватмане результаты своей работы по плану:

  • Вопрос
  • Название проекта
  • Цель (узнать, как …..)
  • Задачи проекта (1. Изучить …2. Сформулировать выводы 3. Представить результаты…)
  • Гипотеза (Если мы …….., то мы узнаем…)
  • Ход работы (Вы рассказываете о дыхании растений)
  • Результаты и выводы
  • Использованная литература

Оцените работу каждого участника группы

2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.

Раздаточный материал на каждого ученика

        Группа 3        Теоретическая часть

А как дышат РАСТЕНИЯ?

Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ.

 Клетки корня получают кислород из почвы.

 У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица ( щели между особыми клетками), а у стебля- через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре).

Воздух находится в пространстве между клетками – в межклетниках.

        Группа 3        Теоретическая часть

А как дышат РАСТЕНИЯ?

Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ.

 Клетки корня получают кислород из почвы.

 У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица ( щели между особыми клетками), а у стебля- через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре).

Воздух находится в пространстве между клетками – в межклетниках.

        Группа 3        Теоретическая часть

А как дышат РАСТЕНИЯ?

Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ.

 Клетки корня получают кислород из почвы.

 У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица ( щели между особыми клетками), а у стебля- через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре).

Воздух находится в пространстве между клетками – в межклетниках.

Информационный лист 4 группы

1. Разработка проекта

Вопрос: куда кислород исчезает?

Используя текст теоретической части, представьте информацию о том, куда исчезает кислород и для чего он необходим.

Теоретическая часть

Все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим? Для дыхания каждой клетки.

 Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно.  Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ. Что же происходит? Ученые заинтересовались этим вопросом. И вот что они выяснили:

  • Для питания в каждую клетку поступают необходимые ей вещества  (а и б)
  • Из вещества а и б клетка образует органическое вещество (АБ), богатое энергией.
  • Кислород действует на органические вещества АБ, при этом выделяется энергия и образуются более простые вещества (продукты распада  в, г)
  • Образовавшийся углекислый газ и продукты распада  выделяются из клетки.

Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.

Оформите на листах результаты своей работы по плану:

  • Вопрос
  • Название проекта
  • Цель (узнать, как …..)
  • Задачи проекта (1. Изучить …2. Сформулировать выводы 3. Представить результаты в виде схемы…)
  • Гипотеза (Если мы …….., то мы узнаем…)
  • Ход работы (Вы рассказываете о том, куда исчезает кислород)
  • Результаты и выводы.
  • Использованная литература

Оцените работу каждого участника группы

2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.

Раздаточный материал на каждого ученика

Группа 4        Теоретическая часть

Все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим? Для дыхания каждой клетки.

 Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно.  Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ. Что же происходит? Ученые заинтересовались этим вопросом. И вот что они выяснили:

  • Для питания в каждую клетку поступают необходимые ей вещества  (а и б)
  • Из вещества а и б клетка образует органическое вещество (АБ), богатое энергией.
  • Кислород действует на органические вещества АБ, при этом выделяется энергия и образуются более простые вещества (продукты распада  в, г)
  • Образовавшийся углекислый газ и продукты распада  выделяются из клетки.

        

           

            Группа 4        Теоретическая часть

Все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим? Для дыхания каждой клетки.

 Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно.  Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ. Что же происходит? Ученые заинтересовались этим вопросом. И вот что они выяснили:

  • Для питания в каждую клетку поступают необходимые ей вещества  (а и б)
  • Из вещества а и б клетка образует органическое вещество (АБ), богатое энергией.
  • Кислород действует на органические вещества АБ, при этом выделяется энергия и образуются более простые вещества (продукты распада  в, г)
  • Образовавшийся углекислый газ и продукты распада  выделяются из клетки.

        



Предварительный просмотр:

Приложение  2

Физминутка!!!        

Сегодня мы будем учиться, правильно дышать. Мало кто знает, что правильное дыхание – способ намного улучшить состояние своего организма. В минуту человек совершает 16 вдохов в спокойном состоянии. Ели более 18 вдохов, то это серьезный повод для беспокойства.

Правильное дыхание отпугивает многие болезни.

На востоке существует легенда «Кто владеет дыханием, тот владеет судьбой».  (Значит, дольше живет).

Оказывает на ССС положительное влияние(можно выполнять сидя):

1. Называется «Ладошки» (покажите все свои ладошки, локти прижать к туловищу, плечи опущены, расслабиться.  Делаем 4 шумных, резких вдоха. Главное не думать о выдохе.

2. «Обними плечи». (Важно не должны менять локти, всё время 1 движение, если правая рука сверху, д.б.  всегда сверху).



Предварительный просмотр:

Приложение 3

ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные  действия  объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово -резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Образец:

C:\Users\Роман\Desktop\Строки_синквейна_2014-03-31_20-29.png



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Лист оценки проекта

Оценка внутри группы

Название проекта__________________________________________

Фамилия, имя

Оценка 1 ученика

Оценка 2 ученика

Оценка 3 ученика

Оценка 4 ученика

Оценка 5 ученика

Итого

1

2

3

4

5

2 балла – выше среднего;   1 балл – средний;    0 баллов – ниже среднего

Лист оценки проекта

Оценка внутри группы

Название проекта__________________________________________

Фамилия, имя

Оценка 1 ученика

Оценка 2 ученика

Оценка 3 ученика

Оценка 4 ученика

Оценка 5 ученика

Итого

1

2

3

4

5

2 балла – выше среднего;   1 балл – средний;    0 баллов – ниже среднего

Лист оценки проекта

Оценка внутри группы

Название проекта__________________________________________

Фамилия, имя

Оценка 1 ученика

Оценка 2 ученика

Оценка 3 ученика

Оценка 4 ученика

Оценка 5 ученика

Итого

1

2

3

4

5

2 балла – выше среднего;   1 балл – средний;    0 баллов – ниже среднего.

Лист оценки проекта

Оценка внутри группы

Название проекта__________________________________________

Фамилия, имя

Оценка 1 ученика

Оценка 2 ученика

Оценка 3 ученика

Оценка 4 ученика

Оценка 5 ученика

Итого

1

2

3

4

5

2 балла – выше среднего;   1 балл – средний;    0 баллов – ниже среднего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод

Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....

Интегрированый урок химия-биология по теме "Значение дыхания. Биологическая роль кислорода".

Интегрированный урок проводится в 8 классе после изучения свойств кислорода. Учащиеся применяют знания из биологии и лучше усваивают понятия "окисление", "энергия".В ходе урока предлагается дыхательна...

Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".

Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект урока по СБО на тему "Значение питания. Разнообразие продуктов питания"

Тема: Значение питания. Разнообразие продуктов питания. Цель: расширить представление о разнообразии  продуктов питания.Задачи: – познакомить учащихся со значением правильного питания, позн...

Конспект урока английского языка по теме "Значение иностранных языков в современном мире"

Данный конспект для урока английского языка по теме "Значение иностранных языков в современном мире" подойдёт для работы по учебнику 9 класса В.П.Кузовлева, Это будет качественной  подд...

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"

Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...