Сарычева Наталья Леонидовна

Сайт учителя биологии и экологии

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Экология, биология

Увлечения: Воспитание детей

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: р.п. Соколовый Саратовский район

Место работы: МОУ "СОШ р.п.Соколовый Саратовского р-на Саратовской обл."

Звание, ученая степень: Учитель высшей квалификационной категории

Навигация

Последние записи в блоге
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalia-sarych

"Здравствуйте, Наталья Леонидовна!"

Вот уже более 30 лет я слышу эти слова от своих подопечных.

Звонкие голоса сменились басами, смотреть на любимых

учеников приходится снизу вверх.

Неизменна только радость при встрече и искреннее желание общаться,

взаимно обогащая друг друга эмоциями, знаниями, опытом.

Вместе в походы, вместе в поездки, на соревнования и праздники.

На уборку территории и на уроки.

Педагогом, как известно, нужно родиться. Но этого мало.Важно сохранить

"детскость" в душе и неподдельный интерес к маленьким

радостям и горестям растущих детей. Думаю, мне это удалось...

Верю, что и многие годы спустя повзрослевшие ученики будут

приветствовать меня радостным: "Здравствуйте, Наталья Леонидовна!

Как у вас дела?"

О себе

 

«Моя педагогическая философия»

 

Все дети от природы талантливы. Справедливость этой мысли глубоко постигаешь, когда берешь пятый класс.

Есть у В.А. Сухомлинского хорошие слова, обращенные к учителю: «Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов – ничего не получится».

Особенно это относится к классному руководителю, который творит и живет школой и детьми большую часть своего времени. Ищет новое, участвует в творческом процессе каждого ребенка, когда радость и неудача пополам.

Задаешь себе вопрос: «Какой класс ты взял? Как они будут понимать тебя? Какими ты их воспитаешь?  Да, конечно, воспитывает все: на улице, в транспорте, магазинах – повсюду, а не только в школе и семье идет формирование личности, вырабатывается отношение к окружающим людям.

Но больше всего любой ребенок поддается влиянию личности классного руководителя, его щедрой, доброй души, примеру его жизни. Дети, воспитанные не с помощью одних нравоучений и нотаций, готовы к сочувствию, состраданию, отзывчивости, а в какой-то высший момент жизни – к подвигу.

Вот и хочется видеть своих ребят в будущем с высокой культурой чувств.

Конфликт ума и чувств – веяние времени, говорим мы, веяние нашего века. Но открываем Шекспира и с удивлением читаем: «Мой ум и сердце издавна в борьбе»

Выходит, это всегда было так. И может, хорошо, что ум и сердце в борьбе? Ум проверяется чувствами, чувства – рассудком.

Конечно, хорошо! Да только когда речь идет о детях, о воспитании, то про ум, знания, образование мы говорим чаще, заботимся об этом больше и забываем, что не может существовать на свете наука без искусства, так и ум без чувств не полон.

Ребята сейчас необычные, рано взрослеющие, много видящие, слышащие и знающие. У них значительно больше обнаружено чувств самостоятельности, собственного достоинства, независимости. Каждый из них «и жить торопится, и чувствовать спешит»

Воспитание чувств? Как к нему подступить, с чего начать? Такие думы одолевают, наверное, каждого классного руководителя.

Очень важные слова: культура чувств, красота, изящество, прекрасное, одухотворенность, идеал. Очень сильные слова: радость, гнев, ненависть, любовь. Кажутся они простыми и понятными, всю жизнь мы пользуемся этими словами в обиходе, не задумываясь, что они – выражение самых сложных качеств.

Каждому из нас хочется научить ребят любить человека, жизнь, воспитать в них чувство красоты, потребность соизмерять свои чувства с чувствами других. Конечно, каждому ребенку предстоит много передумать, оценить самому, пережить и радости и огорчения.

Если Сережа счастлив от того, что сделал Юре доброе дело, это во много раз важнее, чем рассуждения Алены о том, как важно поступить хорошо и быть доброй.

Есть хорошая традиция в литературе: выпускать для самых маленьких читателей книжки о зверях и птицах, о лесах и реках. Сказки, одушевляя природу и животных, учат добру, бескорыстию, щедрости. Ребенок подрастает, и непременным становится его общение с животными, птицами – домашними, прирученными, определяется его отношение и к дикой природе. Разумеется, вовсе не обязательно и не само собой доброта к «братьям нашим меньшим» перейдет после в доброту и внимание к людям, но черствость, жестокость и равнодушие часто имеют общие истоки. Уважение к природе, бережное отношение к лесу, реке, воздуху, которым мы дышим, одним лишь законодательством, даже самым разумным, не привьешь, если человек будет сердцем чувствовать природу.

Мне нравится, что дети моего класса с большим удовольствием идут в походы. Чтобы увидеть красоту не надо образования. Нужно любящее сердце. В свой первый поход мы пошли в сентябре. Тишину леса нарушили смехом. Наблюдали за осторожным перепархиванием птиц, нашли грибы подосиновики. Нет лучшего отдыха и наслаждения, чем быть в лесу. Набрали воды из «серебряного» источника. Как же обжигает губы эта холодная, чистая вода! И какая вкусная! Не зря она считается целебной!

Полюбовались мы и на озеро. Оно красиво осенью, когда на воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они густо устилают воду.

А какой же поход без картошки, испеченной в костре. И сами наелись, и мамам гостинец взяли. Пусть тоже почувствуют дым костра, прелесть леса.

Домой шли, еле передвигая от усталости ноги. Но какие счастливые!

В походе ребята получили большой урок нравственности. И как приятно было видеть, что наши мальчишки взяли у девочек сумки, несли их. Они понимали, что девочкам труднее, они устали больше.

Константин Георгиевич Паустовский сказал однажды, что коэффициент полезного действия человека весьма скромен. Он гораздо меньше, чем у паровоза. А у паровоза, если не ошибаюсь, семь процентов. Теперь представим себе, что нам удалось хотя бы чуть-чуть увеличить этот коэффициент. Ребенок станет чуть умнее, чуть энергичнее – и больше сумеет сделать. Есть ли реальные пути к этому? Думаю, что есть, если сумеем раскрыть задатки и способности личности.      

Мой взгляд на мир

Объективный

Моё портфолио

Учитель биологии высшей квалификационной категории.
Награждена значком "Почетный работник общего образования".

  Уроки характеризуются четкостью, продуманностью каждого этапа, особой атмосферой доброжелательности терпения и оптимизма.  Всегда в поиске более эффективных методов обучения. Активно применяю информационно-коммуникативные технологии: провожу медиа-уроки и видео-уроки. Осуществляю личностно-ориентнрованный подход в обучении, разработала и апробироваю серию нестандартных уроков по всем курсам биологии.
 В методической копилке уроки: ролевые и деловые игры, путешествия и викторины, диспуты и дискуссии, конференции. Организую исследовательскую работу по экологии: разработан план экологической тропы в поселке, что позволяет вовлечь учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Оформила кабинет экологии, где есть все необходимое для выполнения практической и теоретической части программ, а также для организации внеклассных мероприятий. Кабинет участвовал в областном конкурсе и занял 1 место.
 Руковожу школьным методическим объединением учителей биологии и экологии.

Добавить грамоту в портфолио