Фрагмент урока «Поэзия родной природы»: анализ стихотворения А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»
план-конспект урока (8, 9 класс)

Стефеева Лариса Анатольевна

Комплексный анализ стихотворения А.Фета "Шёпот. Робкое дыханье."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока «Поэзия родной природы»:

анализ стихотворения А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких экзотических красок. Солнечный летний полдень, туманное осеннее утро, пробуждение природы весной или зимняя стужа - все становится предметом изображения художников слова.

Пейзаж зачастую не просто фон, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но неотъемлемая часть души. Через картину природы передается нравственно-психологическое состояние героя, ярче проявляется его характер.

Мы с вами уже обращались к подобной роли пейзажа. Какой автор был мастером психологического пейзажа? (Тургенев И.С. «Ася», Горький М. «Челкаш»)

        Сегодня         на         уроке         мы         познакомимся         со стихотворением А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье ... », в котором человек и природа очень гармонично слиты. Мы попробуем погрузиться в мир фетовской поэзии, понять ее очарование, почувствовать завораживающую музыку фетовских строк. Послушайте стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье ... » и проанализируйте, какие чувства и настроения оно у вас вызывает.

Шепот, робкое дыханье

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря! ..

(1850)

 

- Каково же настроение стихотворения? Меняется ли оно по ходу стихотворения?

(стихотворение очень лиричное, гармоничное, все оно проникнуто любовью, теплотой, человек и природа сливаются в нем в единое целое. В начале стихотворения таинственность, загадочность, неопределенность, нарастание чувства в конце стихотворения, ночь заканчивается, наступает  рассвет.)

 

        - Какие         картины         возникают         при         чтении стихотворения?

(Мы видим и слышим мир влюбленных и мир природы.

  1. Влюбленные встретились у ручья лунной ночью, ночь наполнена звуками: тихим плеском воды, пением соловья. Мы видим отражение лунного света в воде ручья. Но начинается стихотворение с присутствия человека (шепот, робкое дыханье.

2. Еще более неопределенные и таинственные картины (ночной свет, тени - в мире природы, эмоции, «волшебные изменения» на лицах влюбленных)

  1. Приближающийся рассвет в природе (дымные тучки краснеют перед восходом солнца (пурпур розы), приобретают местами «отблеск янтаря»), наконец «заря, заря! ... » чувства в мире людей нарастают, «лобзания и слезы» как кульминация страсти).

- Какие органы чувств помогают нам воспринимать стихотворение?

(мир природы и состояние человека воспринимаются на слух и зрительно. Вначале мы слышим шепот, дыханье влюбленных, песню соловья, затем видим лунный свет, серебрящийся медленный ручей, таинственный свет ночи, загадочные тени, изменения «милого лица», затем взгляд обращается к небу (края туч краснеют или приобретают цвет янтаря), затем вновь мы видим влюбленных (лобзания, слух), и здесь же (в ряду однородных членов предложения) заря.

        - Таким         образом,         в         начале         стихотворения

преобладают слуховые образы (т.к. ночь, темнота), в конце зрительные (т.к. рассвет, заря - свет).

        - Давайте         сделаем         вывод,         какова же тема

стихотворения, что хотел передать нам поэт? (это стихотворение о любви, автор рисует встречу влюбленных ночью на фоне природы, причем природа здесь не просто фон, а участник событий, мир природы и мир человека здесь находятся в гармонии, в созвучии, рассвет в природе и человеческой душе.)

Прослушаем еще раз стихотворение и обратим внимание, какие средства языка помогают автору передать свое видение, свои чувства и настроение? Может быть, вы отметите что-то необычное в подтексте стихотворения. (во-первых, обращаешь внимание на то, что в стихотворении совершенно нет глаголов, преобладают имена существительные, которые не конкретизируют картину, а лишь дают ее общие черты, намек, а читатель воссоздает образы в воображении)

- Есть ли движение в стихотворении Фета? Как оно передается?

(да, несомненно, все существительные, имеющиеся в нем, обозначают не предметы, а процессы, действия         как предметы,         нечто совершающееся во времени. Причем эти существительные изображают как мир природы, так и мир человека:

Шепот, дыханье, трели, колыханье, свет, изменения, отблеск, лобзания.

 

Стихотворение начинается с действия. Мы слышим шепот и дыханье, плеск ручья, видим, как он серебрится в лунном свете, видим колеблющиеся тени, затем, когда взгляд сужается, обращаем внимание на смену чувств на лицах влюбленных; в 3 строфе наблюдаем приближение рассвета и кульминацию в чувствах влюбленных.

Таким образом, и мир природы, и мир человека в стихотворении представлен в динамике, в движении. Таинственная ночь сменяется утренней зарей, нарастают и чувства влюбленных: от шепота и робкого дыханья до лобзания и слез, является кульминацией чувства.

Каждое слово в стихотворении представляет движущуюся трепетную картину.

- Обратите внимание, сколько предложений в этом стихотворении. Случайно ли это?

(Одно. Точка требует более длительной паузы, а здесь только запятые, разделяющие односоставные назывные предложения, поэтому стихотворение прочитывается в ускоренном темпе, что повышает ощущение движения.

Итак, грамматический строй стихотворения, его лексика способствуют созданию выразительной, динамичной картины.

        Давайте         проведем         небольшой         эксперимент: подберем глаголы к первой строфе стихотворения. Что получилось?

Раздался шепот, послышалось робкое дыханье, донеслись трели соловья, почудилось серебро и колыханье сонного ручья.

        Что         изменилось?         (исчезла         таинственность, недоговоренность, что-то неуловимое. Картины стали более конкретными, но и менее выразительными, более обыденными, повседневными. Добавление глаголов не усиливает движения, а, наоборот, замедляет, отяжеляет его.)

Таким образом, поэту удалось в стихотворении передать интуитивное, подсознательное, неясное, скрытое, затаенное, что можно выразить лишь языком поэзии, донести до читателя «мимолетные тончайшие оттенки, эфирные полутона».

Салтыков-Щедрин М.Е.: «Это мир неопределенных мечтаний и неясных ощущений, мир, в котором нет прямого и страстного чувства, а есть только первые, несколько стыдливые зачатки его».

Это умение А.А. Фета изображать картины и чувства утонченно, неясно, давая читателю возможность додумать, представить себе изображаемое, создать свои образы и впечатления, позволяет отнести творчество поэта к импрессионизму, направлению в искусстве, представители которого стремились естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и

повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

        

Импрессионизм         ( от         франц.         Impression         - впечатление) - направление в живописи вт. пол. XIX - нач. ХХ века, зародилось во Франции.

Импрессионисты вглядываются во внешний мир, но показывают его таким, каким он предстает мгновенному восприятию художника, таким, каким он кажется в данный момент.

        Импрессиониста         интересует не предмет, а впечатление, произведенное предметом. Фет так и говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

Рассмотрите картину К. Моне «Женщина с зонтиком, повернутая налево». Есть ли что-то общее в манере изображения у поэта и художника?

 

        - Какие         еще         средства         художественной выразительности использует автор?

1.эпитеты: робкое, сонный, волшебный, дымный (для яркости картины);

2. Повторы слов для усиления (ночной-ночные, заря) - создают антитезу (ночь-день);

3. эмоционально окрашенные предложения (Заря, заря!) создают настроение восторга, восхищения.

  1. звукопись (ш п т х ч - согласные глухие «ночные»); л б з н зр - в конце стихотворения; даже звукопись помогает нам понять движение: ночь движется к рассвету, тишина, шепот сменяются громкими звуками.

5. психологический параллелизм: мир природы и мир человека взаимосвязаны, гармоничны, находятся во взаимодействии.

6. слова-символы: заря, роза(начало нового дня, новой жизни; любовь)

Выводы: Это стихотворение о «музыке любви», оно и само звучит как музыка, передающая волнение и нарастание страсти. Между началом и концом стихотворения проходит несколько часов, но влюбленные их не замечают, не чувствуют времени вообще, для них ночь как одно единственное мгновение. Венцом ее является заря, а в отношениях людей - слезы. Это движение к заре, к слезам предано Фетом с помощью разных средств языка: лексических, синтаксических, фонетических. Причем отношения людей и мир природы тесно связаны между собой.

В воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Людские так грубы слова, их даже нашептывать стыдно! - писал Фет в одном из любовных посланий. И в этом стихотворении он говорит шепотом, без слов, таинственно, лишь создавая очертания чувств и предметов. Так рождается удивительный поэтический шедевр - гимн торжествующей любви.

Послушаем стихотворение еще раз, поделимся своими впечатлениями.

(Стихотворение         произвело на меня сильное впечатление; удивительно, как много в нем сказано; чтобы его понять, действительно нужен анализ.

Очень музыкально, передает чувства и картины на уровне интуиции.)

        Обратите         внимание         на         картины         русских художников. Какая из них более соответствует содержанию стихотворения?

Ф.М.Достоевский, анализируя это стихотворение, говори о суровом приговоре читателей поэту, который после землетрясения напишет не отклик на события «в годину горя», а поведает о шепоте, робком дыхании, но он убежден, что спустя десятилетия его лирику оценят по достоинству, поставят ему памятник за «удивительные стихи».

Да, поэзия Фета казалась неуместной, нелепой на фоне общественных, социальных интересов своего времени. Но поэт никогда не изменял своему идеалу красоты. Каждая мелочь, деталь в природе прекрасна, потому что оно составляет наш мир, а он-то и есть истинный предмет поэзии.

Д.З. сочинение-миниатюра: «Чем интересна пейзажная лирика?», «Стихотворение, которое меня поразило».

Рабочие материалы для обучающихся

1.        Прочитайте стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье».

2.        Какие чувства и настроения это стихотворение у вас вызывает?

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря! ..

3.        Какие картины возникают при чтении стихотворения?

4.        Какова тема стихотворения?

5.        Какие средства языка помогают автору передать свое видение, свои чувства и настроение (грамматические, лексические, синтаксические)?

6.        Какие средства художественной выразительности использует автор?

7.        Каково ваше впечатление от прочитанного стихотворения?

В ходе такого глубокого анализа обучающиеся полностью проникают в глубокий смысл стихотворения, переживания лирического героя, словом, лирика становится для них более близкой и понятной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Анализ стихотворения А.А.Фета "Шёпот,робкое дыханье"

Построфный анализ стихотворения А.А.Фета "Шёпот, робкое дыханье"...

Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .

Урок русской  литературы  в 7 классе с применением  ИКТ.Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения  «Вечер», «Еще шумел веселый де...

Конспект урока по стихотворению А.А. Фета "Шёпот, робкое дыханье..."

Урок по творчеству А. А. Фета "Шепет, робкое дыханье..." поможет десятиклассникам познакомиться с импрессионизмом. Это художественное направление удивляет нас необычными образами, приемами, ...

Тема урока: «Поэзия родной природы»

урок по теме  поэзия  поэзия родной природы...

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Урок-настроение«Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»....